Экономика новых индустриальн. и развивающ стран.
Развивающихся стран в мире по численности больше: 130. На них приходится менее 50 ти % Валового продукта и 1/3 объёмов мировой торговли. Они неоднородны, их классифицируют по: регионам, доходам, экспорту, по состоянию долга и т.д. 1.НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ (НИС) разных волн. Волна первая: Юго-Восточная Азия(Юж.корея, Сингапур, Тайвань, Тайланд); вторая волна: Аргентина, Бразилиа, Чили и т.д.Тенденции их развития положительны, структура хоз-ва и уровень доходов достаточно высоки. 2. НЕФТЕДОБЫВАЮЩИЕ СТРАНЫ: моноотраслевая экономика => высокие доходы страны на душу населения. Возникает необходимость к дифференциации экономики на многоотраслевую: Саудовская Аравия, ОАЭ. 3. СТРАНЫ С ВЫСОКИМИ ПАТЕНЦИАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: хорошая база, территория, не имеют высоких доходов населения: индия, пакистан, китай. 4. НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (45 стран)южной Сахары, Океания. 5.Бедные и беднейшие страны.(южнее Сахары, Океания)
Страны с переходной экономикой. Третья группа — страны с переходной экономикой. К ней относятся страны Центральной и Восточной Европы, бывшие республики СССР (в том числе и Россия). Из группы стран с переходной экономикой некоторые государства в последние годы были приняты в состав ОЭСР (Чехия, Польша, Венгрия), тем самым повысился их статус. Помимо отмеченной классификации проводится и классификация по уровню доходов. Это деление носит существенный характер, поскольку в зависимости от отнесения страны к той или иной группе она может (или не может) получить доступ к льготному финансированию, получению безвозмездной помощи от развитых стран, льготных кредитов от международных организаций.
Международные эконом. отношения и их регулирование В мировом хоз-ве 210 стран и тер-рий м/у ними складываются разного рода отношения (политич, религ,культурные.)Но базовыми являются международные эконом.отнош. Они складываются между субъектами по поводу определенных объектов. Регулирование Международных экономических отношений осуществляется объективно. Экономические закономерности: рыночного хозяйства, как общие, так и специализированные. На субъективном уровне регулирование осуществляется с помощью государств, транснациональных компаний. В межгосударственном взаимоотношении имеет место регулирование путё двусторонних договорённостей через региональные организации и через деятельность междунар экономических организаций с национальными государствами, которые регулируют деятельность национальных и транснациональных компаний. Транснациональные компании регулируют деятельность выстраивая стратегию на мировых и хозяйственных рынках. Регулирование на региональном уровне: региональные экономические организации: в частности органы управления ЕС; Региональный банк реконструкции и развития. На глобальном уровне регулирование осуществляется:
1) МВФ Создан в 44 году на международной конференции в Бреттон – Вудс. Фонд регулирует и информирует мир о состоянии мировой экономики, о состоянии макроэкономических показателей. С помощью кредитной политики воздействуют на валютную систему стран и мира, поддерживают стабильность валютной системы. 2) ВТО Ведущая организация по регулированию мировой торговли. Более 90% объёмов мировой торговли регулируется ВТО. 3) МБРР Осуществляет кредитование стран. 4) ООН Совет безопасности экономической и социальной. Мировой рынок: понятие, структура, особенности. Мировой рынок – синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое.
К основным чертам мирового рынка относят следущие. 1) в его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер за национальные рамки; 2) проявляется в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства (рабочей силы, капитала). 3) оптимизирует использование факторов производства, направляя их в наиболее эффективные сферы рынка. 4) мировой рынок выступает в качестве фильтра, который выбраковывает из международного обмена те или иные товары, несоответствующие международным стандартам. Структура: - внутренний рынок;(сфера экономического общения в рамках которой все произведённые и предназначенные для продажи реализуются внутри данной страны, т.е. отечественные продукты не уходят из страны, а продаются отечественным потребителям. - национальный рынок;(Национальный рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом, экспортом и импортом товара и услуг.) - международный рынок; (совокупность элементов нац.рынков, к-ые связаны с зарубежными рынками и ориентированы на иностранных покупателей и продавцов. - мировой рынок.(объединяет рынки всех стран мира в единое целое); при этом страны, связанны международной торговлей, международным движением капитала и рабочей силы. Особенности: 1) ведущая роль ТНК; 2) рынок олигополистический: жёсткая конкурентная среда; 3) рынок действующий в системе маркетинга – рынок потребителя; 4) рынок регулируемый. Международная торговля и её основные характеристики. Функции внешней торговли в национальной экономике. Международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Международная торговля складывается из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта товаров. Экспорт – вывоз за границу товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт – ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. При оценке масштабов междунар торг различают номинальный и реальный объем междунар торг: - номинальный объем – стоимость междунар торг., выраженную в долларах США., поэтому номинальный объем торг. зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к нац. валютам.
- реальный объем междунар.торг. это ее номинальный объем пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора. Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране как в натур.так и стоимостных показателях, при этом стоимостные показатели обычно рассматриваются в нац.валюте затем переводятся в долл. США для целей междунар. сопоставления. Также используется внешнеторг.сальдо, представляет собой разницу между экспортом и импортом. Может быть + -
Функции внешней 1. Восполнение недостающих элементов нац. производства(может существовать отрасль пр-ва нуждающаяся в модернизации, оснащении, но на тер-рии страны нет этих материалов, их приобретают за рубежом) 2. Трансформационная- мы производим в эк-ке определенную номенклатуру, которые не в полной мере удовлетворяют потребности 3. Эффектообразующая –закупаются ресурсы, чтобы сберегались свои.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|