Изучение материала по теме занятия
ч/ Обоснование метода Планирование построения занятия
22 Разработка методического плана Рис. 2. Последовательность подготовки к занятиям Руководитель занятий должен хорошо изучить "Программу подготовки личного состава подразделений ГПС МВД России", затем на ее основании определить объем и последовательность изучаемых тем. Уяснив содержание темы, необходимо подобрать учебные пособия, инструкции, наставления. Этот материал следует внимательно прочитать и определить, что может быть использовано на занятии, затем подобрать наглядные пособия и технические средства обучения, которые способствуют усвоению материала. В качестве таких пособий могут быть таблицы, схемы, макеты, плакаты, диафильмы, фотографии и предметы пожарно-технического вооружения (лестницы, рукава, пожарный инструмент и т.д.). Умело подобранные пособия оживляют занятия, вызывают интерес к изучаемому материалу. Нередко наглядные пособия для классно-групповых занятий приходится делать самим. В этом случае учебные пособия (плакаты, таблицы, схемы и т.д.) должны иметь такие размеры, чтобы они были видны всем. Главное на схемах должно быть выделено (утолщением линий или изменением их цвета). Пособия должны быть такими, чтобы подготовка к их применению на занятии не занимала много времени. Особое внимание должно быть уделено подготовке пожарно-технического вооружения и пожарных автомобилей к практическим занятиям. Рассмотренные выше элементы подготовки занятия обычно отрабатываются одновременно. Все они служат основой для планирования проведения занятия и составления методического плана. Каждое занятие, как классно-групповое, так и практическое, состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Вводная часть. На вводную часть рекомендуется отводить 5-10 мин. Вначале руководитель сообщает тему и цели занятия, порядок его проведения. При работе на пожарных машинах или с пожарным оборудованием в обязательном порядке объясняет правила техники безопасности. Контрольный опрос обучаемых существует для проверки качества усвоения ранее изученного материала, закрепления наиболее важных положений и нормативов, а также подготовки к восприятию новых сведений. Для этого в методическом плане предусматривают 2-4 наиболее важных вопроса, а также повторение пройденного. Основная часть занятия. Излагаются учебные вопросы темы или их практическая отработка. Вопросы должны быть составлены так, чтобы обеспечивалась логическая последовательность изучения темы. Разрабатывая вопросы, необходимо учитывать, что продолжительность изложения учебного вопроса не должна превышать 15-20 мин. Ее увеличение приводит к утомляемости обучаемых, потере интереса к излагаемому материалу и ухудшению его усвоения. Исходя из сказанного, на двухчасовом занятии можно рассмотреть 3-4 вопроса. Если объем материала большой и на его изложение требуется много времени, то рекомендуется выделить в нем два самостоятельных, логически связанных вопроса. Большое количество мелких вопросов затрудняет усвоение материала. Для определения степени усвоения материала следует задавать контрольные вопросы в ходе его изложения. Заключительная часть предназначена для подведения итогов занятия. Продолжительность этой части занятия должна быть не более 10 мин. При подведении итогов можно провести опрос обучаемых по пройденному материалу. Для этого необходимо в методическом плане предусмотреть 1 -2 вопроса по наиболее существенной, важной части изучаемой темы.
При проведении практического занятия в конце его следует оценить успешность усвоения или совершенствования навыков в работе с пожарно-техническим вооружением. В конце любого занятия необходимо сообщить тему, место и время следующего занятия. Хорошо составленный методический план не только характеризует качество подготовки руководителя, но и по существу является единственным методическим пособием, которым можно пользоваться на занятии. Вот поэтому одно из первых требований к методическому плану состоит в том, чтобы представленный в нем материал был четко разделен по частям занятия, отдельным вопросам. Второе требование: текст в методическом плане должен быть лаконичным. Он должен содержать план объяснения изучаемого вопроса, а также иметь указания, что именно необходимо делать. Формулировки необходимо записывать полностью. Наиболее важные части рекомендуется выделять различными цветами. Методический план не должен превышать 3-5 страниц. Это при условии, что весь материал занятия хорошо известен руководителю. Утверждаю Начальник 200 г. Методический план для проведения занятий по____________________ с_______________ караулом на "_____ "_____ Года Тема: _________________________________________________________________ Вид занятия (классно-групповое, практическое, инструктивно-методи
ч (мин) Цель (цели) занятия (учить, теренировать, принять зачет) Место проведения 1. Литература, используемая при проведении занятия 2. Развернутый план занятия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|