Пособия и оборудование, используемые на занятии
4. Задания для самостоятельной работы слушателей и подготовки к сле Начальник__ _ караула _ (Ф.И.О.) (подпись)
200 г. План проведения занятий — это своеобразная модель предстоящего занятия, которая определяет характер совместной деятельности обучающего и обучаемого. Он является основным рабочим документом руководителя занятия, одним из средств правильной организации учебной деятельности. В первой части излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дастся перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия). Во второй части методического плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов: вводная, подготовительная, основная и заключительная части. Во вводной части раскрываются методы и методические приемы: - построения группы, расчета и приема рапорта; - проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения
- доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных - проверки знаний вопросов темы, уставных положений, правил Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и совершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических упражнений.
Комплекс физических и специальных упражнений записывается по форме, указанной ниже.
Примечание. При описании эстафет, игр заполняются графы в части их касающейся. Структура основной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание учебных вопросов (специальных упражнений с пожарной техникой) и действий руководителя занятия по достижению целей занятия и решению учебных задач. Основная часть записывается по следующей форме. Основные элементы занятия, учебные вопросы и время на их отработку Действия руководителя занятия Примечание. Схемы изучаемых упражнений выполняются, при необходимости, приложением к плану проведения занятия. Практические занятия по пожарно-строевой подготовке, как правило, проводятся на специально оборудованном месте (спортивной площадке) или на любом другом удобном для занятия участке местности в составе отделения или караула. Ниже излагается вариант плана проведения пожарно-строевого занятия на трех учебных местах. Начальник караула составляет план по отработке упражнений пожарно-строевой подготовки (см. ниже), инструктирует командиров отделений. Командиры отделений готовят конспекты для проведения своих занятий, в которых указывают тему, цель, учебные вопросы, материальное обеспечение, порядок и последовательность отработки упражнений и их содержание, меры по технике безопасности. Проведение занятий Вводная часть: установление контакта с обучаемыми.
Занятие начинается с установления контакта с обучаемыми сразу после того, как руководитель займет свое место. Говорить следует так, чтобы каждый слышал его слова без малейшего напряжения. Задав вопрос для контроля усвоения пройденного материала, не называйте фамилию, пока все обучаемые мысленно не ответят на него. Не нужно допускать, чтобы отвечали на вопросы одни и те же. В обсуждение необходимо вовлечь всех. Для этого целесообразно, опрашивая одного обучаемого, предлагать другим дополнить ответы. Такая беседа должна заставить обучаемых мыслить, возбудить их активность. Обучаемые должны уяснить, чем им предстоит заниматься. Поэтому руководитель сообщает им тему занятия, его цели, основные вопросы, а также порядок проведения занятия. При проведении практических занятий необходимо добиваться, чтобы обучаемые соблюдали правила техники безопасности и дисциплину. Основная часть занятия. Изложенная в методическом плане основная часть должна быть строго выдержана. Для достижения этого необходимо выделить наиболее существенные и важные положения, характерные признаки и особенности процессов, явлений. Руководитель должен быть уверен, что все обучаемые его правильно поняли и усвоили основное содержание изучаемого вопроса. Для этого необходимо не только самому руководителю задавать вопросы, но и уметь ответить на вопросы обучаемых. Может случиться, что у руководителя нет ответа на внезапно возникший вопрос. В таких случаях следует сказать, что он не готов и подготовить ответ к следую- щему занятию. Иногда ответ может дать кто-либо из обучаемых. Этим пренебрегать не следует. К изложению второго вопроса следует переходить только тогда, когда все обучаемые правильно поняли первый. Это достигается контрольной проверкой, т. е. опросом обучаемых. Объем необходимых записей в конспектах следует определить заранее. При объяснении материала рекомендуется указывать наименование пособия, его автора, номера страниц для самостоятельного изучения. Все новые термины и понятия необходимо записывать на доске и сообщать их правильное произношение. Если впервые используются широко распространенные сокращения, то следует записать их расшифровку.
При ведении записей следует добиваться, чтобы они делались осмысленно. Поэтому необходимо пояснить содержание изложенного вопроса и затем дать время для его записи. Не рекомендуется делать записи под диктовку. Осмысленная запись развивает мышление и улучшает усвоение изучаемого материала. Исключительно важное значение имеет использование на занятиях доски. Все записи, схемы или чертежи должны быть аккуратно выполнены. Если обучаемые ведут конспект, то они переносят в него все, что изображено на доске. Руководитель должен систематически следить за ведением конспектов как на занятии, так и после изучения темы или раздела. Это позволит ему вовремя устранить недостатки в методике проведения занятия и производстве записей. Во время занятий нередко приходится демонстрировать плакаты, схемы, кадры диафильмов и т. д. Любая демонстрация всегда приводит к изменению условий обстановки и снижает усталость обучаемых. Кроме того, поступает новая информация. Она активно воспринимается. Вот почему необходимо этим процессом четко управлять. Руководитель занятия должен обратить внимание на самое главное, самое существенное в показываемом материале. По окончании показа необходимо сделать вывод из увиденного. За этим выводом можно обратиться к обучаемым. При изложении учебного материала не следует все время (непрерывно) пользоваться конспектом. Это приводит к потере связи с обучаемыми, снижению их активности, занятие не достигает своей цели. К методическому плану необходимо обращаться для контроля последовательности изложения учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, цифрового материала и т. д. В разделе — "Действия руководителя и помощника" — отражаются: формы организации обучаемых (индивидуальная, поточная, фронтальная, групповая, круговая, поточно-круговая, интервально-круговая); приемы и методы обучения (тренировки); требования по соблюдению правил охраны труда; команды и другие вопросы, которые необходимо довести до сведения обучаемых; порядок использования помощников (командиров отделений); перечень вопросов для проверки; последовательность выпол-
нения приемов и способов работы с пожарной техникой, использование схем, рисунков, таблиц, фильмов (диапозитивов) и технических средств обучения; порядок смены мест занятий и т.п. В заключительной части отражается содержание и последовательность разбора занятия, подведение итогов, приведение учебных объектов (мест занятия) в исходное состояние. Планируется как частный (по отдельным учебным вопросам), так и общий (по всему занятию) разбор. При подведении итогов необходимо прежде всего убедиться в том, что основные положения занятия усвоены. Если какой-либо из вопросов недостаточно усвоен, то руководителю следует добиться правильного его понимания. В заключительной части практического занятия необходимо оценить качество выполнения изучаемых операций и работ, а также указать на типичные недостатки, которые допускались обучаемыми, и меры, которые необходимо принять для их устранения. Для обучения и правильного соотношения практических навыков и теоретических знаний может быть успешно реализован комплексный метод обучения пожарных. При использовании этого метода наряду с определенными темами пожарно-строевой подготовки необходимо планировать отработку основных разделов пожарной техники и пожарно-технического вооружения, пожарной тактики. Подготовка занятия при использовании комплексного метода, как и любого другого, начинается с планирования выбора тематики. Оттого, насколько правильно определены учебные вопросы, во многом зависит эффективность занятий. Лучше выбрать одну важную тему по пожарно-строевой подготовке, которая объединяет близкие темы по пожарно-техническому вооружению, пожарной тактике. Организующим документом занятия является план проведения комплексного занятия, в котором следует указать тему, цель, время, место и этапы проведения занятия, а также отрабатываемые на каждом этапе учебные вопросы, характер предполагаемых действий обучаемых и руководителей учебных мест (если такие имеются). Комплексный метод проведения занятий позволяет наиболее эффективно решать многие важнейшие задачи боевой подготовки, в сокращенные сроки прививать навыки по работе с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением, создавать условия, близкие к реальным, поддерживать профессиональную выучку на уровне современных требований. Поэтому начальнику караула рекомендуется при планировании комплексного занятия учитывать объем и характер отрабатываемых вопросов в соответствии с уровнем подготовленности обучаемых, а для наиболее подготовленных из них целесообразно разрабатывать индивидуальные задания для самостоятельного изучения некоторого материала с последующим принятием зачетов (особенно это касается индивидуальных нормативов по пожарно-строевой подготовке).
Действенным способом повышения эффективности процесса обучения пожарных является использование учебно-тренировочных карт. Учебные вопросы отрабатываются как на специально оборудованных участках, так и на незнакомой местности днем и ночью. Как правило, на занятиях создается единая, сложная и поучительная обстановка, способствующая развитию профессиональных навыков пожарных, воспитанию высоких морально-боевых и психологических качеств. Чтобы быстрее научить пожарных правильному обращению с пожар-но-техническим вооружением на пожаре, заранее разрабатываются графические учебно-тренировочные карты (УТК) по выполнению групповых нормативов пожарно-строевой подготовки, в которых отражаются действия номеров боевого расчета отделений на основных и специальных пожарных машинах. Имея их перед собой на занятиях, обучаемые лучше усваивают свои обязанности, быстрее приобретают профессиональные навыки по использованию пожарно-технического вооружения и пожарной техники при ведении боевых действий. На первых занятиях и тренировках по каждой теме целесообразно применять более подробные УТК. В них, например, следует детализировать весь процесс боевого развертывания, разбивая его на элементарные составляющие. При этом, как правило, пожарных не ограничивают во времени, но начальник караула следит за последовательностью выполнения операций, возложенных на каждого из них. УТК позволяют вести контроль за каждым слушателем, видеть непроизводительные затраты и намечать пути их устранения. Немаловажное значение для подготовки личного состава дежурных караулов, формирования их профессиональных навыков имеет подготовка командиров отделений. Инструктаж командиров отделений проводит начальник караула до начала занятий, с тем чтобы командиры отделений имели возможность подготовиться к ним. На инструктаже командиры отделений получают указания о порядке проведения предстоящего занятия, о его содержании и материальном обеспечении, о том, как составить методический план и распределить учебное время, а также рекомендации по воспитанию психологической устойчивости у пожарных. Поскольку время инструктажа ограничено, то главное внимание следует обращать на технику выполнения приемов, действий и на практическую тренировку. Проводят инструктажи, как правило, на месте предстоящего занятия. Инструктаж отличается от других форм методической подготовки командиров отделений и имеет ряд преимуществ: - его можно проводить как индивидуально, так и с группой коман - он позволяет быстро отреагировать на возникающие новые задачи; - в ходе его командир отделения получает необходимые методические - инструктаж носит целенаправленный характер и ориентирует на При проведении инструктажа прежде всего начальник караула объявляет тему, цель предстоящего занятия с пожарными, учебные вопросы и время, отводимое на них. Далее он напоминает командирам отделений, что перед отработкой каждого приема с пожарно-техническим вооружением командиру отделения следует сначала его показать в целом, а затем по элементам, сопровождая показ кратким пояснением. После этого прием разучивается сначала по элементам, а затем в целом. Желательно начальнику караула самому показать выполнение тех или иных приемов с пожарно-техническим вооружением, затем ему следует убедиться в том, что командиры отделений поняли его, путем проверки некоторых из них. Начальник караула обращает внимание на то, что тренировку многократного повторения приема следует начинать только после того, когда пожарные научатся правильно его выполнять. После этого руководитель объясняет, а по возможности и показывает, наиболее характерные ошибки, допускаемые пожарными при выполнении тех или иных приемов с пожарно-техническим вооружением. Начальнику караула рекомендуется заранее определить места предстоящих занятий для каждого отделения, порядок их смены (если в этом есть необходимость), экипировку пожарных. ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ (УМТБ) Для обеспечения учебного процесса важное значение имеет наличие УМТБ. Один из вариантов оформления учебных классов, спортивных площадок представлен ниже. Класс пожарно-тактической подготовки Макеты: - настольного полигона с производственными и жилыми зданиями; - схемы управления и организации связи на пожаре; - схемы-карты города с нанесением границ районов выездов частей; - здания повышенной этажности, оборудованного автоматическими Альбом: - боевая работа подразделений гарнизона пожарной охраны на пожаре. - организация и несение службы дежурным караулом; - выписка статей из уставов пожарной охраны; - тактические возможности пожарных машин; - обязанности личного состава при тушении пожаров; - таблицы, схемы, расчеты сил и средств для тушения пожара; - боевая работа на пожаре;
- особенности тушения пожаров в зданиях повышенной этажности - психологическая подготовка пожарных; - пути совершенствования тактического мышления РТП;
- образцы методических планов. - плакаты; - классная доска; - магнитофон, пленки с записями; - прибор программированного обучения; - кинопроекционная установка; - диапроектор с набором диапозитивов по всей программе обучения; - выставка учебной литературы, информационных писем, указаний Класс пожарно-технической подготовки Действующие макеты: - схемы работы средств защиты органов дыхания (СИЗОД), стацио Стенды: - приборы контроля и проверок обслуживания ГДЗС; - пожарные рукава и рукавное оборудование; - тактико-техническая характеристика основных пожарных авто - средства и приборы пенного, порошкового и газового тушения; - автоматические средства извещения и тушения пожаров; - противопожарное водоснабжение; - образцы пожарно-технического вооружения, в том числе с разре - обязанности командира отделения при ТО-1. - пожарные автомобили гарнизона пожарной охраны и их тактико - - средства и приборы водяного, пенного, порошкового тушения;
- испытание пожарно-технического вооружения. - плакаты по всей программе; - классная доска; - образцы методических планов; - технические средства обучения; - магнитофон, пленки с записью изучаемого материала;
- прибор программированного обучения с разработанными конт - выставка учебной литературы и пособий. Класс по подготовке газодымозащитников Действующие макеты: - схемы работы СИЗОД. - оборудование ГДЗС;
- образцы частей и механизмов средств защиты органов дыхания и - образцы документации по газодымозащитной службе; - методика тренировки газодымозащитников на чистом воздухе; - методика тренировки газодымозащитников в непригодной для - план теплодымокамеры, в которой проходят тренировку газоды- - порядок и последовательность проведения проверок СИЗОД (бое - обязанности начальника караула и командира отделения газоды- - психологическая подготовка газодымозащитников; - обязанности личного состава при работе в СИЗОД; - обязанности постового на посту безопасности; - обязанности командира звена ГДЗС; - обязанности начальника контрольно-пропускного пункта; - общие правила работы в СИЗОД; - хранение СИЗОД и уход за ними;
- чистка, сушка и дезинфекция СИЗОД. - боевая работа газодымозащитников на пожарах, учениях, занятиях. - плакаты по устройству и правилам работы в СИЗОД; - классная доска, столы и стулья; - диапроектор или фильмоскоп; - набор диапозитивов и диафильмов. Целесообразно разместить планшеты с обязанностями в турникетах. Учебные объекты Учебная башня четырехэтажная, по два и более оконных проемов на каждом этаже, которая имеет: - исправное и надежное страхующее устройство из расчета одно - внутреннюю стационарную лестницу с перилами и первичные - предохранительную подушку толщиной не менее 1 м, шириной - площадку длиной 50 м. Пожарная стометровая полоса с препятствиями на две дорожки длиной ПО м: - поперек дорожки белой краской нанесена линия старта и финиша, - малый забор высотой и шириной 2 м и толщиной 4 см (для части - бревно шириной 18 см, длиной 8 м, высота до поверхности земли 1,2 м (бревно круглое, прямое, верх бревна плоский). К обоим концам бревна прикреплены сходни длиной 2 м, шириной 25 см; - рукавное разветвление; - домик длиной 5 м, высотой 2,5 м. - спортивный зал с подсобными помещениями; - площадка для 100-метровой полосы с препятствиями;
- подземный резервуар емкостью 50 м3 и пожарный гидрант с пло - площадка с учебной башней; - баскетбольная площадка;
- волейбольная площадка. - учебная башня; - стометровая полоса с препятствиями; - брусья; перекладина; - тяжелоатлетический помост с гирями (штангой); - площадка для спортивных игр; - стенды с наглядной агитацией, нормативами по ПСП; - противень;
- приспособления для закрепления спасательной веревки узлом за - "сухой" гидрант для установки пожарной колонки; - емкость с водой для установки на нее пожарного автомобиля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|