Ар-равдат ан-надийя. С. 22; Шарх аль-'акыдат аль-васатыйя. С. 21.э
Ну'айм ибн Хаммад, шейх аль-Бухари, сказал: «Кто уподобляет Аллаха Его творениям, тот неверующий, и кто отказывается верить в те описания, которые дал Себе Аллах или которые дал Ему Посланник, тот неверующий. В том, что касается описаний, данных Всевышним Самому Себе, или же тех, которые дал Ему Его Посланник, недопустимо уподобление» Итхаф аль-каинат. С. 6; Мулла 'Али аль-Кари. Шарх. С. 15. Это положение обязывает каждого совершеннолетнего и разумного мусульманина верить в Имена и Атрибуты Всевышнего, Которые упомянуты в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника. Причём понимать их он должен в соответствии с их значением в арабском языке, то есть в прямом, очевидном смысле. Мусульманин не имеет права отрицать их полностью или частично или искажать их истинный, очевидный смысл посредством различных толкований. Что же касается третьего положения, то оно обязывает каждого совершеннолетнего и разумного раба Всевышнего верить в Имена и Атрибуты Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне, не спрашивая при этом об их истинной сущности, не пытаясь докопаться до их истинного смысла. Это потому, что знание истинной сути определённого качества возможно лишь в том случае, если мы знаем в точности, что представляет собой сущность, которой это качество присуще. Ведь качество не всегда одинаково — даже при одинаковом названии оно может иметь различную природу и выражение в зависимости от объекта, которому оно присуще. А когда речь идёт о Сущности Аллаха, мы не спрашиваем: «каким образом?», ибо она для нас — тайна, и нам не дано знать, что она представляет собой на самом деле. Точно так же и Атрибуты Аллаха — мы не задаём вопрос: «каким образом?» и не пытаемся постичь или представить себе это.
(Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты. Манхадж ва дирасат ли-аят аль- асма' ва ас-сыфат. С. 25; Ар-равдат ан-надийя. С. 23, 28.). От многих из наших праведных предшественников передаётся, что они, отвечая на вопрос о том, как именно возвысился Всевышний Аллах над Троном, говорили: «Возвышение известно, каким образом — неизвестно, вера в него обязательна, а вопрос о нём — нововведение» Ар-равдат ан-надийя. С. 29. То есть наши праведные предшественники были согласны в том, что мы не можем постичь истинный смысл этого, а вопрос об этом — нововведение. И если кто-то спросит нас: «Как нисходит наш Господь к нижнему небу?» — мы скажем в ответ: «А каков Он Сам?» Этот человек скажет: «Я не знаю Его истинной сущности». Тогда мы скажем ему: «Точно так же мы не знаем того, как именно нисходит Он к нижнему небу». И это вполне естественно, ведь, чтобы понять и постичь определённое качество, необходимо понять и постичь сущность объекта, которому данное качество присуще, ибо качество следует за сущностью и зависит от неё. Так как же ты спрашиваешь нас о том, каким образом Всевышний Аллах слышит, видит и говорит, а также о Его возвышении над Троном и нисхождении к нижнему небу, если ты не можешь постичь Его Сущность, и она для тебя — тайна? Если ты признаёшь, что Аллах - реальность, и что Он обладает совершенными Качествами, и Он не подобен никому и ничему, то ведь Его Слух, Зрение и Речь, а также Его Нисхождение и Возвышение — это тоже реальность, и они — совершенны, а значит, не подобны слуху, зрению, словам, нисхождению и возвышению творений. Ар-равдат ан-надийя. С. 34. Поэтому мусульманин должен избегать следующих действий, которые нарушают таухид Божественности: уподобления (ташбих), искажения (тахриф), отрицания (та'тылъ) иопределения (такйиф). Ташбих — уподобление качества Творца одноимённым качествам творений. Например, христиане уподобляют Всевышнему Аллаху 'Ису (Иисуса), иудеи — 'Узейра (Ездру), а язычники — своих идолов. Сюда же относится уподобление некоторыми группами людей Лика Аллаха ликам творений, Его слуха — слуху творений, и так далее. Абду-ль-Азиз Мухаммад ас-Сальман. Аль-ас'иля ва аль-аджвиба.
С. 31; Ар-равдат ан-надийя. С. 35. Тахриф — подмена и искажение Имени или Атрибута Аллаха, при котором добавляется или отнимается буква либо изменяется порядок букв, составляющих данное слово, изменяется огласовка в арабском слове или же искажается его смысл (некоторые приверженцы нововведений назвали это «та'виль» — интерпретация). «Та'виль» — это искажение подлинного (языкового) значения слова или фразы. Например, некоторые исказили смысл Слов Всевышнего: «А Аллах говорил с Мусой разговором», превратив их путём изменения огласовки в такую фразу: «А Муса говорил с Аллахом разговором». Они сделали это из желания доказать, что среди качеств Аллаха нет способности говорить: то есть Муса говорил с Аллахом, а не Аллах говорил с Мусой. Та'тыль — отрицание Божественных Атрибутов и неверие в то, что Аллаху изначально присущи эти качества. Так, например, отрицанием Его Имён и Атрибутов отвергается Совершенство Аллаха, а отказом от поклонения Ему отрицается зависимость от Него (то есть то, что Он — Господь. — Ред.). Ещё один пример — когда о Его творениях говорят, что они не были сотворены Им, а существуют изначально, то есть отрицается то, что Аллах — Создатель. Такйиф — определение истинной сущности Имён и Атрибутов Всевышнего и рассуждение о том, как именно происходит нечто, связанное с Аллахом, или что именно представляют собой Его Имена и Атрибуты. Такой подход к Именам и Атрибутам Аллаха — то есть вера в те Имена и Атрибуты, которые упомянуты в Коране и Сунне, без уподобления, искажения и попыток проникнуть в их истинную сущность — это подход наших праведных предшественников из числа сподвижников, заставшего их поколения и их последователей. Аш-Шаукани сказал: «Мазхаб наших праведных предшественников из числа сподвижников (да будет доволен ими Аллах), поколения, заставшего их, и последующих поколений — это принятие Атрибутов Всевышнего без искажения, необоснованных, произвольных толкований, уподобления и отрицания, к которым в большинстве случаев приводят эти бездоказательные толкования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|