XIX век. Романтизм.Реализм (2 ч.).
«Децентрализация» художественной культуры Европы в XIX в.: отсутствие единой эстетической доминанты. Романтизм как последняя попытка преодоления разорванности культуры: утверждение прекрасного идеала как реальности в художественном воображении. Концепция двоемирия как противопоставления действительного и воображаемого миров. Доминантная установка «ухода» как протест против бездуховности буржуазного общества: формы «ухода» - а) в природу (Байрон, Гофман, Гейне); б) в иное время (В.Скотт, Новалис, Ж.Санд, В.Гюго); в) в «пространство сердца» (Гауф, Гофман). «Индивидуалистический субъективизм» как важнейшая черта романтического мировоззрения: «романтизм есть одиночество, все равно бунтующее или примеренное» (В.Вейдле). Байрон как вершина английского романтизма: поэма «Паломничество Чайлд Гарольда» (1812 – 1814) как воплощение культа индивидуалистической свободы и поиска. Принцип историзма в романтизме и его реализация в романах В.Скотта («Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.), А.Дюма («Три мушкетера» и др.). Романтический идеал любви в творчестве В.Гюго: образ Жана Вальжана в романе «Отверженные» (1862). Квазимодо и тайна Ананке в романе «Собор Парижской богоматери» (1831). Мистические озарения в творчестве Гофмана: тайна двойника в романе «Эликсиры дьявола»; ирония сквозь отчаяние в новелле «Золотой горшок»; бегство в музыку в «Крейслериане»; «страсти по Натанаэлю» в новелле «Песочный человек». Реализм как художественная система «типичных мерностей»: «жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии» (Ги де Мопассан). «Игры» функций в реализме: человек – функция от среды, среда – функция от человека. Великий проект Бальзака «Человеческая комедия»: «гении» инстинкта обладания в романах «Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде». Философия желания и времени в романе «Шагреневая кожа».
Европейский социальный роман как художественное отображение типов-характеров в социально-психологической стратификации буржуазного общества (Диккенс, Голсуорси, Т.Гарди). Развитие натурализма на базе реализма в 80-х гг. XIX в. под влиянием идей позитивизма (Г.Спенсер) и эволюционной теории Ч.Дарвина: отказ от идеи «врожденного добра» и сведение человеческой сущности к биологическим мотивам и влиянию среды обитания (Э.Золя). Развитие декаданса как «искусства приговора» земному бытию: тотальность Зла и Порока в поэтическом сборнике Шарля Бодлера «Цветы зла». Рекомендуемая литература: История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А.Соловьевой. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).
Художественные тексты: Гофман. Песочный человек. Эликсиры дьявола. Гюго. Собор Парижской богоматери. Бальзак. Шагреневая кожа. Отец Горио. Гобсек.
История русской литературы от начал до Золотого века (2 ч.). Литература Древней Руси. Двоеверие, то есть компромиссное равновесие языческих и христианских элементов, как характерная особенность древнерусской литературы после крещения Руси в 988 г. Русская волшебная сказка как эпическая сингулярность фольклорной мудрости: структурализм души, ума и тела в идейно-образной структуре сказки. «Голубиная книга» как таинственный первотекст двоеверия: синкретизм христианства и общеиндоевропейской протонауки. Мудрость «духовного стиха» и калики перехожие. Тайна Пуруши. «Слово о законе и благодати» (1049) митрополита Иллариона как первое письменное произведение в мире русской литературы: сопоставление Ветхозаветного и Новозаветного принципов реальности, пастырская вера в христианское будущее Киевской Руси, похвала князю Владимиру.
«Повесть временных лет» (ок. 1113) Нестора-летописца: русская история как часть общего временного процесса. Начала русской истории. «Слово о полку Игореве» (конец XII в.) как древнерусский шедевр, заключающий универсальный код русского культурного архетипа: знаки Судьбы и Доли в русского духа в «Слове». «Житие протопопа Аввакума» (1672 – 1675) как записки бесстрашия и стойкости русской духовной силы во времена церковного раскола XVII в. Возникновение новой русской литературы в XVIII в.: творческая практика русского классицизма (А.Д.Кантемир (1708 – 1744), В.К.Тредиаковский (1703 – 1768), М.В.Ломоносов (1711 – 1765), Г.Р.Державин (1743 – 1816); развитие сентиментализма: новые жанры путешествия и чувствительной повести (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника» (1791 – 1792). Роль Н.М.Карамзина в литературном движении начала XIX в.: преобразователь русского национального языка, «История государства Российского», издатель «Вестника Европы». Развитие романтизма: В.А.Жуковский (1783 – 1852), К.Н.Батюшков (1787 – 1855) и др. Гражданская поэзия поэтов-декабристов (В.Ф.Раевский (1795 – 1872), К.Ф.Рылеев (1795 – 1826), В.К.Кюхельбекер (1797 – 1846) и др. Особое место А.С.Грибоедова в литературном процессе: «Горе от ума» (1824) и «Философические письма» П.Я.Чаадаева. Феномен А.С.Пушкина: «жестокий век, жестокие сердца». Концепция творчества Пушкина В.Непомнящего. Демонизация пустоты в творчестве М.Ю.Лермонтова. Тайна Н.В.Гоголя: «мертвые души» как причина «болезни бытия». Пророческая боль Золотого века. Религиозно-философские и художественные искания в литературе 2-й половины XIX в.: идейно-мировоззренческий спор между славянофилами и западниками. Русский вопрос: «Кто виноват?» - среда или человек? Гении «натуральной школы» - И.А.Гончаров (1812 – 1891), И.С.Тургеньев, А.Ф.Писемский (1821 – 1881), М.Е.Салтыков-Щедрин (1826 – 1889), А.Н.Островский (1823 – 1886), Н.А.Некрасов (1821 – 1877).
Художественные тексты: Пушкин. Повести Белкина. Маленькие трагедии. Лирика. Пиковая дама. Гоголь. Шинель. Мертвые души. Толстой. Анна Каренина. Достоевский. Идиот. Братья Карамазовы.
Реализм и поэзия «Серебряного века». Литература советского периода (2 ч.). Феномен Ф.М.Достоевского (1821 – 1881): в поисках «последних ответов». «Коды смерти и жизни» в творчестве Достоевского (романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», повести «Кроткая», «Сон смешного человека»). Речь о Пушкине (1880) как последнее завещание.
А.П.Чехов: попытка «лечения» русских болезней. Выход за «круг умеренности» самого умеренного из русских писателей: «страшные пьесы» Чехова «Иванов», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка». Энциклопедия величия и муки в творчестве Л.Н.Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». «Уроки со дна» и революционный порыв в творчестве А.М.Горького: пьеса «На дне», легенда о Данке в рассказе «Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике». «Эротическая мортирология» в «Темных аллеях» И.А.Бунина: «Митин код» русского архетипа. Религиозно-философские мотивы в поэзии А.А.Блока: мистика Прекрасной Дамы, символика Судьбы в поэме «Двенадцать». «Мне нравится, что Вы больны не мной...» - поэзия М.Цветаевой и А.Ахматовой. «Диаволиада» советского периода в творчестве М.Булгакова. Русские лауреаты Нобелевской премии по литературе: 1.Судьба и творчество И.А.Бунина (1870 – 1953): «Митина любовь», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева». Нобелевская премия в 1933 г. 2. Чудо «последних тем» в творчестве Б.Л.Пастернака (1890 – 1960): роман «Доктор Живаго» как исповедь «русского Фауста». Драма вокруг Нобелевской премии 1958 г. 3. Эпопея донского мифа в романе «Тихий Дон» М.А.Шолохова (1905 – 1984): «ничейная архетипика» образа Григория Мелихова. «Не-поклон» Шолохова Густаву Адольфу VI при получении Нобелевской премии в 1965 г. 4. Хронотоп «ракового корпуса» в творчестве А.И.Солженицына (1918 – 2008). «Архипелаг ГУЛАГ» как художественное исследование лагерно-тюремной системы. «Кванты жизни» в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Нобелевская премия 1970 г. «Вермонтский затворник» и его возвращение на Родину. 5. И.Бродский (1940 – 1996): «мир останется прежним». Стихи о «городе К.»: поэзия Бродского в литературной судьбе Калининграда. Нобелевская премия 1987 г.: «я еврей, русский поэт английский эссеист».
Феномен В.С.Высотского: «Я не люблю фатального исхода». «Русская тайна» В.Набокова: «странствия русского Эроса» от «Машеньки» до «Лолиты». Рекомендуемая литература: Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX в.. М., 1993. (УБ, ч. з. N 1, НА).
Художественные тексты: Короленко «Слепой музыкант». Чехов. Чайка. Вишневый сад. Рассказы. Блок. Двенадцать. Цветаева, Ахматова (лирика по выбору).
Литература ХХ в. (6 ч.). «Новое искусство» как искусство зловещего парадокса: ощущение роковой взаимозависимости каждого от всех и одновременное усиление крайнего субъективизма как в восприятии, так и в интерпретации действительности. Джеймс Джойс (1882 – 1941) в поисках «нового мифа» и новых форм художественной объективации тайн сознания: метод «потока сознания». Одиссея «дурной бесконечности» в романе-кроссворде «Улисс»: один день Леопольда Блума как универсальная модель «нового мира». Главный герой как один из самых кропотливо представленных характеров мировой литературы: никто или месса Сатаны освобожденного подсознания? Стивен Дедал в писках Отца. Тайна Молли как «плоти, все время говорящей «да». «Улисс» как миф ХХ века. Марсель Пруст (1871 – 1922) и тайна Времени: цикл «В поисках утраченного времени» как грандиозный художественный проект Воспоминания. «Говорит то Я, которое не всегда то, кем является мое я». Искусство Пруста как попытка изучения взаимоотношения реальности сознания и не-линейного времени: художественный поиск Времени во флуктуациях вспоминающего сознания художника. Абсурдность человеческого существования в произведениях Франца Кафки (1883 – 1924): «вина» Йозефа К. в романе «Процесс», тайна «превращения в иное» в рассказе «Превращение». Томас Манн (1875 - 1955) как исследователь фаустовской «болезни мира»: новелла «Смерть в Венеции», романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус». Связь «фаустовского духа» с идейно-психологическими основаниями немецкого национал-социализма. Томас Манн как политический писатель. Герман Гессе (1877 – 1962) в поисках выхода из саморазрушительной субъектности. Связь художественных идей с аналитическим психоанализом К.-Г. Юнга и И.Б.Ланга. Болезнь собственного духа как объект художественного изображения в романе «Степной волк». Символическая партитура образа «степного волка»: дионисийское восстание против сдерживающих принципов христианской цивилизации. Разрушение традиционной действительности в отсутствии «кодов будущего». Антуан де Сент-Экзюпери – последний сказочник ХХ века. «Маленький принц» как «Евангелие детства»: мир взрослых как свалка хронотопов безумия. Ричард Бах и его притча «Чайка по имени Джонатан»: проблема одинокой чистоты и грязной «стайности».
Роман-притча У.Голдинга «Повелитель мух» (1954). Тайна «зверя» и хрупкая педагогика современной цивилизации. Образы-идеи в романе: Ральф – идея «здравого смысла» демократического социума, Джек Меридью – «ницшеанский» тип «воли к власти», Хрюша – идея доверительной сентиментальности, Саймон – «детский Христос». Литература экзистенциального опустения. А.Камю (1913-1960) как философ-свидетель трагического надлома времени в ХХ веке. Роман «Посторонний» (1942) как манифест «последнего отчуждения»: «каждый умрет в одиночку». Роман «Чума» (1947) и его идея онтологизации бунта в поисках выхода из абсурдности бытия: абсурд как единственная экзистенциальная граница осознанности и ясности понимания бытия. Онтологизация бунта как состояния морального сознания в его сопротивлении против абсурда. Тайна смерти: неоконченная рукопись «Первый человек» и неиспользованный билет на поезд. Жан-Поль Сартр(1905 – 1980) – философ и писатель экзистенциализма. Роман «Тошнота» как художественная форма философской теории «проекта»: индивид, не заданный самому себе, призван создать «проект» себя и «собрать» себя в новом качестве этого «проекта», полностью отвечая за себя и свои поступки. Образ Антуана Рокантена как человека в ситуации свободы, вызывающей тошноту: мир не имеет смысла, «Я» не имеет смысла. В акте «проекта» сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность. Выбор Ореста в пьесе-притче «Мухи»: принципиальное отличие исходного мифа («Бог не обманет. Твердо слово Локсия / Он приказал мне...» Эсхил) и концепции экзистенциального выбора у Сартра. Одиночество и свобода как судьба и «мучители». Максимум «проекта» - история, которая «должна быть прекрасной и твердой как сталь, такой, чтобы люди устыдились своего существования». Дж.Д.Сэлинджер (1919 – 2008) и его роман «Над пропастью во ржи»: «Библия юности» для западной культуры. Исповедь героя (Холден Колфилд) посреди «вакуума человечности» мира взрослых. Метафора «пропасти» в романе. Конфликт «мира детства» и «анти-мира взрослых ценностей». «Стужа» и «вонь» как эмпирические признаки «анти-мира». «Тошнота» как доминантное состояние героя. Проблема «доверия детству»: мистика инфантилизма в убийстве Джона Леннона (убийца с романом Сэлинджера). Идейный изоморфизм романа Сэлинджера с романом Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» (1959). Роман «Сто лет одиночества» (1967) Г.Г.Маркеса как «краткая история времени»: притча о человечестве от грехопадения («перволюди» Хосе Аркадио Буэндиа и Урсула Игуаран) до Апокалипсиса. Макондо как «топос проклятия» и хронотоп одиночества. Неспособность к любви как Рок-проклятие Макондо. Творчество Маркеса как антиутопия «магического реализма» против великих иллюзий ХХ века. Современная эпоха как процессуальность «после времени»: культура «постмодерна» и ее «метафорика руин». Признаки «завершенности» истории в литературе: «смерть автора» (Р.Барт), нарратив, интертекстуальность, игра, коллаж и др. Творчество Джона Фаулза (1926 – 2005). Постмодернистская игра в романе «Коллекционер» (1963): мотивы-аллюзии пьесы Шекспира «Буря». Роман «Волхв»: между «игрой в бога» и живой любовью к Алисон.
Художественные тексты: Джойс. Улисс. Кафка. Превращение. Булгаков. Мастер и Маргарита. Гессе. Степной волк. Манн Т. Смерть в Венеции. Доктор Фаустус. Сартр. Тошнота. Камю. Посторонний. Сент-Экзюпери. Маленький принц. Голдинг. Повелитель мух. Фаулз. Коллекционер. Волхв. Сэлинджер. Над пропастью во ржи. Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества.
Практикум План проведения занятия (для всех практических занятий). Планируется обсуждение заявленных тем – отдельных произведений различных периодов истории литературы. Студенты должны увидеть рассмотренные в лекционном курсе черты литературной эпохи в произведении и одновременно проанализировать конкретный текст. Предполагаются единичные выступления и дальнейшая дискуссия. При этом студенты должны апеллировать к рассматриваемым художественным текстам, подкреплять высказывания цитатами. Критерии оценки работы студентов. На занятиях оценивается: знание художественного текста; свободная ориентация в излагаемом материале; умение работать с учебной и научной литературой; способность понимать и анализировать литературоведческие проблемы; активное участие в обсуждении, умение вести аргументированную дискуссию, владение культурой устной речи.
Первый семестр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|