Место действия и тактические формы поведения команды.
Мы уже говорили о том, что важнейшим мотивом для коллективной игры является совместное выдвижение в направлении ворот противника. Наряду с этим существует концепция пространства, а точнее, пространственных зон, каждая из которых несет особое значение. Пространственные зоны в первую очередь следует понимать в отношениях связи риск – преимущества. Различают 4 основные зоны (рис. 41). Красная зона (повышенный уровень риска). В ней нужно производить уверенное создание положений помощи, которые делают возможной защиту. Рис. 41.
Целесообразнее занимать позиции помощи по диагонали с острого угла. Кроме того, необходимо с большой осторожностью проводить короткие вертикальные передачи, а также передачи с флангов в центр поля. Рискованно также проводить высокие или средние по высоте передачи, потому что их тяжело принимать. Следует избегать технической единоличности и творческого мастерства; например, дриблинг нужно проводить лишь в случаях полной уверенности, но стараться дриблинговать как можно меньше. Оранжевая зона. Игра должна быть простой и целенаправленной. Дриблинг проводить только в случаях, когда противник к этому не готов, потому что он в этот момент занимает позицию для помощи своему партнеру. Высокие передачи, как неизбежность, можно начать производить. Желтая зона. Принимается во внимание риск без неиспользуемых издержек. Это важная зона для прессинга, потому что таким образом у противника отбирается возможность организовать игру и одновременно с этим, если удастся завладеть мячом, неподготовленный противник будет застигнут врасплох. Зеленая зона. Здесь увеличивается введение творческих, инструктивных действий, имеющих первичную цель – озадачить противника. Исходя из этих причин, некоторые неиспользованные издержки достигаются в пределах определенной границы.
Следует обратить внимание на то, что вышесказанное не следует рассматривать как настоящие правила. Эти 4 зоны игрового поля лишь создают отправные точки для футболистов, при помощи которых они усвоят разумную и творческую стратегию игры.
2.2 – Построение игры и выигрывание пространства: основополагающие действия. Чтобы прорваться в зеленую зону, т.е. достичь выигрывания пространства, игроки явно должны втянуть в это и игроков противника. Какими же средствами они располагают? В основном двумя: передача и дриблинг. Мы придерживаемся точки зрения, и никто не будет в этом сомневаться, что пас является основополагающим действием в игре. В главе 1 мы рассматривали, что пас, если мы хотим рассматривать футбол как игру коллективную, не следует рассматривать как голую технику исполнения, а как ключевую фазу предшествующей ей деятельности, в которую входят: занятие позиции помощи и свободное передвижение.
2.2.1 – Позиция помощи: относящееся сюда тактическое содержимое. Она определяется как: передвижения, которые совершает на поле игрок, в зависимости от позиции игрока с мячом, для достижения цели команды. Качество позиции помощи будет выражаться в тактическом соответствии и своевременных перемещениях. Перемещения и тактическое соответствие предполагают тактическую возможность обоюдности, благодаря которой игрок в позиции помощи будет находиться в поле зрения игрока с мячом. Позиция помощи должна в любой игровой ситуации соответствовать следующим требованиям: в каком направлении? На каком расстоянии? К какому моменту времени? 1. Какое тактически правильное направление передачи задает игрок, стоящий в позиции помощи, игроку с мячом?
Как мы уже рассматривали, игрок, стоящий в позиции помощи, должен сделать первый шаг к проведению передачи, а не игрок с мячом. Прилагаем следующий пример. На рисунке 42 игрок неправильно выбирает позицию помощи, если он займет позицию А, потому что здесь игроки противника смогут легко с ним справиться. Когда действие происходит в зоне повышенного риска, нужно применять такие варианты действий, которые гарантируют защищенность и уверенность. Правильным вариантом в данной ситуации будет занятие позиции В, тогда вратарь сможет передать ему мяч. Так мы понимаем, что, касаемо направления передачи, между игроками должно быть полное взаимопонимание, и что в первую очередь это зависит от игрока без мяча. Рис. 42.
2. Правильно ли выбрана дистанция для положения помощи? Это тоже действие, которое производится по критериям преимущественной адаптации к ситуации. Оно зависит от контекста действий и тесно взаимосвязано с техническими способностями. Это не будет преимуществом, если игрок для позиции помощи займет такую позицию, которая будет требовать проведения очень точной передачи, а игрок с мячом не обладает такими техническими задатками. 3. Выбрать определенный промежуток времени? Это положение связано с перемещением игроков. Игрок, стоящий в позиции помощи должен на практике дважды столкнуться с выбором правильного временного промежутка и эти оба раза скоординировать. Первый – это когда противник атакует игрока с мячом, а игрок выбирает позицию для помощи; второй - непосредственно выбор определенного момента для действий. Если время для занятия позиции помощи выбрано правильно, то у игрока с мячом будет не менее двух возможностей: дриблинговать или делать передачу (рис. 43). Если позиция помощи (специально проведенное для этого перемещение) будет занята слишком поздно (рис. 44), то защитник противника D вступит в схватку один на один с игроком с мячом, и, вполне вероятно, что ему на помощь придет еще один партнер, и они будут проводить двойное закрывание игрока с мячом. В этой ситуации у игрока с мячом не будет альтернативы: ему остается дриблинговать (отдать пас назад). Предположим, что игрок наоборот слишком рано переместился на позицию помощи (рис. 45). В этом случае можно перейти к «разумному построению игры», но эффективность будет значительно ниже, чем при правильно выбранном моменте времени, потому что у противника будет время принять адекватные меры. Если мы сравним рисунки 43 и 45, то увидим, что в первом случае противник игрока А игрок F будет застигнут врасплох и на некоторое время потеряет шанс атаковать.
Вспомним о том, что игроку нужно лишь несколько секунд, чтобы из положения, когда он не готов к атаке, начать проводить многообещающую акцию. Рис. 43.
Рис. 44.Рис. 45.
Различие заключается в том, что у игрока F, как показано на рисунке 45, всегда есть возможность для нападения, и проведение акции становится более сложным, чем в предыдущем случае. Правильное занятие позиции помощи = неопределенность для противника. Теперь рассмотрим передачу с поля зрения обороняющегося противника. На рисунке 44 мы видели, что у игрока с мячом, если он хочет выиграть пространство, есть только одна возможность – обыграть противника. Последний, без сомнения понимает, что тот хочет предпринять. Поэтому он направит все свое внимание и энергию на то, чтобы не быть обыгранным. В случае, представленном на рисунке 43, наоборот, противник до последнего момента не знает о намерениях игрока с мячом. Это увеличивает неуверенность защитника, одновременно уменьшая возможность помешать игроку с мячом.
2.2.1.1. – Углы позиций помощи. Основных пять (рис. 46).
Мы исходили из следующих наблюдений, что в этих позициях уменьшается риск в действиях по отношению к защитникам противника. 1. Вертикальная позиция помощи делает возможным значительный выигрыш пространства в глубину поля (т.е. по вертикали). При этом не следует забывать о принципиальных неприятностях. Потенциальный выигрыш пространства часто является иллюзорным, потому что приходится делать очень рискованную передачу.
Рис. 46.
Как мы можем увидеть на рисунке 47, направление передачи является встречным направлению движения защитников противника, в то время как оно соответствует направлению движения одного нападающего (естественно исключен вариант, когда нападающие движутся в направлении своих ворот). Поэтому вертикальные передачи, направление которых совпадает с направлением движения игроков, занимающих позиции помощи, являются рискованными, но очень удобными для защиты противника (легко предугадать и подстроиться). Занятие позиций помощи такого вида в зонах повышенного риска (красной и оранжевой) очень опасно, а в желтой, и особенно зеленой зонах, даже может быть предпочтительным. 2. Позиции помощи по диагонали применяются чаще всего в командах, играющих по хорошим игровым системам. Они вызывают кое-какие проблемы с закрыванием, но одновременно с этим делают возможным выигрыш пространства. Занятие позиций помощи по диагонали, независимо от угла, является основополагающим передвижением в функционирующих на сегодняшний день игровых системах. 3. Горизонтальная позиция помощи, т.е. в стороне на одной линии с игроком с мячом применяется во всех ситуациях, где открывание игрока требует терпения. Она позволяет перевести игру на фланг, в случаях, когда противник сузил пространство игроку с мячом. Занятие позиции помощи сбоку на одной линии с игроком с мячом, можно также определить как перевод игры (смена фланга), что полезно проводить в оранжевой и желтой зонах, если для находящихся там игроков будет создано пространство. Занятие позиции помощи в стороне на одной линии с игроком с мячом дает возможность противнику, благодаря большой продолжительности полета мяча во время передачи, перехватить его, потому что это средство переведения мяча из центра поля на фланг в красной зоне. Подобные передачи в обратном направлении с фланга в центр поля проводить не рекомендуется (рис. 48). Рис. 47. Рис. 48.
4. и 5. Позиции помощи за игроком с мячом применяются в особых тактико-стратегических ситуациях, таких как, например, если было запланировано «вытянуть» противника из центра поля, что тоже является рискованным действием.
2.2.1.2. – Свободные перемещения: финты и свободные передвижения. Целью этих финтов является обход закрывающих игроков. Они служат для того, чтобы сбить с толку противника. Первым условием для того, чтобы финт получился удачным, это спровоцировать противника оставить свою позицию и выйти навстречу. Этого можно добиться проведением так называемых заманивающих движений, многообразных вариаций финтов; но защитники противника могут и разгадать этот замысел. Для того чтобы комбинация была успешной, нужно чтобы переход от заманивающего движения к самому обыгрыванию противника был молниеносным. Именно в этот момент, чтобы озадачить противника, нужно провести одновременно ускорение и смену направления движения.
Основными финтами при свободных перемещениях являются:
Обобщенно можно сказать, что тактика игрока без мяча строится из следующих фаз:
Рис. 49.
Очень важным является ответ на следующий вопрос: 2.2.1.3. – Кто должен занять позицию помощи? По этому поводу нет определенных правил. Поэтому мы ответим, что это зависит от развития игры, обработки данных на основе игровых ситуаций, как предусмотрено в концепции по закрыванию пространства. Рассмотрим пример на рисунке 50. Рис. 50.
В этой ситуации в заштрихованной зоне создано свободное пространство. На первый взгляд, можно было бы сказать, что это правильно, что игрок В выдвигается в эту свободную зону. Это было бы тактической ошибкой, потому что игрок В потянет за собой игрока противника G. Это значило бы, что команда, которая строит в данный момент атаку, сама помогла бы противнику в остановке этой атаки. Наилучшим решением в данной ситуации является занятие в свободной зоне игроком С, который является либеро, позиции помощи, а игрок В страховал бы его, закрывая видимость игроку G. Определим основные критерии для занятия позиции помощи:
2.2.1.4. – Подведем первые итоги. Что касается планирования тренировок и анализа игры, нужно, чтобы игроки были в состоянии экспериментировать с тематическим содержанием, касающимся занятия позиции помощи (это значит: распознавать, понимать, оценивать, обрабатывать и выполнять). Наши игроки должны быть воспитаны таким образом, чтобы они в игре без мяча могли ответить на вопросы как? Почему? Когда? Кому? Мы осознаем, что современный футбол, который опирается на развитие коллектива, нужно рассматривать и с точки зрения игры без мяча. Было бы бессмысленно представить, что команде навязывается на игру какая-то определенная система, в которой в полузащите играли бы только игроки с высокими техническими способностями, и в то же время со слабыми динамическими качествами и не принимающие во внимание занятие позиций помощи.
2.3. – Видение игры.
Речь идет об аргументе, который имеет значение особенно в игре без мяча, потому что в противоположность ему, что можно было бы и подумать, ставится способность видения игры игрока с мячом, но нужно видеть игру и до того, пока не завладел мячом.
2.3.1. – Поле зрения. В главе 3 (первой части) мы рассматривали, что зрительный сектор человека составляет 120 градусов, если речь идет о зрении обоими глазами, или 180 градусов с периферическим зрением (рис. 51). Вторая возможность достигается специфическими тренировками. «Куда должен быть направлен взгляд игрока в позиции помощи?» Теоретически ответ прост: в удобном направлении. В связи с этой проблематикой нужно различать ситуации, когда игрок находится в середине поля или на флангах. Рис. 51.
2.3.1.1. – На флангах. Учитывается то, что те, кто находится на флангах игрового поля, не должны иметь больших проблем. ³ Рис. 52.
Так как за этими игроками будет находиться линия поля, то им нужно «черпать» информацию только с одного направления (рис. 52). Основными данными являются игрок с мячом и противник, в зависимости от положения которых можно выбрать и занять удобную позицию помощи, которая соответствовала бы правильной форме свободных передвижений. Из этого следует, что при помощи поля зрения можно охватить оба критерия. Позиция игрока В, показанная на рисунке 52, правильная. ³ В этом случае мы применим условную форму, потому что практика учит нас, что из-за банальности концепции понятно, что любой игрок может это применить на практике. В противоположность этому, на рисунках 53 и 54 позиции этим же игроком выбраны неправильно. Рис. 53. Рис. 54.
На рисунке 53 игрок в позиции помощи не может охватить взглядом положение стратегически важного противника. В другом примере он проигнорировал положение игрока с мячом.
2.3.1.2. – В середине поля. В этой ситуации возникают настоящие проблемы с полем зрения. Практика требует считывания информации вокруг себя по углу 360 градусов, хотя человек максимально может охватить угол 180 градусов (рис. 55). Игрок должен в этом случае применять стратегию наблюдения, при помощи которой он всегда будет в состоянии контролировать пространство, охватывающее все 360 градусов. Рис. 55.
Особенно важным является взгляд непосредственно перед приемом мяча, когда необходимо окинуть взглядом направление, на котором находится противник, а также направление передачи (рис. 56). Рис. 56.
Это простое действие, но очень важное, поэтому его нужно учиться применять с самого начала занятий футболом в каждой подходящей ситуации. Это необходимо и игроку с мячом, у которого в современном футболе из-за постоянного прессинга все больше не хватает времени для: 1. восприятия → 2. наблюдения → 3. принятия решения → 4. проведения передачи. Ему нужно применить новую стратегию для того, чтобы: 1. наблюдать → 2. принимать решение → 3. воспринимать → 4. сделать передачу. Это действительно необходимо, постоянно оценивать ситуации, находя места, где удобнее проводить игру. На рисунке 57 игрока В, при приеме им мяча, сразу же начинает прессинговать игрок G, а он должен до получения мяча, но уже после того, как игрок с мячом сделал передачу, посмотреть на противоположную сторону, чтобы знать, где находится партнер по команде С и противник Н. Таким образом, когда он завладеет мячом, у него будет возможность сделать передачу игроку Е или перевести игру на игрока С.4 В противном случае игрок G будет его прессинговать, а он не будет контролировать позицию игрока С (он рискует потерять мяч).5 4 Перевести игру – это выражение, которое часто используется в футболе и означает переведение мяча на другой фланг, находящийся на противоположном направлении. На рисунке игрок получает мяч с правой стороны и переводит игру на левый фланг. 5 Игрок С находится вне поля его зрения. Он больше не будет в состоянии определить, находится ли игрок С в удобной позиции, потому что не сможет окинуть взглядом ту сторону пространства. Решением проблемы будет лишь такой шаг, что игрок В сможет сделать передачу только игроку Е. Рис. 57.
1а Первый взгляд на игровую ситуацию.
2а Второй взгляд на игровую ситуацию.
Мы предлагаем следующее упражнение для изучения этой стратегии наблюдения (рис. 58). Рис. 58.
Игрок S бросает руками мяч игроку В, который, в то время, пока мяч летит (но не раньше), должен посмотреть на игрока А и сказать, сколько пальцев тот показывает. Потом он должен остановить мяч, а вторым касанием перевести мяч игроку А. Потом игрок А начинает упражнение в противоположном направлении. Итак, мы достаточно осознаем, что игра без мяча является не только основой групповой тактики, но и, как мы рассмотрим в следующей главе, базой индивидуальной тактики.
2.4. – Тактические действия игрока с мячом.
Игрок с мячом должен подстраивать свои действия под реальность ситуации. Поэтому мы, не затягивая, хотим задать главный вопрос: «Когда игрок с мячом должен двигаться дальше, а когда должен сделать передачу?» Рассмотрим типичные примеры. 2.4.1. – Защитник противника находится далеко от игрока с мячом.
Из сказанного выше является неправильным,6 что игрок с мячом (как показано на рисунке 59А) делает передачу партнеру С, находящемуся в позиции помощи. Вариант, представленный на рисунке 59В, где игрок с мячом, рассматриваемый в пространственно-временной плоскости, выдвигается сначала навстречу противнику, а, приблизившись к нему, делает передачу партнеру (в футбольном обиходе это называется «подойти к противнику»), гораздо лучше. Это такой момент, когда игрок с мячом выбирает между передачей и дриблингом. Рис. 59А. Рис. 59В.
2.4.2. – Защитник противника стоит рядом с игроком, принимающим мяч (будущим игроком, владеющим мячом). В этом контексте игрок, принимающий мяч (игрок В на рис.60), ни в коем случае не имеет права останавливать мяч, потому что его противник G сконцентрирован на том, чтобы помешать возможному проведению дриблинга. По этой причине тактически правильным будет (за исключением случаев, когда мы находимся в штрафной площадке противника, где исключено проводить рискованные действия), если игрок, принимающий мяч, сразу же переведет его дальше. Это подразумевает, что игрок S заранее выдвинется вперед. 6Футбол – это игра, зависящая от ситуации, располагающая реальностью, которую дают ситуации, в которых правильно то, что является противоположным тому, о чем мы говорим. Вспомните о том, что мы не даем «рецептов» что и как делать. Наша цель – предложить методику анализа игры, которая от раза к разу (на поле) выводила бы нужные средства для понимания и решения игровых проблем.
2.4.3. – Защитник противника движется назад, чтобы выиграть время (рис. 61). Для игрока с мячом это особенно удобные обстоятельства, и он не должен колебаться; он движется на более высокой скорости за защитником, у которого будут проблемы с равновесием, если он захочет сделать подкат, изменяя направление своего движения. Создается такая ситуация, в которой у игрока с мячом есть преимущество, и он сможет легко обыграть противника. С этим же необходимо связать состояние игрока (или игроков) без мяча, которые позаботятся о создании состояния неуверенности у противника, вовремя и правильно заняв положение помощи. Рис. 60. Рис. 61.
2.4.4. – Кого должен «запеленговать» игрок с мячом? Часто у игрока с мячом нет возможности выбирать направление движения, и он не может выбирать себе того или иного соперника, потому что такова ситуация. В большинстве случаев, как считается, такие ситуации возникают в оранжевой и желтой зонах. Такое действие представляет собой отличный пример футбольной интеллигенции, если оно проводится продуктивно и умело для всей команды. При этом учитывается скорость, отличное взаимопонимание и чувство времени между игроком с мячом и игроком, стоящим в позиции помощи. Игрок с мячом (рис. 62) должен сначала выбрать одного противника из двух игроков (F или G), в чью сторону вести игру и куда двигаться; его партнер делает забегание в том же направлении, потому что там больше свободного пространства, т.е. нет больше игроков противника, и занимает там позицию помощи. Из рисунка 62 вытекает, что защитники F и G вводятся в заблуждение, и у них возникают проблемы с нахождением выхода из сложившейся ситуации. Они могут помешать друг другу в действиях. Нападающей команде удается в построении игры из ситуации 2 против 2 сделать ситуацию с перевесом в свою сторону 2 против 1. Не следует недооценивать силу построения таких ситуаций в игре. Так как это означает тактическое превосходство, то данная ситуация порождает у противника чувство неконкурентоспособности, что может привести к подавлению самоуважения. Логическим следствием этого будет сконцентрированная только на оборону игра противника. Это пример того, как тактика взаимосвязана с психикой. Рис. 62.
2.4.5. – Второй вариант. Может возникнуть ситуация, что в центре поля (заштрихованная зона на рисунке 63) в определенный момент возникнет много свободного места. Рис. 63.
В представленном здесь контексте игрок с мячом таким образом разрешает ситуацию: он целенаправленно движется с мячом в направлении игрока G. В этой стратегии игрок В занимает поддерживающую позицию. Игрок с мячом в этой стратегии, как и в предыдущем примере, сначала как бы выбирает между игроками F и G, чтобы их запутать, а потом движется в сторону игрока G (фаза 1). Одновременно с этим игрок В выдвигается, как задумано, по центру поля на позицию помощи (фаза 2), а (мы затронем нашу следующую тему) игрок S бежит, чтобы занять позицию для прикрытия сзади (фаза 3). Таким образом запутываются игроки противника и достигается цель, занятие игроком В позиции, опасной для противника. Если бы игрок В, видя что он открыт, не побежал вперед в стратегически правильно выбранную зону, а остался бы на месте, то противнику легче было бы справиться с закрыванием пространства. Игрок L последовал бы за игроком S, и тогда в этой зоне было бы численное равенство. Рис. 64.
2.4.6. – Перевести игру на другой фланг. Ответственность за это должен взять на себя игрок с мячом, если для этого есть необходимые предпосылки; необдуманное и необоснованное применение этого средства может привести к путанице. Переводить игру на противоположный фланг будет уместным, если проведение действий на этом фланге тормозится из-за скопления здесь большого количества игроков (рис. 65). Кроме того, игроки противника так организовались в этой зоне, что здесь невозможно создать пространство для игры. Также в этом случае необходимо, чтобы один из игроков, находящихся сзади, как показанный в нашем примере игрок В, включается в игру в этой зоне. Было бы ошибкой, чтобы в свободную зону выдвинулся бы кто-нибудь из игроков атаки, потому что за ним выдвинулся бы защитник противника G, и тогда свободное пространство уже не было бы свободным. Понятно, что при выдвижении игрока В, останется открытым очень опасный участок поля, поэтому полузащитник L, как показано на рисунках 65 и 66, сдвигается на позицию центрального защитника, чтобы сзади подстраховать игрока В. Рис. 65.
Остальные игроки, занимающие позиции помощи, должны как можно быстрее выдвинуться в новую зону действий, чтобы им можно было делать передачи (рис. 66). Рис. 66.
2.5. – Оценка траекторий полета мяча и связанные с ней тактические решения. Различают фронтальные и боковые траектории полета. Первые труднее оценить, чем вторые, потому что они требуют дифференцированного восприятия расстояния. Поэтому, исходя из психологических основ и функционирования зрения, труднее оценить траекторию полета, показанную на рисунке 67А, чем показанную на рисунке 67В. С этим связан тот факт, что если рассматривается ситуация (рис. 68), где сложившееся положение представляет для партнера по команде, находящегося в позиции помощи, боковой вид, а для противника фронтальный, то в такой ситуации рекомендуется провести высокую передачу. Это предоставит игроку, стоящему в позиции помощи, возможность предугадать действия противника. В этом примере проведение низкой передачи не сделает возможным преимущество в восприятии. Рис. 67. Рис. 68.
2.5.1. – Подкручивание. Подкручивание мяча не преследует эстетических целей, а должно направить его навстречу движению партнера (рис. 69). Не имеет смысла постоянно подавать угловые или пробивать свободные удары с подкручиванием в направлении движущихся вперед партнеров (рис. 70). В таком случае преимущество будет у защитников, и особенно у вратаря противника. В некоторых же ситуациях наоборот необходимо применение подкручивания в позиции, удобной для противника, так как это необходимо для продолжения комбинации. Но следует обратить внимание на то, что (как показано на рисунке 71)игрок с мячом в данной ситуации должен произвести удар с подкручиванием по траектории 1, а не по траектории 2, чтобы игрок противника В не смог перехватить мяч. Рис. 69. Рис. 70.
Рис. 71.
Некоторые «специалисты» считают, что вопрос подкручивания является второстепенным. Мы же хотим попросить вас задуматься, что при некотором положении вещей при проведении удара с подкручиванием траектория полета мяча может изменяться на несколько дециметров, а то и метров, как происходит очень часто (рис. 72). Рис. 72.
Такое пространственное преимущество означает, что все проигранные схватки один на один (с проведенным пасом с подкруткой вместо прямого паса) могли быть выиграны. Попытайтесь повысить эффективность игры при помощи проведения передач с подкручиванием, тогда вы поймете, насколько большое значение они имеют. Конечно, в игре есть такие ситуации, когда из-за нехватки времени нужно сделать так, чтобы мяч двигался кратчайшим путем. Кроме того, у игроков есть определенные технические лимиты, которые негативно сказываются, например, при игре недоминирующей ногой.7 7 Правая для левши и левая для правши.
2.5.2 – Высокая или низкая передача?
Это уже другая тема, где между собой переплетаются технические и тактические вопросы. В некоторых случаях проведение низкой передачи является преимуществом, потому что мяч легче контролировать (останавливать). Мяч катится быстрее и делает возможным получателю передачи лучшее видение поля. Но у такого типа передачи есть большой недостаток, её легко перехватить.8 Высокая передача обладает противоположными преимуществами и недостатками. Она подходит командам с высоким техническим уровнем, но чрезмерное применение её во время тренировочного процесса не рекомендуется, потому что игрок, получающий такие передачи, станет склонным к игнорированию свободных перемещений. 8 Это негативное явление выявлено в ходе многочисленных тренировок, но оно имеет дидактическую ценность, потому что заставляет игроков, стоящих в позиции помощи, постоянно пытаться правильно передвигаться, чтобы этого не случилось.
Глава 3. Построение игры.
Прочитав заголовок, на первый взгляд может показаться, что мы сейчас займемся темой, которая затрагивает сложные 9 тактические механизмы и заготовленные схематические игровые ситуации. А мы напротив займемся простыми передвижениями игроков в позиции помощи, которые в своей совокупности более или менее преднамеренны и показывают, что представляет собой игра без мяча. Это можно сравнить с подводной частью айсберга: она очень важна, но её нелегко увидеть. На него указывает надводная часть, но в сравнении с подводной, от которой она зависит, она даже несравнима. По этому же принципу игра с мячом зависит от игры без мяча, так же, как и от временной последовательности и объема работы (не нужно забывать о том, что временное соотношение, как мы уже говорили, составляет 2 минуты к 88 минутам).
3.1. – Создание свободного пространства. Сохранить владение мячом и достичь возможности развития игры – это лишь подцели, в которых нудно принимать во внимание противника. Для этого необходимо обходить закрытые противником зоны и избегать занятия противником свободных зон. Как?
3.1.1. – Создание свободного пространства как первичная цель. Это действие проявляется как практический инструмент для тактических анализов. Преднамеренное создание свободного пространства соответствует простой позиции помощи. У неё одна цель, которая достигается благодаря перемещениям, без постановки отдельных целей. На рисунке 73 игрок А, стоящий в позиции помощи, создал в указанной части поля свободное пространство. В этом случае нужно немедленно использовать его позицию помощи, пока противник не предпринял адекватных мер. 9 Мы считаем, что простые вещи более эффективные. Это ясно, что много простых вещей в совокупности создают огромную «конструкцию», которая действует в комплексе. Очень важно проводить комбинацию в правильно выбранный промежуток времени, чтобы она прошла ещё до возникновения ответной реакции (имеется в виду скорость исполнения). 10 Рис. 73.
3.1.2 – Создание свободного пространства как вторичная цель. А здесь начинается самое интересное! Предположим, что команды, которые это делают, показывают, что, в общем, называется играть в аккуратный футбол. Они сознательно и запланировано используют вышеописанные свободные передвижения как вторичную цель. Речь идет о действиях, которые обозначены высоким уровнем совместной работы, на котором строится реальная тактико-стратегическая подготовка. Это «тактическое понимание» футбола объединяется в едином девизе: «один возвращается назад, а второй выдвигается вперед», что касается игры без мяча, то так должно происходить развитие игры. В содержательном плане создаются две позиции помощи друг за другом, которые могут в различной форме быть применены. Рис. 74. Первичная цель.
10 Об этом мы подробно говорили в предыдущей главе.
Первая позиция помощи – это хитрость, целью которой является склонить противника (рис. 74) к освобождению определенной зоны поля (заштрихованная зона на рис. 75). Эта зона будет тут же, неожиданно для противника, занята (игрок В на рис. 75). Можно сделать вывод, что создание свободного пространства, как вторичной цели, является общей целью в прямом смысле, где необходима совместная работа как минимум трех игроков, у которых должна быть одна установка, как в совместной рыбалке; причем один индивидуум заманивает рыбу в сеть, а другие заботятся о том, чтобы этот противник уже ничего не смог в данной ситуации сделать. Рис. 75. Вторичная цель.
Добавим еще, что первую позицию помощи (рис. 74) следует занимать по определенному же
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|