Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи




Итак, основные подходы:

Бихевиоризм, ассоцианизм, когнитивная психология, психоанализ, Вюрцбурская школа, культурно-исторический подход, деятельностный.

§ Ассоцианизм. Связь между словом и значением – простая ассоциативная связь, устанавливающаяся благодаря многократному совпадению в сознании восприятий слова и вещи, обозначаемой данным словом. Речевое м. у зрелого развитого человека с этой т.з. – непрерывное линейное движение в одной плоскости по ассоциативным путям от слова к его значения и от значения к слову. Отношение между мыслью и словом – внешняя связь двух явлений.

§ Вюрцбурская школа. Разделение речи и м. Мысль – чисто духовный акт. Связь между словом и значением по-прежнему рассматривалась как простая ассоциация. Слово – внешнее выражение мысли. О. Зельц – пришел к выводу, что продуктивное м. человека тождественно с интеллектуальными операциями шимпанзе, т.е. слово не внесло никаких изменений в природу мысли. Ах – признавал наряду с ассоциативными тенденциями детерминирующие тенденции в процессе образования понятий. Отождествлял понятие и значение слова. Раз возникшее значение остается неизменным и постоянным. Полная независимость мысли от слова + Бергсон.

§ Современная структурная ψ. Разрыв между м. и речью сохранился. Отношение между мыслью и словом – простая аналогия (приведение того и другого к общему структурному знаменателю). Слово входит в стр-ру вещи и приобретает функциональное значение. Связь между словом и значением представляется как структурная. Слово есть вещь, объединенная с другими вещами по общим структурным законам объединения вещей. Структурная связь между мыслью и словом неспецифична, в одном ряду с любой другой связью;

§ Гештальтпсихология. 2 линии:

1) исследование сложной интеллектуальной Д. животных (Келер), проведение параллели с интеллектом человека. Т.е. появление речи не поменяло ничего в жизни человека. Ага-реакция – осознание и переживание (а-ля инсайт…);

2) Дункер. Исследование содержаний сознания. Метод – рассуждение вслух. Мышление=речь. Ввел задачи (до этого были задания). М. – акт переструктурирования ситуации. Механизм переструктурирования – инсайт. Инсайт берется из гештальта. То, что не свойственно предмету, но свойственно ситуации.

§ Бихевиоризм. Понимание мышления и речи: мысль есть речь минус звук.

§ Пиаже: пользуется понятием интеллект, а не М. М. как прогрессирующая обратимость мобильных психических структур. Интеллект – состояние равновесия, к которому тяготеют все адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, а также все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой. Когда речь идет о М. Пиаже имеет в виду трактовку м. вюрцбургской школой.

От древности и до настоящего времени проблема о связях мысли со словом разрешалась двумя путями:

- отождествление мысли и слова;

- разрыв между ними.

Если мысль и слово совпадают, то отношений между ними быть не может.

Второе решение также неприемлемо, т.к. мысль и слово изучаются отдельно друг от друга, а связь между ними представляется как чисто внешняя, механическая.

Существует несколько подходов к изучению соотношения мышления и речи, мысли и слова.

1. Разложение сложных психологических целых на элементы (можно сравнить с химическим анализом воды, разложением ее на атомы Н² О)

Признаком такого анализа явл., что получаемые продукты, чужеродные по отношению к анализируемому целому – элементы не содержат свойств, присущих целому.

В результате такого анализа, само слово, представляющее сабой живое единство звука и значения и содержащее в себе все основные свойства, присущие речевому мышлениб в целом, оказалось раздробленным на две части между которыми затем исследователи пытались установить ассоциативную связь.

 

2. Разложение сложных психологических целых на единицы, т.е. такие минимальные их составляющие, которые еще сохраняют в себе св-ва целого. Только такой анализ считается правомерным.

Л.С. Выготский предлагает анализ, расчленяющий сложное единство речевого мышления на единицы. Такой единицей является знавчение слова.

Значение слова – это такое далее не разложимое единство обоих процессов (мышления и речи), о котором нельзя сказать, что оно представляет собой только феномен речи или только феномен мышления; это одновременно речевой и интелектуальный феомен; это единство слова и мысли.

ü С одной стороны, это необходимый конституирующий признак самого слова (слово без значения, лишь пустой звук); это само слово рассматривающее его с внутренней стороны.(Т.о. это феномен речи)

ü С другой (психологической) стороны, значение слова это есть нечто иное, как обобщение или понятие. Обобщение, образование понятий есть самый специфический, подлинный и несомненный акт мысли. (Т.о. это феномен мышления)

Первоначальная функция речи – коммуникативная, общение же необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения. Обобщение – вторая основная функция речи. Человеческое мышление отражает действительность обобщенно. Исходя из этого, предлагается рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации. Только такой подход дает возможность «каузально – генетического анализа мышления и речи».

 

Речевое мышление – это сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаруживается как движение, проходящее через целый ряд внутренних планов: от мотива к мысли – к опосредованию ее во внутреннем слове – в значениях внешних слов – и, наконец, в словах.

Ассоциативная психология представляла себе отношение мысли и слова как внешнюю связь двух явлений, в принципе совершенно аналогичную возникающей при парном заучивании ассоциативной связи между двумя бессмысленными словами.

Структурная психология представляла эту связь как структурную, не видя ее специфики, она оставила неизменным постулат о неспецифичности этой связи, поместив ее в один ряд с любой другой структурной связью, возникающей между двумя предметами, например между палкой и бананом в опытах с шимпандзе.

Бихевиористы считали, что мышление «есть речь минус звук».

Вюрцбургская школа и А Бергсон развивали представление о полной независимости мысли от слова. «Мысль изреченная – есть ложь» - это назв. рассказа Тютчева можно приравнять к формуле этого подхода.

Выготский считает, что отношение мысли к слову есть живой процесс рождения мысли в слове. Связь мысли со словом возникает в развитии и сама развивается.

Сама проблема соотношения мышления и речи является частью более общей проблемы соотношения слова и сознания. Если язык есть практическое, существующее для других людей, а, следовательно, и для меня самого сознание, то не одна мысль, но все сознание в целом связано в своем развитии с развитием слова.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...