Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение слова как единица анализа речевого мышления




Л.С. Выготский предлагает анализ, расчленяющий сложное единство речевого мышления на единицы. Такой единицей является знавчение слова.

Значение слова – это такое далее не разложимое единство обоих процессов (мышления и речи), о котором нельзя сказать, что оно представляет собой только феномен речи или только феномен мышления; это одновременно речевой и интелектуальный феомен; это единство слова и мысли.

ü С одной стороны, это необходимый конституирующий признак самого слова (слово без значения, лишь пустой звук); это само слово рассматривающее его с внутренней стороны.(Т.о. это феномен речи)

ü С другой (психологической) стороны, значение слова это есть нечто иное, как обобщение или понятие. Обобщение, образование понятий есть самый специфический, подлинный и несомненный акт мысли. (Т.о. это феномен мышления)

 

Л.С. Выготский сделал важнейшее открытие, что значения слов развиваются.

Ранее существовало мнение, что зачение слова константно. В старой психологии считали, что связь между мыслью и словом есть чисто ассоциативная и все развитие сводилось к изменению ассоциаций между словами и отдельными предметами.Далее на смену этому принципу ассоциаций приходит принцип структуры (додумались гештальтисты), здесь отношение между мыслью и словом как простая аналогия, т.е. слово входит в структуру вещи и приобретает известное функциональное значение.

Выготский считает эти терии не состоятельными, т.к.:

1) они не схватывают самого главного в природе слова: обобщения, как своеобразного способа отражения дейсвительности в сознании

2) они не рассматривают слова и его значение вне развития

На самом деле значение слова неконстантно, оно изменяется в ходе развития ребенка, оно изменяется при различных способах функционирования мысли.

Раз изменяется значение слова, значит изменяется и отношения мысли к слову. Для понимания этого, необходимо выяснить функциональную роль словестного значения в акте мышления.

Отношение мысли к слову есть процесс, движение от мысли к слову и обратно – от слова к мысли.Течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов.

В речи различаются два плана:

ü внутренняя, смысловая, семантическая сторона речи

ü внешняя, звучащая, фазическая

Ребенок, овладевая внешней стороной речи, идет от частей к целому: от слов к фразам, затем к предложениям. В то же время, первое слово ребенка есть целая фраза – односложное предложение.

Таким образом, развитие семантической и фазической сторон речи идет в противоположных направлениях и именно благодаря этому образует сложное единство.

Речь не представляет простого отражения мысли (мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется).

Сложный процесс перехода от значений к звукам развивается, образуя одну из основных линий в совершенствовании речевого мышления.

Первоначально у ребенка словесные формы и значения не осознанны (слово и его звуковое строение воспринимаются как свойство данной вещи).

Семантический план речи есть только начальный и первый из всех ее внутренних планов, за ним раскрывается план внутренней речи.

Внутренняя речь - есть особый вид речевой деятельности, это речь для себя, из этого вытекают ее структурные особенности (непонятность для другого, сокращенность).

Внешняя речь есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация и объективация. Внутренняя – обратный по направлению процесс, идущий извне внутрь, процесс «испарения» речи в мысль.

Долгое время не было адекватного способа исследования внутренней речи.

Выготский ставит в центр исследованияи соотношение внутренней и эгоцентрической речи.

Эгоцентрическая речь ребенка по своему родству с внутренней речью представляет из себя внешний по проявлениям, но внутренний по своей психологической природе процесс, развивающийся по направлению к внутренней речи. Именно поэтому эгоцентрическая речь представляет собой удобную модель для изучения внутренней речи.

Основные особенности семантики внутренней речи заключаются в преобладании смысла слова над его значением.

Смысл слова – совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову, это динамическое образование.

Значение – устойчивое образование, более узкое по сравнению со смыслом, т.к. не учитывает контекст.

Между смыслом и словом отношения гораздо более независимы, чем между словом и его значением. Слова могут менять свой смысл.

Во внешней речи мы идем от значения слова к его смыслу, во внутренней речи смысл преобладает над значением.

Опыты показывают, что словесные значение во внутренней речи являются всегда идиомами, непереводимыми на язык внешней речи. Они индивидуальны и понятны только в плане внутренней речи.

Процесс перехода от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах. Именно потому, что мысль не совпадает не только со словом, но и со значением слов, в которых она выражается, путь от мысли к слову лежит через значение, прямой путь невозможен.

В нашей речи всегда есть скрытый подтекст. Мысль не только внешне опосредуется знаками, но и внутренне опосредуется значениями. Дело в том, что непосредственное общение сознаний невозможно не только физически, но и психологически. Путь к общению лежит через опосредование мысли сперва значениями, затем словами, мысль никогда не равна прямому значению слов.

Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, за мыслью стоят аффективная и волевая тенденции. Действительное понимание чужой мысли возможно только тогда, когда мы уясняем ее аффективную и волевую подоплеку.

 

Речевое мышление – это сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаруживается как движение, проходящее через целый ряд внутренних планов: от мотива к мысли – к опосредованию ее во внутреннем слове – в значениях внешних слов – и, наконец, в словах.

Ассоциативная психология представляла себе отношение мысли и слова как внешнюю связь двух явлений. Структурная психология представляла эту связь как структурную, не видя ее специфики. Бихевиористы считали, что мышление «есть речь минус звук». Вюрцбургская школа развивала представление о полной независимости мысли от слова.

Выготский считает, что отношение мысли к слову есть живой процесс рождения мысли в слове. Связь мысли со словом возникает в развитии и сама развивается.

Сама проблема соотношения мышления и речи является частью более общей проблемы соотношения слова и сознания. Если язык есть практическое, существующее для других людей, а, следовательно, и для меня самого сознание, то не одна мысль, но все сознание в целом связано в своем развитии с развитием слова.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...