Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 21. Особенности и возможности




Инновационного управления предприятием

21.1. Инновационный менеджмент как фактор устойчивого развития производства.

21.2. Инновации и инновационная деятельность как объект управления.

21.3. Сущность и основные задачи инновационного менеджмента.

21.4. Роль руководителя в инновационном управлении.

21.5. Инновационное управление персоналом.

 

Цели лекции:

- раскрыть сущность и роль человеческого фактора в инновационном управлении современной организации;

- показать возрастание роли инновационного управления предприятием в условиях перехода экономики на инновационный путь развития;

- определить особенности выбора предприятием инновационной стратегии;

- выявить особенности инновационного управления персоналом;

- рассмотреть роль и задачи руководителя в инновационном управлении предприятием;

- охарактеризовать возможности инновационного кадрового менеджмента в повышении эффективности функционирования предприятия.

 

Инновационный менеджмент

Как фактор устойчивого развития производства

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и механизмов управления, направленных на практическое использование нововведений в целях обеспечения стабильности развития предприятия, эффективности его деятельности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

В современном обществе возрастает роль и значение инновационных факторов в экономике и социальной сфере. Эти факторы находят свое выражение в усилении информационной составляющей производства и иных сфер деятельности, интеллектуализации труда, бурном развитии новых технологий (компьютерных, космических, коммуникационных и иных) и оперативном обновлении производимой продукции.

Наука и инновации становятся сегодня главной движущей силой общественного прогресса, мерилом экономического развития. Уже сегодня в развитых странах до 90% прироста ВВП обеспечивается за счет использования достижений научно-технического прогресса.

Инновации являются локомотивом технологического обновления экономики, необходимым условием модернизации производства и социальной сферы (инновации в системе образования, культуры, сфере управления и т.д.). Не случайно современный этап социально-экономического развития в странах-лидерах нередко называют «инновационным» или «постиндустриальным».

Инновации – это новый эффективный ресурс социально-экономического развития. Возрастание его роли для экономики и общества обусловлено, прежде всего, двумя причинами: во-первых, исчерпанием к концу XX – началу XXI вв. многих традиционных ресурсов социально-экономического развития (сокращение запасов нефти и газа, отсутствие возможностей повышения производительности труда за счет его интенсификации, нехватка трудовых ресурсов); во-вторых, ростом спроса на высококачественную и разнообразную продукцию и услуги.

Для России необходимость инновационных преобразований сегодня особенно актуальна, поскольку ее технологическое отставание от развитых стран продолжает нарастать:

- РФ отстает от развитых стран на два поколения техники, так как российская экономика базируется на технологиях III и IV технологических укладов[10], которые в промышленности Западной Европы преобладали еще в 20-х гг. XX века;

- в экспорте РФ удельный вес наукоемкой продукции составляет всего 1,5%;

- развитие экономики приобрело сырьевую направленность (за годы реформ доля машиностроения в общем объеме производства сократилась на 10 процентных пунктов при значительном росте доли топливно-энергетического комплекса);

- уровень восприимчивости нашей экономики к последним научно-техническим разработкам составляет всего 5 %.

Вместе с тем Россия – это часть глобальной экономической системы, и ее развитие подчиняется общим закономерностям. В этой связи российское общество приходит сегодня к осознанию необходимости и неизбежности инновационных преобразований. В проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, известном как Стратегия 2020, определен курс на переход к инновационному социально-ориентированному типу развития, на федеральном и региональном уровнях разрабатываются инновационные стратегии и программы.

Необходимость инновационного развития производства предъявляет принципиально иные требования и к управленческой деятельности на предприятии: ее содержанию, организации, формам и методам. Формируется особый тип менеджмента, направленный на управление процессами обновления всех элементов производственных систем, - инновационный менеджмент.

Развитие инновационного менеджмента обусловлено двумя взаимосвязанными причинами:

1) ускорением темпов социально-экономического и технико-технологического развития, иными словами, высокой изменчивостью, подвижностью внешней среды (экономической, финансовой, экологической, технико-технологической[11]);

2) ростом конкуренции и обострившейся в связи с этим проблемой выживания предприятий.

В современных условиях уверенно себя чувствует и стабильно развивается только та организация, которая обладает следующими особенностями:

Þ имеет продуманную стратегию своего развития, разрабатывает и осваивает новую продукцию;

Þ хорошо знает и умеет использовать свои сильные стороны, конкурентные преимущества;

Þ рационально использует свой кадровый потенциал;

Þ владеет ситуацией на рынке, отслеживает тенденции его развития;

Þ умеет в случае необходимости оперативно перестраиваться;

Þ своевременно обновляет свою материально-техническую базу;

Þ обеспечивает необходимую финансовую основу для своего стратегического развития.

Сформировать и развить эти качества – важнейшая задача инновационного менеджмента. При этом уровень конкурентоспособности современной организации во все в большей мере определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их квалификации и социализации, способностью творчески подходить к решению сложных проблем, вызванных изменениями внешней и внутренней среды.

Таким образом, в теории и практике современного управления организацией особое внимание уделяется организации инновационной деятельности и новым управленческим методам, направленным на формирование высококвалифицированного и творчески раскрепощенного работника.

Инновации и инновационная деятельность

Как объект управления

Инновация (нововведение) в производстве это новая продукция (товар, технология, услуга) либо иное новшество, основанные на использовании достижений науки, техники, передового опыта, которое применяется на практике и имеет экономическую и (или) социальную ценность.

Под инновационной деятельностью понимается процесс создания новых продуктов, технологий, услуг и их внедрения в практику.

Инновационный менеджмент представляет собой один из видов управления организацией, непосредственным объектом которого выступают инновации и инновационная деятельность.

«Инновация» это базовое понятие инновационного менеджмента, которое ввел в научный обиход австрийский экономист Йозеф Шумпетер в 30-е гг. ХХ в. В своей книге «Теория экономического развития» он выделял пять видов инновационных изменений:

1) использование новой техники, технологических процессов;

2) внедрение продукции с новыми качествами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства;

5) появление новых рынков сбыта.

Таким образом, Й. Шумпетер понимал инновации широко, включая в них не только новые продукты и технологии, но также новые организационно-управленческие методы.

Основные виды инноваций представлены на рис. 20.2.

 

Помимо производственных инноваций, сегодня все чаще говорят об инновациях в системе образования (примером их может служить образовательная реформа в РФ), других социальных сферах, инновациях в политике (новые полититтехнологии) и, конечно, инновациях в управлении.

Под инновациями в управлении понимаются изменения в политике, правилах, обязанностях, административных или рутинных процессах функционирования организации.

К инновационной деятельности относятся: проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий, внедрение и распространение открытий, изобретений, «научно-технических разработок, ноу-хау», новых промышленных образцов, новых идей и иных продуктов интеллектуальной деятельности.


  • Рабочая сила
  • Средства производства
  • Предмет труда
  • Продукт труда
  • Процесс труда
ПО СОДЕРЖАНИЮ
ПО УРОВНЮ РАЗРАБОТКИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ
  ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ
  • Технологические
  • Технические
  • Продуктовые
  • Социально-организационные
  • Познавательные
  • Информационные
  · Усовершенствование · Дополнение · Замещение · Вытеснение  
ВИДЫ ИННОВАЦИЙ
· Принципиально новые · Частичные · Локальные
  • Имитационные
ПО СФЕРАМ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ
  • Экономические
  • Промышленные
  • Финансовые
  • Торгово-посреднические
  • Управленческие
  • Научные
  • Правовые
  • Государственные
  • Региональные
  • Отраслевые
  • Корпоративные
  • Фирменные
ПО ФАКТОРАМ ОБЩЕСТВ. ПРОИЗВОДСТВА
Рисунок 21.2 - Классификация инноваций


На рис. 21.2. представлен полный цикл инновационной деятельности, его основные этапы.

Научные исследо- вания
Проектные и др. разработки
    Внедрение
Серийное и массовое производство новой продукции
Сбыт и коммерци- ализация новой продукции
Распростра-нение и исполь-зование инноваций

 


Рисунок 21.2. Основные стадии инновационной деятельности

 

В роли субъектов инновационной деятельности могут выступать физические лица (например, научные работники, изобретатели) и организации, непосредственно участвующие в создании, внедрении и распространении инноваций, в том числе: научно-исследовательские организации; инновационно-активные предприятия; промышленные предприятия, разрабатывающие и выпускающие новую продукцию; иные субъекты инновационных процессов.

К инновационно-активным относят предприятия, занимающиеся производством и выпуском инновационной продукции. В России их доля в силу экономических трудностей и отсутствия на федеральном и региональном уровнях эффективных мер государственной поддержки инновационной деятельности в настоящее время очень невелика. Она составляет менее 10 % от общего числа промышленных предприятий РФ, тогда как в развитых странах инновационную деятельность осуществляют порядка 50% предприятий.

Главным результатом инновационной деятельности являются инновации (нововведения), которые существуют в виде новой продукции (материалов, техники, иных товаров), новых технологий, использующихся в производстве и других отраслях экономики, и новых услуг (например, компьютерных, информационных и иных).

 

 

Теория и практика Вступая в Лейпциге на Международном транспортный форум «Транспорт и инновация: приводя потенциал в действие» (май 2010 г.), Министр транспорта РФ Игорь Левитин подчеркнул: «Транспорт является крупнейшим потребителем инноваций и способен вывести различные отрасли экономики на новый технологический уровень. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, а также в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года определены конкретные задачи по инновационному развитию транспортного комплекса». Министр также отметил, что в настоящее время проводится работа по созданию российского подвижного состава нового поколения, освоен выпуск целой линейки новых локомотивов и вагонов. Широкую известность получило зафиксированное в книге рекордов Гиннеса достижение, когда газотурбовоз, разработанный ОАО РЖД, провез поезд весом 15000 тонн. Это мировой рекорд для автономных локомотивов с одной силовой установкой. Совместно с ведущими мировыми компаниями сегодня ведется разработка линейки современных локомотивов с асинхронным тяговым приводом и вагонов с улучшенными технико-экономическими показателями. При этом стоимость жизненного цикла нового подвижного состава на 15-20 % ниже, а его срок эксплуатации значительно выше. (Инновации в транспорте: Электронный ресурс: http://www.mintrans.ru)

 

 


Уточним сущность и специфику инноваций. Основными признаками инноваций являются:

- новизна по сравнению созданной продукцией, технологиями, услугами;

- полезность и (или) социальная значимость (продукция должна быть востребованной потребителями, удовлетворять конкретные социальные потребности);

- превосходство над уже имеющейся продукцией (наличие полезных свойств, которых нет у другой продукции или услуг);

- наукоемкость (создание продукции или услуг на базе современных технологий);

- конкурентоспособность (продукция, технологии или услуги должны иметь успех на рынке, пользоваться устойчивым спросом).

Таким образом, инновация – это целенаправленное изменение, которое обеспечивает организации или иному субъекту деятельности (городу, региону, стране в целом) достижение новых позитивных экономических и (или) социальных эффектов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...