Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-деликтные отношения




 

В Конституции Российской Федерации закреплено, что важнейшая основа правового государства состоит в том, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства”. Примечательно, что глава вторая Конституции РФ так и называется “Права и свободы человека и гражданина”, в которой провозглашаются исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Человек наделяется правом на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, право на благоприятную окружающую среду. Но, как известно, наделение правом влечет за собой возникновение определенных обязанностей. При этом законодатель особо выделил, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Вместе с тем, гарантируя права и свободы, государство устанавливает ответственность за нарушение или ущемление этих прав.

Правовое отношение, как уже говорилось, слагается из прав и обязанностей субъектов. Ими должны обладать обе стороны. Но субъективные права или правовые обязанности не существуют сами по себе, т. е. изолированно друг от друга. Права одной стороны всегда корреспондируются обязанностями другой стороны. Эта связь обусловливается и самой логикой юридического отношения, в основе которого зависимость между правомочием как возможностью субъекта поступать определенным образом при реализации субъективного права (или возможностью требовать известных действий от другого участника отношений) и обязанностью как обеспечиваемой законом мерой должного или дозволенного поведения обязанного субъекта в соответствии с требованиями управомоченного. Нарушение обязанности (ее невыполнение) влечет определенное правовое последствие в виде наказания или меры общественного порицания.

Для анализа правового отношения, основанного на административном деликте, особое значение имеет рассмотрение его особенностей. Как и другие правоотношения они устанавливают правовые связи между людьми, государственными и общественными органами, опосредуют фактическое поведение людей, взаимообуславливают правомочия и обязанности, на основании которых действия субъектов осуществляются. Исследуемые отношения, как и всякие правоотношения, носят волевой характер, поскольку возникают в связи с совершением проступков, и это волевое поведение правонарушителя является основанием возникновения деликтного отношения. Что же касается другого субъекта данных отношений - правоприменительных органов, то и здесь налицо волевой акт, ибо речь идет о реализации права на преследование и наказании делинквента. Административно-деликтные отношения по своей природе, целям, условиям функционирования конкретны. Это отношения между конкретными субъектами в конкретной сфере ответственности. по поводу конкретного деликта.

Отметим, что административно-деликтные отношения - это особый вид отношений, которые возникают в результате не любой управленческой деятельности. Они возникают лишь в случае нарушения норм права, регулирующих эти управленческие отношения. Естественным образом особенности, вытекающие из специфики самих управленческих отношений, связанных с реализацией государственно-властных полномочий, позволяют вести речь, о том, что указанные правоотношения отличаются от отношений регулируемых другими отраслями права.

Если гражданское правоотношение возникает, а гражданско-процессуальное ведется при обоюдном согласии, по договору сторон, то административно-деликтное отношение начинается и осуществляется независимо от желания потерпевшего, а иногда и вопреки желанию. Государственно-обязательный официальный (не частный) характер исследуемого отношения сближает его с уголовно-правовым отношением. Как и преступление, любой административный проступок, независимо от причиненного вреда и направленности (против гражданина, юридического или должностного лица), является нарушением правового порядка, охрана которого - является функцией государства. В гражданско-деликтных отношениях государство выступает в качестве арбитра разрешающего спор равноправных сторон, а при административно-деликтных и уголовно-деликтных отношениях государство выступает непросто одной из сторон спора, а стороной отстаивающей публичные, т.е., государственные интересы.

Существенным представляется то, что преследование нарушителя выступает не просто правом государства в лице уполномоченных на то органов, но и их обязанностью. Эти правообязанности осуществляются от имени государства компетентными государственными органами, в силу их назначения.

Известно, что все правоотношения урегулированы нормами права соответствующей отрасли. Точно также адмиинстративно-деликтные отношения нуждаются в соответствующей правовой оснастке. Иными словами для урегулирования административно-деликтных отношений необходимы соответствующие материальные и процессуальные нормы.

Правомерность постановки вопроса о существовании администртаивно- деликтных отношений подтверждается: во-первых, наличием КоАП РФ соединившим в себе не только материальные составы административных правонарушений, но и производство по делам об административных правонарушениях; во-вторых, наличием института административно-правовых мер принудительного характера.

Если учесть, что управленческие отношения по своей специфике носят государственно-властный характер и предполагают обязательное участие в качестве одной из сторон органа государственной власти, то в случае каких-либо нарушений у компетентных органов имеется возможность применить меры государственного принуждения для осуществления правоотношений.

Административно-деликтные отношения складываются между двумя участниками, но они, в отличии от сторон гражданских правоотношений, изначально не равны. Основанием для возникновения административно-деликтных отношений является совершение административного деликта.

Общеизвестно, что связи между субъектами отношений могут носить горизонтальный либо вертикальный характер. В первом случае речь идет о взаимоотношениях не подчиненных субъектов, т.е. равноправных субъектов, например, администраций соседних областей, либо районных органов внутренних дел. Отношения между ними связаны, как правило, с реализацией организационных вопросов и не могут порождать административно-деликтных отношений, т.е. административно-деликтной ответственности одной стороны перед другой.

Во втором случае отношения складываются между соподчиненными субъектами, т.е. теми, которые находятся между собой в иерархической зависимости (МВД-ГУВД-УВД-ГРОВД).

Вместе с тем, наиболее часто вступающими в правоотношения с органами исполнительной власти субъектами являются граждане. Они не находятся в прямом подчинении органов государственной власти. Однако граждане, в отличие от соответствующих органов, не наделены государственно-властными полномочиями и в этом уже проявляется неравенство сторон.

Вполне очевидно, что государственно-властный характер проявляется, прежде всего, в возможности компетентных органов принимать акты управления и в обязательности исполнения гражданами этих решений. При этом, если граждане добровольно следуют предписаниям и запретам, то неравенство как бы сглаживается или подразумевается. Но совсем иное значение неравенство приобретает при нарушении норм права. В этом случае потенциальная возможность применения мер принуждения становится реальной. Таким образом, административно-деликтные отношения следует рассматривать как специфический вид административно-правовых отношений, вызываемых нарушением норм права и требующих обязательного и жестокого вмешательства со стороны государства.

Из всех административно правовых отношений,складывающихся в сфере управления, административно-деликтные выделяются в отдельную группу так как обязательным субъектом выступают не просто органы исполнительной власти и далеко не многие из них, а лишь правоохранительные и иные органы, деятельность которых носит специфический характер и связана с юрисдикционными полномочиями.

Широкий круг административно-юрисдикционных органов обусловлен тем, что административно-деликтные отношения весьма разнообразны и охватывают все сферы управленческой деятельности. Вместе с тем, коль скоро административно-деликтное отношение предполагает возможность применения к виновному мер государственного принуждения, позволим себе высказать некоторые соображения. Мы не отрицаем необходимости наделения ряда органов, деятельность которых носит узкоспециальный характер, соответствующими правомочиями в части привлечения нарушителей к ответственности по одному- двум составам административных правонарушений.

Вместе с тем, полагаем правомерной постановку вопроса о сокращении числа органов административной юрисдикции. Во-первых, некоторые из них претерпели изменения в плане подчиненности, подведомственности, структуры.

Субъекты административно-деликтных отношений как носители и адресаты всех возможных требований, прав и обязанностей неоднородны по составу, неодинаковы по правовому статусу и, исходя из этого, могут быть классифицированы по двум признакам. По такому критерию, как социальная сущность носителя прав и обязанностей, субъекты отношений подразделяются на:

а) личности (к ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица и представители компетентных государственных и общественных органов);

б) организации: государственные органы или общественные организации, выполняющие функции административного преследования и обладающие соответствующими властными полномочиями.

По признаку отношения субъектов к административному проступку они могут быть подразделены на субъектов - носителей ответственности (граждане РФ, иностранцы, апатриды, должностные лица) и субъектов правоприменения.

Интересным представляется рассмотрение вопроса, что выступает объектом административно-деликтного отношения - на наш взгляд - это материальные нормы права закрепляющие модель должного поведения. Однако эта модель носит не позитивный характер, так как не содержит в себе прямого указания на надлежащее поведение, а содержит строго определенный круг действий, совершение которых запрещается законом под страхом применения мер административного воздействия.

Административно-деликтные отношения так же как и управленческие отношения в целом достаточно подвижны и не носят застывшего характера. Однако если правоприменительные управленческие отношения не имеют каких либо ограничений в плане выбора варианта поведения, единственное ограничение состоит только в их законности, то административно-деликтные отношения в силу своей специфики ограничены рамками тех отношений, охрану которых государство считает своей обязанностью. В первом случае можно вести речь об относительной неопределенности, а во втором, о конкретной определенности отношений. Иными словами, административно-деликтными отношениями выступают лишь те, которые связаны с нарушением норм Особенной части КоАП РФ. Поскольку административно-деликтные отношения напрямую связаны с возможностью применения мер государственного принуждения, т.е. с применением к гражданам определенного рода неудобств, то круг отношений, которые могут стать деликтными, требуют своевременных уточнений. Прежде всего, необходимо выводить за рамки деликтных те отношения, которые более не требуют государственного регулирования.

Другой отличительной особенностью административно-деликтных отношений является то, что для них обязательным является наличие административного принуждения. Административно-деликтные отношения обеспечиваются через меры административного принуждения. При этом в этих мерах нуждаются далеко не все управленческие отношения.

Что касается иных нарушений в указанной сфере управления, то они обеспечиваются мерами дисциплинарной ответственности в рамках дисциплинарного принуждения.

Таким образом, можно однозначно утверждать “единственным и единым основанием административной ответственности является правонарушение, а условием ответственности - вина правонарушителя”. Но также верно тогда утверждение, что и правонарушение и сама административная ответственность связаны с административно-деликтными отношениями, при этом нарушение является основанием для их возникновения, а ответственность - определяет их содержание.

Как справедливо отмечает Л.В. Коваль “специфическое свойство административно-деликтных отношений состоит в том, что его субъекты могут одновременно выступать и субъектами иных правовых отношений”, за исключением, пожалуй, уголовно-правовых, связанных с лишением либо ограничением свободы. Например, одно и тоже лицо может совершить одновременно и административный и гражданско-правовой проступок, однако один вид ответственности не может поглотить другой, и оба правоотношения могут развиваться параллельно и независимо друг от друга. Совершенно по другому варианту будет развиваться ситуация в тех случаях когда совершается так называемое пограничное правонарушение, т.е. на стыке норм уголовного и административного права, в частности при совершении лицом хулиганских действий возникают очень близкие но вместе с тем различные по степени применения мер принуждения отношения либо административно-деликтные, либо уголовно-деликтные. Это яркое подтверждение того, что указанные деликтные отношения взаимопоглощаются и в этом случае лицо привлекается к одному из видов ответственности: либо уголовной, либо административной.

В науке давно сложились различные подходы использования методов анализа и синтеза, а также их соотношения при изучении тех или иных явлений. Доказано, что знание общего благотворно сказывается на познании особенностей единичного. Вместе с тем познание единичного позволяет увидеть общее в качественно новом измерении. Полагаем не только возможным, но и достаточно перспективным изучение аминистративно-деликтных отношений в двух аспектах. Во-первых как административно-деликтных отношений в целом, во-вторых, как единичное административно-деликтное отношение. В первом случае изучению подлежит совокупность нарушений называемая административной деликтностью, и конечной целью, как представляется, может стать, наряду с формированием практикой административного принуждения, выработка мер общей профилактики. Во втором - анализу подвергается конкретное деяние, что позволит лучше понять механизм совершения административного проступка, а это в свою очередь может оказать позитивное влияние на поиск эффективных мер индивидуальной профилактики.

Наряду с изучением целого и единичного весьма продуктивным представляется рассмотрение административно-деликтных отношений, связанных, во-первых, с нарушением однородных норм, например, устанавливающих ответственность за посягательство на права граждан и здоровье населения, либо на собственность и иные группы объектов. Иными словами, возникновение административно-деликтных отношений при нарушении ветеренарно-санитарных норм и установленного порядка управления будет происходст по разному. Во-вторых, различие в механизме их возникновения связанны не только со спецификой объекта посягательства, но также с особенностями личности делинквента. Полагаем, что степень перехода от обычных отношений к административно-деликтным будет возникать и оцениваться по разному лицами впервые нарушающими административное законодательство и теми, для кого это стало повседневной практикой. Последнее обстоятельство имеет на наш взгляд не только теоретическое значение, но и продиктованно потребностями практики органов внутренних дел. Таким образом для того, чтобы лучше понять механизм возникновения административно-деликтных отношений, необходимо более детально рассмотреть вопросу касающиеся личности административного правонарушителя, а это в свою очередь включает потребность в их типологии.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...