Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенция органов дознания в Вооруженных Силах РФ




Следует сразу же определиться с тем, что в настоящей работе предметом исследования является деятельность органов дознания в ВС РФ, компетенция которых четко указана в п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ. Тем самым органы дознания ВС РФ осуществляют только производство неотложных следственных действий по правилам ст. 157 УПК РФ, поскольку в ч. 3 ст. 150 УПК РФ органы дознания ВС РФ не указаны как полномочные осуществлять дознание по уголовному делу. Получается, что они являются органами дознания, но дознание как форму предварительного расследования осуществлять не уполномочены, а только неотложные следственные действия по правилам ст. 157 УПК РФ. Иные процессуальные полномочия органов дознания ВС РФ будут рассмотрены в следующем параграфе.

Кроме того компетенция органов дознания ВС РФ ограничена не только производством неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ, но также кругом преступлений и лиц, их совершивших, в которые согласно п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ включены уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы и также лицами гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинский формирований и органов связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

В настоящее время по УПК РФ производство неотложных следственных действий – это полномочие, осуществляемое органами дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, урегулированное ст. 157 УПК РФ[12]. Следует отметить, что производство неотложных следственных действий в большей мере соответствует изначальному предназначению органов дознания, но в настоящее время невысоко востребовано на практике, так как следственный аппарат достаточно укреплен кадрами и имеет реальные возможности реагировать и выезжать в составе следственно-оперативных групп на все сообщения о преступлении. Кроме того, при своем зарождении дознание предполагалось как деятельность полиции и жандармерии по проверке сообщений о преступлениях[13] без полномочий производства следственных действий и применения мер процессуального принуждения. Полномочия органов дознания по своему содержанию соответствуют функции уголовного преследования, направленной на доказывание события преступления и виновности лица, его совершившего (ч. 2 ст. 21 УПК).

Функции органов дознания в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ осуществляют[14]:

— командиры воинских частей, соединений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона;

— начальники военных учреждений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

— начальники гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершившими преступления в расположении гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ).

Командир воинской части как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органов дознания, уполномочен давать поручения о рассмотрении сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ, осуществлении иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.

Начальник органа дознания и его заместитель в том числе (п. 17 ст. 5 УПК) как должностное лицо органа дознания вправе возложить полномочия на проведение дознания или неотложных следственных действий на сотрудника органов дознания, вправе сам производить неотложные следственные действия, дает согласие на ходатайство дознавателя на получение судебного решения, а также утверждает обвинительный акт дознавателя. Следует отметить, что процессуальное положение начальника органов дознания урегулировано новой введенной статьей 40.2 УПК РФ[15], отсутствие которой считалось существенной недоработкой законодателя[16]. Анализ новой статьи УПК позволяет заключить, что начальник органа дознания становится полноправным участником дознания по уголовному делу, на что указывает также ч. 2 ст. 40.2 УПК, согласно которой он также обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными ст. 40.1 УПК РФ.

По смыслу положений, соответствующих УПК РФ, неотложные следственные действия осуществляет орган дознания в целом, а значит – это начальник орган дознания. Несомненно, сам начальник не будет непосредственно производить следственные действия. Он вправе поручить их производство одному из сотрудников органа дознания. Не исключено, что этим сотрудником может оказаться дознаватель. Однако не во всех органах дознания функционируют дознаватели. В этих случаях производить следственные действия будет сотрудник, на которого будут возложены полномочия дознавателя начальником органов дознания или его заместителем.

По действующему УПК РФ 2001 года неотложные следственные действия не являются ни дознанием, ни его формой, несмотря на то, что они проводятся органами дознания в уголовно-процессуальном понимании. По мнению некоторых авторов, значение неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ состоит в том, что «органы дознания могут первыми получить информацию о преступлении, по которому необходимо немедленно приступить к расследованию, иначе могут быть утрачены или изменены следы преступления или доказательства»[17].

Неотложные следственные действия, как направление деятельности органа дознания, представляют собой в течение ограниченного времени – сроком в 10 суток, производство следственных действий после принятия решения о возбуждении уголовного дела[18], по которому обязательно производство предварительного следствия. Органы дознания не оканчивают производство неотложных следственных действий принятием итогового процессуального решения, предусмотренного для стадии предварительного расследования. До истечения 10-ти суточного срока органы дознания должны передать уголовное дело для дальнейшего предварительного следствия в соответствующий орган.

Полномочия по производству неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК могут быть исполнены начальником органа дознания как лично, так и путем их поручения сотрудникам органа дознания, назначая их дознавателями.

Срок производства неотложных следственных действий не может превышать 10 суток и продлению не подлежит, в любом случае уголовное дело должно быть передано в соответствующий орган предварительного следствия.

В УПК РФ не дается перечень неотложных следственных действий. Однако в 19 ст. 5 УПК РФ урегулированы их характеризующие признаки, которые определяют их предназначение в обнаружении и фиксации следов преступления и доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Несмотря на то, что указанное полномочие органа дознания не получило массового распространения, оно должно быть предусмотрено в УПК, поскольку ситуации в практической деятельности могут складываться по-разному в силу, например, форс-мажорных или чрезвычайных обстоятельств, которые в большей мере характерны для производства неотложных следственных действий органами и лицами, перечисленными в ч. 3 ст. 40 УПК РФ. И особенно, сказанное применимо в отношении органов дознания ВС РФ. Однако данное обстоятельство критикуется некоторыми специалистами[19], подтверждающими свои мнения невысоким качеством дознания этих неспециализированных органов дознания.

Законодатель не пошел по пути урегулирования исчерпывающего перечня неотложных следственных действий, установив их признаки, в соответствии с которыми почти все следственные действия можно отнести к неотложным следственным действиям, кроме допроса обвиняемого. Вместе с тем, основываясь на практическом опыте, можно предложить перечень следственных действий, которые производятся в первые часы после возбуждения уголовного дела: осмотр места происшествия (см. приложение 3) (далее – ОМП), осмотр трупа, допросы свидетелей (см. приложение 2), потерпевшего, подозреваемого, назначение и производство экспертизы, обыск. К этому перечню также можно добавить освидетельствование, производство которого наряду с ОМП и осмотром трупа разрешено до возбуждения уголовного дела. Несомненно, после возбуждения уголовного дела изъятия необходимых предметом и документов помимо осмотра и обыска должны производиться путем выемки. Такой объем следственных действий должно производиться органов дознания в первые часы и сутки после возбуждения уголовного дела в порядке ст. 157 УПК РФ.

Таким образом, компетенция органов дознания ВС РФ ограничена только производством неотложных следственных действий в соответствии с правилами ст. 157 УПК РФ по уголовным дела, по которым производство предварительного следствия обязательно. При этом компетенция органов дознания ВС РФ ограничена также кругом преступлений и лиц, их совершивших, в которые согласно п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ включены уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы и также лицами гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинский формирований и органов связи с исполнением им своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

Производство неотложных следственных действий органом дознания ВС РФ в порядке ст. 157 УПК РФ является вторым направлением деятельности органа дознания как участника уголовного судопроизводства. Органы дознания ВС РФ после принятия решения о возбуждении уголовного дела, при производстве неотложных следственных действий, к которым в первую очередь следует отнести: осмотр, ОМП, осмотр трупа, освидетельствование, допрос подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, обыск, выемку, назначение и производство экспертизы, могут своевременно установить виновное в совершении преступления лицо и до истечения срока в 10 суток передать уголовное дело следователю для дальнейшего проведения по нему предварительного следствия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...