Особенности договорных отношений.
Если поставщика и характеристики объекта выбирает арендатор, арендодатель не отвечает за упущения поставщика и недостатки объекта. Если выбирает арендодатель – то отвечает. Не будучи стороной договора купли-продажи, арендатор может предъявлять претензии поставщику, как будто он является покупателем. В результате договора купли-продажи у арендодателя возникают риски покупателя и собственника: · случайной гибели и повреждения объекта; · проблема гарантийного обслуживания; · необходимость от своего имени предъявлять претензии продавцу; · капитальный ремонт и т.д. Стремление в договоре лизинга максимум рисков и проблем переложить на арендатора. Срок лизинга обычно определяется сроком амортизации арендованного оборудования, после чего оно никому не нужно и продается в металлолом в пользу арендодателя. Если срок лизинга короче, то возможны варианты: 1) продление лизинга; 2) возврат объекта; 3) выкуп объекта по остаточной стоимости; 4) продажа третьему лицу и передача выручки арендодателю.
Лизинговые платежи. Регулярные лизинговые платежи должны возместить арендодателю: 1) первоначальную стоимость объекта; 2) проценты по кредиту, если он прибегал к займу; 3) затраты на привлечение гарантий; 4) налоги (если они есть); 5) затраты на капитальный ремонт; 6) страхование. Пункты 3, 5 и 6 могут быть возложены на арендатора непосредственно, а не через лизинговые платежи. Помимо возмещения издержек арендодателя, сделка должна приносить ему определенную прибыль. Платежи деньгами или векселями (сразу серия векселей на весь срок) это удобно, т.к. возникает безусловное, независимое ни от каких последующих событий обязательство арендатора платить, и арендодатель легко может переуступать векселя.
Досрочное прекращение договора. Договор может быть прекращен практически только по вине арендатора, т.к. арендодатель никаких длящихся обязательств по договору не несет. В общем случае при досрочном прекращении договора арендатор должен до конца оплачивать лизинговые платежи, а если предполагался возврат объекта – то и выплатить его остаточную стоимость. При случайной гибели объекта – аналогично, но с учетом условий страхования и страховых выплат. Есть довольно много вариаций и разновидностей финансового лизинга.
Франчайзинг в международной торговле. Предмет договора. По договору франчайзинга одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за вознаграждение на определенный срок «деловой комплекс», в который входят как охраноспособные составляющие (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, лицензии и т.д.), так и неохраноспособные (деловой опыт, ноу-хау и т.д.), а также коммерческую информацию, технологии и прочее для занятия франчайзи предпринимательской деятельностью, аналогичной деятельности франчайзера. 10.2. Международных конвенций нет, регулируется национальными законодательствами и рекомендациями «Международной франшизной ассоциации». В РФ регулируется ГК. Глава 54 «Коммерческая концессия» Ст.1027-1040. Вполне соответствует мировой практике франчайзинга, отличается только терминология: термину франчайзинг соответствует название коммерческая концессия; франчайзер – правообладатель; франчайзи – пользователь.
Смысл договора. Для франчайзера это очень эффективный способ освоения новых (в первую очередь – зарубежных) рынков. Эффективнее, чем через посредников, т.к. франчайзи действует в своих интересах, на свой риск, следовательно – активнее, чем агенты или служащие.
Для франчайзи – возможность начать и вести новый бизнес под «именем» хорошо известного в данном секторе мирового рынка лица. Франчайзером может быть (с хорошим результатом) только всемирно известная фирма (в США 43% розничной торговли, в Австралии 90% сети быстрого питания).
Основные обязанности сторон. Франчайзер должен: · обучать франчайзи; · постоянно предоставлять информацию по использованию «делового комплекса; · консультации и маркетинг; · поставка материалов, сырья и образцов. Франчайзи должен: · уплачивать вознаграждение; · соблюдать требования по качеству товаров и обслуживания клиентов (Потребитель ориентируется на товарную марку и рассматривает франчайзера и франчайзи как одно лицо, поэтому плохая работа франчайзи подрывает авторитет франчайзера на рынке.); · соблюдать согласованный график развития (расширение сбытовой сети); · соблюдать конфиденциальность в части предоставляемой коммерческой информации.
Эксклюзивность и конкуренция. Франчайзер обязуется не иметь другого франчайзи на данной территории и самому не составлять конкуренции. Франчайзи обязуется не иметь договоров с другими франчайзерами. Много внимания в договоре уделено тому, чтобы франчайзи не составлял конкуренции франчайзеру (франчайзи – самостоятельная фирма!). Это выражается в ряде ограничений и запретов для франчайзи по договору. Некоторые подобные ограничения запрещены законом, в т.ч. и ГК РФ, в частности: - установление цен (или их min/max) франчайзером; - ограничения в продажах или обслуживании отдельных категорий потребителей. Договорные ограничения конкуренции могут вступить в противоречие с антимонопольными законами и быть признаны ничтожными.
Оплата договора. Может быть: - фиксированная разовая сумма; - фиксированная периодическая оплата (роялти); - отчисления от выручки или иные формы.
11. Структура и содержание договора международной купли-продажи (запродажного контракта)
Как и любой договор, запродажный контракт состоит из следующих частей: - преамбула; - предмет договора; - существенные условия договора; - прочие условия договора; - заключительная часть.
В преамбуле приводятся точные юридические имена сторон, под которыми они зарегистрированы в государственных реестрах, их правовое положение (ООО, АО и т.д.) место и роль каждой стороны в договоре: «продавец» и «покупатель», «поставщик» и «заказчик» и т.д. В РФ принято в начале договора, до преамбулы, обозначить место заключения договора (в левой части первого листа) и дату заключения (в правой части), а также – присваивать договору унифицированный кодовый номер. Предметом запродажного контракта может быть материальная вещь (товар), заказ на строительство какого-либо объекта в будущем или определенные нематериальные объекты (лицензии и т.п.).[1] Предмет контракта должен быть: - определенным; - возможным, т.е. объективно исполнимым; - законным, не противоречащим нормам права. Название товара должно быть обозначено в контракте максимально точно и в соответствии с таможенной номенклатурой страны-импортера. Кроме наименования товара, в предмете договора может приводится его количество и базис поставки «Инкотермз». Например: «Продавец продал, а Покупатель купил на условиях CIF Лондон 10000 т катодной меди». Согласно ГК РФ предмет договора является единственным его существенным условием, т.е. договор формально может считаться заключенным, если стороны согласовали только его предмет. Однако, по требованию любой из сторон, вступающих в переговоры, любое условие будущего договора может быть признано существенным и требовать взаимного согласования. Обычно, во внешнеторговом контракте признаются существенными и согласовываются следующие условия: 1) Количество товара. Может быть полностью согласовано в предмете договора или внесено в отдельное условие. Необходимо установить: - систему единиц измерения товара; - общее количество товара по контракту; - порядок определения фактического количества. В торговле различными товарами применяются разные единицы измерения: - Весовые, в метрической или англо-американской системах. - Объемные, в т.ч. – не метрические (галлон, бушель, баррель), единицы.
- Штучные. Как в единицах самого товара (автомобили, оборудование и инструменты, живой скот), так и в единицах упаковки (мешок кофе, кипа хлопка, бутыль ртути и т.д.) Возможны и другие единицы измерения. Если используется весовая система мер, надо определить какой вес имеется в виду: «Брутто» - общая масса груза, внутренней (потребительской) упаковки и внешней упаковки – тары. «Полубрутто» - масса товара без транспортной тары. «Полунетто» - масса товара в потребительской упаковки. «Нетто» - масса самого товара безо всякой упаковки. Когда масса тары незначительна по сравнению с массой товара, а ее стоимость близка к стоимости самого товара (например, кипы хлопка, обшитые х/б тканью и перетянутые таким же шнуром), применяется понятие «брутто за нетто», т.е., фактически, масса «брутто» принимается как масса «нетто». Общее количество товара по контракту во многих случаях может быть определено точно и однозначно, но при продаже массовых, сырьевых товаров такое точное определение количества товара в контракте затруднено и даже не целесообразно с точки зрения полного использования грузоподъемности и вместимости транспортных средств.. поэтому, количество таких грузов по контракту устанавливается с некоторым допустимым отклонением, которое называется «опцион по количеству» или «марджин». Допустимое отклонение может выражаться термином «около», иногда это является обычаем мировой торговли. Например: по зерну около означает ± 5 %, по лесу - ± 10 %, по кофе - ± 3 % и т.д. В других случаях марджин устанавливается в контракте точными пределами. Фактическое количество груза в интересах продавца определять как «отгруженное», т.е. указанное в транспортных документах (ж/д накладных, коносаментах и т.д.). Но может быть согласовано условие, при котором фактическое количество товара устанавливается после его доставки взвешиванием или пересчетом. В этом случае желательно установить, на чей счет относится естественная убыль товара. 2) Качество товара в зависимости от его характерных особенностей и обычаев торговли может определяться в контракте одним из следующих способов:
3) Цена товара и сумма договора. Цена устанавливается на согласованную единицу товара, суммой договора называется общая стоимость проданной партии товара.
Если контрактом предусмотрены допустимые отклонения в качестве (сортности) товара, цена устанавливается на базовый сорт со скидками или надбавками за качество (сортность). Контрактом могут быть предусмотрены специальные скидки с цены: весовые (на естественную убыль, за неизбежные примеси, за трудноудалимые из тары остатки); и ценовые (за оплату наличными, при оптовых покупках, бонус покупателю). Любая контрактная цена товара безусловно зависит от базиса контракта (цена CIF, цена FOB и т.д.), но она никогда не является простой арифметической суммой фактических издержек продавца по тому или иному базису.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|