Инновационное управление персоналом
Управление персоналом – это самостоятельный вид деятельности менеджеров, главной целью которой является повышение производственной, творческой отдачи и активности сотрудников предприятия. Инновационный тип производства предъявляет особые требования к персоналу. Сегодня от работника требуются высокий профессионализм, гибкость и подвижность мышления, эффективная система восприятия, способность работать в команде. В этой связи в современном производстве усиливается значение кадрового менеджмента. Управление персоналом – одна из ключевых функций современного менеджмента. Эффективное управление «человеческими ресурсами» является одним из главных факторов экономического успеха. Не случайно многие преуспевающие фирмы сегодня взяли на вооружение девиз: «Люди – наш главный ресурс». Качественное управление персоналом обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются многие личные способности, люди получают удовлетворение от выполняемой работы и общественного признания своих достижений. Суть эффективной кадровой стратегии предприятия можно выразить в виде следующей формулы: «Нужный человек в нужное время на нужном месте». Иными словами кадровый менеджмент подразумевает искусство правильного подбора и расстановки кадров, а также обеспечение трудовой дисциплины, порядка, творческой атмосферы и предпринимательского духа в организации. Таблица 21.5. Тест на соответствие качествам, требующимся от инновационного менеджера
Основные функции управления персоналом: 1) планирование ресурсов (разработка планов кадрового обеспечения всех задач и функций данной организации); 2) вербовка и набор персонала, ориентированные на кадровое обеспечение деятельности организации и создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям; 3) отбор кадров (оценка кандидатов на вакантные места и отбор наиболее подходящих из них); 4) управление трудовой мотивацией (установление привлекательных для работников уровней заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала организации);
5) профориентация и адаптация работников, ориентированная на максимально быстрое введение нанятых работников в организацию и их знакомство с требованиями и традициями организации; 6) оценка работников и их трудовой деятельности (разработка методик и критериев оценки трудовой деятельности и доведение их до всех сотрудников организации); 7) повышение, понижение, перемещение работников по должностным ступеням; 8) подготовка руководящих кадров (разработка программ, ориентированных на развитие способностей управления, повышение уровня знаний управленческих работников и т.д.). Следует подчеркнуть, что все перечисленные выше функции не ходят в компетенцию традиционных служб управления персоналом (отделов кадров). Их реализацией в настоящее время обычно занимаются инновационные менеджеры. Эффективными и апробированными многими успешно развивающимися предприятиями способами решения кадровых проблем являются: Ø занятие руководящих должностей в организации прежде всего сотрудниками своего предприятия; Ø забота о качестве выпускаемой продукции (услуг) и воспитание у сотрудников гордости за достигнутые результаты; Ø обеспечение благоприятных условий труда и окружающей среды; Ø поощрение открытого делового общения, участия работников в принятии решений; Ø увязка увольнения сотрудников с попытками найти им другую работу; Ø обучение работе в команде и формирование соответствующей культуры; Ø обеспечение участия работников в прибыли предприятия; Ø создание условий для повышения квалификации работников. Общую тенденцию развития инновационного менеджмента в отношении к персоналу можно сформулировать следующим образом: движение от управления кадрами как пассивными исполнителями к управлению «человеческими ресурсами», активно участвующими в решении проблем обеспечения устойчивого функционирования организации. При этом главной задачей инновационного менеджера становится выявление и максимальное использование профессионального и творческого потенциала каждого работника в интересах предприятия и отдельной личности.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Дайте определение инновационного менеджмента. Какую роль он играет в современном развитии производства? 2. Как Вы считаете, всегда ли инновационный менеджмент связан с кризисом в управляемой системе? 3. Что такое «инновация»? Перечислите основные виды и признаки инноваций. 4. Назовите основные этапы (стадии) инновационной деятельности. 5. Приведите примеры известных Вам инноваций в экономике, на железнодорожном транспорте, в сфере образования. 6. Перечислите основных субъектов инновационного менеджмента. 7. Назовите основные цели и задачи инновационного менеджмента. 8. В чем заключается стратегия инновационного менеджмента? 9. Какими качествами должен обладать инновационный менеджер? 10. Охарактеризуйте основные особенности инновационного управления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|