Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что нужно понять для укрепления единства мусульман?




Ни для кого не секрет, что наша исламская умма переживает очень болезненную проблему разобщённости. Эта проблема затрагивает каждого мусульманина в отдельности, даже если он сам того не чувствует.

Казалось бы, не должно быть каких-либо недоразумений между людьми, верующими в Аллаха и Его последнего пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не говоря уже о взаимной вражде, но тем не менее это происходит.

Можно много говорить о предыстории и предпосылках, вызвавших разобщённость мусульман в целом, но это – отдельная тема для теологов, историков и психологов.

А в этой статье я попытался выявить те принципы единства, которые продиктованы нам словами Всевышнего, хадисами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и примерами из жизни сподвижников.

Нужно твёрдо помнить, что Ислам – это уникальная система, которая преобразовывает жизнь только тогда, когда она функционирует правильно, и малейший отход от принципов этой системы оборачивается для нас бедой.

Итак, в чём мы оступились, если в среде мусульман произошёл «сбой», и нарушилось единство? Какие принципы необходимо возродить, чтобы устранить нашу раздробленность? Попытаюсь их перечислить.

 

1) Мусульмане – братья

Этот принцип продиктован нам десятым аятом суры «Комнаты»: «Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы». Согласно грамматическому правилу, само построение этого аята (наличие частицы «иннэмэ» в его начале) указывает на то, что мы не являемся друг для друга никем иным, как братьями. Мы не просто приятели, знакомые или друзья, а братья. Это братство сильно настолько, что его не порывает даже убийство кем-то из мусульман нашего родственника. Именно поэтому сказано в Коране: «Если же убийца прощен своим братом (то есть, одним из родственников убитого), то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом» (2-178). Какое отношение должно быть к брату, ведомо нам всем. Вспомним, что слово «брат» фигурирует во многих хадисах:

«Не уверует (полной верой) из вас никто, пока не будет желать своему брату того, что желает самому себе».

«Верующий – брат верующего...»

«Не разрешается мусульманину порывать отношения со своим братом более трёх ночей...».

«На ком есть вина за оскорбление чести своего брата или за что-то ещё, пусть сегодня же попросит прощения до наступления дня, когда у него не будет ни динара, ни дирхама».

Следовательно, первым делом мы должны осознать, что любой мусульманин для нас – брат, а уж потом переходить на рассмотрение каких-то различий.

Часто приходится слышать и видеть, как мусульманин критикует, ругает, и даже борется с другим мусульманином так усердно, как будто тот является для него заклятым врагом. Если кто-то из нас считает другого мусульманина врагом, то будьте уверены, что этот брат болен. У него больное сердце, а болезнь сердца – это отсутствие или слабость имана. Об этом сказано в Коране в нескольких аятах.

Посмотрите, как даже неверующие объединяются вокруг какого-то незначительного интереса (любители футбола, машин, пива), так почему же нас, мусульман, не объединяет любовь к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует)? Ведь это та самая любовь, выше которой нет и не должно быть ничего! Разумеется, проблема в нас самих. Значит, для единства первым делом нужно усвоить именно этот принцип.

 

2) Невозможно избежать разногласий

Потому что сами сподвижники (да будет доволен ими Аллах) впали в разногласие в тот день, когда они отправились в поход против племени Бану Курайза. Передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им перед выходом: «Пусть никто не выполняет послеобеденную молитву, пока не дойдёт до Бану Курайза!», но время намаза наступило в пути. Часть сподвижников решили отсрочить намаз до тех пор, пока они не дойдут до места поселения Бану Курайза, тогда как другая часть их склонилась к иному мнению, решив, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не вкладывал в свои слова смысл запрета. Когда эта история дошла до Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), он не раскритиковал ни тех, ни других. Это ясно указывает нам на то, что один и тот же аят или хадис может быть понят по-разному. Однако важно помнить, что такие разногласия не должны выходить за рамки, расчерченные канонами исламской теологии, то есть амплитуду колебания разногласий определяют Коран и Сунна. Самого существования четырёх мазхабов, считающихся суннитскими по единогласному мнению учёных, достаточно для того, чтобы доказать истинность упомянутого принципа. Более того, основатели и реформаторы существующих на данный момент мазхабов не только не дистанцировались, но и дружили, помогая друг другу пополнять свои знания. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что различия в понимании тех или иных моментов религии были, есть и будут всегда, так что с этим нужно смириться.

Другое дело, насколько такие разногласия обоснованы. Мусульманин не должен руководствоваться разными послаблениями и неавторитетными мнениями, следуя за своей прихотью и прикрываясь принципом допустимости разногласий. Ведь поиск более лёгкой фетвы с целью облегчения предписаний является признаком неблагочестивости даже тогда, когда эти фетвы собираются из уст авторитетных учёных. В анализе спорных вопросов на первое место ставится поиск истины, а не потакание страстям.

Таким образом, нужно уметь правильно реагировать на брата-мусульманина, который мыслит не так, как мы.

Для этого нужно самому понимать данный спорный вопрос, а затем переходить на анализ мнения брата о нём. И даже если в процессе анализа не удастся прийти к общему мнению (вспомните упомянутый случай со сподвижниками), то это не даёт нам права подвергать забвению первый принцип.

 

3) Необходимо стремиться к общему мнению

Это – принцип, которого так не хватает современным мусульманам.

Если мы согласились с тем, что мы – братья и мы можем разногласить, нужно также понимать, что всё это не даёт нам права оставаться при своём мнении и считать других неправыми. Ведь многие истины многогранны, и очень редко бывает так, чтобы в споре кто-то был прав на все сто. Поэтому всегда нужно стремиться к единству мнений через анализ спорных моментов. Вспомните, как сподвижники впали в разногласие относительно послеобеденного намаза. Заметьте, что они довели свой спор до благого конца, упомянув о нём самому Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Думаю, что некоторые мусульмане нашего времени в подобной ситуации разбежались бы, как говорится, по углам и не стремились бы прийти к общему знаменателю, обвиняя друг друга в заблуждении.

Передаётся в Тафсире Ибн Касира, что Ибн Аббас и Али дали разное толкование словам Аллаха «Клянусь скачущими запыхаясь» (Сура «Скачущие», 1).

Ибн Аббас сказал, что в этом аяте говорится о лошадях, а Али (да будет доволен им Аллах) считал, что речь идёт о верблюдах. Когда до Али дошло мнение Ибн Аббаса, он исправил последнего, и Ибн Аббас отказался от своего мнения. Ибн Аббас – племянник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которому были даны знания о Коране как результат мольбы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Аллах! Обучи его религии и дай ему знания о толковании Корана». И этот человек отошёл от своего мнения в пользу другого сподвижника. Кто же мы после всего этого? Нам с вами тем более не гарантирована защита от ошибок, и поэтому нужно всегда стремиться пересматривать те вопросы, в которых допустимо различие мнений. Быть может, мы в чём-то не совсем правы, а может и совсем не правы.

Но нужно помнить, что при стремлении к единству мнений мы должны находить правильное решение, а не просто решение, выгодное для всех. Это, конечно же, требует того, чтобы спорные вопросы решались наиболее знающими людьми.

 

4) Слабость имана усугубляет раскол.

Мы уже сказали, что для достижения единства нужно помнить, что мы братья, и мы имеем право мыслить неодинаково во второстепенных вопросах, стремясь при этом к единству мнений. Всё это – принципы, взятые из Корана и Сунны, и любой здравый мусульманин согласится с ними. Однако все эти слова останутся пустым звуком, если мы не будем работать над своим иманом. (Думаю, всем понятен смысл арабского слова «иман», утвердившегося в лексиконе русскоговорящих мусульман. Возможно, наиболее точный перевод этого слова – «истовость веры»).

Не секрет, что часто разобщённость мусульман вызвана не теологическими разногласиями, а личной неприязнью, завистью, дележом мирских благ, боязнью потери власти, уважения и т. д. Все эти проблемы, возникающие от слабости имана, дают знать о себе даже тогда, когда первые три принципа поняты и водворяются в жизнь. (Надо отметить при этом, что никогда не получится их полная реализация со слабым иманом).

Ведь не зря наш пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Болезни прежних общин проникли в вас. Зависть и ненависть сбривают. Я не говорю, что они сбривают волосы, они уничтожают религию».

Слабость имана часто являлась причиной не только ссор и обид, но и братоубийственных войн, и история тому свидетель. Поэтому пусть каждый из нас исправляет то, что между ним и Аллахом, и Аллах исправит то, что между ним и людьми. Так советовал Али (да будет доволен им Аллах).

Обобщая всё вышесказанное, призываем всех мусульман к единству, взаимной любви и поддержке. Давайте не будем гоняться за количеством, читая статистические данные и радуясь тому, что мусульман становится больше. Помните, что количество без единства – ничто.

 

Стертые грани

Клянусь смоковницей и оливой!
2. Клянусь горой Синаем!
3. Клянусь этим безопасным городом (Меккой)!
4. Мы сотворили человека в прекраснейшем облике (Сура «Смоковница»).

Всевышний создал человека многогранным. Нельзя подвергать это сомнению. Иначе мы опустимся до богохульства, незаметно утверждая то, что создание Аллаха может быть примитивно. Но как же досадно, что все вокруг построено так, что тысячи, а может и миллионы граней человека должны быть стерты для того, чтобы превратить это универсальное создание в примитив, который будет приносить доход (чаще, конечно, материальный). Больше всего этому способствует работа. В народе такое явление уничтожения граней или, скажем, духовной кастрации принято теперь называть культурно «профессия накладывает отпечаток». Да, сколько, интересно, граней, отражающих блеск создания Аллаха, утратил лично ты? Сколько приносится этих граней в жертву на алтарь общественных интересов ежедневно, ежечасно. Оно и понятно – с той первозданной чистотой, с которой человек приходит на этот свет, приспособится к этому миру зла невозможно. Уверен, что организация «Гринпис» была бы очень недовольна, если бы срубили один дуб только для того, чтобы изготовить черенок. А кто будет беспокоиться о человеке, чудном создании, из которого соорудили очередного надсмотрщика за рабами, тупого, жестокого и высокомерного.

Хвала Аллаху, который научил мусульман не только хранить грани, подаренные Им, но и указал на способы, которыми можно вернуть стертые грани.

О еде

Мы кушаем каждый день, и поэтому хочу сказать несколько слов о еде, так как многие люди питаются неправильно. Это заметно даже мне, не медику.

Основой этикета еды в Исламе является следующий хадис от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«Что может быть хуже набивания человеком своего желудка едой? Разумному человеку достаточно употребить несколько кусочков пищи для поддержания жизни. Если его аппетит взял верх над его волей, тогда пусть разделит свой желудок на три части: одну треть отдаст еде, вторую — питью, а третью оставит для дыхания» (Тирмизи).

Знаменитый лекарь Ибн Абу Масуайхи, прочитав этот хадис, сказал: «Если бы люди водворили в жизнь эти слова, то избавились бы от болезней, а больницы и аптеки перестали бы работать».

Другой лекарь Авиценна (Абу Али ибн Сина), тоже очень знаменитый, сказал:

جَمَعْتُ الطِّبَّ فِى بَيْتَيْنِ جَمْعًا وَحُسْنُ الْقَوْلِ فِى قَصْرِ الْكَلاَمِ

فَقَلِّلْ إِنْ أَكَلْتَ وَبَعْدَ أَكْلٍ تَجَنَّبْ وَالشِّفَاءُ فِى الاِنْهِضَامِ

وَلَيْسَ عَلَى النُّفُوسِ أَشَدُّ حَالاً مِنْ إِدْخَالِ الطَّعَامِ عَلَى الطَّعَامِ

«Я собрал всю медицину в двух строчках,

а речь хороша тогда, когда она коротка.

Если кушаешь, то ешь мало,

а после еды сторонись другой еды.

Ведь излечение – в переваривании.

И нет для людей состояния вреднее,

чем потреблять одну еду за другой».

Значит, принципы питания мусульманина просты:

1) Не кушай, пока не проголодаешься.

2) Не кушай что-то новое, пока не переработается то, что в желудке.

3) Когда кушаешь, не ешь много. То, что ты наелся, мозг понимает намного позже, чем желудок. Проверено и доказано.

В достоверном хадисе, переданном Бухари и Муслимом, говорится, что после лучших поколений мусульман – сподвижников (الصحابة), их последователей (التابعون) и последователей последователей (تابعو التابعين) – появятся такие люди, у которых будет тучность. Значит, лучшие мусульмане – праведные предшественники – не были толстыми.

Но современные мусульмане часто забывают этот хадис и, копируя европейские стандарты, начинают беспокоиться, когда худеют и теряют вес. Многие стараются набрать килограммы мышц, считая, что это красиво. По нашим исламским критериям это не есть красиво (прочитайте статью «Мир через призму Ислама»). Давайте лучше брать пример с первых поколений и наших знаменитых ученых, которые ели мало и не были здоровяками. В те времена «качков» среди мусульман было меньше, чем сейчас, но слово мусульман имело больший вес. Не за счет бокса, каратэ, борьбы, бодибилдинга, а за счет знаний и богобоязненности. Худые арабы стремительно сметали римских легионеров и персов – легкий арабский клинок, будь он в опытной руке, одинаково легко вонзается и в 60, и в 90, и в 120-ти килограммовое тело… Кажется, я отвлекся от темы, но, надеюсь, с пользой.

Короче, мусульманину лучше сократить рацион еды, а то, что сэкономил, использовать ради Аллаха во благо мусульман.

6. Вы непременно увидите ад.
7. Потом увидите его глазами убеждённости.
8. Потом вы непременно будете спрошены в тот день о благах. (Сура «Хвастовство большим количеством»).

Блага – это и еда, которую мы потребляем каждый день.

Отчет перед самим собой

1. Клянусь предвечерним временем,
2. что люди несут убытки,
3. кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! (Сура «Предвечернее время»).

В каждого человека Аллах вложил чувство справедливости. И человек, совершая то или иное дело, знает, насколько плохо или хорошо он поступает. И поэтому, прожив очередной день, он всегда должен отвечать себе на такой вопрос: «Каким будет мое положение в Судный день, если все дни моей жизни будут похожи на этот?». Если ты проспал утренний намаз, затем провел несколько часов за праздными разговорами, потом связался с каким-нибудь сомнительным делом, просидел перед телевизором, смотря бесполезный фильм, и за весь день не прочитал ни одной страницы Корана, ни разу не попросил прощения за свои грехи, не дал милостыни… Неужели после этого ты не понимаешь, что сегодня был в убытке? Из дней складываются месяцы, годы и вся наша жизнь. По сути, человек есть живое олицетворение тех дел, которые он выполняет в течение одного отдельного дня.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...