Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная задача защитников в закрывании пространства: анализ игровой ситуации.




Ориентировочная помощь для ведения правильных действий в закрывании пространства складывается из полной оценки следующих элементов:

  1. Где находится мяч.
  2. Где находятся игроки противника.
  3. Где находятся партнеры по команде.

Место игрока с мячом (пункт 1) взаимосвязано с положением противника; пункт 2. определяет возможное дальнейшее развитие игры.

Это схематически изображено на рисунке 103, где принимаются во внимание возможные направления игры W, X, Y и уровень опасности, которая может исходить от игрока с мячом.

Рис. 103.

 

Что касается пункта 3, т.е. определения позиций партнеров, то необходимо располагать точными данными. Это очень важно для того, чтобы понять смысл закрывания пространства в футболе. То, что делает один, должно стать делом всей команды, потому что дух игры заключен в совместной работе. В связи с этим, при закрывании пространства возникает, в качестве ответа на гипотетическую ситуацию, где определены пути положения игры противника, следующая цель: разработка плана совместных действий, которые ведут к созданию преимущества команды.

Условием для достижения этой цели является пластичность и взаимозаменяемость функций игроков, а по этой причине закрывание противника несовместимо с нашей концепцией.

 

4.2.1. – Активная и пассивная части.

В противоположность закрыванию противника, в закрывании пространства внимание обращается одновременно на два положения: на игрока с мячом и на игроков, стоящих в позициях помощи. При этом возникают, как мы увидим, совершенно различные тактические задачи.

 

4.2.2. – Закрывание игрока без мяча.

Закрывающий пространство обороняющийся игрок должен выучить, что построение игры противником воспринимается с оптической точки зрения, что помогает увидеть и перехватить передачу одного игрока противника другому.

Так на рисунке 104 защитник F занимает позицию, удобную для перехвата передачи, адресованной игроку В. Рис. 104.

 

 

Таким образом, это будет противоречить традиционной концепции, по которой защитник всегда должен занимать позицию между своими воротами и своим непосредственным противником.

Средством перехвата передачи является предугаданное закрывание с его градацией, состоящей из постановки цели на закрывание потенциальных адресатов передач.

Для более легкого усваивания разделим виды перехватов на:

Дальний перехват (рис. 105а). Защитник А находится в позиции примерно на середине траектории полета мяча между игроком с мячом и игроком В.

Ближний перехват (рис. 105в). Игрок А находится непосредственно перед адресатом передачи игроком В. Рис. 105а. Рис. 105в.

 
 

 

 


Ориентировка на перехват (рис. 105с). Защитник А становится ток, чтобы одна его нога (в данном случае правая) была ближе к игроку с мячом, чем ноги игрока противника, а левая нога была у ног игрока В для помощи.

Закрывание противника. На рисунке 106 представлена четвертая для действий в обороне. В этом случае игрок А закрывает находящегося в позиции помощи игрока В, находясь в позиции между своими воротами и игроком противника.

 

Рис. 105с. Рис. 106.

 


 

Обобщенно можно сказать, что закрывание защитника в закрывании пространства дает возможность атаки «в двух направлениях»: одно ориентировано на дальний перехват, а другое метит именно на закрывание противника.

Какие критерии определяют выбор альтернативы выхода из ситуации?

Как правило, их два:

1. Расстояние между игроком с мячом и игроком, стоящим в позиции помощи.

2. Место действия на поле.

Что касается пункта 1, то здесь действует правило: чем больше расстояние между игроком с мячом и игроком, стоящим в позиции помощи, тем быстрее сможет защитник перехватить передачу.

Это следует из рисунков 105а – в – с и 106. Из рисунка 107 тоже ясно, что это действительно так, потому что один защитник А закрывает сразу двух игроков противника (В и С), находящихся далеко от игрока с мячом. Такая возможность существует, потому что проведение дальних передач в любом случае делает возможным проведение перехвата. Это объясняет нам также и значение выражений «активная зона» и «пассивная зона». Последняя показана штрихами на рисунке 107 и соответствует оставленной свободной зоне14.

Спросите себя, что произойдет, если мяч пролетит мимо игрока А, как показано на рисунке 108, т.е. он специально будет так послан? В такой ситуации нужно заново организовывать закрывание пространства способами, которые будут описаны далее. А сейчас вспомним о том, что основной принцип будет действительным, потому что длинная передача дает защите время, чтобы успеть перестроиться. Ситуация, показанная на рисунке 108, не несет особой опасности для защиты, которая научена играть с закрыванием пространства. Рис. 107. Рис. 108.

 
 


14 И в этом случае речь идет о концепции, которую не следует воспринимать в буквальном смысле, т.е. каждая отдельная ситуация интерпретируется по-своему.

Противоречие описанным ситуациям возникает, если нападающий держит все под контролем вблизи игрока с мячом.

Возможность перехвата уменьшается до тех пор, пока будет применяться закрывание противника в прямом смысле слова (рис. 106).

Зона игры. Вторым решающим критерием для дальнего перехвата является место действия.

Это очевидно, что закрывание становится более плотным, чем ближе продвигается игра к своим воротам, и в результате доходит до закрывания противника. Дальний перехват рекомендуется проводить в зеленой зоне, потому что удачное проведение этого маневра дает шанс для взятия ворот противника. В центральных желтой и оранжевой зонах (можно без преувеличения сказать) тоже будет тактически правильно совершать перехваты, потому что в любом случае у игроков есть время и место для того, чтобы исправить ошибки, если таковые будут допущены. В красной зоне, напротив, необходимо действовать с особой осторожностью, где часто применяют «ориентировку на перехват» и закрывание противника15.

Кроме того, следует вспомнить о том, что можно применять концепции со стратегией применения положений вне игры.

При описании применения предугаданного закрывания спонтанно встает вопрос: «Что влечет за собой применение оборонительного перехвата?»

Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, касающийся построения игры, необходимо рассматривать эту проблему не с точки зрения отдельного игрока, а совместных действий всей команды. Вернемся к одному из примеров.

На рисунке 109 представлены 4 нападающих: А, В, С и игрок с мячом, все с соответствующими игроками противника F, Z, G и Н. Стрелка показывает нам направление в сторону ворот противника. Рис. 109.

 

15 Мы должны уточнить, что речь идет не о чисто закрывании противника, где задачей защитника является следовать постоянно за одним из нападающих. Мы имеем в виду закрывание противника, зависящее от ситуации, в которой какой-то игрок, выполняющий задачу по закрыванию пространства, закрыл игрока противника, стоящего в позиции помощи, на время, пока не завершится данная комбинация. Этим закрывающим игроком может быть как защитник, так и полузащитник или даже нападающий.

На рисунке 110 те же игроки А, В, С и игрок с мячом закрыты перехватчиками, в результате чего игроки F, H и G находятся в позициях, позволяющих провести перехват передачи, в то время как игрок Z атакует игрока с мячом, проводя закрывание противника. Такое, ориентированное на перехват, построение создает на поле ситуацию с преимуществом, которая, конечно же, может привести к удвоению закрывания игрока с мячом. К тому же у защищающейся команды появляются предпосылки для построения контратаки; особенно следует обратить внимание на игрока F, чья позиция при перехвате мяча очень удобна для этого.

Конечно, в представленной на рисунке 110 ситуации речь идет о фиктивном исходном положении, потому что, что касается позиций игроков Н и G, то следовало бы указать и игроков, находящихся за ними, чтобы понять положение, связанное с созданием положения вне игры.

В любом случае показанное в сравнении рисунков 109 и 110 преимущество создания ситуации с численным преимуществом при коллективном предугадывающем закрывании ставится в противоположность традиционной стратегии обороны.

Рис. 110.

 

4.2.3. – Поле зрения: занятие правильной позиции в фазе обороны.

Здесь речь идет о теме, на которую обращается большее внимание в таких видах спорта как баскетбол или волейбол.

В главе 2 мы рассматривали оптимальное поле зрения и пришли к выводу, что поле зрения с углом 120-130 градусов делает возможным оптимальное восприятие и при угле зрения 170-180 градусов тоже дает картинку, хотя уже и не совсем точную.

Теоретически на поле нужно было бы поле зрения с углом 360 градусов, поэтому нужно применять в игре стратегию «выборочного восприятия» информации. Ясно, что нет определенной «стандартной позиции», в которой выбор направления зрения зависит от игровой ситуации. В любом случае следует отличать стратегию наблюдения защитника за игроком с мячом, от стратегии защитника, наблюдающего за противником без мяча.

Впервые не возникает особых проблем, которые обычно есть с особой внимательностью за наблюдаемыми «целями»: игроком с мячом и игроками, стоящими в позициях помощи (рис. 111). (Должна быть воспринята такая информация, что в момент игры один на один все способности восприятия и внимания должны быть направлены на мяч). Куда же должен быть направлен взгляд игроков противника, стоящих в позиции помощи? Этот вопрос очень сложный, потому что нужно узнать их цели, по возможности быстрее проанализировать все возможности их действий и возможности по перехвату мяча, а также положение игроков противника и партнеров по команде. Эта информация, как показано на рисунке 112, находится в определенном «азимуте наблюдения», для которого необходим угол зрения 220 градусов, что выходит за пределы поля зрения человека. Поэтому необходимо ситуацию рассматривать поочередно, причем основной упор делать на наблюдение за игроком с мячом и важнейшими его партнерами, находящимися неподалеку от него (например, игрок А на рисунке 112). Потому что его позиция может подходить для траектории возможной передачи. Рис. 111. Рис. 112.

 
 

 

 


Во вторую очередь необходимо пытаться предвидеть возможности дальнейшего развития игры. Так игрок Z время от времени должен смотреть на игрока В. Хотим отметить, что игроки, находящиеся далеко от мяча, т.е. далеко от места действия на поле, очень часто не наблюдают за развитием игры, из-за своей лени. Так, например, как показано на рисунке 113а, игроки возвращаются в свою зону от ворот противника, даже не поворачиваясь и не смотря, куда вратарь выбьет мяч.

Такие действия ведут к опозданию в оценке ситуации и, как следствие, к поздней обработке данных по данной игровой ситуации.

На рисунке 113в, напротив, мы видим правильную позицию игроков: оба возвращающихся игрока, контролируют ситуацию, происходящую позади. Как было сказано выше, необходимо располагать такой стратегией по отбору данных, по которой игрок, благодаря лишь своему взгляду, смог бы оценить развитие игры. Таким образом, игрок, если ситуация потребует его вмешательства, уже будет к этому готов, потому что он владеет информацией по данной ситуации. От развитой у игрока способности к наблюдению, зависит и его психомоторное предвидение дальнейшего развития действий.

 

 

Рис. 113а. Рис. 113в.

 

 


Представим одно очень простое упражнение, которое очень эффективно для развития правильных стратегий наблюдения. Исходя из этого, можно варьировать, создавая различные тренировочные формы с похожей целенаправленностью.

Как представлено на рисунке 114, трое игроков стоят на одной линии. Игроки А и В партнеры, они бросают мяч руками (как при вбрасывании) игроку С. Рис. 114.

 

Когда игрок А бросает мяч, игрок С должен за время полета мяча повернуться назад и увидеть сколько пальцев ему показывает игрок В. Непосредственно после того, как он посмотрит на игрока В и увидит, что тот ему показал, он поворачивается назад к игроку А и принимает мяч, а вторым касанием он переводит мяч игроку В. Благодаря подобным упражнениям активизируется чувство времени и способность к видению игры непосредственно до завладения мячом.

 

4.2.4. – Закрывание игрока с мячом.

 

В этом случае имеет место направление закрывания противника.

Следует обратить внимание на то, что защитник должен занять такую позицию, которая гарантировала бы ему устойчивость. Это аспект, на который часто не обращается внимание.

На рисунке 115а защитник поставил свои ноги параллельно друг другу и перпендикулярно направлению движения мяча. Эта позиция делает возможной хорошую подвижность во фронтальной плоскости (влево и вправо), но неудобна для передвижений в сагиттальной плоскости (вперед и назад), так как движения будут вялыми.

Такой же ошибкой будет поставить ноги параллельно направлению движения игрока с мячом (рис. 115в). Равновесие, и вследствие чего возможность спринтовать в направлении, откуда движется игрок противника, будет затруднена, в то время как ускорение параллельно направлению движения игрока с мячом будет облегчено.

Каково же идеальное положение ног защитника по отношению к игроку с мячом? Такое как у боксера, где сохранение равновесия, которое гарантирует движение во всех направлениях, рационально и точно тренируется уже многие десятилетия.

 

 

Рис. 115а. SX.=влево, DX=вправо. Рис. 115в. AV.=противник; D.=защитник.

 


 

Защитник должен (как показано на рисунке 116) слегка расставить ноги и одну ногу поставить впереди другой. Таким образом, гарантируется достаточная подвижность в сагиттальной и фронтальной плоскостях по отношению к оси тела игрока.

Рис. 116. schwächere Seite = слабая сторона; stärkere Seite = сильная сторона.

 

При таком позиционировании возникают сильная (со стороны сдвинутой назад ноги) и слабая (со стороны выдвинутой вперед ноги) стороны.

Эти обозначения основываются на факте, что защитник (рис. 117), если будет обыгран с его слабой стороны, больше не будет в состоянии догнать своего противника. А с его сильной стороны (2) напротив, его положение ног позволяет ему тотчас же ускориться в направлении движения противника. Из этой концепции, затрагивающей биомеханические познания, можно вывести тактически правильные действия защитника по отношению к игроку с мячом. Тактические действия по сковыванию действий игрока с мячом и вынуждению его действовать в удобном для защиты направлении не являются инстинктивными: они должны зависеть от простых, но точных критериев. Рис. 117.

 

 

В соответствии с общими правилами будет тактически правильно, что направление движения игрока с мячом, как часто бывает (рис. 118а), не будет проходить по линии, пролегающей между ног защитника, а по линии, совпадающей с положением сдвинутой назад ноги защитника (рис. 118в). Таким образом, нужно сделать так, чтобы игрок с мячом двигался в направлении сильной стороны. Если защитник хочет с большой уверенностью хочет заставить игрока противника двигаться в каком-то определенном направлении (стратегически выгодном для защищающейся команды), он должен занять такую позицию, чтобы гипотетическое направление движения противника было в стороне за линией его сдвинутой назад ноги (рис. 118с).

Рис. 118а. Рис. 118в. Рис. 118с.

 
 

 

 


4.2.4.1. – Когда появляется нужный момент для проведения подката?

 

Ответим на этот вопрос крайне естественным, но необходимым примечанием.

В схватку один на один нужно вступать не слишком рано (защитника легко будет обыграть) и не слишком поздно, потому что у противника тогда будет достаточно пространства и времени для проведения задуманных им действий. Выбор нужного момента предполагает: быстроту в анализе ситуации, терпение и опыт.

Мы считаем необходимым, в таком случае, упомянуть об основополагающей концепции. В закрывании пространства опасность состоит в инстинктивном отступлении назад или в позднем вступлении в схватку один на один с противником, даже если ситуация (рассмотрим это в следующих главах, связанных с агрессивным прессингом) не будет требовать безотлагательного выдвижения на позицию противника. Это тактическая ошибка, потому что тогда возникает неуверенность в защите, противнику предоставляется пространство, и увеличивается опасность большого непонимания. Предполагается защита с закрыванием пространства нередко в тех случаях, когда противнику удается быстро строить игру, ведущую к взятию наших ворот. При совершении ошибок в закрывании пространства возможны проигрыши с большим счетом.

Причины заключаются в формах поведения эмоционального плана, которые влияют на стратегические действия. Для того чтобы понять эти психические механизмы, необходимо перенимать концепции других видов спорта, где эта тема освещается более серьезно.

В волейболе, например, игрок, принимающий мяч, должен быть в состоянии двигаться в любом направлении. Эта необходимость в исходном положении ставится в противоположность инстинктивному подыманию головы и туловища и связанного с этим смещения центра тяжести назад. Этот рефлекс связывается с боязнью получить мячом в лицо и влияет очень негативно, так как затрудняет движение вперед.

Другой пример представляет нам боксер-новичок, который перед тем как принять удар, закрывает глаза и немного подается вперед. Это, если у него нет возможности на раздумывания, единственный выход в его ситуации. Боксеры учатся для своего блага быстро, насколько это возможно, подавлять свои инстинкты, чтобы уметь действовать рационально. Для того чтобы это осуществить, необходимо быть одновременно храбрым и интеллигентным.

Точно такими же способностями должен обладать защитник в закрывании пространства. С методической точки зрения возникает вопрос: «Что является самым необходимым для выполнения на тренировках, чтобы снизить у футболистов тенденцию к позднему вступлению в схватку один на один с противником?»

Необходимо действовать в двух направлениях:

  1. Эти психологические процессы, мешающие разумной игре, необходимо объяснять при помощи просмотров и анализов игр, а также на практических примерах на поле.
  2. Давать такие упражнения, которые можно выполнить только в том случае, если преодолеть эти трудности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...