Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правило второе: сказанное об одних качествах Аллаха можно отнести к другим Его качествам.




Это значит, что если мы признаем или отрицаем одни божественные качества, опираясь на некоторые доводы, то эти же самые доводы можно отнести ко всем остальным качествам Аллаха. Это правило используется в беседах с теми, кто верит в одни божественные качества, отрицая при этом другие. Если человек верит в такие качества Аллаха, как жизнь, знание, мощь, слух или зрение, и признает их истинными, но вместе с тем препирается относительно таких качеств, как любовь, удовлетворение, гнев, принимая их в переносном смысле, то ему следует сказать: «Между тем, что ты признаешь, и тем, что ты отрицаешь, фактически нет никакой разницы. Сказанное об одних из этих качеств в полной мере можно отнести ко всем остальным. Если ты признаешь, что Аллах живет и обладает знанием, мощью, слухом и зрением, и если это не считается уподоблением Аллаха творениям, которые обладают такими же качествами, то ты должен признать, что Аллах любит, остается довольным и гневается, как Он сообщил нам об этом, и что в этом нет уподобления Его творениям. В противном же случае ты будешь противоречить сам себе».

Правило третье: имена и качества Аллаха не подлежат обсуждению.

Имена и качества Аллаха не подлежат обсуждению, и человеческий разум не в состоянии определить их. Поэтому мы обязаны довольствоваться тем, что сообщается по этому поводу в Коране и Сунне, ничего не прибавляя к этому и ничего не убавляя от этого. Разум не способен постичь, какие имена и качества соответствуют величию Аллаху, и поэтому мы должны ограничиваться священными текстами. Всевышний сказал: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (аль-Исра, 36). Этого принципа придерживались выдающиеся мусульманские богословы. Имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Характеризовать Аллаха можно только качествами, которыми Аллах описал Себя и которыми Его описал посланник Аллаха. Нельзя выходить за рамки Корана и хадисов». Ученые люди отмечали, что узнать какую-либо вещь настолько хорошо, чтобы можно было ее описать, можно тремя путями. Для этого необходимо либо увидеть ее, либо увидеть нечто подобное ей, либо услышать описание того, кто знает о ней. Наше знание о Господе, Его именах и качествах ограничивается этим третьим путем, и поэтому мы можем узнать о Его качествах только от тех, кому они известны. Но никто не может знать об Аллахе лучше, чем Сам Аллах и Его посланники, которым Он внушал откровение и которых Он обучал. Следовательно, при изучении имен и качеств Аллаха обязательно строго придерживаться откровения. Мы не видели нашего Господа при жизни в этом мире, чтобы описать Его самостоятельно, и нет Ему подобных среди творений Его, чтобы мы могли описать Его их качествами. Пречист наш Господь, и превыше Он всего этого!

Четвертое правило: все имена Аллаха прекрасны.

Все имена Аллаха прекрасны, то есть совершенны по своей красоте. Всевышний сказал: «У Аллаха – самые прек­расные имена» (аль-А’раф, 180). Объясняется же это тем, что они указывают на самое прекрасное и самое славное из существ – Великого и Могучего Аллаха, а также тем, что они включают в себя совершенные качества, недостатки в которых нельзя ни предположить, ни допустить.

Приведем пример. Живой (Аль-Хейй) – это одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха, подразумевающее самую совершенную форму жизни, которой не предшествовало небытие и за которой не последует исчезновение. Жизнь в свою очередь требует наличия других качеств совершенства, таких как знание, мощь, слух, зрение и т.п.

Вот еще один пример. Знающий (Аль-Алим) – тоже одно из имен Всевышнего Аллаха, подразумевающее совершенное знание, которому не предшествовало невежество и которое не сменится забывчивостью. Всевышний сказал: «Знание об этом – у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не предает забвению» (Та ха, 52). Это – безграничное всеобъемлющее знание обо всякой вещи в общем и в частности, включающее знание о Его божественных деяниях и деяниях Его творений. Всевышний по этому поводу сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (Гафир, 19).

Красота и совершенство имен Всевышнего Аллаха выражаются в каждом из них в отдельности, а также при сочетании этих имен. Таким образом, благодаря сочетанию двух божественных имен возникает еще более прекрасное совершенство.

В качестве примера можно привести имя Могущественный, Мудрый (Аль-Азиз аль-Хаким). Всевышний Аллах часто сочетает эти два имени в Коране. Каждое из них указывает на одно конкретное проявление совершенства: могущество Могущественного и мудрость Мудрого. Сочетание же этих имен указывает на другую форму совершенства, которая выражается в том, что могущество Всевышнего Аллаха сопряжено с мудростью. Его могущество не приводит к деспотизму и несправедливости, как это часто бывает у некоторых могущественных творений. Известно ведь, что могущество иногда подталкивает к греху, побуждает поступать несправедливо, деспотично. С другой стороны, власть и мудрость Всевышнего сопряжены с совершенным могуществом, в отличие от власти и мудрости творений, которые могут быть поражены унижением. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Завершая эту главу, мы укажем на ту пользу, которую мусульмане извлекают из этой важной основы, из веры в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей ни в господстве, ни в поклонении, ни в обладании божественными именами и качествами.

Вот некоторые из плодов этой веры:

Благодаря ей раб обретает счастье как в этом мире, так и в Последней жизни. Более того, счастье в обоих мирах целиком и полностью зависит от веры в Аллаха, и тем счастливее человек, чем сильнее его вера в Господа, Его имена и качества, Его божественность.

Вера в Господа с Его именами и качествами – это величайший из факторов, заставляющих бояться Аллаха, опасаться Его и повиноваться Ему, и чем лучше раб знает своего Господа, тем ближе он оказывается к Нему, тем больше он боится Его, тем усерднее он поклоняется Ему, тем дальше он держится от ослушания и неповиновения Ему.

Благодаря этому раб достигает душевного спокойствия и умиротворения, чувствует себя в безопасности и следует прямым путем как в этом мире, так и в Последней жизни. Всевышний сказал: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (ар-Ра’д, 28).

От веры в Аллаха и ее правильности зависит награда в Последней жизни. Если раб верил в Аллаха и выполнял требования этой веры, то он зарабатывает награду в Последней жизни и попадает в Рай, ширина которого равна небу и земле, в котором есть то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа. Наряду с этим он спасается от Ада и ужасных мучений в нем. Но самое главное, он заслуживает довольство Пречистого Господа, Который уже никогда не разгневается на него, и в День воскресения он сможет наслаждаться взором на Его прекрасный Лик, не опасаясь несчастья, которое может навредить, или искушения, которое может ввести в заблуждение.

Вера в Аллаха является тем фактором, который определяет правильность деяний и способствует тому, что Аллах принимает их. Если она отсутствует, то деяния не принимаются и возвращаются человеку, какими бы многочисленными и всевозможными они ни были. Всевышний сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (аль-Маида, 5).

Он также сказал: «А если кто возлюбит Пос­леднюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (аль-Исра, 19).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...