Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, формирующие личность административных делинквентов




 

Для снижения уровня административных правонарушений, что рассматривается нами в плане позитивного воздействия не только на уровень административной деликтности, но и преступности, необходимо понять природу правонарушений и самого механизма совершения деликта. А для того, чтобы проследить механизм необходимо, на наш взгляд, в первую очередь рассмотреть личность административного делинквента, особенности его формирования.

Рассматривая механизм совершения правонарушения, нельзя не обратить внимание на то, что одни граждане в конкретной ситуации, совершают правонарушение, а порой идут и на совершение преступления, а другие - в той же самой ситуации преодолевают искушение и продолжают вести законопослушный образ жизни. Различный результат в одной и той же ситуации обусловлен целым рядом факторов, и не в последнюю очередь особенностями самой личности.

Разумеется, даже при наличии негативных свойств личность далеко не всегда реализует себя в формах противоправного поведения. Иногда, образовавшись, некоторые представления о пределах допустимого в нарушении запретов ограничиваются мнением о допустимости “легких” нарушений, таких как опоздание на работу, прогул, незначительные приписки в нарядах на выполненную работу. В этом варианте процесс может либо остановиться, либо развиваться в одном из двух направлений: искоренения таких представлений по мере приобретения жизненного опыта или углубления их, если складываются соответствующие условия. Немаловажным является то обстоятельство, что проступок может быть совершен как в случае если влияние внешних обстоятельств было существенным, так и тогда, когда это влияние осуществлялось в незначительной степени либо вовсе не проявлялось, то есть отсутствовало. Это свидетельствует о том, что поступок человека нельзя рассматривать как простую реакцию на внешнюю среду. Каждая конкретная ситуация порождает волевой акт не сама по себе, а лишь во взаимодействии с личностью данного человека, преломляясь через его интересы, взгляды, привычки, особенности психики и другие индивидуальные черты. Именно совокупность этих личностных свойств человека, реагирующего на соответствующую ситуацию, и определяет содержание и направленность поступка.

Примечательно, что реакция человека на однотипные ситуации может быть различной и проявляться в широком диапазоне. Это относится и к законопослушной личности и к лицам с антиобщественной, антисоциальной установкой. Во втором случае антиобщественная установка личности может быть реализована в различных формах: от нарушения норм морали до общественно опасного, противоправного поведения в виде совершения административного проступка или преступления. Выбор же формы поведения зависит, прежде всего, от индивидуальных, в том числе волевых, качеств самого человека и лишь потом - от конкретной жизненной ситуации. Непризнание этого равносильно игнорированию роли нравственного выбора, формирование которого является важной задачей профилактики административных правонарушений и преступлений.

Кроме того, человек характеризуется не только определенной социальной позицией, но и отношением к другим людям и обществу в целом, что находит проявление в различных психологических и физических особенностях и свойствах.

Полагаем, что во взаимодействии человека с внешней средой важная роль принадлежит социальным качествам человека. Но эти качества нельзя считать данными человеку от рождения, они приобретаются и формируются в течении всей жизни, в зависимости от той социальной среды, в которой он живет, той социальной среды, которая на него воздействует, а также от его окружения, которое не может не оказывает прямого или опосредованного, но реального воздействия на него.

С малых лет и до старости среда, ближайшее окружение вооружает человека стереотипами - упрощенными формулами и образами. Процесс стереотипизации, необходимый способ человеческого мышления, который позволяет обобщенно включать прошлый социальный опыт группы в сегодняшние решения. Стереотипы негативного плана являются весьма типичными для социального облика правонарушителей: хулиганов, антиалкогольного законодательства, нарушителей общественного порядка и т.п. Бесчисленные факторы безнаказанного издевательства над людьми, бессмысленной жестокости и убийства животных и птиц формируют извращенные представления о нормах поведения, о пределах допустимого. Однако в механизме перерастания проступка в преступление стереотип поведения не срабатывает автоматически, то есть здесь нет фатальной неизбежности.

Вместе с тем, было бы неверным говорить об одностороннем воздействии среды на человека, поскольку сам человек является активным элементом социальной среды и сам оказывает на нее воздействие. Это влияние на внешнюю для индивидуума среду может проявляться по разному: непосредственно либо опосредованно, носить как позитивный, так и негативный характер.

Но влияние человека на среду связано не с образом его мыслей, а с реальными, конкретными действиями. Безусловно, индивид может нести ответственность лишь за свои поступки, однако для понимания генезиса правонарушения представляется крайне необходимым изучение того, как и на основании чего субъект принимает решение. Вполне очевидно, что принятие решения о совершении административного проступка, так же как и преступления, представляет собой психологический процесс, заключающийся в осознании, оценке, сравнении факторов, определяющих ценность противоправного поведения для данного лица, возможность или необходимость его осуществления в сложившейся обстановке, а также выбор поведения субъектом с учетом отраженной информации о возможных последствиях. В этом процессе немаловажную роль играют предшествующий противоправный (асоциальный) опыт и конкретная жизненная ситуация. Абсолютно прав В.Н.Кудрявцев утверждая, что волевой акт возникает в результате взаимодействия трех причинных связей, своеобразно отражающих применительно к данному лицу его прошлое, настоящее и будущее.

В качестве факторов, из прошлого оказывающих влияние на личность необходимо рассмотреть ее становление, которое происходит на протяжении всей жизни человека.

Одним из таких факторов следует признать формирование у личности отношения к закону, законодательству. Нередко дети повторяют те или иные жесты своих родителей, говорят или же поступают таким же образом. Отсюда можно сделать вывод, что изначально влияние на поступки людей оказывает среда, семья в которой они выросли.

Нашу точку зрения подтверждает анализ сведений о лицах привлекаемых к уголовной ответственности. Так за последние 1,5 года в г.Ростове-на-Дону за совершение преступлений задержано около 300 подростков в возрасте 12 лет и младше, в основном за кражи. На долю подростков в Ростове приходиться, практически, каждое девятое из зарегистрированных преступлений. Подавляемое большинство правонарушителей лишь номинально числится учащимися школ и лицеев либо вообще ни где не обучаются или не работают, свыше 60% проживают в малообеспеченных семьях. Примерно каждый четвертый ребенок воспитывается одним из родителей или опекуном, 1,5 тыс. состоит на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УВД города.

Так как данный вопрос представляет интерес и требует более детального рассмотрения, он выделен в качестве второго параграфа данной главы и будет рассматриваться далее.

Другим важным аспектом изучения личности делинквента и механизма совершения правонарушения является рассмотрение факторов оказывающих влияние на поступок человека непосредственно в момент его совершения. Во-первых, можно выделить социальную среду и конкретное окружение, во-вторых, конкретную ситуацию, в третьих, уровень его правового сознания и отношения к возможности наступления вредных последствий от противоправного поступка.

Выбор решения между общественно-правовым и антиобщественным поведением зависит в немалой степени и от материального положения лица. Возникают ситуации, когда граждане идут на совершение деликта от безвыходности. Наглядным примером может послужить административное преследование проституции. Представительниц этой профессии можно разделить на две категории: первую группу составляют профессиональные проститутки, занимающиеся лишь данной работой. Другая группа - это лица, занимающиеся проституцией, но и имеющие определенное место работы. Эту группу можно также подразделить на две подгруппы. Для одних работа в государственных либо иных организациях является ширмой для прикрытия основных источников дохода. Для другой же группы “государственная” работа является желаемой, основанной на их потребности реализовать потенциальные возможности принести пользу обществу, получая при этом удовлетворение. Хотя последнее чаще всего носит моральный характер, поскольку не всегда позволяет реализовать материальные потребности, так как основная работа оплачивается по минимуму, или связана с задержками выплаты заработанной платы. Основные представители этой группы: медсестра, воспитатели, детских дошкольных учреждений, секретари и другие лица, относящиеся к низкооплачиваемой категории служащих.

В ряде случаев на поведение, а значит и на поступок человека, оказывает влияние конкретное окружение. Так, человек, совершая поступок, может пытаться произвести впечатление на окружающих. Например, если в компании преобладает негативная сторона поведения, то для самоутверждения приоритет между правомерными и неправомерными действиями отдается последним. Причем это может проявиться в одной и той же жизненной ситуации, что можно проиллюстрировать на конкретном примере. По дороге домой молодой человек встречает группу подростков, которые всячески оскорбляют его. Если он будет один, то возможно постарается избежать конфликтной ситуации, но если же рядом с ним будет находиться любимая им девушка, то очень велика вероятность того, что молодой человек будет пытаться защищать и себя и свою спутницу.

Нередко правонарушения могут совершать даже законопослушные граждане, например, под влиянием сильного душевного волнения, либо при стечении личных или семейных обстоятельств. Хотя эти обстоятельства и включены в перечень смягчающих ответственность за административные правонарушение, тем не менее они все же определенным образом изменяют ситуацию, привнося в нее другой вариант ее разрешения.

Не менее существенным является и уровень правосознания личности, что во многом связано с информационным и поведенческим аспектами при определении индивидуумом собственного видения правомерного поведения. Так, в первом случае субъект может совершать административные проступки в силу незнания о существовании соответствующей нормы права, во втором - лицо может заблуждаться относительно правомерных способов ее реализации.

Отрицательное влияние встречается в жизни каждого человека, однако соотношение негативных и позитивных воздействий у каждого лица в силу особенностей его социальных связей, а так же в силу индивидуальных качеств проявляется различно. Если в целом преобладание положительных факторов оказывающих существенное воздействие на формирование личности приводит к тому, что подавляющее большинство людей не совершают преступлений, так как обладают положительной, активной социальной установкой, то для некоторых процесс формирования личности складывается неблагопроятным образом.

Принципиально, что личность правонарушителя, так же как и законопослушного гражданина, формируется в одних и тех же внешних сферах общественной жизни. Мы выделяем из них три, с указанием по каждой из сфер негативных факторов способствующих асоциальному развитию личности делинквента:

семья ненормальная обстановка, внутренний разлад, неправильное воспитание, антиобщественное поведение родителей и т.д.);

школа или трудовой коллектив отрыв обучения от воспитания, подавление инициативы и самодеятельности учащихся, слабая дисциплина труда, низкая культура труда и быта и т.п.);

ближайшее бытовое окружение (аморальное поведение соседей, знакомых, друзей; отсутствие культурно - воспитательной работы, материально-бытовые трудности и т. д.).

Отметим, что не потеряло своего методологического значения утверждение о том, что личность человека “определяется реальным бытием, действительно жизнью человека и формируется в его конкретной деятельности. Она формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры” Естественно необходимо скорректировать данное утверждение применительно к нынешней действительности. Нельзя не заметить того, что содержание и материальной и духовной культуры со временем подвергается изменениям. В частности, это можно проследить на примере изменения музыкальных вкусов и пристрастий молодежи. Вместе с тем эти изменения, как правило, не могут служить и не служат объяснением того, почему формирование личности может привести к различным, порой диаметрально противоположным, результатам.

Рассматривая различные аспекты формирования личности, которые могут стать объективными причинами совершаемых правонарушений, обратим внимание так жена то, обстоятельство, что последствия этих причин могут носить не одинаковый характер, более того многозначность следствия означает, во-первых, что всегда наступает несколько результатов; во-вторых, что от одной и той же причины в случае изменения условий могут наступить различные следствия. Нельзя не согласиться с утверждением А.М.Яковлева о том, что “поведение представляет собою результат бесконечного множества случаев выбора человеком между постоянно воздвигаемыми перед ним окружающей его средой возможными вариантами поведения. «Действительно у субъекта чаще всего имеется несколько вариантов поведения и все зависит то того, какой из них он изберет. Однако выбор того или иного варианта поведения, в том числе правомерного либо противоправного, зависит и от внутренней готовности индивида к осуществлению действий той либо иной направленности».

Для характеристики внутренней готовности человека к совершению противоправных действий, в частности актов насилия при реализации преступных мотивов, криминологи применяют понятие антиобщественной установки. Вполне логичным будет объяснение не только преступного поведения, но и совершения административных правонарушений, нарушающих общественный порядок антиобщественной установкой, которая влияет на общую направленность личности. При этом В. Н. Кудрявцев отмечает, что степень интенсивности этой направленности колеблется в довольно широком диапазоне, “ на одном его конце - незначительные отклонения от системы ценностных ориентаций, свойственных большинству граждан, на другом - резкий разрыв с принятой в нашем обществе системой ценностей, правовых и этических норм”. Это связано с тем, что человек, поддающийся негативному влиянию своего окружения, будучи включенным в процесс совершения противоправных действий, бывает вынужден соблюдать дисциплину группы в связи с грозящими ему в противном случае моральными и материальными негативными последствиями.

Вполне очевидно, что административный проступок, точнее период предшествующий ему, выступает некой конфликтной ситуацией и естественным образом встает вопрос о реальных возможностях субъекта в разрешении той конкретной конфликтной ситуации, в которой субъект находится в данный момент. В большинстве случаев имеется возможность выбора правомерного варианта разрешения конфликта. Однако возникают случаи когда субъект в своих действиях “не может выйти за пределы возможностей, открывающихся в природе и обществе в данной пространственно-временной обстановке, но он способен сделать выбор между этими возможностями”. А.М. Яковлев справедливо подчеркнул, что варианты поведения не произвольны и не бесконечны, свое содержание они черпают в общих, объективных факторах. Количество и характер возможностей, лежащих перед человеком, содержание возможных для него способов поведения в конечном итоге определяются содержанием экономических, идеологических и иных социальных категорий, характеризующих общество в целом.”

Как представляется, о формировании негативной направленности личности можно вести речь только в том случае, когда правонарушение совершается целенаправленно, осознано и осмысленно. Именно такая линия поведения и приводит к становлению личности типичного правонарушителя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...