Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предметная среда. Оцениваниепредметнойсреды




- совокупность окружающих человека вещей, изделий, элементов оборудования и декоративного убранства средового образования, состоящая из отдельных предметов и устройств и из их комплексов (серий, взаимоувязанных систем, например информационных комплексов, торгового оборудования).

Мы окружены миром вещей, мы пользуемся ими, мы включаем их в орбиту наших представлений и интересов. Но следует считаться с тем, что наше восприятие избирательно. Многие люди равнодушны к эстетике вещей и больше интересуются их пользой, прочностью, надежностью, удобством и т. п.

Люди, даже наделенные восприимчивостью, чуткостью к красоте, со временем «присматриваются» к вещи и перестают замечать ее как объект эстетического переживания.

Отношение к предмету зависит не только от объективных качеств последнего, но и от нашей внутренней установки, предрасположенности. Большое значение имеет состояние человека в данный момент, созерцательно ли он настроен или нет. Он может просто не замечать окружающее его, может только охватить взглядом, а может и разглядывать и оценивать детали, частности.

В театральном искусстве, например, есть прием «отчуждения», когда предмет, герой, событие даются в неожиданном ракурсе, в нетривиальной, необычной ситуации для того, чтобы обострить, активизировать таким образом восприятие зрителя. Существует этот прием и в литературе. Направлять, обострять восприятие человека можно при показе предмета на витрине или на выставке. Однако, как правило, мы воспринимаем предметное окружение в условиях повседневной, будничной жизни. Здесь только случайность может натолкнуть на необычный аспект. Известный дизайнер Нельсон рассказывает, как он, очутившись на полу в своей комнате, увидел ее снизу и вдруг попал в незнакомый ему интересный мир, пространство, полное вертикалей, в «лес ножек».

В бесконечно многообразном предметном мире столько видов, групп, типов предметов, что трудно уловить все возможные соотношения между функциональной и эстетической их ценностью. В некоторых предметах важнее практическая сторона, в других — эстетическая, у третих - социально-престижная. У выходной, парадной одежды, например, функциональная сторона по своей значимости несравненно ниже, чем у одежды производственного назначения.

В наше время, по сравнению с прошлым, практическая ценность вещи становится не столь значимой, первостепенной, чем эстетическая. Теперь уже не говорят: «Это из очень прочного сукна», чаще можно услышать совсем другие характеристики — «изящные туфли», «элегантное пальто» и т.д. Так или иначе всякое общение с предметом связано с его оценкой. Оценка может быть функциональной, эстетической, социально престижной. Функциональная оценка бытовых вещей у нас не вызывает затруднений. Мы в большинстве случаев знаем, как этими вещами пользоваться, мы можем их сравнивать с аналогичными. Для этого достаточно простого человеческого опыта. Функциональная оценка производственной среды — дело специалистов, работающих в сфере этого производства.

Нас же волнует эстетическая оценка предмета, и здесь все не так просто. Не имея никакой подготовки, мы можем выразить только свое самое общее отношение к нему. Мы говорим: «Мне это нравится», «Мне это не нравится». Или несколько более категорично: «Это красиво» или «Это некрасиво», «изящно» или «неизящно». Но такие оценки не раскрывают даже самого общего эстетического содержания.

 

Можно попытаться в пределах своих знаний как-то словесно объяснить, почему тот или иной предмет «красив» или «некрасив», например: «Форма этого предмета (пылесоса) какая-то «колючая» (это суждение о форме), или «Ножки под телевизором уж очень «хлипкие», или «чересчур яркий цвет мотоцикла». Но и эти оценки поверхностны и недоказательны. Общую эстетическую оценку мы должны прежде всего расчленить, и только тогда может быть вынесено действительно аргументированное суждение.

 

Человек, занимающийся проектированием предметной среды, добиваясь своей конечной цели — создания красивой вещи, должен в первую очередь знать, что же обуславливает эстетическую ценность данной вещи.

СТИЛЬ

(в дизайне) — художественно - пластическая однородность предметно - пространственной среды и ее элементов, выделяемая в процессе восприятия материальной и художественной культуры как единого целого.

Характерный признак Стиля — его сравнительное постоянство. Важной для дизайна является тесная связь его проявлений с общественными и эстетическими нормами эпохи, а также ценностный характер этих проявлений. В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер и выражает творческую платформу (например, «хай - тек», «ретро» и пр.).

Под стилизацией в дизайне понимается сознательное употребление признаков того или иного стиля при проектировании изделий (часто используется при таком подходе как стайлинг) или прямой перенос наиболее явных визуальных признаков культурного образца на проектируемый объект. Основная операция при этом — формализация пластических мотивов, их упрощение или усложнение в целях достижения общего смыслового и декоративного акцента.

Категория Стиля тесно связана с другим понятием теории дизайна — архетип. Вместе они образуют взаимодополняющие «разнонаправленные» стороны произведения дизайнерского искусства. Архетип фиксирует «единственность», устойчивость пространственно технологического предназначения и устройства вещи или комплекса, которые могут быть реализованы практически без ущерба для утилитарного начала множеством стилевых вариации, отвечающих конкретным социально - эстетическим ожиданиям потребителей разного уровня жизни, культуры и т. п. Тем самым консервативность художественного содержания архетипа с помощью модификаций его формы преобразуется в свободу выбора ответов на запросы разных слоев общества.

По сравнению с модой стиль гораздо теснее связан с социальными основами общества, его эстетическими установками. Как следствие, он отличается относительной устойчивостью.

Применительно к творчеству од­ного автора (группы авторов, фирмы и т. д.) Стиль означает характерные для этого художника (группы) приемы визуального отображения его творческой концепции.

 

БИОНИКА В ДИЗАЙНЕ

Использование в дизайне законов и форм живой природы вполне правомерно. В основе эволюции живых организмов и графических изображений лежат одни и те же принципы, определяемые взаимодействием форм и функций.

Причины особого внимания дизайнеров к законам формообразования живой природы заключаются в том, что графический дизайн как особый вид искусства имеет непосредственную связь с материальным производством, для которого создается изобразительный образ – торговый знак.

Живая природа имеет тенденцию в процессе своего развития стремиться к всемерной экономии энергии, строительного материала и времени. Закон минимума в живой природе обусловлен органической целесообразностью существования. Все это привело к мысли о возможности использования закономерностей формообразования живых структур именно в конструктивном плане, а не с целью лишь каких-то формальных поисков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...