Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мышление и целеобразование




 

Проблема целеобразования в психологии

Джемс, Вундт – нет понятия цели, хотя встречается латентно в других понятиях.

По Скиннеру, не существует категории цели, существует только стимул, реакция и подкрепление.

Толмэн, Анохин – цель есть, но она одинакова для человека и животных.

 

В отечественной психологии цель рассматривается как образ будущих результатов, косвенно связанных с мотивом.

В зависимости от мотивов цель приобретает разный личностный смысл.

В процессе решения задачи может происходить взаимодействие между установкой и целью.

 

Целеобразование выступает как процесс, как действие и как деятельность.

Существует произвольное и непроизвольное целеобразование.

Целеобразование зависит от уровня притязаний.

 

При решении задачи противоречие выделяется посредством эмоциональной сигнализации. Эмоции сигнализируют о противоречии. Выделяется конфликтная зона – зона ориентировки. Затем запускается процесс целеобразования.

 

Механизмы целеобразования (по О.К. Тихомирову):

· Превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании

· Превращение побочных продуктов результатов действия в цель через связь с мотивом и осознание результата

· Преобразование неосознаваемых результатов в осознанные

· Выделение промежуточных целей

 

Виды целеобразования (по И.А. Васильеву):

· превращение мотивов в мотивы-цели

· преобразование побочных результатов действия в цели через связь с мотивом

· преобразование неосознаваемых целей в осознаваемые

· смена цели

· выбор из альтернатив по ценности и вероятности

· превращение неосознанных предвосхищений в цели

· усвоение заданной извне цели

· выделение промежуточных целей как следствие вычленения препятствий, возникающих в деятельности

 

 

Мотивы и целеобразование

 

Существуют побуждающие и смыслообразующие мотивы.

Мотивы имеют структурирующую функцию.

 

Структурирующая функция мотива

В деятельности че­ловека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условий решения задачи. В то же время промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Это и оп­ределило основной замысел, конкретную задачу исследования Т.Г. Богдановой: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.

Основной вывод: при мотиве «проверка умственной одарённости» возникает больше рассуждений вслух и промежуточных целей, чем при мотиве обычного решения задачи.

См. 13 вопрос.

 

 

Эмоции и целеобразование

Эксперимент В.Е. Клочко

Вымышленный текст вымышленного автора. С противоречиям. Разным группам испытуемых давались разные инструкции:

· проверить грамотность текста

· пересказать текст

· запомнить текст

· найти противоречия

Противоречия замечались в основном только в последнем случае. Однако момент прочтения (или повторения) противоречий характеризовался изменением показателей КГР и ЭКГ.

 

Образование общих и конкретных целей

Эксперимент Р.Р. Бибриха

Виды целеобразования рассматривались как последовательные фазы некоторого целостного процесса целеобразования.

Игра в «Калах». Три группы испытуемых:

· ориентировка на максимальный выигрыш в каждой наличной игровой ситуации

· поощрение преобразования игровых ситуаций, построения эффектных комбинаций

· подчёркивалось значение крупных (многоходовых) комбинаций, построение которых существенно преобразует игровую ситуацию, а проведение обеспечивает крупный выигрыш.

 

Первая группа испытуемых демонстрирует форму целеобразования – постановку конкретных целей.

Вторая группа испытуемых – образование общих целей.

Третья группа испытуемых – целевые структуры, включающие общие и конкретные цели.

 

 

Оценка достижимости результата как компонент цели

 

Оценки достижимости результата, не всегда осознаваемые личностью, включаются в процесс формирования новой цели.

 

Эксперимент Н.Б. Березанской

1. Набор геометрических фигур, из которых надо составить изображения. Затем аналогичный набор с установкой на то, что из него хуже получаются фигуры (предпочитаемые испытуемым в первой серии). Меняется оценка достижимости результата, что приводит к худшему выполнению задачи.

2. Давался набор задач, которые надо было до решения по внешнему виду поделить на «решаемые» и «нерешаемые», хотя на самом деле они все имели решение. Хуже или дольше решаются «нерешаемые» задачи.

3. Разные формулировки требований к одной и той же задаче. Оценить решаемость, найти решение, найти два решения. Избыточность оценки достижений приводит к лучшему решению задачи.

 

 

Мнемические компоненты целеобразования

Аффективная память («эмоциональное закрепление») влияет на целеобразование.

 

Эксперимент Ю.Е. Виноградова, Д.Н. Долбнева, Ю.В. Стеклова показал, что при эмоциональном закреплении объективно незначимых элементов ситуации не возникает общего замысла (общей цели). При эмоциональном закреплении объективно значимого элемента возникает общий замысел решений.

 

Исследование В.В. Знакова выявило зависимость процессов целеобразования, составляющих наиболее творческое звено решения мыслительных задач, от нагрузки на оперативную память. Эта зависимость является одним из проявлений единства памяти и мышления в реальной деятельности человека.


 

Понятие операционального смысла. Виды операциональных смыслов

 

В результате различных невербальных исследовательских действий один и тот же элемент ситуации выступает для испытуемого по-разному на разных этапах периода, предшествующего выбору одного практического действия.

Специфическая форма отражения – невербализованный операциональный смысл.

Это явление индивидуального психического отражения, не совпадающее полностью с объективным значением элементы, с фиксированным в общественном опыте его значением, отличное от личностного смысла объекта, обусловленного мотивацией деятельности, от перцептивного образа.

Невербализованный операциональный смысл – новая единица анализа бессознательного, отличающаяся как от «установок», так и от «побочных продуктов» действия.

 

Наряду с невербализовынным операциональным смыслом отдельных элементов существует операциональный смысл ситуации в целом.

 

На невербальном уровне может возникать «предрешение» задачи.

Возникновение смысла влияет на дальнейшие исследовательские действия.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...