Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пособия и оборудование, используемые на занятии




4. Задания для самостоятельной работы слушателей и подготовки к сле­
дующему занятию ______________________________________________


Начальник__ _ караула _

(Ф.И.О.)


(подпись)


 


200 г.



План проведения занятий — это своеобразная модель предстоящего занятия, которая определяет характер совместной деятельности обучаю­щего и обучаемого. Он является основным рабочим документом руково­дителя занятия, одним из средств правильной организации учебной дея­тельности.

В первой части излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дастся перечень руководств и пособий, приводится расчет мате­риального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части методического плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов: вводная, подготовительная, основная и заклю­чительная части.

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

- построения группы, расчета и приема рапорта;

- проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения
занятия;

 

- доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных
вопросов занятия и очередности их изучения;

- проверки знаний вопросов темы, уставных положений, правил
охраны труда, умения работать с пожарной техникой.

Структура подготовительной части плана проведения занятия преду­сматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и спе­циальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и совершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических упражнений.

Комплекс физических и специальных упражнений записывается по форме, указанной ниже.

 

Номер упражнения Описание упражнений в терминологии Дози­ровка Назначение упражнения Методические указания (на что обратить внимание)
         
         

Примечание. При описании эстафет, игр заполняются графы в части их касаю­щейся.

Структура основной части плана проведения занятия предусматри­вает упорядоченное описание учебных вопросов (специальных упражнений с пожарной техникой) и действий руководителя занятия по достижению целей занятия и решению учебных задач.

Основная часть записывается по следующей форме.


Основные элементы занятия, учебные вопросы и время на их отработку


Действия руководителя занятия
_________ и помощника_______


Примечание. Схемы изучаемых упражнений выполняются, при необходимости, приложением к плану проведения занятия.

Практические занятия по пожарно-строевой подготовке, как пра­вило, проводятся на специально оборудованном месте (спортивной пло­щадке) или на любом другом удобном для занятия участке местности в составе отделения или караула. Ниже излагается вариант плана проведения пожарно-строевого занятия на трех учебных местах. Начальник караула составляет план по отработке упражнений пожарно-строевой подготовки (см. ниже), инструктирует командиров отделений. Командиры отделений готовят конспекты для проведения своих занятий, в которых указывают тему, цель, учебные вопросы, материальное обеспечение, порядок и после­довательность отработки упражнений и их содержание, меры по технике безопасности.

Проведение занятий

Вводная часть: установление контакта с обучаемыми.

Занятие начинается с установления контакта с обучаемыми сразу после того, как руководитель займет свое место. Говорить следует так, чтобы каждый слышал его слова без малейшего напряжения.

Задав вопрос для контроля усвоения пройденного материала, не называйте фамилию, пока все обучаемые мысленно не ответят на него. Не нужно допускать, чтобы отвечали на вопросы одни и те же. В обсуждение необходимо вовлечь всех. Для этого целесообразно, опрашивая одного обу­чаемого, предлагать другим дополнить ответы. Такая беседа должна заставить обучаемых мыслить, возбудить их активность.

Обучаемые должны уяснить, чем им предстоит заниматься. Поэтому руководитель сообщает им тему занятия, его цели, основные вопросы, а также порядок проведения занятия.

При проведении практических занятий необходимо добиваться, чтобы обучаемые соблюдали правила техники безопасности и дисциплину.

Основная часть занятия. Изложенная в методическом плане основная часть должна быть строго выдержана. Для достижения этого необходимо выделить наиболее существенные и важные положения, характерные приз­наки и особенности процессов, явлений. Руководитель должен быть уверен, что все обучаемые его правильно поняли и усвоили основное содержание изучаемого вопроса. Для этого необходимо не только самому руководителю задавать вопросы, но и уметь ответить на вопросы обучаемых. Может слу­читься, что у руководителя нет ответа на внезапно возникший вопрос. В таких случаях следует сказать, что он не готов и подготовить ответ к следую-


щему занятию. Иногда ответ может дать кто-либо из обучаемых. Этим пренебрегать не следует.

К изложению второго вопроса следует переходить только тогда, когда все обучаемые правильно поняли первый. Это достигается контро­льной проверкой, т. е. опросом обучаемых.

Объем необходимых записей в конспектах следует определить заранее. При объяснении материала рекомендуется указывать наименование посо­бия, его автора, номера страниц для самостоятельного изучения. Все новые термины и понятия необходимо записывать на доске и сообщать их пра­вильное произношение. Если впервые используются широко распростра­ненные сокращения, то следует записать их расшифровку.

При ведении записей следует добиваться, чтобы они делались осмыс­ленно. Поэтому необходимо пояснить содержание изложенного вопроса и затем дать время для его записи. Не рекомендуется делать записи под дик­товку. Осмысленная запись развивает мышление и улучшает усвоение изу­чаемого материала.

Исключительно важное значение имеет использование на занятиях доски. Все записи, схемы или чертежи должны быть аккуратно выполнены. Если обучаемые ведут конспект, то они переносят в него все, что изобра­жено на доске.

Руководитель должен систематически следить за ведением конспек­тов как на занятии, так и после изучения темы или раздела. Это позволит ему вовремя устранить недостатки в методике проведения занятия и про­изводстве записей.

Во время занятий нередко приходится демонстрировать плакаты, схемы, кадры диафильмов и т. д. Любая демонстрация всегда приводит к изменению условий обстановки и снижает усталость обучаемых. Кроме того, поступает новая информация. Она активно воспринимается. Вот почему необходимо этим процессом четко управлять. Руководитель занятия должен обратить внимание на самое главное, самое существенное в пока­зываемом материале. По окончании показа необходимо сделать вывод из увиденного. За этим выводом можно обратиться к обучаемым. При изло­жении учебного материала не следует все время (непрерывно) пользоваться конспектом. Это приводит к потере связи с обучаемыми, снижению их активности, занятие не достигает своей цели. К методическому плану необ­ходимо обращаться для контроля последовательности изложения учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных форму­лировок, цифрового материала и т. д.

В разделе — "Действия руководителя и помощника" — отражаются: формы организации обучаемых (индивидуальная, поточная, фронтальная, групповая, круговая, поточно-круговая, интервально-круговая); приемы и методы обучения (тренировки); требования по соблюдению правил охра­ны труда; команды и другие вопросы, которые необходимо довести до сведения обучаемых; порядок использования помощников (командиров отделений); перечень вопросов для проверки; последовательность выпол-


нения приемов и способов работы с пожарной техникой, использование схем, рисунков, таблиц, фильмов (диапозитивов) и технических средств обучения; порядок смены мест занятий и т.п.

В заключительной части отражается содержание и последовательность разбора занятия, подведение итогов, приведение учебных объектов (мест занятия) в исходное состояние. Планируется как частный (по отдельным учебным вопросам), так и общий (по всему занятию) разбор.

При подведении итогов необходимо прежде всего убедиться в том, что основные положения занятия усвоены. Если какой-либо из вопросов недостаточно усвоен, то руководителю следует добиться правильного его понимания.

В заключительной части практического занятия необходимо оценить качество выполнения изучаемых операций и работ, а также указать на типичные недостатки, которые допускались обучаемыми, и меры, которые необходимо принять для их устранения.

Для обучения и правильного соотношения практических навыков и теоретических знаний может быть успешно реализован комплексный метод обучения пожарных. При использовании этого метода наряду с опре­деленными темами пожарно-строевой подготовки необходимо планировать отработку основных разделов пожарной техники и пожарно-технического вооружения, пожарной тактики.

Подготовка занятия при использовании комплексного метода, как и любого другого, начинается с планирования выбора тематики. Оттого, насколько правильно определены учебные вопросы, во многом зависит эффективность занятий. Лучше выбрать одну важную тему по пожарно-строевой подготовке, которая объединяет близкие темы по пожарно-техни­ческому вооружению, пожарной тактике.

Организующим документом занятия является план проведения ком­плексного занятия, в котором следует указать тему, цель, время, место и этапы проведения занятия, а также отрабатываемые на каждом этапе учеб­ные вопросы, характер предполагаемых действий обучаемых и руководи­телей учебных мест (если такие имеются). Комплексный метод проведения занятий позволяет наиболее эффективно решать многие важнейшие задачи боевой подготовки, в сокращенные сроки прививать навыки по работе с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением, создавать усло­вия, близкие к реальным, поддерживать профессиональную выучку на уровне современных требований.

Поэтому начальнику караула рекомендуется при планировании ком­плексного занятия учитывать объем и характер отрабатываемых вопросов в соответствии с уровнем подготовленности обучаемых, а для наиболее подготовленных из них целесообразно разрабатывать индивидуальные зада­ния для самостоятельного изучения некоторого материала с последующим принятием зачетов (особенно это касается индивидуальных нормативов по пожарно-строевой подготовке).


Действенным способом повышения эффективности процесса обу­чения пожарных является использование учебно-тренировочных карт.

Учебные вопросы отрабатываются как на специально оборудованных участках, так и на незнакомой местности днем и ночью. Как правило, на занятиях создается единая, сложная и поучительная обстановка, способст­вующая развитию профессиональных навыков пожарных, воспитанию вы­соких морально-боевых и психологических качеств.

Чтобы быстрее научить пожарных правильному обращению с пожар-но-техническим вооружением на пожаре, заранее разрабатываются графи­ческие учебно-тренировочные карты (УТК) по выполнению групповых нормативов пожарно-строевой подготовки, в которых отражаются действия номеров боевого расчета отделений на основных и специальных пожарных машинах. Имея их перед собой на занятиях, обучаемые лучше усваивают свои обязанности, быстрее приобретают профессиональные навыки по использованию пожарно-технического вооружения и пожарной техники при ведении боевых действий.

На первых занятиях и тренировках по каждой теме целесообразно применять более подробные УТК. В них, например, следует детализировать весь процесс боевого развертывания, разбивая его на элементарные состав­ляющие. При этом, как правило, пожарных не ограничивают во времени, но начальник караула следит за последовательностью выполнения опера­ций, возложенных на каждого из них. УТК позволяют вести контроль за каждым слушателем, видеть непроизводительные затраты и намечать пути их устранения.

Немаловажное значение для подготовки личного состава дежурных караулов, формирования их профессиональных навыков имеет подготовка командиров отделений.

Инструктаж командиров отделений проводит начальник караула до начала занятий, с тем чтобы командиры отделений имели возможность подготовиться к ним.

На инструктаже командиры отделений получают указания о порядке проведения предстоящего занятия, о его содержании и материальном обеспечении, о том, как составить методический план и распределить учебное время, а также рекомендации по воспитанию психологической устойчивости у пожарных.

Поскольку время инструктажа ограничено, то главное внимание следует обращать на технику выполнения приемов, действий и на практи­ческую тренировку. Проводят инструктажи, как правило, на месте пред­стоящего занятия.

Инструктаж отличается от других форм методической подготовки командиров отделений и имеет ряд преимуществ:

- его можно проводить как индивидуально, так и с группой коман­
диров отделений;

- он позволяет быстро отреагировать на возникающие новые задачи;


- в ходе его командир отделения получает необходимые методические
советы и рекомендации по обучению подчиненных;

- инструктаж носит целенаправленный характер и ориентирует на
выполнение предстоящих задач.

При проведении инструктажа прежде всего начальник караула объ­являет тему, цель предстоящего занятия с пожарными, учебные вопросы и время, отводимое на них. Далее он напоминает командирам отделений, что перед отработкой каждого приема с пожарно-техническим воору­жением командиру отделения следует сначала его показать в целом, а затем по элементам, сопровождая показ кратким пояснением. После этого прием разучивается сначала по элементам, а затем в целом.

Желательно начальнику караула самому показать выполнение тех или иных приемов с пожарно-техническим вооружением, затем ему следует убедиться в том, что командиры отделений поняли его, путем проверки некоторых из них. Начальник караула обращает внимание на то, что тренировку многократного повторения приема следует начинать только после того, когда пожарные научатся правильно его выполнять.

После этого руководитель объясняет, а по возможности и показы­вает, наиболее характерные ошибки, допускаемые пожарными при выпол­нении тех или иных приемов с пожарно-техническим вооружением.

Начальнику караула рекомендуется заранее определить места пред­стоящих занятий для каждого отделения, порядок их смены (если в этом есть необходимость), экипировку пожарных.


ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

(УМТБ)

Для обеспечения учебного процесса важное значение имеет наличие УМТБ. Один из вариантов оформления учебных классов, спортивных пло­щадок представлен ниже.

Класс пожарно-тактической подготовки

Макеты:

- настольного полигона с производственными и жилыми зданиями;

- схемы управления и организации связи на пожаре;

- схемы-карты города с нанесением границ районов выездов частей;

- здания повышенной этажности, оборудованного автоматическими
средствами извещения и тушения пожара.

Альбом:

- боевая работа подразделений гарнизона пожарной охраны на пожаре.
Стенды:

- организация и несение службы дежурным караулом;

- выписка статей из уставов пожарной охраны;

- тактические возможности пожарных машин;

- обязанности личного состава при тушении пожаров;

- таблицы, схемы, расчеты сил и средств для тушения пожара;

- боевая работа на пожаре;

 

- особенности тушения пожаров в зданиях повышенной этажности
и с массовым пребыванием людей;

- психологическая подготовка пожарных;

- пути совершенствования тактического мышления РТП;

 

- образцы методических планов.
Пособия:

- плакаты;

- классная доска;

- магнитофон, пленки с записями;

- прибор программированного обучения;

- кинопроекционная установка;

- диапроектор с набором диапозитивов по всей программе обучения;

- выставка учебной литературы, информационных писем, указаний
и т.п. по тушению пожаров.


Класс пожарно-технической подготовки

Действующие макеты:

- схемы работы средств защиты органов дыхания (СИЗОД), стацио­
нарной и переносной радиостанции.

Стенды:

- приборы контроля и проверок обслуживания ГДЗС;

- пожарные рукава и рукавное оборудование;

- тактико-техническая характеристика основных пожарных авто­
мобилей;

- средства и приборы пенного, порошкового и газового тушения;

- автоматические средства извещения и тушения пожаров;

- противопожарное водоснабжение;

- образцы пожарно-технического вооружения, в том числе с разре­
зами: огнетушителей, стволов, пеносмесителей, пожарного гидранта и
колонки, пожарного насоса, электрифицированного и механизированного
инструмента;

- обязанности командира отделения при ТО-1.
Альбомы:

- пожарные автомобили гарнизона пожарной охраны и их тактико -
технические характеристики;

- средства и приборы водяного, пенного, порошкового тушения;

 

- испытание пожарно-технического вооружения.
Пособия:

- плакаты по всей программе;

- классная доска;

- образцы методических планов;

- технические средства обучения;

- магнитофон, пленки с записью изучаемого материала;

 

- прибор программированного обучения с разработанными конт­
рольными вопросами;

- выставка учебной литературы и пособий.

Класс по подготовке газодымозащитников

Действующие макеты:

- схемы работы СИЗОД.
Стенды:

- оборудование ГДЗС;

 

- образцы частей и механизмов средств защиты органов дыхания и
зрения в разрезе;

- образцы документации по газодымозащитной службе;

- методика тренировки газодымозащитников на чистом воздухе;


- методика тренировки газодымозащитников в непригодной для
дыхания среде (в теплодымокамере);

- план теплодымокамеры, в которой проходят тренировку газоды-
мозащитники;

- порядок и последовательность проведения проверок СИЗОД (бое­
вой, № 1 и № 2);

- обязанности начальника караула и командира отделения газоды-
мозащитной службы;

- психологическая подготовка газодымозащитников;

- обязанности личного состава при работе в СИЗОД;

- обязанности постового на посту безопасности;

- обязанности командира звена ГДЗС;

- обязанности начальника контрольно-пропускного пункта;

- общие правила работы в СИЗОД;

- хранение СИЗОД и уход за ними;

 

- чистка, сушка и дезинфекция СИЗОД.
Альбом:

- боевая работа газодымозащитников на пожарах, учениях, занятиях.
Пособия:

- плакаты по устройству и правилам работы в СИЗОД;

- классная доска, столы и стулья;

- диапроектор или фильмоскоп;

- набор диапозитивов и диафильмов.

Целесообразно разместить планшеты с обязанностями в турникетах.

Учебные объекты

Учебная башня четырехэтажная, по два и более оконных проемов на каждом этаже, которая имеет:

- исправное и надежное страхующее устройство из расчета одно
устройство на один ряд окон, имеется акт о ежегодном его испытании;

- внутреннюю стационарную лестницу с перилами и первичные
средства пожаротушения;

- предохранительную подушку толщиной не менее 1 м, шириной
от фасадной стороны не менее 4 м, выступающую за габариты башни не
менее чем на 1 м;

- площадку длиной 50 м.

Пожарная стометровая полоса с препятствиями на две дорожки длиной ПО м:

- поперек дорожки белой краской нанесена линия старта и финиша,
а также места установки спортивных снарядов;

- малый забор высотой и шириной 2 м и толщиной 4 см (для части
— не менее двух заборов);

- бревно шириной 18 см, длиной 8 м, высота до поверхности земли


1,2 м (бревно круглое, прямое, верх бревна плоский). К обоим концам бревна прикреплены сходни длиной 2 м, шириной 25 см;

- рукавное разветвление;

- домик длиной 5 м, высотой 2,5 м.
Учебно-тренировочный комплекс психологической подготовки:

- спортивный зал с подсобными помещениями;

- площадка для 100-метровой полосы с препятствиями;

 

- подземный резервуар емкостью 50 м3 и пожарный гидрант с пло­
щадкой для стоянки автомобилей;

- площадка с учебной башней;

- баскетбольная площадка;

 

- волейбольная площадка.
Спортплощадка в дежурном карауле:

- учебная башня;

- стометровая полоса с препятствиями;

- брусья; перекладина;

- тяжелоатлетический помост с гирями (штангой);

- площадка для спортивных игр;

- стенды с наглядной агитацией, нормативами по ПСП;

- противень;

 

- приспособления для закрепления спасательной веревки узлом за
конструкцию;

- "сухой" гидрант для установки пожарной колонки;

- емкость с водой для установки на нее пожарного автомобиля.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...