Аль-ас'иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 44.
Что же касается числа Имён Всевышнего Аллаха, то в хадисе говорится о том, что их девяносто девять. Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, у Аллаха девяносто девять Имён, сотня без одного. Кто сочтёт их, войдёт в Рай. Поистине, Он — Один и любит Нечётное» Фатх Аль-Бари. Т. 5. С. 372; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5. Однако учёные согласны в том, что слова Посланника Аллаха «девяносто девять Имён» не означают, что их всего девяносто девять. Это всего лишь указание на то, что у Аллаха есть эти Имена, и кто сочтёт их, войдёт в Рай, однако это вовсе не предполагает, что у Него нет других Имён. Цель данного хадиса — сообщить верующим о том, что того, кто сочтёт эти Имена, ждёт Рай, а не о том, что у Аллаха всего девяносто девять Имён. Аль-Байхакы. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 6; аль-Муртада аль-Ямани. Исар Аль-Хакк 'аля аль-хальк. С. 169; Фатх Аль-Бари. Т. 11. С. 183; аль-Касими. Ат-тафсир. Т. 7. С. 2911; Шарх аль-'акыдат ат-тахавийя. С. 110; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5. Вот хадис, указывающий на то, что у Аллаха есть и другие Имена, о которых Он не сообщил нам, и которые относятся к области сокрытого от нас. Посланник Аллаха сказал: «Если мусульманином овладеет беспокойство и грусть, и он скажет: «О Аллах, поистине, я — раб Твой, и сын раба Твоего, и сын рабы Твоей! Я подвластен Тебе, то, что случилось со мной, — решено Тобой, а то, что Ты предопределил для меня, — справедливо. Молю Тебя каждым из Имён Твоих, которым Ты Сам назвал Себя или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-то из Своих творений, или оставил его сокрытым от всех, кроме Себя Самого, — сделай Коран весной моего сердца, светом моей груди, развей им печаль мою и успокой им меня!" — Аллах непременно устранит его грусть и беспокойство и заменит их ему радостью». Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Стоит ли нам заучить эти слова наизусть?» Он сказал: «Конечно. Тому, кто слышал их, следует заучить их наизусть»
Исар Аль-Хакк. С. 170; Аль-асма'ва ас-сыфат. С. 6-7; Шарх аль-'акы- дат ат-тахавийя. С. 110. Что же касается слова «сочтёт» в предыдущем хадисе, то оно означает «узнает» заучит, поймёт эти Имена, а также уверует в них. Кроме того, человек должен делать то, к чему побуждают или обязывают эти Имена, и не выходить за установленные ими границы в своём взаимодействии с Всевышним Аллахом. Мусульманин должен упоминать их при обращении к Аллаху с мольбой. Иными словами, смысл этого хадиса таков: кто запомнит эти Имена, размышляя над тем, на что они указывают, извлекая для себя урок из заключённого в них смысла, поступая согласно тому, что они предполагают, и признавая при этом абсолютное совершенство Того, Кто обладает этими Именами, — тот войдёт в Рай. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 6; Аль-ас'иля ва аль-аджвиба. С. 45; Фатх Аль-Бари. Т. 13. С. 322; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5-6. Доказательства единственности Имён и Атрибутов Таких доказательств множество в Благородном Коране и достоверной Сунне. Более того, нет такой суры в Коране, в которой не было бы этих доказательств. Они есть на каждой странице Корана. В нём постоянно упоминаются Имена и Атрибуты Всевышнего, причём в самых разных темах — там, где говорится о Единобожии, поклонении, нормах Шариата, там, где содержатся повеления и запреты Всевышнего, Его благие обещания и угрозы, а также разные поучительные истории, притчи и примеры. В связи с этим приведём здесь суру, которая считается самой объемлющей в теме Имён и Атрибутов Всевышнего, а также величайший аят в Коране. Что касается суры, то это сура «Аль-Ихляс», которая равняется трети Корана, как сказал избранный Пророк Всевышнего. Аль-Бухари передает в своём «Сахихе» от Абу Са'ида аль-Худри, что один человек услышал, как другой читает суру:
«Скажи: Он — Аллах Единственный...», повторяя её. Утром он пришёл к Посланнику Аллаха и рассказал ему об этом, причём было видно, что он посчитал это чтение слишком малым и незначительным, и Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, эта сура соответствует трети Корана». Абу Са'ид также передаёт, что Пророк сказал своим сподвижникам: «Может ли кто-нибудь из вас прочитывать каждую ночь треть Корана?» Им показалось, что это очень трудно, и они сказали: «Кто же способен на это, о Посланник Аллаха?» Тогда он сказал: «Сура: "...Он — Аллах Единственный, Аллах Самодостаточный..." соответствует трети Корана». Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 49. Хадисов о достоинствах этой суры очень много. Зад аль-ма'ад. Т. 1. С. 82. Всевышний Аллах говорит: «Скажи: "Он — Аллах Единственный, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему"» (112:1-4). Эта великая сура содержит утверждение о том, что совершенен только Аллах, что Он лишён каких-либо недостатков. Всевышний Аллах сообщил нам в этой суре о том, что Он — Аллах Единственный, Самодостаточный, и о том, что Он не рождал и не был рождён, и нет никого равного и подобного Ему. «Единственный» означает, что нет никого равного или подобного Ему. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 21; Шарх аль-фикх аль-акбар. С. 14. Это Имя Всевышнего указывает на то, что нет никого, кто, подобно Аллаху, обладал бы такими же совершенными Качествами или Атрибутами. А «Самодостаточный» означает 'Господин, к которому обращаются во всех делах, Тот, к Кому прибегают в беде и к Кому обращаются в нужде. Фатх Аль-Бари. Т. 8. С. 601; Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 58; Шарх аль- фикх аль-акбар. С. 14. Это Имя указывает на то, что Один лишь Аллах достоин того, чтобы обращаться к Нему в нужде и просить Его о чём-то. И оттого, что некоторые люди впадают в заблуждение и вводят в него других, обращаясь к творениям вместо Творца, ничего не меняется. Поскольку Аллах — Творец всего, и Он управляет и распоряжается всем сотворённым, и кроме Него нет ни творца, ни распорядителя, то обращаться к кому-то или чему-то помимо Него — откровенная глупость и невежество, потому что всё в Его Руках. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 58. И если Имя «Единственный» («Аль-Ахад») указывает на отсутствие у Него каких-либо недостатков, то Имя «Самодостаточный» («Ас-Самад») указывает на то, что Аллах обладает всеми качествами, указывающими на совершенство и величие.
Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 50. Узнав всё это, мы понимаем, почему Посланник Аллаха сказал об этой суре, что она равняется трети Корана. Она включает в себя всю 'акыду (основополагающие убеждения) ислама, основу которой составляет утверждение о наличии у Аллаха совершенных качеств и отсутствии у Него каких-либо недостатков, а также о том, что Один лишь Аллах заслуживает поклонения и обращения к Нему с мольбой. Весь Коран представляет собой: 1)'акыду, разъясняющую верующим всё то, что им необходимо знать об Аллахе, Его Именах и Атрибутах; 2) Шариат, разъясняющий верующим их права и обязанности и то, как им следует строить взаимоотношения во всех сферах жизни; 3) истории и притчи, разъясняющие верующим установления Аллаха в отношении Его рабов и подробно рассказывающие им о награде и наказании Всевышнего, Его благих обещаниях и угрозах. Вот что говорит Ибн аль-Каййим об этой суре: «Сура "Аль-ихляс" включает в себя таухид, то есть утверждение о Единственности Аллаха (полностью исключающей наличие у Него каких-либо сотоварищей), а также Самодостаточности, отсутствии у Него детей и родителей — что является непременным следствием этой Самодостаточности — а также утверждение об отсутствии равного или подобного Ему. Эта сура также содержит утверждение о том, что совершенство целиком принадлежит Аллаху, то есть свойственно только Ему, и о том, что Он лишён каких-либо недостатков. А это и есть основы таухида в знании и убеждении, посредством которых человек отличается от всех заблуждающихся и многобожников»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|