Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях




 

Существуют личностные (интеллект; знания; мотивация; личностные характеристики, например, критичность, самостоятельность) и ситуационные (модель стимула, как представлена сама задача; фактор установки, в какой последовательности давались задания; эмоциональные состояния) факторы.

 

Понятие «когнитивный стиль» характеризует индивидуальные различия в способе получения, переработки и применения информации.

X.А. Виткин, основоположник концепции когнитивных стилей, специально пытался сформировать критерии, отделяющие когнитивный стиль и способности:

1) когнитивный стиль – это процессуальная характеристика, а не результативная;

2) когнитивный стиль – биполярное свойство, а способности — униполярное;

3) когнитивный стиль – устойчивая во времени характеристика, проявляющаяся на всех уровнях (от сенсорики до мышления);

4) к стилю неприменимы оценочные суждения, представители каждого стиля имеют преимущество в отдельных ситуациях.

М.А. Холодная приводит десять когнитивных стилей:

1) полезависимость — поленезависимость;

2) импульсивность — рефлексивность;

3) ригидность — гибкость когнитивного контроля;

4) узость — широта диапазона эквивалентности;

5) ширина категорий;

6) толерантность к нереалистическому опыту;

7) когнитивная простота — когнитивная сложность;

8) узость — широта сканирования;

9) конкретная — абстрактная концептуализация;

10) сглаживание — заострение различий.

 

Поленезависимость, рефлексивность, широта диапазона эквивалентности, когнитивная сложность, широта сканирования и абстрактность концептуализации значимо и положительно коррелируют с уровнем интеллекта (по тестам Д. Равена и Р. Кэттелла), а поленезависимость и толерантность к нереалистическому опыту связаны с креативностью.

 

Полезависимость впервые была выявлена в экспериментах Виткина в 1954 году. Он исследовал влияние зрительных и проприоцептивных стимулов на ориентировку человека в пространстве (сохранение испытуемым своего вертикального положения). Испытуемый сидел в за-темненной комнате в кресле. Ему предъявлялся на стене комнаты светящийся стержень внутри светящейся рамки. Стержень отклонялся от вертикали. Рамка изменяла свое положение независимо от стержня, отклоняясь от вертикали, вместе с комнатой, внутри которой сидел испытуемый. Испытуемый должен был привести стержень в вертикальное положение с помощью рукоятки, используя при ориентации либо зрительные, либо проприоцептивные ощущения о степени своего отклонения от вертикали. Более точно определяли положение стержня испытуемые, опиравшиеся на проприоцептивные ощущения. Эта когнитивная особенность и была названа поленезависимостью.

Затем Виткин обнаружил, что поленезависимость определяет успешность вычленения фигуры из целостного образа. Поленезависимость коррелирует с уровнем невербального интеллекта по Д. Векслеру.

Для диагностики «полезависимости—поленезависимости» Виткин предложил использовать тест «Встроенных фигур» Готтшальда (1926), переделав черно-белые картинки в цветные. Всего тест включает 24 пробы с двумя карточками в каждой. На одной карточке сложная фигура, на другой — простая. На каждое предъявление отводится 5 мин. Испытуемый должен как можно быстрее обнаружить простые фигуры в структуре сложных. Показателем является среднее время обнаружения фигур и число правильных ответов.

 

 


Типологические подходы к классификации «мыслящих личностей»

 

Внушаемость и критичность

Специальный анализ, проведенный Н.Б. Березанской показал, что:

1) критичность и внушаемость являются важными личностны­ми факторами, оказывающими влияние на мышление и целеполагание;

2) свойства критичности и внушаемости отражают функциони­рование единого контролирующего механизма;

3) в содержании, подлежащем усвоению в качестве цели, воз­можно выделение двух структур: актуальной и коннотативной, параллельно анализируемых субъектом в акте принятия цели;

4) смещение акцентов анализа на одну из структур ведет к феноменам либо внушаемого, либо критичного поведения;

5) необходимо отказаться от противопоставления внушаемости и критичности друг другу как абсолютно положительного и отри­цательного свойств психики. Каждое из них вносит свой вклад в реальную деятельность субъекта и играет свою роль в процессе целеполагания;

6) экспериментально варьируя критичность и внушаемость субъекта, можно управлять процессом целеполагания.

 

Клиницисты дают яркие описания индивидуально-типических особенностей мышления.

 

Э. Кречмер

Связь между мышлением и конституциональным типом

Хрестоматия 381-398,Тихомиров О.К «Психология мышления» 194-210,

Кречмер, типы ученых:

Циклотимики: громадный экстенсивный характер работы, наглядно-эмпирическое направление в работе, склонность к популяризации (Дарвин).

Шизотимики: тяготение к теоретической работе, преобладание влечения к форме над влечением к содержанию, склонность к строгому логическому построению или наоборот логической раплывчатости (2 подтипа, примеры: Кант, Шеллинг).

 

П.Б. Ганнушкин:

Циклоиды:

а) конституционально-депрессивные: деятельность неприятна, безотносительно содержания, скоро утомляются.

б) конституционально-возбужденные (психопаты): «внешний блеск, одаренность соединяется с большой поверхностностью и неустойчивостью результатов»

Шизоиды: склонность к нежизненным, формальным построениям., к символике.

Параноики: образование сверхценных идей, мышление субъективно, резко аффективно окрашено.

Истерики: противоречивость, нелогичность и непоследовательность суждений, неспособность держать в узде воображение.

Конституционно-глупые: пограничное расстройство, неумные от рождения, справляются с жизнью в определенных, четко установленных рамках, внушаемость.

 

К. Юнг:

Экстравертированная установка: направленность на категории объективных данностей.

Интровертированная установка: ориентация на субъетивный фактор, углубление, а не расширение.

 

Э. Кречмер, считая что между мыш­лением и конституцией существует определенная связь, отмечал, что для ученых-циклотимиков характерны такие особенности, как громадный экстенсивный характер работы, наглядно-эмпирическое направление в работе, склонность к популяризации. Для ученых шизотимиков свойственно тяготение к теоретической работе, пре­обладание «влечения к формам» над «влечением к содержанию», любви к строгому построению, к чисто формальному, склонности к сверхчувственному, ирреальному.

 

П.Б. Ганнушкин дал описания особенностей интеллектуальной деятельности при некоторых формах психопатии.

Конституционально-депрессивные представители группы циклоидов характери­зуются тем, что деятельность, безотносительно к ее содержанию, «по большей части им неприятна, и они скоро от нее утомляются. Кроме того, в сделанном они замечают преимущественно ошибки, а в том, что предстоит – столько трудности, что в предвидении их невольно опускаются руки... Умственная работа окрашена для них неприятно, сопровождаясь чувством большого напряжения».

Напротив, конституционально-возбужденные представители группы психопатов характеризуются тем, что у них «внешний блеск иной раз соединяется с большой поверх­ностью и неустойчивостью интересов» (цит. по: [195, с. 385]). Для шизоидов характерна «склонность к нежизненным формаль­ным построениям, исходящим не из фактов, а из схем, основанных на игре слов и произвольных сочетаниях понятий».

П.Б. Ганнушкин особенно подчеркивал «любовь шизоидов к странным, по существу, часто несовместимым логическим комбинациям, к сближению понятий, в действительности ничего общего между собой не имеющих... отпечаток вычурности и парадоксаль­ности».

Для параноиков характерно образование сверхценных идей: «Самой важной сверхценной идеей параноика обычно являет­ся мысль об особом значении его собственной личности. Кто не согласен с параноиком, кто думает не так, как он, тот в лучшем случае — просто глупый человек, а в худшем — его личный враг». Мышление параноика строится по формуле: правильно только то, что хочется и нравится ему. В результате параноик не может иметь правильных суждений о собственной личности в ее отноше­нии к другим людям.

Для представителей группы истерических характеров типично то, что «их суждения поражают своей противоречивостью, а место логического сопоставления фактов и трез­вой оценки действительности занимают беспочвенные выдумки», у них выражена «неспособность держать в узде свое воображение».

«Конституционно-глупые», по П.Б. Ганнушкину испытывают трудности, когда нужно применять знания к действи­тельности, проявлять известную инициативу, оригинальность. Это люди шаблона, банальности, моды.

 

К.Г. Юнг, характеризуя особенности мышления при экстравертированной установке, отмечал его направленность на катего­рии объективных данностей (факты, идеи).

Экстравертированный мыслительный тип стремится «ставить все свои проявления жизни в зависимости от интеллектуальных выводов, которые в конце-концов всегда ориентируются на объективно данное, или на объ­ективные факты, или на общепринятые идеи».

Мышление при интровертированной установке ориенти­руется прежде всего на субъективный фактор, для него «факты имеют второстепенное значение, а главную ценность для него имеют развитие и изложение субъективной идеи, первоначального символического образа, который более или менее неясно стоит перед его внутренним взором».

Интравертированный мыслительный тип стремится к углублению, а не к расширению, его суждения менее относятся к объекту, чем к субъекту.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...