Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мышление и знание. Роль прошлого опыта в решении задачи.




Опыты Дункера, Майера, Секея.

Дункер: как из проблемной ситуации возникает решение? S àM à P

M – получается в данной ситуации, а не содержится в опыте. Чтобы решить задачу субъект должен проникнуть в конфликтные условия ситуации. Задача решается путем перегештальтирования наличной ситуации. В прошлом опыте нет готовых решений. Их нужно синтезировать заново в каждой конкретной ситуации. Примеры задач:

1) Опухоль в здоровых клетках х-луч против опухоли.

2) Шарик падает и отскакивает; определить площадь деформации.

Вывод: опыт вреден и неактуален.

Майер: Группе студентов перед решением задачи давалась 12-тиминутная лекция, содержащая общие инструкции и указания. В течении часа экспериментальная и контрольная группы решали задачу. В результате: Экспериментальная группа – 49% правильных решений, контрольная – 37%.

Тестировали способность студентов к умозаключениям до и после лекции; результаты подобны.

Вывод: результаты обоих экспериментов показывают,что когда испытуемые осторожно инструктируются остерегаться привычных и устойчивых направлений в своей деятельности, но быть внимательными к новым точкам зрения, наблюдается значительно улучшение их способности к умозаключению, проявляемое в увеличении числа правильных ответов.

Секей: задача: чашы весов уравновешены, на чашах разнородные предметы. Необходимо вывести чаши из равновесия ничего, не добавляя и не убирая. Решение: зажечь свечу, которая есть на одной из чаш.

Бывают разные виды функциональной фиксированности:

1) «общезначенческая»

2) ситуативная

 

Условия и факторы, влияющие на успешное решение задачи

Ситуационные факторы

1. Модель стимула, которую представляет собою задача, может способствовать или препятствовать ее решению. Гештальтпсихологии, изучавшие влияние характера стимула на перцептивную организацию, старались показать, что процесс решения задач аналогичен перцептивному процессу. Например, пространственное расположение элементов может способствовать или препятствовать решению задачи, также как оно способствует или препятствует перцептивной организации.

2. Временная организации и установка. Элементы задачи представлены нам не только в пространстве, но и во времени. Одни части проблемной ситуации предшествуют другой.

Одним из основных эффектом временной организации материала является эффект установки. В эксперименте Лачинса было выяснено, что решение определенного числа задач одним способом побуждает испытуемого использовать тот же способ для решения последующих задач, даже если этот способ становится неэффективным. Некоторые исследователи считают этот эффект данью той стратегии решения задач, которая обычно бывает эффективной. Другие исследователи относят этот эффект к тенденции решающего задачу действовать все более и более автоматически.

Существует целый ряд попыток научить испытуемых преодолевать нежелательные умственные установки. Известный практический совет: оставить задачу на некоторое время и затем посмотреть на нее «свежим взглядом».

3. Эмоциональные и мотивационные состояния. Проблемная ситуация может вызвать у решающего задачу различные эмоциональные и мотивационные состояния. Эти состояния могут влиять на эффективность решения задач. Интеллектуальные способности, как правило, страдают от неудач, что доказано многочисленными опытами. Но есть данные о том, что успех также может ухудшать решение творческих задач (Левит)

Т.о. когда интенсивность мотивации решающего задачу увеличивается, то эффективность его работы тоже увеличивается, но до определенных границ. После этого любое повышение мотивации приведет к снижению эффективности решения. Точка «оптимальной» интенсивности мотивации будет сильно варьировать от одного человека к другому. Эти вариации зависят, в частности, от личностных характеристик человека.

Личностные факторы

Люди различаются по степени восприимчивости к ситуационным влияниям, возникающим при решении задач. Эти индивидуальные различия отражают взаимодействие ситуационных детерминант процесса решения с такими устойчивыми характеристиками, как его знания, интеллект, личностные черты.

1. Знания. Между знаниями и творчеством существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, чем больше знаний получил человек в прошлом, тем более разнообразны его подходы к решению новых задач. С другой стороны, знания могут ограничивать нас, приучать к использованию традиционных, стереотипных значений объекта. В этом смысле чем меньше знаний человек получил в прошлом, тем легче ему найти необычную, оригинальную идею решения, чему существует множество подтверждений.

Важное значение для решения задач имеет степень готовности знаний к их применению. Одно из подтверждений – исследование Саугстада и Раахейма. Испытуемые – 95 школьников старших классов. Задание: используя предметы, лежащие на столе, пересыпать шарики из стакана в контейнер, не заходя за черную линию. Перед выполнением задания испытуемых просили перечислить возможные способы применения предметов, предъявленных в эксперименте. Чтобы решить задачу, нужно актуализировать два «необычных» значения. Испытуемые разделились по мере успешности описания и выполнения задания.

Интеллект – это относительно стабильная способность человека, которую он использует в основном с постоянной интенсивность в каждой новой ситуации решения задач. Экспериментальные исследования отношения интеллекта к решению задач нужны для определения специфических функций интеллекта в процессе решения задач.

У людей с низким интеллектом обнаруживается высокая восприимчивость к эффекту установки.

Также было много исследований, направленных на изучение зависимости успешности решения задач от коэффициента интеллекта. Было выяснено, что дети с высоким IQ демонстрируют лучшее умение проверять свои пробные гипотезы и в итоге отвергают неверные гипотезы. Дети с нормальным интеллектом, напротив, рассматривают несколько гипотез и продвигаются в решении постепенно.

2. Личность. Личностные факторы, связанные с решением задач весьма разнообразны. Исследования показывают, что людей, хорошо решающих задачи, отличают такие характеристики, как гибкость, инициатива и уверенность.

Существуют убедительные доказательства, что тенденция приспосабливаться к социальному давлению связана с малой продуктивностью решения зада. Накамура установил, что конформные студенты решают задачи гораздо хуже тех, кто независим в своих суждениях.

Умение сдерживать свои движения связано с высокой эффективностью в решении перцептивных задач.

Помимо изучения влияния различных личностных черт на процесс решения задач, можно исследовать личностные характеристики людей, ярко проявляющих творческие способности. Для таких групп людей установлено, что они не обязательно обладают значительными интеллектуальными преимуществами (хотя их интеллектуальный уровень достаточно высок). Самым поразительным оказалось то, что в них смешиваются подлинная личностная зрелость и некоторые «детские» черты. Так по некоторым данным творческий человек склонен к самоуверенности, доминированию в своих отношениях с другими. Он редко считается с мнениями других и не ждет одобрения своей работы. Его склонность к нонконформизму и независимость в суждениях доходят иногда до стремления к нешаблонности. Он открыт опыту и бывает крайне резок и критичен к своим и чужим недостаткам. Т.о. сущность творческого человека заключается в том, что он способен сочетать в себе удивление, воображение и честность ребенка с познавательными навыками зрелого и реалистичного взрослого.

 

Детерминанты или факторы:

- Ситуативные. Действуют лишь при решении задачи.

- Личностные, постоянные.

o Специфические

o Неспецифические

Детерминанты мыслительной деятельности

  НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
СИТУАТИВНЫЕ Как правило, эти детерминанты связаны с мотивационной динамикой и отношением к задаче. Чрезмерная мотивация (по закону Йеркса-Додсона) разрушает процесс мыслительной деятельности Различные способы предъявления испытуемому условий задачи: провокация нахождения/маскировки оптимального решения, формирование соответствующей установки на решение (напр., с помощью подсказки)
ЛИЧНОСТНЫЕ Мотивация достижения, инициативность, самостоятельность (крайний случай – нонконформизм), стремление к доминированию и т.д. Ориентация субъекта на предметное содержание деятельности, а не на свое состояние в ходе ее выполнения Наличие знаний (напр., профессия), интеллектуальных способностей и личностных черт. Пр.: тревожность, конформность и т.д.

Березанская: личностные факторы, участвующие в регуляции мышления:

1. ценности (ради чего стоит мыслить).

2. интеллектуальное «Я»

3. мотивация:

· сила мотива – закон Йеркса-Додсона.

· 2 типа мотивации в мышлении, по Маслоу: мотивация защиты (потребность в безопасности) и мотивация самоактуализации. О типе мотивации можно судить по результатам мышления. Характеристики мышления, обусловленного защитой: попытка установить порядок в мире, упрощение мира, стереотипы и т.п. Характеристики мышления, обусловленного самоактуализацией: усложнение картины мира, процесс развитие, движет вперед мышление человечества.

4. когнитивный стиль (его характеристики: гибкость-ригидность, импульсивность-рефлексивность, аналитичность-синтетичность, полезависимость-поленезависимость, склонность к риску-осторожность и т.п.)

эмоции (регулируют возникновение, направленность мышления, существуют интеллектуальные эмоции (Васильев): методы регистрации эмоций: ЭЭГ, ЭКГ, КГР.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...