Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение образования искусственных понятий.




В психологической науке в настоящее время твердо установлен следующий факт: за одним и тем же словом может скрываться разная система значений, предметная отнесенность и значение слова не совпадают. Значение слова «стол» для столяра, официан­та и журналиста является разным. Речевое мышление обычно ха­рактеризуют в сравнении с мышлением наглядно-образным и наглядно-действенным, но оно само неоднородно. Типы (или уровни) речевого мышления характеризуются видами обобще­ний, фиксируемых словом. Самое простое, примитивное обоб­щение заключается в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака. Например, «толпа зе­вак». Это синкретические объединения. Более сложным является комплексное обобщение. Слово «кря» применяется для обозначе­ния утки («крякает»), всех плавающих птиц (плавают, как и утка), любых жидкостей (сходство с водой, по поверхности которой плавает утка). Таким образом, группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям (одно основание «плавают», другое — «жидкости»). Наиболее сложным является такое обобще­ние, при котором четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий. Не­обходимо снова подчеркнуть, что комплексные обобщения (как и синкретические) представлены на любом уровне сложности ин­теллектуальной деятельности человека.

Если, например, анализировать структуру психологической науки и сопоставлять определения ее отраслей и разделов, то от­четливо бросается в глаза то обстоятельство, что они выделяются (а следовательно, и объединяются в единое целое) по разным основаниям. Наука классифицируется на отрасли не по понятий­ному типу, а по типу как бы промежуточному между синкрети­ческим и комплексным обобщением. Это выражается, во-первых, в попытках превратить «отрасль» в «науку». Например, инженер­ная психология определяется как наука об информационном вза­имодействии между человеком и техникой, психофизиология — как наука о нейронных механизмах психических процессов и со­стояний. Психология из науки, имеющей, как и все другие отрас­ли, превращается в коллекцию наук, слегка связанных между со­бой, например, таким признаком, как «разрабатываемые в одном учреждении». Элементы комплексности обобщений обнаружива­ются в том, что изучение отдельных профессий из раздела отрас-ттм ппеипятают в самостоятельную науку, например, «психология

летного труда» иногда определяется как наука, а не раздел психо­логии труда. Одни отрасли психологической науки выделяют по предметной области, другие по типу решаемых психологами за­дач. В повседневной жизни каждого человека можно найти «зону», в которой он классифицирует предметы по типу комплексных обобщений. Наверное, большинство людей, быстро собираясь в дорогу и укладывая чемодан, объединяют вещи, составляющие его содержимое, не по понятийному признаку.

Эти виды обобщения специально изучались Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым с помощью методики образования искусственных понятий. Исследователи критически переосмыслили работу Н.Аха. Вместе с тем они сформулировали ряд теоретиче­ских положений, которые рассматривали как «несомненную зас­лугу» Н.Аха и которые сводятся к следующему: важен процесс образования новых понятий, нельзя ограничиваться только иссле­дованием готовых понятий; в ходе эксперимента испытуемый дол­жен постепенно приходить к построению нового понятия (генетико-синтетический метод исследования); необходимо иссле­довать процесс приобретения словом сигнификативного значения; в мышлении и действовании выработка понятий иг­рает роль средства для достижения известных целей (выработка понятия как условие решения задачи). Главной и основной про­блемой, связанной с процессом образования понятия и процес­сом целесообразной деятельности вообще, авторы считали (в от­личие от Н.Аха) проблему средств, с помощью которых вы­полняется та или иная целесообразная деятельность.

Были подробно описаны виды обобщения, предшествующие формированию понятия и образующие как бы этапы его развития. Исследование касалось онтогенетического развития мышления ребенка, но, основываясь на современных представлениях о мыш­лении взрослого, мы можем интерпретировать их как типы обоб­щения, сосуществующие в мышлении взрослого.

Для Л. С. Выготского главным было выделение видов обобще­ний, но методика образования искусственных понятий может ис­пользоваться и для анализа процессуальной стороны обобщений. Так, в работах Брунера и его сотрудников мыслительная де­ятельность по классификации объектов рассматривается как се­рия решений или пробных предсказаний субъекта о свойствах объектов. Осуществление решений и их проверка выявляют ин­формацию, изменяя число возможных гипотез об отыскиваемом классе. Последовательность решений испытуемого образует стра­тегию, воплощающую определенные цели: а) довести до макси­мума информацию, получаемую после каждого отдельного реше­ния; б) удерживать познавательное напряжение в определенных границах; в) регулировать различные формы риска неполучения Информации. Стратегия может оцениваться по этим показателям независимо от того, осознает ее испытуемый или нет. Изменения в стратегиях описываются в связи с изменениями в требованиях задач. Все это позволяет проникнуть в сам процесс классифика­ции, а не ограничиваться только констатацией ее успешности или неуспешности.

В исследованиях автора совместно с Н. X. Турченковой, Э. Д. Поз-нянской и Я. Я. Велик было показано, что при психологиче­ском анализе мышления как процесса формирования обобщений необходимо учитывать объективную неопределенность условий за­дачи и неопределенность проверяемых признаков (а соответствен­но и информативность их проверки). Необходимо также выделять субъективную неопределенность условий задачи и субъективную информативность отдельных исследовательских актов. Взаимоот­ношения между объективной и субъективной неопределенностью, объективной и субъективной информативностью составляют важ­ный аспект психологической характеристики мыслительной дея­тельности. Процесс решения мыслительной задачи состоит в умень­шении исходной неопределенности условий, в активном выборе информации, которая поступает как результат собственных дей­ствий субъекта. Мыслительная деятельность характеризуется из­бирательностью, которая, в частности, выявляется в несовпаде­нии объективной и субъективной информативности, объектив­ной и субъективной неопределенности. Одно и то же обобщение формируется в результате различной организации исследователь­ских действий человека, на основе различной избирательной ори­ентировки не только в предметном, но и в статистическом поле. Эта «предыстория» самостоятельно сформированного обобщения входит в его психологическую характеристику (например, обоб­щение, построенное на основе минимально необходимых данных, и то же самое обобщение, построенное на основе избыточных данных).

(Подробнее см. файл Выготский и Сахаров)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...