Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права и обязанности военных органов дознания и военных дознавателей




Вопрос о том, каким именно образом между органами дознания и дознавателями распределяются полномочия по производству дознания, а также о том, каким именно образом орган дознания реализует свои полномочия по производству дознания, в современной юридической литературе обсуждается не слишком активно, а высказанные по данному поводу точки зрения порой не очень содержательны. Некоторые авторы вообще предпочитают не упоминать в соответствующих разделах своих работ о том, что согласно УПК РФ дознание может производиться не одним участником уголовного судопроизводства, а двумя - органом дознания и дознавателем. Так, например, И.И. Мельников рассматривает дознание как направление деятельности только органа дознания, но не дознавателя[24]. Б.Т. Безлепкин, напротив, указывает только дознавателя в качестве субъекта производства дознания, но не упоминает орган дознания[25].

Однако, следует разграничивать понятия «орган дознания» и «дознаватель», поскольку они представляют собой двух самостоятельных участников уголовного судопроизводства, каждому из которых соответствует собственный процессуальный статус.

Полномочия органа дознания в соответствии с п.3 ч.1 ст.40, п.4 ч.2 ст.157 УПК РФ реализуют[26]: 1) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений − по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных:

− военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

− лицами гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории (в расположении) воинской части, соединения, военного учреждения;

2) Начальники органов военной полиции Вооруженных Сил - по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных:

− военнослужащими Вооруженных Сил;

− гражданами, проходящими военные сборы в Вооруженных Силах;

− лицами гражданского персонала Вооруженных Сил в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории (в расположении) органа военной полиции, воинской части, соединения, военного учреждения;

3) Начальники гарнизонов − по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов (лицами гражданского персонала − в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей), не проходящими службу (неработающими) в воинских частях, соединениях и военных учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона.

Органы дознания и дознаватели реализуют следующие полномочия:

1) Проводят необходимые предусмотренные законом мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений; в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч.2 ст.21 УПК РФ); незамедлительно уведомляют военного прокурора об обнаружении признаков преступления;

2) Осуществляют прием, регистрацию и проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации − только по поручению прокурора) в пределах компетенции, установленной УПК РФ, и в порядке, предусмотренном ст.144 УПК РФ;

3) Принимают по результатам рассмотрения сообщения о преступлении одно из процессуальных решений, предусмотренных ч.1 ст.145 УПК РФ:

- о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст.146 УПК РФ, и в соответствии с п.1 ст.52 Инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов»[27];

− об отказе в возбуждении уголовного дела;

− о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст.151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения (за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст.20 УК РФ), при наличии заявления потерпевшего или его законного представителя о возбуждении уголовного дела в суд, в соответствии с ч.2 ст.20 УПК РФ;

4) Незамедлительно направляют военному прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела, а по указанию последнего - и материалы, послужившие основанием для его вынесения; незамедлительно уведомляют заявителя, лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, о принятом решении (ч.4 ст.146 УПК РФ), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядка обжалования (ч.2 ст.145 УПК РФ);

5) Направляют военному прокурору и заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения (а по указанию военного прокурора − в прокуратуру и материалы проверки сообщения о преступлении), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядка обжалования (ч.4 ст.148 УПК РФ);

6) После возбуждения уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, производят неотложные следственные действия (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150 УПК РФ), в целях обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (в том числе для установления лица, совершившего преступное деяние (ст.157 УПК РФ);

7) Исполняют письменные указания военного прокурора, данные в соответствии с п.4 ч.2 ст.37 УПК РФ, о производстве процессуальных действий и принятии розыскных мер в ходе производства неотложных следственных действий;

8) В случае возбуждения уголовного дела о преступлении, не подследственном военным следственным органам Следственного комитета Российской Федерации (далее − военным следственным органам), после производства по нему неотложных следственных действий передают уголовное дело военному прокурору для направления по подследственности в иной орган предварительного расследования (ч.5 ст.152 УПК РФ);

9) Направляют через военного прокурора руководителю военного следственного органа подследственное военному следственному органу уголовное дело после производства по нему неотложных следственных действий в соответствии с п.3 ст.149 УПК РФ (ч.3 ст.157 УПК РФ);

10) После направления уголовного дела руководителю военного следственного органа исполняют постановления о задержании, приводе, об аресте, производят отдельные следственные и иные процессуальные действия, принимают розыскные меры, оказывают содействие при их осуществлении только по письменным поручениям следователя, которые в соответствии с п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ обязательны для исполнения;

11) В случае направления руководителю военного следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимают розыскные меры для установления данного лица, уведомляя следователя об их результатах (ч.4 ст.157 УПК РФ);

12) Реализуют иные полномочия и обязанности, предусмотренные УПК РФ.

По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч.2 ст.150 УПК РФ), орган дознания или дознаватель в ходе производства неотложных следственных действий вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления.

Руководство процессуальной деятельностью дознавателей при приеме, регистрации и проверке сообщения о преступлении, производстве по уголовному делу осуществляет орган дознания. Он уполномочен давать поручения дознавателям о приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст.157 УПК РФ, осуществлении иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.

При получении сообщения о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников, чем указанные в ст.ст.141 и 142 УПК РФ (т.е. когда оно не является письменным заявлением, не оформлено в виде протокола принятия устного заявления о преступлении, протокола явки с повинной или протокола следственного действия), орган дознания обеспечивает составление дознавателем рапорта об обнаружении признаков преступления, незамедлительную его регистрацию в книге регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в воинскую часть (учреждение), и проведение по нему проверки в соответствии с УПК РФ.

При производстве по уголовному делу орган дознания вправе давать дознавателю указания. Письменные указания военного прокурора, а также органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания органа дознания военному прокурору, а указания военного прокурора − вышестоящему военному прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение (ч.4 ст.41 УПК РФ).

При отсутствии начальника органа военной полиции Вооруженных Сил, командира воинской части, соединения, начальника военного учреждения, гарнизона полномочия органа дознания осуществляют на основании соответствующих приказов должностные лица, их замещающие.

Предварительное расследование в форме дознания в порядке, предусмотренном главами 32 и 32.1 УПК РФ, по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, органами дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, не производится.

Перечень преступлений, предварительное расследование которых производится в форме дознания, приведен в ч.3 ст.150 УПК РФ. В соответствии с п.7 ч.3 ст.151 УПК РФ дознание по указанным уголовным делам производится следователями военных следственных органов.

Деятельность органов дознания и дознавателей по указанной категории преступлений заключается в выполнении действий, указанных в пункте 2 ст.4 Инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» в принятии по результатам рассмотрения сообщения о таком преступлении одного из процессуальных решений, предусмотренных ч.1 ст.145 УПК РФ[28].

Розыскная деятельность органа дознания включает в себя предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил меры, принимаемые для установления лица, совершившего преступление, места нахождения подозреваемого и обвиняемого, общие и индивидуальные профилактические мероприятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершенного преступления.

Розыскные меры органом дознания принимаются во взаимодействии с военными следственными органами и другими правоохранительными органами.

Дознаватели уполномочены:

а) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ и Инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие военного прокурора и (или) судебное решение (п.1 ч.3 ст.41 УПК РФ);

б) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, а также получать содействие при их осуществлении (п.1.1 ч.3 ст.41 УПК РФ);

в) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п.2 ч.3 ст.41 УПК РФ).

Требования, поручения и запросы органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч.4 ст.21 УПК РФ).

На время осуществления дознавателем полномочий, предусмотренных УПК РФ, орган дознания своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает транспортом, средствами связи и помещением для работы.

Дознаватель обязан:

а) при проверке сообщения о преступлении и осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться требованиями Конституции Российской Федерации, УПК РФ, УК РФ и положениями Инструкции;

б) по согласованию с органом дознания и военным прокурором планировать производство неотложных следственных действий и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

в) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав. Лицу, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ, с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы, а также подозреваемому, кроме того, обеспечивать право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. При этом дознаватель обязан разъяснить лицу, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы, а также подозреваемому их права и обеспечить им возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами;

г) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого (ст.160 УПК РФ);

д) в письменной форме докладывать органу дознания о всех выявленных в ходе проверки сообщений о преступлении и при производстве неотложных следственных действий нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, способствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению. О результатах принятых мер сообщать военному прокурору;

е) принимать активное участие в деятельности по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, разъяснять личному составу законы Российской Федерации;

ж) исполнять письменные указания военного прокурора и органа дознания, требования военного прокурора, письменные поручения следователя и дознавателя иного органа дознания по уголовным делам, данные ими в порядке, соответственно, п.3 и 4, ч.2, ст.37 и п.4 и 6, ч.2, ст.38 и (или) ч.1, ст.152 УПК РФ (ч.4, ст.41 УПК РФ).

Дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по материалам проверок и уголовным делам, сохранность собранных материалов по делу.

 

§ 2.2. Процессуальный статус военных дознавателей и вопросы его совершенствования

Несмотря на то, что обоснованность функционирования дознавателя в органах дознания ВС РФ ставится исследователями под сомнение путем проведения анализа положений УПК РФ[29], дознаватели в рассматриваемых военных органах дознания имеются и осуществляют процессуальные полномочия. Более того, в подготовленной высококвалифицированными специалистами – прокурорскими работниками военной прокуратуры Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150 "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов"[30] содержатся правила, непосредственно касающиеся процессуального положения и полномочий дознавателей в органах ВС РФ. Вероятно, прокуроры руководствовались п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ, в котором урегулировано, что дознаватели уполномочены осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Отсутствие четко регламентированного статуса военного дознавателя в УПК РФ приводит зачастую к проблемам, возникающим между следствием, дознанием и оперативно-розыскными подразделениями. Поэтому анализ действующего законодательства приводит к необходимости внесения определенных предложений по совершенствованию некоторых положений УПК РФ, касающихся деятельности органов дознания.

Необходимость и целесообразность существования в органах дознания ВС РФ дознавателей также должна быть обоснована сложностью и опасностью тех преступлений, уголовные дела по которым подследственны военным следователям СК РФ. Ограниченность полномочий органа дознания ВС РФ только производством неотложных следственных действий по таким уголовным делам не должна служить основанием для снижения уровня и качества подготовленности должностного лица, привлекаемого в этих целях.

Безусловно, подготовка дознавателей в ВС РФ должна осуществляться. Уже изначально на эти должности привлекаются способные к уголовно-процессуальной деятельности военнослужащие, которые должны подвергаться обучению не только знаниям по производству процессуальных действий, но также навыкам по их проведению, составлению процессуальных документов. В связи с этим справедливо принятие на себя обязанности под подготовке дознавателей органов ВС РФ военной прокуратурой в рамках осуществления ими надзора за процессуальной деятельностью органов дознания. Согласно ст. 20 Инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" предусмотрены две основные формы подготовки дознавателей. Во-первых, это учебные сборы, организуемые военной прокуратурой и руководителями военных следственных органов СК РФ в целях привития практических навыков по проведению проверок сообщений о преступлениях, расследованию преступлений. Во-вторых, это ежегодная стажировка в течение 10 суток в военной прокуратуре и следственных органах СК РФ. Подготовка дознавателей проводится по плану, утвержденному военным прокурором с согласованием с командованием и руководителем военных следственных органов.

На аналогичную подготовку, осуществляемую на практике, указывает исследователи, добавляя, что «желательно с юридическим образованием»[31], имея в виду назначение конкретных военнослужащих на должности дознавателей.

Назначение на должности дознавателей в органах дознания ВС РФ осуществляется в полном соответствии с положениями УПК РФ, в ч. 1 ст. 40 УПК РФ предусмотрен порядок возложения на дознавателя полномочий органа дознания по осуществления дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, начальником органа дознания.

В этой связи приведем высказывания практического работника – военного прокурора отдела надзора (за исполнением законов при расследовании преступлений) военной прокуратуры Балтийского Флота подполковника юстиции Д.Н. Гончаренко, который отмечает, что «органы дознания в целом справляются с реализацией возложенных на них законом уголовно-процессуальных полномочий, а обязанности начальников органов дознания и дознавателей исполняют грамотные и добросовестные офицеры»[32]. При этом ценно его уточнение, что в военной прокуратуре дознавателю или командиру части «вне всяких сомнений будет оказана помощь, даны разъяснения и соответствующие рекомендации»[33].

Таким образом, порядок подготовки дознавателей в органах дознания ВС определен согласно ст. 20 Инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов", предусматривающей две основные формы подготовки дознавателей: учебные сборы, организуемые военной прокуратурой и руководителями военных следственных органов СК РФ в целях привития практических навыков по проведению проверок сообщений о преступлениях, расследованию преступлений; ежегодная стажировка в течение 10 суток в военной прокуратуре и следственных органах СК РФ. Подготовка дознавателей проводится по плану, утвержденному военным прокурором с согласованием с командованием и руководителем военных следственных органов. Назначение на должности дознавателей в органах дознания ВС РФ осуществляется в полном соответствии с положениями УПК РФ, в ч. 1 ст. 40 УПК РФ предусмотрен порядок возложения на дознавателя полномочий органа дознания по осуществления дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, начальником органа дознания.

Начальник органа военной полиции Вооруженных Сил, командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения и гарнизона как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания (далее − органы дознания), в пределах предоставленной ему уголовно-процессуальным законодательством компетенции вправе возложить отдельные процессуальные полномочия органа дознания на подчиненных ему должностных лиц.

Для этого командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения и гарнизона уполномочивает в соответствии с п.7 ст.5 УПК РФ своим письменным приказом наиболее подготовленных и дисциплинированных подчиненных ему офицеров осуществлять процессуальные полномочия органа дознания, назначая их дознавателями, которые, являясь должностными лицами органа дознания (далее − дознаватель), обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч.3 ст.41 УПК РФ. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору и руководителю военного следственного органа.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

а) на бригаду − 7-8 дознавателей;

б) на полк (корабль 1 ранга) − 5-6 дознавателей;

в) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) − 3-4 дознавателя;

г) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) − 1-2 дознавателя;

д) на орган военного управления от полка и выше, военное учреждение − 2-5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения вправе назначить большее количество дознавателей.

В органах военной полиции Вооруженных Сил реализация полномочий органа дознания осуществляется офицерами, состоящими в должности дознавателей военной полиции. Возложение начальником органа военной полиции на подчиненных ему дознавателей отдельных процессуальных полномочий органа дознания в соответствии с п.7 ст.5 УПК РФ осуществляется путем дачи письменного поручения.

Процессуальный статус военных дознавателей должен полностью соответствовать тому, что определено нормами УПК РФ в отношении дознавателя, как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, осуществляющего уголовное преследование при производстве по уголовному делу на досудебных стадиях: при возбуждении уголовного дела и осуществлении по нему предварительного расследования. Иное просто не позволит военному дознавателю выполнять должным образом задачи в рамках назначения уголовного судопроизводства по защите потерпевших от преступлений с обеспечением защиты любой личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод.

В настоящее время дознаватель органов дознания ВС РФ уполномочен осуществлять производство неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ[34] и не вправе осуществлять дознание по правилам глав 32 и 32.1 УПК РФ, что прямо указано военными прокурорами в ст. 8 Инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов". Данное обстоятельство не следует рассматривать как сужение процессуального статуса военного дознавателя, поскольку компетенция органов дознания ВС РФ ограничена только правилами производства неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ. Военный дознаватель также, как и любой другой дознаватель вправе произвести весь объем процессуальных действий, правом производства которых наделены дознаватели согласно УПК РФ. В тоже время военный дознаватель в силу ограниченности самих неотложных следственных действий согласно ст. 157 УПК РФ не предъявляет обвинение, не составляет итоговый процессуальный акт: обвинительный акт или обвинительное постановление.

В этой связи стоит обратить внимание на некоторое противоречие, заложенное в УПК РФ. Так уголовные дела о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия и подследственных следователям, в том числе военным следователям следственных органов СК РФ, предстают самыми сложными в расследовании и в принятии по ним процессуальных решений. Однако согласно положениям УПК РФ допускается, что военные дознаватели в состоянии осуществить по ним неотложные следственные действия, которые могут быть не менее сложными. При этом уголовные дела о преступлениях, подследственных дознавателям согласно ч. 3 ст. 150 УПК РФ, которые намного ниже по степени сложности расследования, подследственны следователя военных следственных органов СК РФ, если они совершены, например, военнослужащим. Скажем убийство, совершенное военнослужащим, может начать расследовать военный дознаватель, но вот он не может расследовать преступление о простой краже (ч. 1 ст. 158 УК РФ), совершенной военнослужащим. Вряд ли можно разумно объяснить такое несоответствие.

Именно в этом направлении следует осуществлять изменение статуса военного дознавателя с наделением его правом по осуществлению дознания по правилам глав 32 и 32.1 УПК РФ. Тем более, что с 2015 года для указанных изменений создаются предпосылки путем наделения органов военной полиции полномочиями по осуществлению дознания и разграничения компетенции между этим новым военным органов и прежними военными органами дознания: командирами воинских частей, соединений, начальниками военный учреждений и гарнизонов. Согласно этим изменениям прежние военные органы дознания будут проводить проверку сообщения о преступлении, возбуждать по ним уголовные дела в том случае, если органы военной полиции по объективным причинам не могут сразу приступить к выполнению указанных процессуальных действий. Тем самым происходит постепенная реорганизация военных органов дознания по передаче основным полномочий дознавателя и органа дознания военной полиции, что позволит повысить качество дознания военный дознавателей, их подготовленность и компетентность, на чем настаивал военная прокуратура, о чем писал В.С. Коробков[35] еще в 2013 году, прогнозирую изменения, которые затем были действительно осуществлены и в настоящее время проходят испытания.

При этом может встать вопрос об объективности военной полиции при расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, так как в аналогичных ситуациях дознаватели органов внутренних дел преступления не расследуют. Думается, что в этой ситуации качество расследования проверит военный прокурор при утверждении итогового акта.

Обращает на себя внимание неудачная формулировка ч. 1 ст. 41 УПК РФ, согласно которой "полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем". Полномочиями органа дознания дознаватель не обладает, и никто их на него не возлагает, − ими обладает только начальник органа дознания. Штатный дознаватель, обладая правом возбуждать уголовное дело и принимать его к своему производству (ч. 1 ст. 144 и ст. 146 УПК РФ), не нуждается в том, чтобы на него "возлагали" соответствующие полномочия, он ими обладает в силу своего служебного положения. Аналогичную критику вызывает п. 7 ст. 5 УПК РФ, где дается понятие дознавателя.

В отличие от следователя, который в силу ч. 4 ст. 221 УПК РФ может обжаловать вышестоящему прокурору с согласия руководителя следственного органа постановление прокурора о возвращении уголовного дела, дознаватель таким правом не обладает. Однако анализ ст. 226 УПК РФ во взаимосвязи с другими предписаниями закона, регламентирующими производство дознания, позволил прийти к выводу, что дознаватель в соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК РФ вправе обжаловать указание прокурора о производстве дополнительного расследования вышестоящему прокурору, не приостанавливая его исполнение. Поэтому необходимо уточнить: право дознавателя обжаловать указание прокурора о производстве дополнительного расследования должно возникать с момента получения согласия начальника органа дознания, что сближает полномочия дознавателя по этому вопросу с полномочиями следователя.

Еще один спорный момент. В ст. 10 Инструкции содержится указание о том, что на время осуществления дознавателем полномочий, предусмотренных УПК РФ, орган дознания (т.е. командир воинской части) своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает транспортом, средствами связи и помещением для работы. Получается, что военнослужащие, назначенные проводить разбирательство (расследование), не освобождаются от выполнения своих прямых должностных обязанностей, а также не обеспечиваются транспортом, средствами связи и помещением для работы, что, как кажется, ущемляет их правовое положение и влияет на качество проведения данных мероприятий.
Однако необходимо отметить, что приведенные выше критерии назначения лиц для проведения разбирательства (расследования) или дознания весьма размыты, не конкретизированы и очень условны. В результате фактически во всех случаях определение указанных для исполнения внештатных обязанностей военнослужащих производится по старинке, т.е. первый попавшийся, что очень удобно при принятии решения командирами (начальниками) об их назначении на свое усмотрение. И на практике получается, что расследование или разбирательство проводят недостаточно подготовленные лица и часто с нарушениями законодательства.
Характерно также то, что ни в одном руководящем документе (в частности, в Инструкции органам дознания, Дисциплинарном Уставе Вооруженных Сил Российской Федерации) не прописано количество расследований, которые одновременно может проводить соответствующее должностное лицо, включая дознавателя. Между тем командир (начальник) может поручить проведение нескольких указанных внештатных мероприятий одному исполнителю, не считаясь с его функциональными обязанностями по штатной должности. И вроде бы командир (начальник) прав, ничего не нарушает.
Таким образом, дознаватели (лица, проводящие разбирательство, расследование) не вправе самостоятельно принимать решение, сколько им проводить расследований, так как это явно выходит за рамки их компетенции, а ведь дополнительная нагрузка и отрыв от основной работы бывают значительными. В связи с изложенным необходимо уточнить, что количество поручаемых дознаний, разбирательств или расследований не должно быть более одного одновременно. Результаты работы органов дознания зависят и от уровня научно-технического обеспечения в двух аспектах – компьютеризация и состояние криминалистических средств:

1) автоматизация методик расследования отдельных видов преступлений;

2) организация быстрого обмена нормативно-правовой информацией;

3) создание хороших условий и подготовка рабочих мест для органов дознания.

Помимо вопросов повышения профессионального уровня военных органов дознания, немаловажным вопросом является и материальное стимулирование лучших и наиболее подготовленных военных дознавателей, показавших свое мастерство в профессиональной деятельности.

Таким образом, военный дознаватель в соответствии с положениями ст. 41 и др. УПК РФ по своему процессуальному статусу является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, осуществляющим уголовное преследование при производстве по уголовному делу на досудебных стадиях: при возбуждении уголовного дела и осуществлении по нему предварительного расследования. При этом военный дознаватель в настоящее время наделен полномочиями только по осуществлению неотложных следственных действий по правилам ст. 157 УПК РФ по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Вместе с тем создание в последние годы военной полиции создает предпосылки для наделения военного дознавателя также полномочиями по производству дознания по правилам глав 32 и 32.1 УПК РФ.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное в курсовой работе исследование организации и компетенции органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации позволяет сформулировать следующие выводы.

Орган дознания Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой способ наделения отдельных структурных образований Вооруженных Сил Российской Федерации полномочиями по возбуждению уголовного дела и производству по нему предварительного расследования в рамках и объеме, определяемых ст. 150, 151 и 157 УПК РФ. В силу первичности норм уголовно-процессуального закона согласно п. 3 ч 1 ст. 40 УПК РФ органами дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации признаются начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинский частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, которые представляют собой первый высший уровень структуры органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащий конкретизации по территориальному признаку. При этом выявляется несоответствие положений УПК РФ структурному определению Вооруженных Сил Российской Федерации, отраженному в законе «Об обороне», в связи с чем необходимо внести уточнения в п. 3 ч 1 ст. 40 УПК РФ с целью приведения перечня органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по пути полного перечисления основных структурных частей Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по пути общего обозначения органа дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, определяемого воинскими уставами и законом «Об обороне». Данный аспект органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации имеет процессуальное значение, поскольку производство по уголовному делу может быть осуществлено только надлежащим участником, статус которого определен УПК РФ.

Компетенция органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации ограничена только производством неотложных следственных действий в соответствии с правилами ст. 157 УПК РФ по уголовным дела, по которым производство предварительного следствия обязательно. При этом компетенция органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации ограничена также кругом преступлений и лиц, их совершивших, в которые согласно п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ включены уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы и также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинский формирований и органов связи с исполнением им своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

Производство неотложных следственных действий органом дознания Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке ст. 157 УПК РФ является вторым направлением деятельности органа дознания как участника уголовного судопроизводства. Органы дознания Вооруженных Сил Российской Федерации после принятия решения о возбуждении уголовного дела, при производстве неотложных следственных действий, к которым в первую очередь следует отнести: осмотр, ОМП, осмотр трупа, освидетельствование, допрос подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, обыск, выемку, назначение и производство экспертизы, могут своевременно установить виновное в совершени<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...