Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика практических занятий




ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

 

«Согласовано» «Утверждаю»
Декан факультета филологии и журналистики Начальник Управления образовательных программ
__________к.ф.н. доц. Н.Е. Лихина   ___________к.ю.н. Д.Г.Житиневич
«____»___________ 2010 г. «____»_____________ 2010 г.

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

 

«История мировой литературы»

Для студентов 1 курса очной формы обучения

 

Направление подготовки: 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Калининград 2010

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Составитель: д.ф.н., профессор кафедры зарубежной филологии факультета филологии и журналистики Гильманов В.Х.

 

УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры речевой коммуникации и журналистики.

Протокол № ____ от «____»__________ 2010 г.

Зав. кафедрой: ___________ д.ф.н., профессор Кукса И.Ю.

 

УМК одобрен методическим советом факультета филологии и журналистики, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).

Протокол № ____ от «____»__________ 2010 г.

Председатель методического совета: ___________/А.И. Трофимова/

 

УМК пересмотрен на заседании кафедры речевой коммуникации и журналистики.

Внесены следующие изменения: изменений не внесено.

Протокол № ____ от «____»__________ 2010 г.

Зав. кафедрой: ___________ д.ф.н., профессор Кукса И.Ю.

 

Менеджер ООП ________________ (Суворова Н.А.)

 


I. ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩЕГО БЛОКА

(Рабочей программы учебной дисциплины)

1. Пояснительная записка

1.1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

1.2. Требования к начальной подготовке

1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой литературы»

1.4. Требования к результатам освоения дисциплины

2. Тематический план

3. Содержание дисциплины

3.1. Содержание тематических разделов дисциплины

3.2. Тематика практических занятий

4. Тематика самостоятельных и контрольных работ

4.1. Тематика самостоятельных работ

4.2. Тематика контрольных работ

5. Вопросы для итогового контроля

5.1. Вопросы для итогового контроля в первом семестре (зачет)

5.2. Вопросы для итогового контроля во втором семестре (экзамен)

6. Критерии оценки знаний

7. Список основной и дополнительной литературы

7.1. Основная литература (учебники)

7.2. Основная литература (художественные тексты)

7.3. Дополнительная литература

7.4. Интернет-ресурсы

 


Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина включена в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению 031600.62 «Реклама и связи с общественностью».

Программа курса «История мировой литературы» разработана специально для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью». Курс представляет собой сжатое изложение истории мировой литературы с характеристикой знаковых памятников литературы; лекционный курс сопровождается практическими занятиями, на которых проводится литературоведческий анализ отдельных текстов. Изучение истории мировой литературы должно не только способствовать формированию базового представлений о ней у будущего специалиста, но и развивать в нем способность мыслить логически и одновременно творчески, развивать навыки анализа, что актуально для направления «Реклама и связи с общественностью».

 

 

Требования к начальной подготовке

Согласно учебному плану, курс «История мировой литературы» читается параллельно с курсом «История искусств» (первый семестр, курс «История искусств» читается более интенсивно), и после освоения студентами курса «История искусств» (второй семестр). В связи с этим в программе курса «История мировой литературы» не предусмотрена углубленная характеристика основных периодов истории культуры и направлений в искусстве различных периодов, т.к. необходимый объем знаний уже формируется у студентов курсом «История искусств». Т.о., для успешного освоения программы дисциплины студенту необходимо владеть базовым объемом знаний по истории культуры, формируемым предшествующей дисциплиной «История искусств».

Цель и задачи дисциплины «История мировой литературы»

Целью освоения дисциплины «История мировой литературы» является формирование у студентов направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» профессиональных компетенций в части, предусмотренной настоящей рабочей программой.

Задачами изучения дисциплины «История мировой литературы» являются:

- знакомство студентов с литературой как видом искусства и с основными категориями и понятиями литературоведения;

- формирование у студентов целостного представления о специфике развития литературы, знакомство студентов с особенностями литературных жанров, изменениями этих особенностей в различные периоды развития литературы;

- сопоставление литературы как особой формы общественного сознания с другими формами общественного сознания с их критериями истинности;

- приобщение к «культуре противостояния» против дегуманизирующих тенденций современной цивилизации;

- воспитание humanitas;

- способствовать формированию у студента активной мировоззренческой позиции.

 

 

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «История мировой литературы» направлен на формирование следующих компетенций:

 

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OK-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- умение использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- содержание основных категорий и понятий литературоведения;

- основные этапы развития мировой литературы, их специфику, ключевые литературные произведения каждого из этих этапов;

- особенности русской литературы, ее специфику и этапы ее истории.

Уметь:

- уметь самостоятельно анализировать художественные тексты с учетом специфики литературной эпохи, к которой они относятся;

- уметь формулировать, грамотно излагать и аргументировано отстаивать свою позицию по той или иной литературоведческой и мировоззренческой проблеме.

Владеть:

- понятийным аппаратом современного литературоведения;

- собственным комплексным представлением об истории мировой литературы и современных тенденциях ее развития.

 

2. Тематический план

Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)

Первый семестр

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практ. занятия СРС Всего
1. Литература как вид искусства. Основные понятия и категории литературоведения.        
2. Античная литература: эпос        
3. Театр античности: трагедия, комедия. Античная лирика (греческая литература)        
4. Римская литература   - -  
5. Литература Средневековья   -    
6. Литература Ренессанса: Возрождение в Италии, Северное Возрождение.   -    
7. Золотой век испанской литературы: на границе Возрождения и Нового времени        
8. Возрождение в Англии (Шекспир)        
9. Новое время: барокко и классицизм в литературе        
  ВСЕГО часов            
Всего аудиторныхчасов: 36 + 2 КСР (тест).
  ИТОГО  

Второй семестр

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практ. занятия СРС Всего
10. Просвещение.        
11. XIX век. Романтизм.Реализм.   -    
12. История русской литературы от начал до Золотого века        
13. Реализм и поэзия «Серебряного века». Литература советского периода.        
14. Литература ХХ в.        
  ВСЕГО часов        
Всего аудиторныхчасов: 32 + 2 КСР (тест).
  Итоговый контроль (экзамен)  
  ИТОГО  

Содержание дисциплины

Содержание тематических разделов дисциплины

Планируется чтение лекций следующих видов: информативная лекция, проблемная лекция, лекция-диалог.

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела
1. Литература как вид искусства. Основные понятия и категории литературоведения. Художественная литература как один из видов искусства. Специфика художественного вымысла. Мир произведения: тема; идея; автор; типы авторской эмоциональности. Теория хронотопа. Литература и семиотика. Литература и герменевтика. Теория жанра.
2. Античная литература: эпос. Миф как особый тип реальности. Жанры античной литературы как типы художественного семиозиса внешнего и внутреннего планов мифической реальности. Гомер как вершина героического эпоса. Тайна «Илиады» как тайна космического Эроса. Тема и идея; хронотоп поэмы; диалектика бессмертных богов и смертных героев; мифологема щита; проблема современной интерпретации. «Одиссея» как героическая поэма Пути. Образы Одиссея, Пенелопы, Телемаха. Хронотоп дома и хронотопы ошибок. Эпосы Гомера как художественные «философии спасения».
3. Театр античности: трагедия, комедия. Античная лирика (греческая литература). Генеалогия театра как «топоса богов». Культ Диониса. Основные этимоны театра и трагедии. Теория трагедии Аристотеля. Мета-идея трагедии. Эсхил: философия Дике; загадка Прометея; тайна Власти и Силы; Ио. «Орестея» как идеография конфликта гендерных законов. Софокл – трагик-автор дискурса «онтологической слепоты»: образ Эдипа; Фивы как хронотоп-метафора «гибнущего космоса»; Ананке и Афина. Ананке как кинетика слепящего hybris в трагедии «Антигона». Еврипид: интериоризация причины трагедии; «Ипполит». «Философия смеха» (Аристотель). Основные темы комедий Аристофана. Лирика как родовой жанр. Виды лирики. Сапфо, Алкей. Феномен Архилоха.
4. Римская литература. Золотой век римской литературы: Август Октавиан, Меценат. Вергилий как мастер поэтической философии гармонии «техне» и «натура» в «Буколиках» и «Георгиках». «Энеида» - эпос по заказу. «Энеида» как подражание «подражанию» («Илиада» и «Энеида»). Гораций как поэт «кризисных напряжений». «Философия меры». «Искусство поэзии». «Памятник» Горация. Овидий как поэт «новой эстетики» вдохновенного порыва и стихийной силы. Основные периоды жизни и творчества. Дидактика любви как искусства. Открытие «новой субъектности» в «дидактических» поэмах о любви.
5. Литература Средневековья. Три основных фактора зарождения и развития литературы Средних веков, их воздействие на три основных литературных потока. Идейная основа средневековой литературы. Германский эпос и его специфика. «Беовульф» как эпическая поэма героического действия и героической ошибки. «Старшая Эдда» и ее генезис. «Песнь о Нибелунгах» как эпический знак перехода от пафоса высокой героики и борьбы с Судьбой до пафоса «воли к смерти». Новый тип героя в народно-героическом эпосе Высокого Средневековья («Песнь о Роланде» и «Песнь о моем Сиде»). Жанр рыцарского романа. Выражение кризиса средневекового мировоззрения в поэзии Франсуа Вийона. Теория «смеховой культуры» М.М.Бахтина.
6. Литература Ренессанса: Возрождение в Италии.Северное Возрождение. Проблема взаимоотношения литератур Средних веков и Возрождения в работах А.Я.Гуревича, М.М.Бахтина и С.С.Аверинцева. Данте как последний поэт Высокого Средневековья и первый поэт Возрождения. «Incipit vita nova» - тайна Ренессанса в романе Данте «Новая жизнь». Данте как основатель школы «нового сладостного стиля». Тайна пути в «Божественной комедии». Возрождение идей свето-энергийных эманаций и синергетических взаимодействий неоплатонизма в поэме. Связь космографии и этики. Переосмысление католической системы грехов в духе гуманистической нравственности. Петрарка как вершинное явление ренессансной философии человека. «Порывы скорбного сердца» в «Канцоньере». Тайна Петрарки в морально-философском трактате «О презрении к жизни». Боккаччо как поэт доверия «волненью крови молодой». Философия наслаждения в «Декамероне».
7. Золотой век испанской литературы: на границе Возрождения и Нового времени. Своеобразие литературы испанского Возрождения. «Золотой век» испанской литературы и его противоречивая «пограничность». Влияние итальянской культуры. Сервантес и его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Образ Дон Кихота. Испанский театр «Золотого века» и его вершина в творчестве Лопе де Вега. Тирсо де Молина – драматург и монах. Комедия «Севильский озорник, или Каменный гость». Кальдерон - «мрачный кумир» Испании. Драматургия барокко. Творчество Кальдерона как художественный симптом начала «эпохи без названия». Луис де Гонгора как один из создателей идейной основы и герметической лирики «культизма».
8. Возрождение в Англии (Шекспир). «Тайная жизнь» Англии во времена Шекспира. Шекспировский вопрос. Периодизация творчества. «Ромео и Джульетта» как оптимистическая трагедия. Лирическая «тайнопись» «Сонетов». Общие черты трагедий Шекспира. «Гамлет» - «последний герой» Возрождения: идея Человека как основной аксиологической и смысловой оси мира. «Отелло» как трагедия гибели ренессансной философии любви. «Макбет» как трагедия абсолютной помраченности ума и совести. «Буря» как эзотерическая модель «дивного нового мира».
9. Новое время: барокко и классицизм в литературе. Специфика северного барокко. Джон Донн и его творчество. Немецкое барокко и его основные направления. «Последняя граница» в поэзии Симона Даха. Франция XVII в.: феномен кардинала Ришелье. Формирование классицизма как основной философской и эстетической системы. Философский рационализм Декарта, «Поэтическое искусство» Н. Буало. Конфликт ума и сердца в трагедии «Сид» П.Корнеля. Новая концепция личности в трагедии «Гораций». Новый тип трагедии Ж.Расина. Мольер как создатель комедии нового типа («Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Тартюф»). Идейно-нравственный парадокс комедии «Дон Жуан». Кризис гуманистического идеала человеколюбия в трагикомедии «Мизантроп».
10. Просвещение. Эпоха Просвещения как система философских, эстетических и литературно-художественных теорий. Литература английского Просвещения. Тип просветительского образа в романе Дефо «Робинзон Крузо». Концепция антропологического и социально-политического пессимизма в романе «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Просветительская утопия сентиментализма в романах С.Ричардсона. Поэзия Роберта Бёрнса. Литература французского Просвещения. Феномен Вольтера. Идея выбора героини в романе «Монахиня» Дидро. Парадигма доверия природе в творчестве Ж.-Ж.Руссо. Теории «естественного человека» и «естественного права». «Общественный договор». Литература немецкого Просвещения. Феномен Лессинга. Надежды на «воспитание человеческого рода». Философия «гениальной чувствительности и конгениального порыва» как идейная основа литературно-художественного движения «Буря и натиск». Шиллер: от пафоса разрушения в «Разбойниках» до максимы «Красота спасет мир». Гете как создатель национально-культурного архетипа немецкого народа. «Фауст» как философско-поэтический проект национального мифа.
11. XIX век. Романтизм. Реализм. «Децентрализация» художественной культуры Европы в XIX в. Романтизм как последняя попытка преодоления разорванности культуры. Концепция двоемирия. Доминантная установка «ухода»; формы «ухода». «Индивидуалистический субъективизм» как важнейшая черта романтического мировоззрения. Байрон. Принцип историзма в романтизме и его реализация в романах В.Скотта. Романтический идеал любви в творчестве В.Гюго. Мистические озарения в творчестве Гофмана. Реализм как художественная система «типичных мерностей». Великий проект Бальзака «Человеческая комедия». Европейский социальный роман (Диккенс, Голсуорси, Т.Гарди). Развитие натурализма (Э.Золя). Развитие декаданса как «искусства приговора» земному бытию (Бодлер).
12. История русской литературы от начал до Золотого века. Литература Древней Руси. Двоеверие. Русская волшебная сказка. «Голубиная книга». Мудрость «духовного стиха» и калики перехожие. «Слово о законе и благодати». «Повесть временных лет»: русская история как часть общего временного процесса. «Слово о полку Игореве». «Житие протопопа Аввакума». Возникновение новой русской литературы в XVIII века. Роль Н.М.Карамзина в литературном движении начала XIX века. Развитие романтизма. Гражданская поэзия поэтов-декабристов. Особое место А.С.Грибоедова в литературном процессе. Феномен А.С.Пушкина. Демонизация пустоты в творчестве М.Ю.Лермонтова. Тайна Н.В.Гоголя. Религиозно-философские и художественные искания в литературе 2-й половины XIX в.
13. Реализм и поэзия «Серебряного века». Литература советского периода. Феномен Ф.М.Достоевского. А.П.Чехов: попытка «лечения» русских болезней. Энциклопедия величия и муки в творчестве Л.Н.Толстого. «Уроки со дна» и революционный порыв в творчестве А.М.Горького. «Эротическая мортирология» в «Темных аллеях» И.А.Бунина. Религиозно-философские мотивы в поэзии А.А.Блока. Поэзия М.Цветаевой и А.Ахматовой. «Диаволиада» советского периода в творчестве М.Булгакова. Русские лауреаты Нобелевской премии по литературе: И.А.Бунин; Б.Л.Пастернак; М.А.Шолохов; А.И.Солженицын; И.Бродский. Феномен В.С.Высоцкого. «Русская тайна» В.Набокова: «странствия русского Эроса» от «Машеньки» до «Лолиты».
14. Литература ХХ в. «Новое искусство» как искусство зловещего парадокса. Джеймс Джойс в поисках «нового мифа» и новых форм художественной объективации тайн сознания. Одиссея «дурной бесконечности» в романе-кроссворде «Улисс». «Улисс» как миф ХХ века. Марсель Пруст и тайна Времени. Абсурдность человеческого существования в произведениях Франца Кафки. Томас Манн как исследователь фаустовской «болезни мира». Герман Гессе в поисках выхода из саморазрушительной субъектности. Антуан де Сент-Экзюпери – последний сказочник ХХ века. Ричард Бах и его притча «Чайка по имени Джонатан». Роман-притча У.Голдинга «Повелитель мух». Литература экзистенциального опустения. А.Камю как философ-свидетель трагического надлома времени в ХХ веке. Роман «Посторонний» как манифест «последнего отчуждения». Роман «Чума» и его идея онтологизации бунта в поисках выхода из абсурдности бытия. Жан-Поль Сартр – философ и писатель экзистенциализма. Роман «Тошнота» как художественная форма философской теории «проекта». Выбор Ореста в пьесе-притче «Мухи». Дж.Д.Сэлинджер и его роман «Над пропастью во ржи». Роман «Сто лет одиночества» Г.Г.Маркеса как «краткая история времени». Творчество Маркеса как антиутопия «магического реализма» против великих иллюзий ХХ века. Современная эпоха как процессуальность «после времени». Творчество Джона Фаулза: романы «Коллекционер», «Волхв».

Тематика практических занятий

Планируется проведение практических занятий по следующим тематическим блокам курса:

 

№ п/п Наименование темы Содержание
1. Основные категории художественного текста (на примере пьес Чехова «Чайка» и «Вишневый сад»). Тема. Система образов. Система хронотопов. Основной тип авторской эмоциональности. Идея.
2. Античность. Эпос. Идея универсального космизма в образе Ахиллеса в «Илиаде» Гомера. Космология Эроса в эпическом сознании. Идея возвращения в образе Одиссея. Женские образы в поэмах Гомера.
3. Античная трагедия. Идея онтологической слепоты в образе Эдипа. Женская архетипическая образность: образы Пенелопы, Медеи, Антигоны, Клетемнестры, Федры.
4. Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский». Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский» как вершина Золотого века испанской культуры. Конфликт замысла и идеи. Архетип «безумца во имя добра». «Максимум идеала» в системе главных образов.
5. Шекспир. Сонеты Шекспира. «Гамлет». Новая архетипика европейского героя. «Отелло», «Ромео и Джульетта». Тема любви.
6. Барокко и классицизм. Специфика барокко в драме Кальдерона «Жизнь есть сон». Конфликт между чувством и разумом в трагедии Корнеля «Гораций» и Расина «Федра». Сгущенные пороки в комедиях Мольера «Тартюф» и «Дон Жуан».
7. Век Просвещения. Образы-идеи в философской повести Вольтера «Кандид». Философия «естественного человека» в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Объекты философской сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера».
8. Н.В. Гоголь. Архетип маленького человека в повести Гоголя «Шинель». Анатомия душевного омертвения в поэме Гоголя «Мертвые души».
9. Л.Н. Толстой. Эротомания гибели в романе Толстого «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». Тайна лошади в «Холстомере».
10. Ф.М. Достоевский. Картина разрушающегося мира в поздних романах Достоевского. Диалог как спасение. «Код смерти» в повести «Кроткая».
11. Русская литература «Серебряного века». Литература советского периода (роман-антиутопия). «Двенадцать» как поэтическое «евангелие» о Судьбе. «Откровение от женщины»: поэзия Ахматовой и Цветаевой. Хронотоп тоталитаризма в романе Евгения Замятина «Мы». Механизм убийства «Я» в «Мы».
12. Жанр «интеллектуального романа». Символика «Степного волка» в «магическом театре» жизни: роман Гессе «Степной волк». Философия игры у Гессе. «Гениальность смерти» в новелле Т. Манна «Смерть в Венеции» и романе «Доктор Фаустус».
13. Экзистенциализм. Философский роман. Джон Роберт Фаулз «Коллекционер»: душа в «Коллекции Смерти». Признаки постмодернистской нарратологии в романе Фаулза «Волхв». Генеалогия зла в романе Голдинга «Повелитель мух».
14. Американская литература. Латиноамериканский роман. Топография детства и пропасти в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Хронотоп апокалипсиса в романе Маркеса «Сто лет одиночества».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...