Понятие и формы взаимодействия военных органов дознания и военных следователей
Сначала определим, что словосочетание «военные следователи» – это условное обозначение следователей специализированных подразделений Следственного комитета Российской Федерации (далее – СК РФ), которые осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы и др. гражданами в случаях, предусмотренных УПК РФ. Тем самым органы дознания ВС РФ и военные следователи СК РФ находятся в различных государственных органах, в связи с чем их взаимодействие осуществляется на основе УПК РФ, а также на основе Приказа Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150 (ред. от 25.02.2016) "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов". В научной литературе достаточно подробно освещены вопросы взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Однако сформулированные исследователями определения взаимодействия в этом аспекте также применимы к определению взаимодействия между военными следователями и органами дознания ВС РФ, несмотря на то, что не относятся к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Так А.А. Воропаев определяет взаимодействие, как «основанную на законах, ведомственных и межведомственных нормативных актах согласованную по месту, времени и целям совместную деятельность следователя и органов дознания по выполнению задач уголовного судопроизводства, обеспечивающая достижение качественно более высокого уровня предварительного расследования по сравнению с простым суммированием индивидуальных возможностей участников взаимодействия[20]. А.А. Ларинков придерживается определения взаимодействия, «как согласованной по целям и задачам, силам, средствам, месту и времени деятельности в процессе установления истины по уголовному делу, основанной на законах и иных нормативных актах»[21]. А.В. Пупцева и А.П. Большаков вносят свое дополнение, состоящее в том, что взаимодействие – это еще и совместная работа, которая проявляется в обмене информацией и согласованных действиях[22].
В связи с этим в ст. 157 УПК РФ установлено полномочие органов дознания ВС РФ о производстве неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. Тем самым оказывается помощь, содействие со стороны органов дознания ВС РФ в тех ситуациях, когда военные следователи не имеют возможности незамедлительного возбуждения уголовного дела и начала предварительного следствия по различным причинам. О.Л. Зорин и М.Н. Бакович обращают внимание на случаи, указанные в Инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов», когда военные следователи должны непосредственно возбуждать уголовные дела[23]. Помимо производства неотложных следственных действий органы дознания ВС РФ выполняют и другие не менее важные полномочия органов дознания, урегулированные УПК РФ. Так третье направление деятельности органов дознания в уголовном судопроизводстве – осуществление иных полномочий, предусмотренных УПК РФ, но не другими какими-либо (п. 3 ч. 2 ст. 40 УПК РФ) применимо в отношении органов дознания ВС РФ. К ним можно отнести прием, регистрацию и рассмотрение сообщений о преступлении, которое осуществляется по общим правилам, определяемым УПК РФ. При этом наиболее значимым, по нашему мнению, представляется такое направление деятельности органов дознания Национальной гвардии РФ, как оказание содействия органам предварительного следствия при осуществлении ими производства по уголовному делу.
Согласно УПК РФ органами дознания ВС РФ может быть оказано содействие органам предварительного следствия при производстве следственных действий, при применении мер процессуального принуждения. Особенно реально такое взаимодействие между военными следователями СК РФ и военными органами дознания. Можно считать оказание органами дознания ВС РФ содействия военным следователям при производстве следственных действии самым распространенным взаимодействием органов дознания и органов предварительного следствия. Также содействие может быть оказано при применении мер процессуального принуждения – задержании, аресте, в том числе имущества виновного лица, приводе участника уголовного процесса для проведения с ним следственных действий и т.д. При этом, органам дознания ВС РФ может быть поручено производство отдельных следственных действий, тем более, что авторы Инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» указывают на возможность возложения полномочий дознавателя на наиболее подготовленных и дисциплинированных офицеров, подчиненных командиру воинской части Национальной гвардии России. Таким образом, взаимодействие органов дознания ВС РФ и военных следователей СК РФ представляет собой их совместную работу, основанную на УПК РФ, приказах и инструкции Генеральной прокуратуры РФ, которая проявляется в обмене информацией и согласованных действиях в целях достижения назначения уголовного судопроизводства. Формы взаимодействия также предусмотрены УПК РФ и проявляются при производстве неотложных следственных действий, при исполнении органами дознания ВС РФ поручений военных следователей СК РФ о производстве отдельных следственных действий, о приводе, задержании, аресте, иных процессуальных действий и об оказании содействия в ходе проверки сообщения о преступления и осуществления предварительного следствия по уголовному делу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|