Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема взаимоотношения литератур Средних веков и Возрождения в работах А.Я.Гуревича, М.М.Бахтина и С.С.Аверинцева: «вертикаль» vs. «горизонталь», богоцентризм vs. человекоцентризм.




Данте как последний поэт Высокого Средневековья и первый поэт Возрождения. «Incipit vita nova» - тайна Ренессанса в романе Данте «Новая жизнь»: «дух жизни» и Беатриче. Гиноцентрические тенденции в литературе и искусстве южного Ренессанса. Данте как основатель школы «нового сладостного стиля» Душа влюбленного как пространство истины «новой жизни»: соединение «земной» и «небесной» любви в образе возлюбленной. Смерть Беатриче как катастрофа бытия. От лирической биографии в «Новой жизни» к космографии бытия в «Божественной комедии».

Тайна пути в «Божественной комедии» - тайна «звезды». Возрождение идей свето-энергийных эманаций и синергетических взаимодействий неоплатонизма в поэме. «Философия любви» как надежда новых интенций ума и сердца на пути к истине. «Высокое напряжение» антиномий - любовь к Богу и любовь к Женщине. Связь космографии и этики: идея человека как «пастыря космоса». Поэтическое умозрение как прозрение в потустороннюю суть средневековой космографии Ада, Чистилища и Рая. Истина религии и истина поэзии в контексте «Божественной комедии»: поэтический опыт истины как опыт индивидуальной уникальности. «Энциклопедия грехов» в картинах «Ада»: отражение кризиса нравов и идей в Италии периода проторенессанса. Личностное отношение Данте к «инфраструктуре греха» - переосмысление католической системы грехов в духе гуманистической нравственности. «Панорама Рая» как топография «философии любви». Кредо Данте в песне 26 «Рая»: Беатриче как идейно-композиционный центр Рая. Иерархия блага и любви в структуре Рая.

Петрарка как вершинное явление ренессансной философии человека: ренессансный синкретизм чувственного и религиозного, «земли и неба», учености и веры. «Порывы скорбного сердца» в «Канцоньере» как отражение нового архетипа свободы. Речь на Капитолийском холме 8 апреля 1341 г.: сущность поэзии в тайне новой силы и любви. Тайна Петрарки в морально-философском трактате «О презрении к жизни»: сущность «accidia».

Боккаччо как поэт доверия «волненью крови молодой». Философия наслаждения в «Декамероне»: «страсть к жизни у порога смерти». Реализм «Декамерона» - «открытие мира и человека» в поразительном контрасте греха и святости, судьбы и провидения, страстей и веры.

Рекомендуемая литература:

Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).

 

Художественные тексты:

Данте. Новая жизнь. Божественная комедия (фрагменты).

Петрарка. Слово, читанное Ф.Петраркой в Риме на Капитолии во время его венчания лавровым венцом. Канцоньеры (отдельные тексты). Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру.

 

Золотой век испанской литературы: на границе Возрождения и Нового времени. (2 ч.).

Своеобразие литературы испанского Возрождения, обусловленное условиями реконкисты, католического фанатизма и абсолютизма: народно-пассионарный характер гуманистических тенденций в сочетании с истовой религиозностью. «Золотой век» испанской литературы и его противоречивая «пограничность»: на границе двух принципов реальности – Возрождения (Сервантес и Лопе де Вега.) и барокко (Кальдерон, Тирсо де Молина, Луис де Гонгора). Влияние итальянской культуры: «Книга о придворном» (1528) Бальдассаре ди Кастильоне как «антропологический устав» Испании в эпоху Карла V. «Комедия о придворном» Пьетро Аретино (1429 – 1556) как антитеза идеалу Кастильоне.

Сервантес и его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Образ Дон Кихота как архетип «безумца во имя добра». Идейный парадокс романа: конфликт между замыслом и осуществлением.

Испанский театр «Золотого века» и его вершина в творчестве Лопе де Вега. Ренессансная философия любви как идейная основа его пьес («Звезда Севильи», «Собака на сене»). Героическая драма «Фуэнте Овехуна» (1612 -1613) как вершина ренессансного оптимизма Лопе де Вега, основанного на сочетании любви к жизни с верой в жизненные силы испанского народа.

Тирсо де Молина (1571 – 1648) – драматург и монах: мотивы кризиса гуманистических идеалов – зыбкость и иллюзорность бытия, необходимость обращения к религии. Комедия «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) как введение в мировую литературу образа Дон Жуана. Прототип и архетип: Дон Жуан – персонаж около 150 произведений.

Кальдерон (1600 – 1681) - «мрачный кумир» Испании. Драматургия барокко как отражение кризиса ренессансно-гуманистических иллюзий: развитие трагического мироощущения, «движение к окаменению», единство неразрешенных противоречий. Игра противоречий в религиозно-философской драме «Поклонение кресту» (1630 – 1632): тайна огненного знака, сюжетный «триллер» и религиозный максимализм. Значение гротеска.

Тайна барокко в философской драме «Жизнь есть сон» (1634): жизнь как «безумие-ошибка», свобода воли и предопределение, три «пролома» концепции «жизни-сна» - 1. любовь Сехисмундо к Росауре; 2. восстание народа; 3. восстание духа Сехисмундо в «категорическом императиве» добра.

Творчество Кальдерона как художественный симптом начала «эпохи без названия».

Луис де Гонгора (1561 – 1627) как один из создателей идейной основы и герметической лирики «культизма» как литературно-художественного направления, характеризующегося барочным пессимизмом, сопряженным с «веселостью отчаяния» и гедонизмом.

Рекомендуемая литература:

Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).

 

Художественные тексты:

Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский.

Возрождение в Англии (Шекспир) (2 ч.).

«Тайная жизнь» Англии во времена Шекспира: загадочные связи с Богемией («странный император» Рудольф II и его мистическая библиотека в Праге, его связи с английскими дворянами Джоном Ди и Эдвардом Келли), движение Розенкрейцеров, загадка Френсиса Бэкона, феномен королевы Елизаветы I, «оккультные» аспекты в сфере религиозности и в процессе конфессионализации политической культуры. Шекспировский вопрос -версии и сомнения: Кристофер Марло, Джон Донн, Френсис Бэкон и др. Завещание Шекспира.

Периодизация творчества: 1. 1590 – 1594: период ренессансных надежд: «Ричард III», «Два веронца», «Ромео и Джульетта». 2. 1594 – 1600: период гедонистических ценностей и целей («фальстафщина»): «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь» и др. 3. 1600 – 1609: период кризиса гуманистических идеалов: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и др. 4. 1609 – 1612: период «таинственного прощания»: «Зимняя сказка», «Буря».

«Ромео и Джульетта» (1596) как оптимистическая трагедия: ренессансная идея «спасения любовью». «Хронотопы вражды» в трагедии: внешний мир и внутренний мир. Идея «расколотой души» (монолог Лоренцо). Идея подмены (монолог Меркуцио королеве Маб). «Урок, что небо убивает вас любовью» (герцог). Античные коннотации в тайнах имен-идей: Ромео – Парис, Меркуцио – Тибальт и др. Идея «нового героя» в Ромео («Я шлю вам вызов, звезды!»).

Лирическая «тайнопись» «Сонетов» (1609): «эзотеричность» образов и «осевых мотивов»: красота, «взорность» (сонет 137), тайна Дамы (сонет 109), тайна Друга (сонеты 66 и 132), «игра» поэтического гнозиса («Два друга, две любви» в сонете 144).

Общие черты трагедий Шекспира: мир во власти Турбы = бесконечное противоборство воль, отпавших от Бога (Ричард III, Яго, Эдмонд, Гонерилья, Регина, леди Макбет и др.); но непрерывное «рождение Бога в природу» (Корделия, Дездемона, Пердита, Миранда); нарастание кризиса неразличения между добром и злом и т.д. Концепция Л.Е.Пинского о «непроницаемости времени» для героев Шекспира: их трагические попытки пробиться во Время – Гамлет местью, Макбет силой, Отелло любовью, Лир добром.

«Гамлет» - «последний герой» Возрождения: идея Человека как основной аксиологической и смысловой оси мира. «Призрак короля»: призыв поправить мировой закон, нарушенный злом. «Онтологический вопрос» Гамлета – «Быть или не быть». Ответ Офелии. Неотвратимость небытия.

«Отелло» как трагедия гибели ренессансной философии любви. «Макбет» как трагедия абсолютной помраченности ума и совести: «Зло есть добро, Добро есть зло». «Буря» как эзотерическая модель «дивного нового мира». Остров Просперо как символ «иного мира» в «поэтической магии». Мотив незаконченной игры между Жизнью и Смертью. Образ Миранды как воплощение веры и надежды.

Рекомендуемая литература:

Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).

 

Художественные тексты:

Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Сонеты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...