Административная деликтоспособность в структуре правосубъектности
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Глава I. Сфера и условия наступления административной ответственности. § 1.1 Административная деликтоспособность в структуре правосубъектности §1.2 Административно-деликтные отношения Глава II. Характеристика административных делинквентнов и их типология. § 2.1 Факторы, формирующие личность административных делинквентов § 2.2 Развитие личности несовершеннолетнего правонарушителя § 2.3 Типология административных правонарушителей Глава III. Вопросы совершенствования административной ответственности индивидуальных субъектов административного проступка Заключение Библиография
Введение
Современный этап российской истории связан с коренными изменениями во всех сферах общественной жизни. При этом широкомасштабные реформы политического и экономического устройства государства сопровождаются возникновением новых либо обострением “старых” проблем, требующих своевременного разрешения. Построение правового государства сопряжено как с необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с общепринятыми нормами международного права, так и решения вопросов, направленных на создание условий для реальной возможности осуществления гражданами конституционных прав и свобод. Серьезным фактором, сдерживающим проведение в России радикальных преобразований, является резкая криминализация общества. Состояние преступности достигло размеров, угрожающих стабильности государства. В этих условиях усилия правоохранительных органов зачастую оказываются недостаточными для стабилизации оперативной обстановки, которая на протяжении последних нескольких лет имеет устойчивую тенденцию к осложнению.
Достаточно объяснимо, что органы внутренних дел основное внимание уделяют предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений как наиболее значимой части деликтов. Вместе с тем, не следует недооценивать важность воздействия на другую часть деликтов, а именно, на административные правонарушения. Во-первых, они обладают значительно большей массовидностью, нежели преступления. Во-вторых, административные проступки выступают фоном для совершения преступлений, а зачастую перерастают в них. В-третьих, личность преступника формируется постепенно, чаще всего деформация начинается на основе совершения в начале незначительных моральных проступков, в дальнейшем административных правонарушений, оставшихся без должной оценки со стороны компетентных органов. Вместе с тем, профилактику административных правонарушений следует рассматривать как средство предупреждения преступности. При этом наряду с осуществлением общепревентивных мер, эффективность воздействия на преступника во многом определяется результативностью индивидуальной профилактики, а это, в свою очередь, предполагает изучение личности правонарушителя. Вместе с тем, актуальность изучения личности правонарушителя не только не снижается, но, напротив, требует дальнейшего проведения исследований в данной области. Кроме того, выбор темы дипломной работы обусловлен тем, что личность административного правонарушителя изучена в гораздо меньшей степени, нежели личность преступника. Основной целью дипломной работы является, изучение личности административного правонарушителя, и поиск эффективных мер воздействия на него. Достижению этих целей служит решение следующих задач: ) анализ сферы и условий наступления административной ответственности: уточнение содержания административной деликтоспособности и ее места в структуре правосубъектности;
исследование характера административно-деликтных отношений; ) уточнение характеристики административных правонарушителей: анализ факторов, формирующих личность административных правонарушителей; исследование развития личности несовершеннолетнего правонарушителя; типологизация административных правонарушителей; ) подготовка предложений по совершенствованию административной ответственности индивидуальных субъектов административных проступков. Структура и содержание дипломной работы определяются целями исследования и разработанностью темы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава I. Сфера и условия наступления административной ответственности Административная деликтоспособность в структуре правосубъектности
Реализация гражданами предоставленных им субъективных прав неизбежно порождает возникновение, изменение либо прекращение тех или иных правоотношений. Но следует иметь в виду, что при любых обстоятельствах одной из сторон отношений в сфере государственного управления выступает компетентный орган, наделенный юридически-властными полномочиями. Юридической основой правового отношения являются правовые нормы, применение которых приводит к возникновению правосубъектности, а реализация последней - к осуществлению правоотношения. Юридические факты - изданные нормативные акты, совершившиеся действия или события - предшествуют образованию и правосубъектности, и материального правоотношения, а также возникновению правового процессуального отношения, имманентных ему правоспособности и дееспособности. Как видим, в генезисе и механизме реализации правоотношения специфическое место занимает категория правосубъектности, и лишь на основе ее анализа может быть дана определенная характеристика субъектам правового отношения. Различные аспекты правосубъектности, включая ее содержание и структуру, стали предметом пристального внимания видных ученых в области общей теории права и теории права и государства, административного права, гражданского права. Однако, исходя из анализа имеющихся научных взглядов, отметим, что подходы к рассмотрению правосубъектности существенно отличаются друг от друга. При этом основное расхождение сводится к различию по числу составляющих ее элементов.
Основные позиции сводятся к тому, что правосубъектность включает: ) правоспособность и дееспособность (А.П. Алехин, А.П. Коренев, А.С. Пиголкин, В.Н. Хропанюк); ) правоспособность, дееспособность и деликтоспособность (Д.Н. Бахрах, В.В. Лазарев); ) правосубъектность тождественна правоспособности (С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, С.Ф. Кечекьян). В связи с этим считаем необходимым сопоставить различные точки зрения и определить собственные позиции, которые имеют принципиальное значение для дальнейшего рассмотрения темы нашего исследования. Сопоставление позиций начнем с последней. Так, А.В. Венедиктов, рассматривая правосубъектность и правоспособность как идентичные понятия, указывал, что государство наделяет лиц “правоспособностью или, что то же самое, правосубъектностью, т.е. способностью иметь права и обязанности”. Этой же точки зрения придерживаются С.Н. Братусь, отмечая, что “правоспосбоность и правосубъектность - равнозначные понятия”, а также С.Ф. Кечекьян, полагающий, что “дееспособность является ничем иным, как видом специальной правоспособности”. Прежде всего, отметим, что мы категорически не согласны с отождествлением правосубъектности и правоспособности, однако позволим себе аргументировать это несогласие несколько позже и остановиться на анализе первых двух позиций. В качестве исходных моментов для дальнейших рассуждений примем следующие утверждения, во-первых, правосубъктность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица, во-вторых, потенциально правосубъектность включает, во-первых, способность иметь права, нести обязанности, во-вторых, возможность их реализации. Вместе с тем, в определении того, что включает в себя способность иметь права и обязанности у различных авторов имеются некоторые расхождения, что же касается раскрытия собственно возможности их реализации, то расхождения носят более глубокий характер и требует более детального изучения.
Итак, общее трактование правосубъектности не вызывает принципиальных разногласий и основные точки зрения сводятся к тому, что правосубъектность является “исходным институтом, определяющим права граждан в сфере управления”, определяет “административно-правовой статус физических лиц”, “административно-правовое положение граждан”, “меру участия субъектов в правовых отношениях”. Однако указанные авторы расходятся относительно содержания элементов, составляющих собственно правосубъектность. Например, В.В. Лазарев лаконично, хотя и абсолютно верно утверждает, что правоспособность - способность иметь субъективные права и юридические обязанности. Не возражая против этого, В.Н. Хропанюк добавляет, что способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности должны быть закреплены в законодательстве, более того речь идет о том, что указанные обязанности лицо должно не просто иметь, а нести. Такой же позиции придерживается В.С. Четвериков, который под административной правоспособностью понимает возможность иметь субъективные права и исполнять административно-правовые обязанности, уточняя, что эта возможность должна быть реальной и обеспеченной государством. Обратим внимание и на точку зрения А.С. Пиголкина, который, разделяя позицию названных авторов, уточняет, что участники различных правоотношений способны иметь конкретные позитивные права и обязанности. Согласимся с тем, что говоря о правоспособности действительно необходимо вести речь именно о позитивных правах, т.е. о способности лица иметь их вообще, в будущем, т.е. безотносительно к их реализации. Таким образом, на наш взгляд, правоспособность - это обеспеченная законом и гарантированная государством возможность иметь позитивные субъективные права и нести юридические обязанности. Ранее мы высказывали несогласие с отождествлением правосубъетности и правоспособности, поскольку при таком подходе первая полностью поглощает вторую. Мы исходим из того, что правосубъектность понятие более широкое и наряду с правоспособностью включает в себя и дееспособность. Раскрывая содержание последней В.В. Лазарев считает, что дееспособность - способность реализовать права и обязанности своими действиями. Несколько иной точки зрения придерживается А.С. Пиголкин, полагая, что под дееспособностью следует подразумевать способность своими действиями приобретать права и налагать на себя юридические обязанности.
На основании данных позиций можно обобщенно сформулировать, что дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность подразделяется на общую и специальную. Общей обладают все без исключения субъекты правоотношений, специальная же распространяется только на строго определенный вид общественных отношений, например, относящихся к сфере государственной службы. Ранее мы сопоставляли точки зрения, высказываемые учеными различных отраслей права. Мы считаем это корректным и допустимым, исходя из того, что по своей сути и содержанию они не могут иметь ярко выраженных, принципиальных расхождений. Вместе с тем, мы естественно отдаем себе отчет в том, что, во-первых, различаются три вида правосубъектности: общая (способность быть субъектом права вообще); отраслевая (способность быть субъектом права соответствующей правовой отрасли) и специальная (способность быть субъектом определенной группы общественных отношений в рамках конкретной отрасли права), во-вторых, объемы гражданской, административной либо уголовной дееспособности будут различными. В рамках рассматриваемой темы нас интересует, прежде всего, административная дееспособность, т. е. способность гражданина своими действиями осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности в сфере государственного управления. При этом ее наступление связано с достижением определенного возраста. Так, частичная административная дееспособность у граждан наступает со школьного возраста. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, обязаны иметь документ, удостоверяющий их личность. С этого возраста они могут быть привлечены к административной ответственности. Полная дееспособность у граждан наступает по достижении 18-летнего возраста. При конструировании понятия “административная правосубъектность” следует учитывать, что административная правоспособность и дееспособность значительно уже общей гражданской правосубъектности, которой обладают физические и юридические лица, и охватывает лишь одну и то довольно специальную часть прав и обязанностей, которыми наделены и в действительности реализуют граждане, государственные и общественные органы как субъекты административно-правовых отношений. Сопоставляя правоспособность и дееспособность, нельзя не обратить внимание на то, что они различаются качественно. В целях установления и уточнения этих различий единственно возможным средством, по нашему мнению, является сопоставление указанных категорий. Если правоспособность объективно имманентна субъекту права - человеку, ибо каждый гражданин в силу рождения как носитель личности уже приобретает свойства субъекта права и должен обладать правами, то дееспособность, как волевая деятельность, требует субъективных усилий для приобретения прав, обязанностей и их реализации. Дееспособность нельзя признать особым правом субъекта. Она находится в необходимой причинной связи с правоспособностью, является условием ее осуществления, хотя соотносится не с правом или обязанностью, а с юридическими фактами, создающими возможность самостоятельного осуществления конкретных прав. Поэтому в отношении административной ответственности признание дееспособности уже само по себе свидетельствует о признании правосубъектности. Дееспособность субъекта неотделима от его правоспособности и составляет, наряду с ней, неотъемлемое свойство административной правосубъектности. Как две стороны одного явления, обе свидетельствуют и о содержании правосубъектности, и о возможности самостоятельного осуществления прав, обязанностей, различных юридических действий в пределах правоотношения. В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И, напротив, все дееспособные люди являются правоспособными. Следовательно, правоспособность - понятие более широкое, так как распространяется на больший круг лиц. Различия в дееспособности отдельных лиц заложены уже в самой природе людей и в условиях их жизни. Содержание и объем дееспособности зависит от нескольких факторов, в числе которых: . Возраст. Правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия, по достижении которого личность становится дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность). Равным образом законодательно определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права н несет соответствующие обязанности (например, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти; будучи депутатом, обязан отчитываться о своей деятельности перед избирателями). Наконец, во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности. В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной. Так, несовершеннолетние совершают сделки только с согласия родителей, усыновителей или попечителей. . Состояние здоровья, оказывающее на дееспособность субъектов существенное влияние. Если вследствие душевной болезни или слабоумия гражданин теряет способность понимать значение своих действий и руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Гражданские права и обязанности таких лиц осуществляют их опекуны. В соответствии с законом ограничивается дееспособность лиц, страдающих алкоголизмом или злоупотребляющих наркотическими веществами. . Родственные связи также в известной мере оказывает влияние на дееспособность субъектов. Это касается прежде всего брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах закон запрещает заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. В ряде стран запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении супругов, если один из супругов по службе подчиняется другому. . Законопослушность субъектов. Так, лицо, совершившее преступление, при отбытии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его правоспособность. . Религиозные убеждения субъектов. В правовом государстве, где провозглашается и гарантируется свобода вероисповедания, верующие могут по причине своих религиозных убеждений отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане государства. Например, служить в армии или в других государственных органах, где необходимо пользоваться оружием, применять насилие в отношении других людей. Граждане России, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления вступают в административно-правовые отношения с государственными органами и их подразделениями и должностными лицами, а также с иными субъектами административного права. Административно-правовые отношения граждан с другими субъектами административного права могут возникать: ) на основе реализации гражданами принадлежащих им прав в сфере управления; ) в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере управления; ) при защите прав, свобод и законных интересов граждан; ) при нарушении (невыполнении) гражданами правовых обязанностей. Последнее основание, на наш взгляд, приводит к возникновению не просто административно-правовых, а административно-деликтных отношений. Указанные варианты возникновения административно-правовых отношений полностью охватывают все возможности, которые могут иметь место в процессе взаимодействия граждан с органами государственной власти. Первые два из них вполне объяснимы с точки зрения наличия дееспособности граждан. В случаях, когда речь идет о защите гражданских прав, дееспособность вообще притушевывается, ибо защите подлежат права, принадлежащие всем субъектам, а не только дееспособным гражданам. В противном случае налицо защита прав, осуществляемая государством по принципу выборочности. И уж совсем неясно в каком качестве проявляется дееспособность при нарушении гражданами возложенных на них обязанностей либо прав других граждан, иными словами, дееспособность связана с возможностью осуществления своих прав, однако неясно как соотноситься дееспособность одного лица с правоспособностью других лиц. То, что субъект своими действиями способен осуществлять свои права и обязанности, не дает ответа на вопрос о том, что делать в тех случаях, когда действиями субъекта наносятся вред интересам других лиц, общества и государства. Ответ на этот вопрос может быть дан лишь в том случае если признать наличие деликтоспособности в качестве самостоятельного элемента правосубъектности. Вполне очевидно, что недостаточно того, чтобы лицо могло своими действиями осуществлять свои права, но еще необходимо, чтобы оно понимало, что в случае неправомерного поведения оно может быть привлечено к ответственности. Мы придерживаемся позиции, согласно которой правосубъектность включает в себя: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. На наш взгляд, является целесообразным выделение деликтоспособности в качестве самостоятельного элемента правосубъектности. Мы исходим из следующего: Дееспособность - это, прежде всего, способность лица самостоятельно осуществлять предоставленные ему права, т.е. это потенциальная возможность лица реализовать свои права в будущем. Сопоставляя имеющиеся точки зрения, позволим себе высказать суждение, что и позиция сторонников А.С. Пиголкина (включающих в правосубъектность только правоспособность и дееспособность и исключающих деликтоспособность), и приверженцев А.П. Алехина (считающих, что правосубъектность характерезуется правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью входящей, в дееспособность составной частью) отражают правосубъектность односторонне. В первую очередь мы не разделяем точку зрения, что деликтоспосбность следует относить к дееспособности, т.е. включать в нее. Дееспособность - это наделение лица возможностью осуществлять права и обязанности. Общеизвестно, что лицо наделяется определенной совокупностью прав с рождения, но лишь с момента достижения определенного возраста (в соответствии с российским законодательством с 18 лет) гражданин может приступить к осуществлению прав в полном объеме. Кроме того, существует частичная дееспособность (примерно с 7 ми до 16 -ти лет), когда малолетние дети и несовершеннолетии могут осуществлять, в частности, мелкие сделки (покупка продуктов в магазине), частично реализовать права (например на образование). В то же время административная деликтоспособность однозначно определена шестнадцатилетним возрастом и на наш взгляд, она не может быть частичной или же ограниченной. Иными словами, дееспособность - это лишь возможность осуществлять права, т.е. вступать в правоотношения, она может быть осуществлена, а может быть и невостребована, не реализована, а деликтоспособность возникает уже после совершения проступка либо с момента реализации права. Таким образом, дееспособность и деликтоспособность два качественно различных состояния человека, две составляющие, которые вместе с правоспособностью образуют правосубъектность. Коль скоро дееспособность является самостоятельным элементом правосубъектности и является необходимым условием для осуществления правоспособности, то в той же мере правомерно утверждать, что деликтоспособность так же является основанием для осуществления дееспособности ибо без этого основания дееспособность мертва и может рассматриваться лишь чисто теоретически. Мы рассматриваем деликтоспособность как специфический элемент правосубъектности, как “способность нести юридическую ответственность за свои действия”, востребованность в котором возникает в случае совершения деликта. Включать в правосубъектность правомерное поведение человека мы считаем нецелесообразным. Деликтоспособность, на наш взгляд, это ответственное осуществление субъективных прав и юридических обязанностей, способность лица нести ответственность за свои поступки. Деликтоспособность предполагает не просто гипотетическую способность лица отвечать за свои поступки, но неизбежно порождает обязанность государства отреагировать на поступки лица. Деликтоспособность связана с неправомерным поведение субъекта, но главным является то, что деликтоспособное лицо должно понимать, что его действия могут идти в разрез с требованиями законодательства, тем самым предвидеть последствия своих действий. Деликтоспособность - это умение правильно пользоваться дееспособностью. Поясним это на примере осуществления гражданином права на владение и управление транспортом, человек может иметь автомобиль (наличие правоспособности) он может получить право по достижению установленного возраста (наличие дееспособности), но это не означает, что он сможет управлять автомобилем (отсутствие деликтоспособности). Рассматривая содержание правосубъектности отметим, что правоспособность и дееспосбность означает, что государство с одной стороны наделило гражданина способностью иметь определенные права, с другой стороны определило условия, когда они могут начать реализоваться, иными словами это те обязательства, которые государство берет на себя во взаимоотношении с гражданином. Любые правовые отношения как известно, предполагают наличие как минимум 2-х сторон. Однако при этом не должно быть положения, когда одна из сторон имеет обязательства перед другой. Следовательно, необходимо обозначить ту часть обязательств, которую граждане берут на себя вступая в правовые отношения с государством, а именно эти отношения и составляют часть предмета административного права. Эту часть обязательств граждан мы и связываем с деликтоспособностью при этом не важно к каким последствиям приведут действия гражданина, главное, чтобы он сознавал свою ответственность перед государством и был готов к ней. Исходя из такого понимания деликтоспособность присутствует как в случае правомерной линии поведения субъекта, так и при совершении им административного деликта. Однако в первом случае государству безразлично отношение субъекта к возможной ответственности, так как субъект не нарушает интересов государства выраженных в соответствующих нормах права. В связи с этим о деликтоспособности ведут речь, и мы с этим согласны лишь в тех случаях, когда совершен административный проступок и когда возникает необходимость применения к лицу мер принудительного характера, в том числе связанных с наложением административных взысканий. В связи с вышеизложенным полагаем, что в случаях нарушения лицом норм права, в нашем случае административных, речь идет об отношениях связанных с совершением деликтов, а значит, эти отношения есть ни что иное, как административно-деликтные отношения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|