Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему многие дела заходят в тупик?




Почему у нас, мусульман, многие дела пошли не так? Особенно в последний век. Потому что успех того или иного дела в конечном счете зависит от духовного огня нескольких, а может даже одного единственного человека. Представьте, что народ задумал что-то совершить. Собрались, проанализировали проблему (проблемы), наметили пути ее (их) решения, выявили круг лиц, которые теоретически могут ее решить, профинансировали проект. Далее, как правило, люди, обеспокоенные (или якобы обеспокоенные) проблемой, расходятся по домам со спокойной душой. А что беспокоится-то – нашли же ответственных за решение проблем! Но вот выявленные проблемы часто не решаются. Причина банальна – просто те, кого «нагрузили» решением проблемы, не болеют за это душой. (Не спрашивайте «почему?» – не болеют и всё!). Впоследствии эти люди найдут десятки отговорок, чтобы объяснить, почему проблема не была решена. Спектр этих отговорок широк ровно настолько, насколько широка сама человеческая фантазия:

«Меня все лето мучил отит…»

«Я развелся с женой и три месяца не мог ни о чем думать…»

«У нас такая мерзкая страна – все это время судился с налоговиками и ни на что другое не оставалось времени…»

«В этом году магнитные бури, и это не может не влиять на нашу работоспособность…».

На самом же деле человек просто не хотел заниматься тем, что у него попросили, и дело не пошло. Вернее, даже не сдвинулось с места. Всю эту ситуацию описывают следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это – сердце». (Бухари, Муслим).

Вот так – итог любого дела в конце концов сводится к состоянию человеческой души, а это невозможно проконтролировать.

Кто-то может возразить, что иногда дела идут в гору даже у тех народов, которые далеки от богобоязненности и имеют крайне испорченное сердце. Ответ на это таков: их успех может быть связан с каким-либо другим фактором – например, жесткой дисциплиной, в которой предусмотрено наказание за неподчинение (например, Китай). То есть, у них не слушают отговорок, а просто казнят. И те люди, на которых возложено решение какой-то проблемы, просто вынуждены ее решать.

 

Не отвращайте людей от Ислама, о мусульмане!

Кто-то прочитав заголовок, возмутится или удивится – как же может мусульманин отвращать от Ислама?! Да, я не оговорился – это, к сожалению, происходит. Часто, очень часто мусульмане сами становятся причиной того, что об Исламе создается нехорошее впечатление. Я знаю это не понаслышке, а говорю то, что наблюдал лично.

…Аллах назвал общину мусульман лучшими людьми, потому что они призывают к любому добру и пресекают любое зло:

110. Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство их являются нечестивцами. (Сура «Семейство Имрана»).

Известно, что повелевать добро или удерживать от зла только языком недостаточно. Потому что Аллах говорит в другом аяте:

44. Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь? (Сура «Корова»).

Эти слова обращены к иудеям, но поучительный урок должны извлекать все. Нельзя служить Исламу с одной стороны и вредить ему с другой. По этому поводу есть такая пословица: «Строя дворцы разрушаем хоромы». (Прочитай главу «Будь полезен людям»). А то случается так, что некоторые мусульмане стараются возвеличить слово Аллаха, а другой брат приходит и разрушает построенное. Сказано в стихотворении:

مَتَى يَبْلُغُ الْبُنْيَانُ تَمَامَهُ إِذَا كُنْتَ تَبْنِى وَغَيْرُكَ يَهْدِمُ

Когда же завершится строительство строения,

если ты строишь, а другой разрушает?!

Например, проповедник говорит, что Ислам несет в себе милость, потому что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был отправлен как «милость для миров», и вдруг люди узнают, что мусульмане кого-то побили. Или проповедник объясняет, что многоженство – это благо для общества, а какой-нибудь мусульманин относится несправедливо ко своей второй жене. Также часто мы говорим, что Ислам – это религия знаний, потому что первым ниспосланным словом было «Читай!», а потом демонстрируем невежество и невоспитанность.

Хотелось бы, чтобы каждый мусульманин отдавал себе отчет в своих поступках и в первую очередь думал о том, не создает ли он плохое впечатление об Исламе. Если человек не может приносить пользу, то он должен хотя бы не вредить другим – это тоже зачитывается как милостыня.

Сообщается, что Абу Зарр Джундуб бин Джунада, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?» [7]. Он ответил: «Вера в Аллаха и борьба на пути Его». Я спросил: «А какие рабы лучше всех?» [8] Он ответил: «Те, которых хозяева ценят больше всего и которые обошлись им дороже всего». Я спросил: «А если я не смогу сделать этого?». Он сказал: «Тогда помоги занятому каким-либо делом или сделай что-нибудь сам вместо неумелого». Я спросил: «О посланник Аллаха, а если я не смогу сделать ничего из этого?». Он сказал: «Тогда прекрати причинять людям зло, и это станет милостыней от тебя тебе же». (Аль-Бухари; Муслим).

 

О единстве народа

Есть много размышлений на эту тему. Все эти размышления я вместил бы в одно предложение: народ един не тогда, когда он понимает, что нужно быть вместе – он един тогда, когда не понимает, как же иначе. Когда чувство братства к себе подобному живет в каждой клетке представителя общины, то этот народ сломить невозможно. Если этого нет – значит, беда. То, каким должно быть единство мусульман, описано нам Пророком (да благословит его Аллах и приветствует): «В своей взаимной любви, милосердии и сочувствии друг к другу мусульмане подобны одному телу: если какая-нибудь часть его начинает болеть, все остальные части тела отзываются на это бессонницей и лихорадкой» (Бухари, Муслим). Значит, мы, мусульмане – все тело уммы, болеем параличом. Иногда мы знаем, что вот это – наша рука, но что-то ее не чувствуем. Как-будто она затекла и, онемев, болтается. Долго ли нам еще трясти руками и ногами, пытаясь вернуть себе ощущение своего тела – не знаю…

О подражании

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто подражает кому-либо, тот – из них». В наше время молодежь подражает многим – одеваются как викинги, готы, ковбои и так далее. Иногда стиль того или иного народа, которому подражает молодежь, проявляется в их одежде и поведении незаметно для поверхностного взгляда.

Как человек, выросший в «совковой» среде, я могу судить, что данное явление имеет весьма серьезные корни. Молодая душа, более склонная к высоким идеалам и исканиям, ищет самореализации, пытаясь вырваться из банальной повседневности. В этом к ней приходят на помощь все виды искусственных идеалов, осознанно или неосознанно культивируемых в умах через различные средства. Так человек влюбляется в кого-либо (одного или в целый народ), а затем перенимает и все ценности объекта привязанности. Это находит отражение в одежде, которую он носит, в музыке, которую он слушает, в друзьях, которых он выбирает и так далее. Так что, внешнее сходство человека с кем-либо – это уже завершенный цикл духовного поиска. Поэтому банальные нравоучения отца сыну: «Ты как одет?! Сними эту ерунду!» здесь не помогут, так как для ребенка это не просто одежда, а мировоззрение и система ценностей. Словом, религия. А тот, кто исповедует чужую религию, конечно же, не из нас, а «из них».

Пусть Аллах Всемогущий убережет нас от того, чтобы в наши сердца проникла хотя бы крупинка любви к тому, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не любил. Любовь к таким непророческим «ценностям» заставляет многих мусульман современности одеваться, шутить, разговаривать, кушать как немусульмане. Смотря на некоторых мусульман и не поймешь сразу, что это – мусульманин, хотя, возможно, он читает намаз и постится. Привязанность человека к тому, что не является ценным для Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), есть болезнь сердец, и причина ее – в совершаемых грехах. Да будет Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ни разу не кушавший за столом и не видавший роскоши, примером для нас во всем – и в разговоре, и одежде, и сне, и мыслях, и даже взгляде.

 

Отвернись от невежд

Так приказывает нам Коран. Иногда люди так сильно желают переубедить и переспорить своих оппонентов, что зовут на помощь других, втягивая посторонних в пустой спор. Ко мне лично тоже часто обращались примерно с такой просьбой: «Не можешь ли ты поговорить с таким-то, который убежден в том-то…» и называют какой-нибудь абсурд, который кому-то там показался истиной и стоящей обсуждения темой.

Поймите, что людей с бреднями в голове слишком много и тратить свое драгоценное время на всех встречных невежд нельзя. Если вы почувствовали, что человек несет полную чушь и нисколько не сомневается в своей правоте, то не тратьте на него слишком много времени, даже если это – ваш родной брат. Лучше тратьте время на тех, кто извлечет больше пользы от ваших речей. Если человек возомнил, что он чуть ли не Ernesto Che Guevara, и никто с ним «рядом не стоял» ни по уму, ни по крутизне, ни по силе, ни по способностям, то это только и только его проблемы. Для таких чересчур самоуверенных личностей есть специальные заведения, которые именуются психиатрическими больницами. Там эти люди смогут найти себе прекрасное общение в лице многих единомышленников – таких же крутых, как они сами. Знаете ли, нередко там появляются новые Ленины, Гитлеры и Ван Гоги, вот они-то пусть и переубеждают их. Ну а то, что эти люди считают вас никем и ничем – это не беда. Аллах все расставляет по местам через какое-то время. Частичными (именно частичными!) показателями того, кто есть кто, являются людская молва и плоды дел. Вот по ним и судите о людях и не спорьте.

 

О невежестве

Много лет назад я с сожалением сказал одному брату, которого считаю более сведущим в религии, чем я: «Как жаль, что в нас много джахля (невежества)!». Он возразил:

– Это не джахль. Это джахль мураккаб (многослойное невежество). Джахль – это когда человек знает, что не знает. А мы даже не знаем, что не знаем.

С тех пор прошло много лет. Если я на сегодняшний день осмелюсь заявить, что знаю, что не знаю, то это будет означать, что я претендую на какой-то уровень в знаниях. Но все-таки что-то такое я начал осознавать (пусть даже смутно) через восемь лет изучения Ислама в университете «Аль-Азхар». И в последние годы это убеждение во мне крепнет, за что я благодарен Аллаху.

Когда же я вижу мусульман, которые явно не знают, что они не знают, и несут бред о религии Аллаха и его Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), меня одолевают самые разные чувства негодования. Возможно, некоторые из них прочитают то, что я написал. Обращаясь к ним, хотел бы сказать: «Братья! Ради Аллаха, научитесь для начала читать Коран! Многие из вас, рассуждая о глобальной миссии Ислама по спасению человечества, в котором они, якобы, должны принять самое непосредственное участие, даже не знают арабских букв. Когда возникает необходимость заключить никах, омыть покойника, почитать праздничный намаз и т. д. вы становитесь беспомощными. А я не верю, что человек, у которого на кухне – бардак, сможет управлять страной». Больше мне нечего добавить.

 

О ценности времени

Написаны целые труды и существует много высказываний великих людей на эту тему. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу сказал:

«Есть два блага, относительно которых многие люди находятся в заблуждении – здоровье и свободное время». То есть, многие люди не отдают должного этим двум видам благ, не благодарят за них Аллаха и не используют их как нужно. Есть много других хадисов, побуждающих к тому, чтобы люди ценили время.

Но несмотря на все мудрые наставления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), люди разбазаривают свое время намного беспощаднее, чем деньги. Как я понял, человеку, который «болен» убийством своего времени, не помогут ни лекции, ни режим дня, ни графики, ни умные книги типа «Как рационально использовать время», пока он сам не осознает, насколько великие блага он теряет из-за упущения бриллиантовых секунд. А эти бриллианты не перестанут сыпаться из котомки его жизни до тех пор, пока он не исправит свое сердце. На эту тему мне прежде всего вспоминается следующий хадис: «Поистине, есть в теле человека кусочек. Если он здоров, будет здоровым и все тело. А если он испортится, то испортится и все тело. Этот кусочек – сердце». (Аль-Бухари, Муслим). Только человек с чистым сердцем сможет жить так, что каждая секунда его жизни будет иметь какой-то смысл. Чем темнее душа человека, тем больше бессмысленных поступков он будет совершать. И, следовательно, тем бесполезнее будет сокращаться его срок, приближаясь к неизбежному концу. Поэтому один из ученых сказал: «Признаком того, что Аллах отвернулся от человека, является то, что Он занимает его бесполезными делами».

Тем, кто дорожит своим временем и боится потратить его на ненужное, я посоветую следующее: трать его на изучение Корана и хадисов. Ни одна секунда, использованная на это, не уйдет зря. Возможно такое, что один правильно понятый аят или хадис спасет тебя от потери целого года (двух, трех и т. д.) за бесполезными или даже вредными делами. «Скажи: разве равны те, кто знают и те, кто не знают?»

Мусульманин должен понимать, что нет ни одной минуты, для которой не нашлось бы полезного дела. Шейх Ибн аль-Джаузий писал, что время, когда к нему приходили посетители, он использовал для подготовки бумаг и изготовления карандашей (это не требует концентрации внимания и этим можно заниматься параллельно с беседой), чтобы не получалось, что время уходит только на разговор. Я же советую следующее: когда совсем не можешь придумать себе занятия по причине усталости, скуки или болезни, то приляг на правый бок и совершай зикр. Будешь из тех, кто поминает Аллаха стоя, сидя и лежа.

190. Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом,
191. которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне (Сура «Семейство Имрана»).

Для тех, кто ценит время, могу дать еще следующие советы:

1) Купите плеер и слушайте Коран и полезные аудиозаписи в пути. Не выходите никуда без свитка Корана или карманной книжки. Люди теряют очень много времени в автобусах, очередях, на работе. Не тешите самомнение тем, что какая-то работа требует концентрации – иногда какое-то дело выполняется без особой концентрации внимания, например, когда копаешь яму, пылесосишь, моешь полы, стираешься, варишь, едешь за рулем… За такими делами можно прослушать много гигабайтов лекций на самые разные темы. Не надо смущаться того, что рядом будут находиться люди, которые хотят с вами разговаривать, а вы заняты прослушиванием чего-то полезного. Люди хотят разговаривать всегда, а вы не обязаны из-за этого тратить время впустую. Относительно времени нужно быть максимально жадным! Разве люди могут компенсировать время, потраченное впустую! Ни деньги, ни что-либо другое не могут вернуть ушедшие минуты, которые вы могли бы потратить на поминание Аллаха, чтение Корана, заучивание хадисов.

2) Всегда стремитесь к максимальному уединению. Один из праведников советовал своим друзьям: «Если будете уходить от меня, то возвращайтесь разными дорогами. Может, кто-то из вас будет читать Коран, если он будет идти один. А если вы пойдете вместе, то будете разговаривать».

3) Стройте свой график исходя из такой мысли, что сегодня вы можете умереть. Эта мысль защитит вас от пустых визитов, дел, разговоров. Движимые этой мыслью, вы будете совершать только то, что полезно.

4) Читайте побольше о том, как сподвижники, ученые и праведники дорожили временем. Это побудит вас к экономии времени.

Составьте график дел, которые вы обязаны совершать ежедневно. Поверьте, не имея такого графика где-нибудь на стене, вы сначала забросите, а потом и вовсе забудете о полезных делах, которые вы обязаны совершать ежедневно, через день, раз в неделю и так далее. График можно оформить вот так или как-нибудь по-другому, как вам самим удобно:

 

Чтение Корана (30 минут)                  
Чтение (20 страниц)                  
Прослушать 1 лекцию                  
Тренировка (40 минут)      
                   
                   
                   

 

К упомянутым пунктам сами добавьте дела, которыми вы заняты сейчас (изучение арабского языка, компьютера, заучивание хадисов и так далее). Повесьте у графика карандаш и ставьте галочку рядом с тем делом, которое вы сегодня совершили. Думаю, не стоит зацикливаться на датах совершаемых дел – не смогли заполнить график за месяц, наверстаете в последующие дни, но главное, чтобы вектор движения вперед не колебался то вправо, то влево. Многие люди теряют кучу много времени от того, что их жизнь похожа на флюгер: сегодня они поступают в строительный техникум, через полгода бросают его и уходят в бизнес, потом вдруг начинают изучать иностранный язык… Всегда помните: держать курс!

5) Просите у Аллаха с искренним сердцем не наказывать вас тем, что вы займетесь бесполезным делом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) просил у Всевышнего защиты от «знания, не приносящего пользу». Праведные предшественники говорили, что занятость человека бесполезным делом является одним из признаков того, что Всевышний отвернулся от вас. Посмотрите, да помилует вас Аллах, сколько людей проводят значительную часть жизни за вредными (в лучшем случае бесполезными) делами: стремятся к богатству и власти через унижения, а достигнув желаемого, унижаются для того, чтобы удержать это. Даже если они смогли бы обеспечить себе гарантию того, что их богатство и власть не уйдут из их рук, они все равно не смогли бы защитить себя от малак эль-маут (ангела смерти), который может постучаться к ним в дверь в любую секунду. Если бы человек со всей искренностью сердца подумал над следующими словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то он не тратил бы времени на многое из того, чем он сейчас занят … Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, проклят мир этот и проклято (всё) то, что есть в нём, [9] кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что близко к этому [10], знающего и обучающегося!». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис»).

Откуда берутся странные вопросы?

«Можно ли курить, ведь ни в Коране, ни в хадисах не говорится о сигаретах конкретно?»… «Можно ли мусульманину ходить в кинотеатр?»… «Можно ли просматривать журнал моды, в котором фотографии женщин?».

Вопрос, как тупиковая ветвь эволюции мысли, очень четко выражает интеллект, интересы, склонности и многое другое, чем живет душа человека. Так что, перед тем, как задать вопрос, подумай еще раз – ты рискуешь открыть о себе много секретов. Некоторые люди ошибочно полагают, что успеха в знаниях добивается тот, кто задает больше вопросов. Нет! Успеха добивается тот, кто задает больше умных вопросов. Будь я ученым, я отбирал бы себе учеников не задавая им вопросы, а прося у них задать мне какой-нибудь вопрос.

Начинающему путь религиозных знаний необходимо четко уяснить себе, что прежде всего ему нужно очистить свою душу для того, чтобы в неё начал проникать Свет Аллаха. Чем чище душа, тем быстрее, ярче и мощнее будут проникать в нее знания. С очищением души многие вопросы отпадут сами по себе. Разве нуждается чистый человек в шестнадцати доказательствах (столько их было приведено в одной египетской брошюрке) из Корана из Сунны для того, чтобы понять, что курение – это харам! Богобоязненному человеку достаточно сказать, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел: «Не вреди ни себе, ни людям». Можете представить себе, чтобы кто-нибудь из сподвижников курил, а услышав упомянутый хадис, он пустил бы перед собой дым и с умным и отрешенным лицом изрек: «Ну, здесь же не говорится именно о курении»?!

Короче, чем ниже иман – тем больше странных вопросов.

 

О женах

Женщины – это далеко не редкая тема разговоров у нас, мужчин. К ним нужно относится хорошо. Ислам определил первостепенную степень матери, а про жен сказано в Коране:

19. Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра. (Сура «Женщины»).

Есть еще много аятов и хадисов на эту тему. Халатность к этим предписаниям приводит к разводу…

Случаи разводов в нашей стране нередки, и эта проблема многогранна. Причин разводов множество, но попробуем разъяснить часть их в общих чертах. Браки распадаются от того, что супруги (или хотя бы один из них) перестают любить и уважать друг друга. Вопрос «почему мужья перестают любить жен?» оставим женщинам – пусть сами разбираются. Те, кто мудрее, объяснят остальным. Не смогут – поможем J.

Мы лучше скажем несколько слов о том, почему жены перестают любить мужей.

Скажу сразу, что на этот вопрос вы услышите гигабайты разных ответов – начиная с того, что женщин интересуют только деньги, и они любят тех, у кого они есть, и заканчивая тем, что… Ну, в общем-то ничем. Предела этим размышлениям нет. Кто-то скажет даже, что жена может остыть к мужу только из-за дырки в носке… Скорее всего, оптимального ответа на этот вопрос нет. Дело не только в деньгах, власти, уме, красоте, характере, одежде и др. Любого, кто захочет назвать причины любви/нелюбви жены к мужу, можно поставить в тупик. Например:

«Дело не в деньгах. Главное, чтобы у мужа был хороший характер».

…А если у него не просто миллионы, а миллиарды? Разве не найдется миллион женщин, которые будут готовы простить богатому мужу скверный характер?

«Главное, чтобы был состоятельный».

… А если он при этом инвалид, имеет скверный характер и еще кучу недостатков? У такого жениха шансы значительно ниже. Но они заметно возрастут, если на его счету появится еще пара миллионов долларов.

«Главное, чтобы был образован и умен».

А если от его ума и образования хорошо только ему самому, а другие от этого только страдают?

Как видите, вопрос и ответ неоднозначны, как и вся наша жизнь. Но для начала запомните одну вещь: нужно стараться быть на высоте во всем. Если уж не на высоте, то хотя бы не падать совсем. Пока. Чтобы потом при первой же возможности набрать высоту. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах любит, чтобы вы делали хорошо, если делаете что-то». Помните знаменитое высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»? Эта истина, сказанная одним из писателей, подтверждает упомянутый хадис. А истину нужно принимать даже тогда, когда она сказана немусульманином – так учил нас Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

Значит, нелюбовь жен к мужьям может складываться из целого букета качеств. Так что мусульманин обязан работать над собой всегда. И не иронизируйте, если кто-то скажет, что человека можно перестать любить из-за одной дырки в носке. Это на самом деле так. Просто все дело в качестве и количестве – если в человеке увидели маленькую дырочку в носке один раз – не беда. Любой нормальный человек воспримет это с пониманием – мало ли… Ну а если в носке все время зияет огромная дыра – это, извините, уже патология. Со временем с таким человеком, который не понимает ни намека, ни открытого текста и не стремится к прекрасному, станет неинтересно, чем бы он не компенсировал свою безалаберность. То же самое можно сказать и о других, еще более серьезных недостатках, которые с течением времени могут свести на нет всю любовь и уважение к человеку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...