Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание установки и вывод расчетной формулы




 

Установка, с помощью которой определяют отношение теплоемкостей воздуха по методу адиабатического расширения (Клемана-Дезорма), изображена на рисунке 1.

Рисунок 1 Схема лабораторной установки: 1 – манометр жидкостной; 2 и 3 - соединительные шланги; 4 – кран;

5- пневматический насос; 6 – баллон

Установка представляет собой баллон 6, соединенный трубкой 2 с водяным манометром 1. Кран 4 служит для соединения сосуда с насосом 5. С помощью насоса будем накачивать в сосуд воздух до тех пор, пока жидкость в правом колене манометра не достигнет некоторого значения шкалы.

При сжатии воздуха его температура сначала повысится, а через некоторое время, благодаря теплообмену с внешней средой, воздух в сосуде примет комнатную температуру. В период охлаждения воздуха в сосуде созданное там давление немного снизится и потом будет сохраняться неизменным (рисунок 2).

Рисунок 2 График процессов:

I – II адиабата; II-III изохора; I-III изотерма

 

При этом избыточное давление , определяется по разности уровней жидкости , т.е. . Абсолютная температура окружающего воздуха и воздуха в сосуде одинакова и равна . Полное давление в сосуде равно сумме атмосферного и избыточного давлений, т. е.:

. (5)

Два параметра и характеризуют начальное состояние воздуха в сосуде, которое назовем первым состоянием (I-е состояние , ).

Теперь откроем и быстро (через 1-2 с) закроем кран 4. За этот короткий промежуток времени воздух в сосуде будет расширяться адиабатически (без обмена теплом с окружающей средой), пока его давление не станет равным атмосферному, т. е. . При адиабатическом расширении воздуха его температура понизится до некоторого значения . Следовательно, это состояние воздуха будет характеризоваться параметрами и (II-е состояние , ).

После закрытия крана 4 имевшееся давление воздуха в сосуде будет повышаться, так как в результате теплообмена его температура будет возрастать до значения , соответствующего температуре окружающего воздуха. Пусть при этом давление достигнет величины

, (6)

где — избыточное давление, показываемое манометром, Па.

Таким образом, третье состояние воздуха характеризуется параметрами и (III-е состояние , ).

Обозначим объем той массы воздуха, которая осталась в сосуде после удаления части воздуха (когда он был открыт), через . До открытия сосуда та же масса воздуха занимала меньший объем . После открывания крана, когда установилась постоянная температура, также объем . Сопоставляя первое и третье состояния, заметим, что температура воздуха одинаковая. Очевидно, здесь можно применить закон Бойля-Мариотта, т. е:

или

. (7)

Сравнивая первое и второе состояния, отмечаем, что они имеют разные температуры, процесс расширения происходит адиабатически, т.е. здесь следует применить уравнение Пуассона:

. (8)

Отсюда находим

. (9)

Возведем обе части равенства (7) в степень :

. (10)

Сопоставив равенства (9) и (10), получим

.

После логарифмирования

.

Отсюда

.

 

Применяя математические преобразования, допустимые для приближенных вычислений, получим:

. (11)

Таким образом, для определения отношения теплоемкостей достаточно на опыте измерить давления и .

 

Порядок выполнения работы и требования

К оформлению результатов

3.1 При подготовке к лабораторной работе необходимо изучить и законспектировать следующие библиографические источники:

- для неинженерных специальностей С. 125–146, 223–232 /1/.

- для инженерных специальностей С. 14–37 /2/; С. 81–84 /3/.

3.2 Открыть кран 4 и с помощью насоса медленно увеличивать в сосуде давление до тех пор, пока разность уровней жидкости не достигнет 15-20 см. После этого кран 4 закрыть и наблюдать за показаниями манометра. В течение некоторого времени (~1 мин.) высоты уровней жидкости в манометре изменяются, а затем станут постоянными.

3.3 Отсчитать положение уровней жидкости в обоих коленах манометра и определить разность уровней столба жидкости .

3.4 Полученное значение занести в таблицу1.

 

Таблица 1 Результаты измерений и вычислений

№, п/п Обозначения физических величин
h 1 h 2 ,%
                 
                 
                 
                 
                 

 

3.5 Открыть и через 1 - 2 с закрыть кран. Давление будет быстро падать и жидкость в манометре, немного поколебавшись, установится на одном уровне. После закрытия крана давление будет постепенно возрастать и, наконец, достигнет предельного значения. Величину этого давления определить по установившейся разности уровней в обоих коленах манометра и записать в таблицу1.

3.6 Эксперимент повторить несколько (n) раз и полученные результаты также записать в таблицу 1.

3.7 По результатам измерений и вычислить значения по формуле (11) и занести их в таблицу 1. По этим данным найти среднюю величину и далее вычислить .

3.8 Вычислить среднеквадратичное отклонение показателя адиабаты

.

3.9 По таблицам коэффициентов Стъюдента (приложение А) найти для n и доверительной вероятности Р =0,997.

3.10 Вычислить погрешность по формуле

и относительную ошибку

= .

3.11 Окончательный результат измерения представить в виде

= .

3.12 Полученную величину сопоставить с теоретическим значением, вычисленным по формуле (4). В расчетахпринимают воздух за двухатомный газ (i =5).

3.13 Сделать вывод.

 

4 Контрольные вопросы

 

4.1 Какие газовые процессы называются изотермическими, изохорическими и адиабатическими?

4.2 Представьте график адиабаты и изотермы на -диаграмме. Почему адиабата идет круче изотермы?

4.3 Какой газ называется идеальным?

4.4 Сформулируйте первое начало термодинамики и примените его для изопроцессов.

4.5 Что называется молем газа?

4.6 Дайте определение удельной и мольной теплоемкостей вещества.

4.7 Как формулируется и записывается уравнение Майера?

4.8 Каков физический смысл универсальной газовой постоянной?

4.9 Сформулируйте теорему Больцмана о равномерном распределении энергии по степеням свободы молекулы.

4.10 Что происходит с внутренней энергией газа при адиабатическом процессе?

4.11 Что называется числом степеней свободы?

Лабораторная работа №5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...