Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение мышления в когнитивной психологии: информационный подход




1. Название направления, представители:

Когнитивная психология (Д. Брунер, У. Найссер, П. Линдсей, Д. Норман)

2. Предмет исследования:

Получение и обработка информации, познавательные процессы, интеллект

3. Методы изучения, описать специфику:

Задачи, моделирование искусственного интеллекта

4. Понимание мышления и объяснение его механизмов:

Мышление рассматривается как процесс преобразования знаний. Более узко, мышление понимается как взаимодействие концептуальных структур (динамических моделей) и операций над ними.

5. Центральные постулаты направления и понятия:

Любой процесс рассматривается как получение и обработка информации. Ставится вопрос о формах информации и способах их получения.

Компьютерная метафора (основано на информационном подходе), моделирование искусственного интеллекта. Способы решения задач – алгоритмы и эвристики.

Вводится понимание интеллекта.

6. Исследования мышления, эксперименты (цель, гипотеза, результаты, выводы):

Эксперимент Брунера по стратегии формирования понятий

Цель – смоделировать в лаборатории процедуру функционирования стратегий приёма информации при образовании понятий, выявить особенности выбора стратегий и их эффективность.

Вообще возможно 4 типа стратегии: положительное подтверждение, положительное опровержение, отрицательное подтверждение, отрицательное опровержение.

Стимульный материал – испытуемым предъявляются карточки с 4 признаками, каждый из которых принимает 3 значения. Берём за исходное какое-то понятие, и, предъявляя испытуемому, говорим ему, является ли данный пример положительным или отрицательным. После предъявления каждой карточки испытуемому предлагается высказать гипотезу о содержании понятия. Испытуемый должен прийти к правильному понятию при минимальном числе встреченных примеров.

Результаты и выводы – строгое следование правилам непременно приводит к успеху при любой стратегии. Преимущество оказывается на стороне представителей целостной стратегии (принять в качестве первоначальной гипотезы всё содержание первого положительного примера; для каждого положительного подтверждающего примера сохранить в данной гипотезе только то общее, что она имеет с этим примером; всё прочее оставить без внимания). Имея дело с задачей, при которой произвольно избранная последовательность операций приводит к образованию понятий, человек ведёт себя в высшей степени организованно и разумно.

7. Результаты и выводы по всему направлению:

Мышление понимается как взаимодействие концептуальных структур (динамических моделей) и операций над ними. Динамические модели берутся из практических действий. Мышление опирается на систему концептуального знания. Необходима метакогнитивная активность. Преобразование знаний само создаёт субъективно незнакомую ситуацию. Решение продуктивных задачи требует особых волевых качеств. Решение продуктивных задач опирается на префронтальные области коры.

Концептуальные структуры и метапознавательные координации образуют верхушку механизмов человеческого интеллекта.

8. Анализ направления в соотнесении с другими направлении (пункты полемики):

Возникает в преемственности с необихевиоризмом. В настоящее время является наиболее активно развивающимся подходом.


 

Вюрцбургская школа

1. Название направления, представители:

Вюрцбургская школа (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе, К. Бюлер)

2. Предмет исследования: сознание

3. Методы изучения, описать специфику:

Метод систематической интроспекции (модифицируется и становится ретроспективной интроспекцией – испытуемого просят произвести самоотчёт после её решения, просят его давать в обычных словах). Метод задач (задача – это цель, данная в условиях, которые препятствуют её достижению).

Понимание мышления и объяснение его механизмов

Мышление рассматривается как внутреннее действие (акт). Отрицается образный характер мышления. Мышление – это движение голых сущностей, носит целенаправленный и активный характер. Активный и целенаправленный характер определяется детерминирующей тенденцией, которая показывает влияние задачи на субъекта. Детерминирующая тенденция определяет выделение существенных признаков для образования понятий. Основная специфика мышления – его целенаправленность. Мышление – это осознанное усмотрение отношений, независимое от чувственных наглядных представлений. Мышление – это акт усмотрения отношений.

Необходимо раскрыть и осознать отношения между условиями и требованиями. Затем абстрагировать отношения от чувственных представлений и подняться на уровень (о)сознанности, где будут выделены существенные признаки.

Явления внутреннего опыта делятся на два уровня:

· класс А – чувственные представления;

· класс B – мысли и сознанность.

Центральные постулаты направления и понятия

Мышление рассматривается как внутреннее действие (акт). Основная специфика мышления – его целенаправленность (телеологический подход).

Детерминирующая тенденция – психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи.

Исследования мышления, эксперименты (цель, гипотеза, результаты, выводы)

Испытуемые (сами психологи) должны были сообщить о процессах собственного мышления при выполнении заданий типа толкований сложных текстов и выражений, установлений отношений, выяснения соотношений.

Например, испытуемых спрашивают, понимают ли они предложение «Лишь только золото замечает драгоценный камень, оно тотчас же признаёт превосходство его сияния и услужливо окружает камень своим блеском». Испытуемым необходимо было продемонстрировать возможность мышления без наглядных представлений, т.е. переход от уровня чувственных представлений к уровню осознанности.

Эксперимент Бюлера. Цель – выяснить отличие мыслей от представлений. Гипотеза – если мысли не отличаются от представлений, то при заучивании стихов первые должны запоминаться с такой же трудностью, как и последние. Результат: ассоциации между мыслями образуются несравненно быстрее и прочнее, чем между словами. Вывод: мысли качественно отличаются от представлений.

Н. Ах создал первую методику образования искусственных понятий.

Результаты и выводы по всему направлению

Мышление рассматривается как внутреннее действие (акт). Основная специфика мышления – его целенаправленность (телеологический подход). Однако мышление рассматривается в первую очередь как репродуктивное. Выдвигается принцип деятельности (особый вид деятельности души).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...