Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды операциональных смыслов




 

Осязательная активность при решении задач как индикатор бессознательной работы.

Выделение зоны ориентировки. Стадия игры. Изменение ситуации. Тип игры (защита и нападение). Степень подготовленности решения конкретной задачи при обследовании предшествующих ситуаций. Квалификация шахматиста.

 

Механизм сличения.

Изменение ситуации (ход противника) сличается с ранее сформированными смыслами. Высоковероятные и маловероятные предвосхищения.

 

Прогнозирование замыслов.

Глубина и объём операционального смысла. Глубина – на сколько ходов вперёд испытуемый предусматривает те изменения ситуации, которых он стремится достигнуть. Объём – в скольких направлениях испытуемый одновременно «примеривает» свою деятельность.

 

Предпланирование.

Последовательные проигрывания собственных действий, возможных в последующих ситуациях. Создание невербализуемых «перечней» действий в последующих ситуациях.

 

 

Смысл определяет направление и развёрнутость сложной поисковой деятельности человека.

 


 

Эмоциональная регуляция мышления

 

По А.Н. Леонтьеву, «эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта».

 

Рибо и Блёйлер считали, что эмоции искажают отражение действительности.

 

Г. Майер: практические потребности эмоционального мышления. Фокус внимания на практические цели. [Ср. практическое мышление у Б.М. Теплова].

Эмоциональное мышление: аффективное (эстетическое и религиозное мышление; вид умозаключения), волевое.

 

Л.С. Выготский подчёркивал единство интеллекта и аффекта.

С.Л. Рубинштейн указывал на единство интеллектуального и эмоционального.

 

С мыслительной деятельностью связаны все виды эмоциональных явлений: аффекты, эмоции, чувства (А.Н. Леонтьев).

 

 

Эмоциональная активация в структуре решения задачи

 

Эксперимент В.Н. Мясищева

Индикатором состояний эмоциональной активации служила КГР (падение сопротивления). Проверка специфичности КГР нажиманием на кнопку.

Испытуемым предлагалось решать задачу, рассуждая вслух. Время решения ограничивалось 30 минутами. Во время решения передвигать фигуры не разрешалось. После нахождения окончательного решения задачи испытуемый должен был сказать «задача решена». После эксперимента испытуемый даёт письменный отчёт о возникающих у него эмоциональных состояниях и о процессе поиска решения задачи.

Состояния эмоциональной активации предшествуют называнию нового типа действия.

Междометия почти совпадают с изменением КГР.

«Ага-реакция»

Междометия и эмоциональная реакция на несколько секунд опережают называние испытуемым действия, выражающего решение задачи или направления дальнейших поисков.

Основной вывод: состояния эмоциональной активации, как правило, опережают словесное формулирование принципа решения задачи, направления дальнейших поисков, словесную оценку очередной попытки решения и называние окончательного решения мыслительной задачи.

 

 

Функция эмоциональной активации

 

Состояние эмоционального решения задачи – уверенность в правильности предположения, хотя пока ещё неизвестно, правильно оно или нет.

Эвристическая функция эмоций.

 

Была поставлена задача искусственно вызвать у испытуемого состояние эмоциональ­ной инактивности и проследить его влияние на продуктивность деятельности. Из применявшихся приемов относительно более эффективным оказался следующий. Испытуемому давалась спе­циальная инструкция, в которой требовалось проговаривать про­цесс решения возможно более равнодушно, монотонно. Чтобы выполнить данную инструкцию, испытуемый невольно должен был «гасить» эмоции для сохранения равнодушного тона. В трех задачах этой серии действительно были получены «плоские» записи сопротивления кожи, задачи не были решены и оценены испытуемыми как «трудные». «Легкие» задачи испытуемому уда­валось иногда решить и при уплощенной кривой записи КГР, но при этом наблюдалось по крайней мере одно достаточно резкое падение сопротивления кожи. В другой серии опытов испытуемо­му давалась следующая инструкция: «Вы должны обязательно решить предъявленную задачу. Вы должны решать ее абсолютно хладнокровно, без всякого напряжения. Учтите, что с помощью аппаратуры мы можем следить за Вашим эмоциональным со­стоянием – начнете Вы волноваться или нет. Как только Вы на­рушите наше требование, мы немедленно прекращаем опыт». В этой серии одному из испытуемых было предъявлено 13 задач, оказалось, что не было ни одного случая правильного решения задач до появления эмоциональной активации. Эти данные так­же свидетельствуют о том, что эмоциональная активация является необходимым условием продуктивной интеллектуальной дея­тельности. Этот вывод подтверждается и данными словесного от­чета: «Эта проклятая машина (имеется в виду потенциометр) и подумать не дает...», «Только легкие задачи я могу решить без эмоций, а трудные никогда...», «Необходимость хладнокровно ре­шать задачу мешает мне подробно рассмотреть найденный вари­ант...»

 

 

Эмоциональная память

Эмоциональное закрепление принципа решения, содержащегося в наводящей задаче, способствует его актуализации при решении основной задачи, свёртывает попытки при решении задач. Аффективная память.

Эмоциональное закрепление создаёт большую лёгкость актуализации прошлого опыта, как бы готовность к его мобилизации, направленность поиска. Эмоциональный опыт влияет на переструктурирование задачи в процессе её решения.

 

В специальной серии экспериментов Ю.Е. Виноградов вызывал эмоциональное (отрицательное) возбуждение при решении основной задачи, а последовательность предъявления основной и вспомогательной задач была такой же, как в основных опытах Я.А. Пономарева: сначала основная, затем, после безуспешных попыток решить ее, наводящая, наконец, после нахождения решения наводящей снова основная. Оказалось, что после нахождения испытуемыми решения наводящей задачи при вторичном предъявлении основной ее решение не достигается, несмотря на то, что все условия, характеризующие положительный эффект наводящего действия, соблюдались. Отрицательная эмоциональная активация, вызванная намеренно экспериментатором, в процессе решения основной задачи подавляет эмоциональную активацию, порождаемую самой мыслительной деятельностью. В результате как бы блокируется возможность возникновения эмоционально закрепленного опыта, необходимого для замыкания в последующем с наводящей задачей. Таким образом, удалось наметить путь управления поиском решения задачи на основе использования механизмов эмоциональной активации.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...