Тема 7. Эмпирическое познание. Вероятностные умозаключения: индукция и ее формы; метод аналогии и моделирование.
1. Правдоподобные рассуждения и научная истина. 2. Логика вопросов и ответов 3. Методы индукции. 4. Аналогия свойств и аналогия отношений. Научная аналогия. Литература: 1. Берков В. Ф. Логика / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич.- Минск: Тетра Системс, 1998. – С. 175 – 191, 224 – 249. 2. Берков В. Ф. Логика: задачи и упражнения / В. Ф. Берков. - Минск,: Тетра Системс, 1998. – С. 123 – 132, 144 – 151. 3. Брюшинкин В. Н. Логика / В. Н. Брюшинкин. - М.: Гардарики, 2001. – С. 248- 276, 327 - 330. 4. Войшвилло Е. К. Логика / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярёв. – М.: Владос-Пресс, 2001. – С. 387 – 418. 5. Гетманова А. Д. Учебник по логике / А. Д. Гетманова. - М.: Владос, 2008. – С. 150 - 179. 6. Гетманова А. Д. Логика. Словарь и задачник / А. Д. Гетманова.- М.: Владос, 1998. – С. 11, 52 – 56, 209 – 226. 7. Иванов Е. А. Логика / Е. А. Иванов. - М.: БЕК, 2000. – С. 191 – 213, 385 - 403. 8. Ивин А. А. Логика / А. А. Ивин. - М.: Гардарика, 2000. – С. 241 – 292. 9. Ивлев Ю. В. Логика / Ю. А. Ивлев. - М.: Логос, 1999. – С. 106 - 135. 10. Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений / Ю. В. Ивлев. - М.: Университет, 1999. – С. 141 - 160. 11. Кириллов В. И. Упражнения по логике / В. И. Кириллов, Г. А. Орлова, Н. И. Фомина. – М.: Юристъ, 2007. – С. 60 - 80. 12. Курбатов В. И. Логика. Систематический курс / В.И. Курбатов. - Ростов-на-Дону,: Феникс, 2001. – С. 193 – 203. 13. Рузавин Г. И. Логика и аргументация / Г. И.Рузавин. - М.: Культура и спорт, 1997. – С. 177 – 221. 14. Смаллиан Р. М. Алиса в стране смекалки / Р. М. Смаллиан. - М.: Мир, 1987. – С. 115 – 128. 15. Смаллиан Р. М. Принцесса или тигр? / Р. М. Смаллиан. - М.: Мир, 1985. – С. 105 – 121.
Тема 9. Формы развития знания: проблема, гипотеза, версия. 1. Научная теория и ее структура. 2. Возникновение проблемы и попытки ее решения. 3. Рабочая гипотеза или версия. Гипотеза для данного случая. 4. Софизмы, парадоксы, антиномии
Литература: 1. Берков В. Ф. Логика / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич.- Минск: Тетра Системс, 1998. – С. 278 – 331. 2. Брюшинкин В. Н. Логика / В. Н. Брюшинкин. - М.: Гардарики, 2001. – С.. 276 – 289. 3. Войшвилло Е. К. Логика / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярёв. – М.: Владос-Пресс, 2001. – С. 466 – 494. 4. Гетманова А. Д. Учебник по логике / А. Д. Гетманова. - М.: Владос, 2008. – С. 179 – 213. 5. Гетманова А. Д. Логика. Словарь и задачник / А. Д. Гетманова.- М.: Владос, 1998. – С. 227 – 255. 6. Иванов Е. А. Логика / Е. А. Иванов. - М.: БЕК, 2000. – С. 213 - 234. 7. Ивин А. А. Логика / А. А. Ивин. - М.: Гардарика, 2000. – С. 215 - 244. 8. Ивлев Ю. В. Логика / Ю. А. Ивлев. - М.: Логос, 1999. – С. 190 - 257. 9. Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений / Ю. В. Ивлев. - М.: Университет, 1999. – С. 207 - 237. 10. Кириллов В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - М.: Юристъ, 2007. – С. 199 - 254. 11. Курбатов В. И. Логика. Систематический курс / В.И. Курбатов. - Ростов-на-Дону,: Феникс, 2001. – С. 399 – 444. 12. Логика и риторика. Хрестоматия / Под ред. В. Ф. Берков. - Минск,: Тетра Системс, 1997. – С. 410 - 590. 13. Рузавин Г. И. Логика и аргументация / Г. И.Рузавин. - М.: Культура и спорт, 1997. – С. 244 – 346. 14. Солодухин О. А. Логика / О. А. Солодухин. - Ростов-на-Дону,: Феникс, 2002. – С. 190 – 260, 328 – 345. 15. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта / Ж.-Л. Лорьер. - М.: Мир, 1991. – С. 106 – 116.
Содержание самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов сводится: 1) подготовка к занятиям; 2) подготовка к контрольным работам по темам:
Примерные вопросы контрольной работы: Контрольная работа №1. Задание 1. Данный набор понятий классифицируйте по объему: 1. «Подтверждение», 2. «враньё», 3. «реакция», 4. «равнодушие», 5. «союзник», 6. «старость», 7. «абонент», 8. «самолет», 9. «увлечение», 10. «Группа Юр – 08 - 1», 11. «хлеб», 12. «город Липецк», 13. «самолюбие», 14. «Нарцисс –герой античной мифологии», 15. «день», 16. «крик», 17. «служба», 18. «Баба Яга», 19. «подъезд», 20. «светофор», 21. «шквал», 22. «сиденье», 23. «бублик», 24. «лунатик – человек, живущий на Луне», 25. «братство воинов-афганцев», 26. «отряд», 27. «килька», 28. «выборы», 29. «Швеция», 30. «транзит», 31. «гребень».
I.1. Пустыми по объему понятиями являются: А) – 1, 12, 20, 28. Б) – 3, 7, 15, 27. В) – 14, 18, 24. Г) – 5, 9, 20. I. 2. Единичными по объёму являются: А) – 10, 12, 29. Б) – 4, 8, 31. В) – 2, 5, 10, 15, 17, 30. Г) – 16, 17, 19, 28. I. 3. Если Вы правильно обозначили пустые и единичные понятия, то Вам не составит труда выписать то, что осталось – общие понятия:
Задание 2. Данный набор понятий, классифицируйте на абстрактные и конкретные понятия: 1. «доза», 2. «нотариус», 3. «неженатый мужчина», 4. «приватизация», 5. «облучение», 6. «парадокс», 7. «лектор», 8. «бесконечность», 9. «оценка», 10. «инспекция», 11. «причина», 12. «безначалие», 13. «врач», 14. «фартук», 15. «спор», 16. «гражданин», 17. «безвизовый режим», 18. «посольство», 19. «привычка», 20. «ответственность», 21. «обязанность», 22. «зло», 23. «продукты питания», 24. «склад», 25. «холодильник», 26. «возбуждение», 27. «воздействие». 28. «безответственность», 29. «тыква», 30. «доска», 31. «некаменный дом». Из предложенных вариантов, выберите тот, в котором содержатся все конкретные понятия: А) – 2, 3, 7, 13, 14, 23, 24, 25, 29, 30, 31. Б) – 1, 4, 6, 8, 15, 18, 21, 22, 27, 28. В) – 4, 5, 19, 20, 21, 22, 26, 28, 31. Г) – 6, 11, 12, 16, 17.
Задание 3. В каких случаях правильно произведено обобщение понятий: 1. «владелец ишака» - «владелец БМВ» - «собственник». 2. «неделя» - «месяц» - «время года» - «год». 3. «Утренняя звезда» - «Вечерняя звезда» - «планета Венера». 4. «Липецкая область» - «Центрольно-черноземный район» - «Россия». 5. «газета» - «журнал» - «периодические издания». 6. «президент» - «глава государства». 7. «гусиное перо» - «карандаш» - «авторучка». 8. «юрисконсульт» - «адвокат» - «нотариус» - «юрист». 9. «Репин» - «Суриков» - «Перов» - «Шишкин» - «русские художники». 10. «дом» - «улица» - «несколько улиц» - «город». 11. «треугольник» - «четырехугольник» - «многоугольник» - «круг». 12. «алмаз» - «уголь» - «графит». 13. «липецкий писатель» - «русский писатель» - «писатель».
14. «карельская береза» - «береза» - «шкаф». 15. «учебник английского языка» - «учебник» - «книга». 16. «стол» - «кровать» - «мебель». 17. «ноги» - «руки» - «туловище» - «голова» - «человек». 18. «комар» - «насекомое» - «летающее существо» - «организм». 19. «Ночь» - «Улица» - «Фонарь» - «Аптека» - «Бессмысленный и тусклый век». 20. «Город Липецк» - «русский город» «город». А) – 2, 7, 10, 14. Б) – 3, 4, 11, 17, 19. В) – 2, 3, 7, 10, 11, 14, 17, 19. Г) – 1, 4, 5, 6, 8, 9, 12, 13, 15, 16, 18, 20, Задание 4. Определите, когда правильно произведено ограничение объёма понятия: 1. «Дом» - «стена дома». 2. «Улица» - «дом» - «стена дома». 3. «Город Липецк» - «улица Московская», «дом № 30» - «ЛГТУ» 4. «Человек» - «голова человека» - «глаза человека». 5. «Окно» - «стекло в окне». 6. «Липецкая область» - «Липецкий район» - «город Липецк». 7. «Город» - «русский город» - «русский город областной центр» - «город Липецк». 8. «Река Воронеж» - «городской пляж». 9. «День недели» - «самый тяжелый день недели» - «самый тяжелый день недели – когда проводится занятие по логике в группе ЮР – 08 - 1». 10. «Кошка ограничена расстоянием от усов до кончика хвоста». 11. «Студент» - «студент - отличник» - «студент–отличник группы ЮР–08-1». 12. «Геометрическая фигура» - «геометрическая фигура - треугольник» - «геометрическая фигура треугольник - перпендикуляр». 13. «Наука» - «юридическая наука» - «гадание на картах». 14. «История» - «история нового времени» «история России нового времени». 15. «Литературное произведение» - «жанр романа» - «рассказ». А) – 1, 5, 13. Б) – 2, 6, 12. В) – 3, 7, 9, 11, 14. Г) – 4, 8, 10, 15. Задание 5. В каких наборах понятий правильно произведена операция деления объёма понятия? 1. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных. 2. Год делится на двенадцать месяцев. 3. Понятия делятся на пустые, единичные и общие. 4. Углы делятся на острые, тупые, прямые. 5. Короли делятся на наследственных, выборных, бубновых, трефовых, червонных, крестовых. 6. Бабочки делятся на дневных, ночных и неправильных. 7. Университет делится на факультеты. 8. Натуральные числа делятся на четные и нечетные.
9. Здания делятся на жилые, производственные, складские, торговые, конторские, учебные. 10. Повреждения, нанесённые потерпевшему, делятся по степени тяжести: легкие, средней тяжести, тяжелые. А) – 1, 3, 4, 8, 9, 10. Б) – 2, В) – 5, Г) – 6, 7, Задание 6. Проверить соблюдение правил определения понятия: 1.Дедукция – выведение частного и единичного знания из общего. 2. Рука – орган и продукт труда. 3. Наружное ухо - это ушная раковина. 4. Архаизмы – старые слова. 5. Ботаника – наука, изучающая растения. 6. Футуризм – одно из течений в искусстве начала двадцатого века. 7. Жанр – форма художественного произведения. 8. Газета «Труд» - это газета о труде. 9. Стихийные природные бедствия – это землетрясение, удар молнии, оползень и другие. 10. Гипотеза – это предположение о сущности какого-либо явления. 11. Аксиома – утверждение, принимаемое как истинное на основании его очевидности. 12. Кость – это орган, обладающий сложным строением. 13. Предложение – это повествовательное, вопросительное или побудительное высказывание. 14. Догма – принимаемое на веру утверждение, в основе которого лежит слепая вера или авторитет известного человека. 15. Суд есть орган государства, решающий юридические вопросы в соответствии с установленными процессуальными правилами. А) – 1, 5, 7, 10, 11, 14, 15. Б) – 2, 4, 6, 8, 12, В) – 3, 6, 9, 13, Задание 7. В неправильных определениях предыдущего задания, укажите ошибки: А) – круг в определении: Б) – подмена определения перечислением объектов:
Задание 7. Отношения между понятиями. Рис.1. На рисунке 1. изображено отношение: А) – подчинение; Б) – эквивалентность; В) – соподчинение; Г) – противоречие
Рис. 2.
На рисунке 2 изображено отношение: А) – противоположность; Б) – эквивалентность; В) – подчинение; Г) – включение класса в класс.
Рис. 3. На рисунке 3 изображено отношение: А) – противоположность; Б) – эквивалентность; В) – подчинение; Г) – соподчинение.
Рис. 4. На рисунке 4 изображено отношение: А) – противоположность; Б) – эквивалентность; В) – подчинение; Г) – соподчинение. А В Рис. 5. На рисунке 5 изображено отношение: А) – противоположность; Б) – эквивалентность; В) – объединение; Г) – соподчинение. Рис. 6. На рисунке 6 изображено отношение: А) – противоположность; Б) – эквивалентность; В) – пересечение; Г) – соподчинение.
Рис. 7. На рисунке 7 изображено отношение: А) – противоположность; Б) – эквивалентность; В) – пересечение; Г) – дополнение или отрицание.
Рис. 8. На рисунке 8 изображены отношения между понятиями А) «дерево» - «растение» - «организм» - «природа»; Б) «адмирал» - «русский адмирал» - «Нахимов»; В) «корабль» - «парусный корабль» - «пароход» - «атомоход»; Г) «университет» - «факультет» - «кафедра» - «специальность». Рис. 9. На рисунке 9 изображено отношение между понятиями А) русские, Б) студенты, В) приезжие. Определить какие группы находятся в пересечениях 1, 2, 3? А) 1: русские студенты, 2: приезжие студенты, 3: приезжие в Россию. Б) 1: студенты приезжие В Россию, 2: русские приезжие, 3: не русские студенты
Рис. 10. (Ивин) На рисунке 10 изображены отношения: А) – соподчинения и подчинения; Б) – противоречия и подчинения; В) – включения класса в класс и противоположности; Г) – эквивалентности и отрицания. Если Вы правильно определили схему отношений, то сможете подобрать свои собственные варианты отношений между понятиями.
Контрольная работа № 2 Задание 1 Среди данных суждений определить общеутвердительные – A. 1. Некоторые чудаки это художники. 2. Художник тот, кто создаёт прекрасное. 3. Ни одному лысому не нужна расческа. (Кэролл) 4. Все испорченные люди в прекрасном находят дурное. 5. Иногда критик способен передать впечатление от прекрасного. 6. Земля – планета Солнечной системы. 7. Некоторые люди – невежественны. 8. Почти все студенты – юристы получили средние оценки по логике. 9. Неоспоримые истины нужно доказывать. 10. Некоторые студенты находятся в академическом отпуске. А) – 1, 3, 7, 10. Б) – 3, 5, 7, 8. В) – 2, 4, 6, 9. Г) – 1, 2, 3, 10. Задание 2. Выберите все общеотрицательные суждения: 1. Только куст ракитника был виден из комнаты. 2. Скрытные люди имеют тайны. 3. Те, кто безмозглы – прелестные созданья. 4. Всякая прихоть смешна. 5. Ни одна тачка не является комфортабельной (Кэролл). 6. Не всякий художник на полотне раскрывает себя. 7. Ни один цветок не упал от порыва ветра. 8. «Совесть» - официальное название трусости. 9. Мы не могли удержаться от смеха. 10. Облака проплывали в глубине неба. 11. Никогда нельзя заводить умных врагов. 12. Любая несправедливость вызывает возмущение. 13. Ни одного человека она не рекомендовала как своего друга. 14. Иногда тщеславие объясняет выбор. 15. К своим братьям я не питаю нежных чувств. А) – 1, 4, 6, 8. Б) – 2, 3, 4, 14. В) – 5, 7, 9, 11, 13, 15. Г) – 6, 8, 10, 12, 14. Задание 3 Сопоставьте формулы и их названия: А) Все S суть P) Частноотрицательное суждение Б) Ни одно S не суть P) Частноутвердительное суждение В) Некоторые S не суть P) Общеутвердительное суждение Г) Некоторые S суть P) Общеотрицательное суждение Задание 4 Распределите следующие суждения по видам модальности: 1. Россия по необходимости останется демократическим государством. 2. Время наступления солнечных и лунных затмений предсказывается теперь с большой точностью. 3. Хорошо довольствоваться тем, что у нас есть, никогда не довольствуясь тем, что мы из себя представляем (Дж. Маккинтош). 4. Люди обладают правом на жизнь с рождения. 5. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом (ГК РФ). 6. Не может быть счастья, добытого ценой преступления. 7. Каждое общество порождает свою политическую систему. 8. Время наступления солнечных и лунных затмений предсказывается теперь с большой точностью. 9. Гордыня предшествует падению (пословица). 10. Материя без движения не существует. 11. Верю, что справедливость восторжествует. 12. «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом» (УК РФ). 13. Всякое действие равно противодействию. 14. «Считаю, что убийца действовал не в одиночку». 15. «Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда»» (Тр. к. РФ). 16. На следующей неделе возможно похолодание. 17. «Допускается самозащита гражданских прав» (ГК РФ). 18. «Знаю, что обвиняемый не участвовал в краже». 19. «Профессиональные союзы в лице их федеральных органов обладают правом законодательной инициативы» («О профсоюзах...»). 19. Существование живых организмов без кислорода невозможно. 20. Доказано, что сотрудник Н. не принимал участия в преступлении. 21. «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать» (Екатерина II). 22. «Полагаю, экзамен по логике состоится первым». 23. «Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах» (ГК РФ). 24. Лучше поздно, чем никогда (пословица). 25. «Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач» (ТК РФ). 26. Плохо, когда страдают самые близкие люди. 27. Один верящий стоит девяноста девяти интересующихся (Дж. Ст. Милль). 28. Нет лучшего места на земле, чем родной дом. (Цицерон). Укажите, какому набору суждений соответствует тип модальности:
А) – 1, 6, 7, 9, 10, 13, 16.) аксиологической Б) – 2, 8, 11, 14, 18, 20, 22,) алетической В) – 3, 21, 24, 26, 27, 28.) деонтической Г) – 4, 5, 12, 15, 17, 19, 23, 25.) эпистемической Задание 5. Отношения между суждениями – умозаключения по логическому квадрату. Определите отношения между суждениями в следующих умозаключениях: 1. Все таможни — правоохранительные органы. Некоторые таможни правоохранительные органы.
2. Все таможни — правоохранительные органы. Некоторые таможни не являются правоохранительными органами.
3. Все таможни — правоохранительные органы Ни одна таможня не является правоохранительным органом.
4. Ни одна таможня не есть коммерческая организация. Все таможни суть коммерческие организации.
5. Ни одна таможня не есть коммерческая организация. Некоторые таможни не являются коммерческими организациями.
6. Ни одна таможня не есть коммерческая организация. Некоторые таможни являются коммерческими организациями.
7. Некоторые таможни суть коммерческие организации. Некоторые таможни не являются коммерческими организациями.
8. Некоторые таможни не являются коммерческими организациями. Некоторые таможни суть коммерческие организации.
9. Все юристы имеют специальное образование. Некоторые юристы имеют специальное образование.
10. Все юристы имеют специальное образование. Некоторые юристы не имеют специального образования.
11. Все юристы имеют специальное образование. Ни один юрист не имеет специального образования.
12. Некоторые юристы имеют специальное образование. Некоторые юристы не имеют специального образования.
13. Ни один преступник не является честным человеком. Все преступники суть честные люди.
14. Ни один преступник не является честным человеком. Некоторые преступники являются честными людьми.
15. Ни один преступник не является честным человеком. Некоторые преступники не являются честными людьми.
16. Некоторые преступники не являются честными людьми. Некоторые преступники являются честными людьми.
17. Все чиновники подвержены коррупции. Ни один чиновник не коррумпирован.
18. Все чиновники подвержены коррупции. Некоторые чиновники – коррумпированы.
19. Все чиновники подвержены коррупции. Некоторые чиновники не являются коррумпированными.
20. Некоторые чиновники подвержены коррупции. Некоторые чиновники не подвержены коррупции.
Какие наборы умозаключений выражают отношения: А) – 3, 4, 11, 13, 17.) подчинения (дедукции). Б) – 1, 5, 9, 15, 18.) субконтрарности (субпротивоположности). В) – 2, 6, 10, 14, 19.) противоположности (контрарности). Г) – 7, 8, 12, 16, 20.) противоречия (контрадикторности). Задание 6. Категорический силлогизм. Используя приведенные суждения как посылки, постройте заключения и, используя таблицу фигур и модусов силлогизмов, укажите их. (Автор – Льис Кэррол): 1. Ни один ребенок не терпелив. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно. 2. Ни одно четвероногое не может свистеть. Некоторые кошки - четвероногие. 3. Некоторые секретари – птицы. Все секретари заняты важным делом. 4. Скучные люди не выносимы. Вы скучный человек. 5. Ни одна антилопа не безобразна. Изящные животные радуют глаз. 6. Некоторые яйца сварены вкрутую. Нет такого яйца, которое нельзя было бы разбить. 7. Ни одна свинья не летает. Все свиньи прожорливы. 8. Некоторые устрицы молчаливы. Ни одно молчаливое создание не прекрасно. 9. Все лекарства имеют отвратительный вкус. Аспирин – лекарство. 10. Джон трудолюбив. Все трудолюбивые люди счастливы. 11. Некоторые сны ужасны. Ни один барашек не внушает ужаса. 12. Лысым не нужна расческа. Все ящерицы – лысые. Таблица фигур и модусов силлогизмов:
Контрольная работа № 3 Задание 1. Основные законы логики: тождества, запрещения противоречия, исключённого третьего, достаточного основания и их выражение в естественном языке и в символической форме: 1. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, И с места они не сойдут» (Р. Киплинг). 2. Или пан, или пропал. 3. «Предварительное решение может быть отозвано, если имеются достаточные основания» (УК РФ). 4. «Что же касается судебных речей, то дело их обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух» (Аристотель). 5. «…Просить или о въезде в столицы или о чужих краях» (Пушкин). 6. «Жила – была старушка, Вязала кружева, И если не скончалась – Она ещё жива» (Л. Кэррол). 7. Преступление есть преступление. 8. А не есть одновременно В и не В. 9. Всякая вещь есть или А или не А. 10. Ни один материалист не является идеалистом. 11. Со щитом иль на щите. 12. «А рыба у вас свежая? – Совершенно точно – второй свежести.» 13. Мыслить надо на достаточном основании. 14. Преступник должен быть наказан на основании закона. 15. Отрицающие друг друга мысли не могут быть вместе истинными. 16. Либо я найду путь, либо проложу его» (Ф. Сидней). А) – 1, 7.) закон запрещения противоречия Б) – 2, 4, 5, 9, 11, 16.) закон тождества В) – 3, 13, 14.) закон исключенного третьего Г) – 6, 8, 10, 12, 15.) закон достаточного основания Задание 2. Определите, какая формула соответствует сложному суждению: 1. Каждый студент нашего курса способен или трудолюбив. А) – А /\ В, Б) – А \/ В, В) – А ≡ В, Г) – А. 2. Если слово ставится в начале предложения, то оно пишется с большой букв А) – А /\ В, Б) – А \/ В, В) – А ≡ В, Г) – А → В 3. Число четное тогда и только тогда, когда оно делится на два. А) – А /\ В, Б) – А \/ В, В) – А ≡ В, Г) – А → В 4. Если вкусно, то не дешево. А) – А /\ В, Б) – А \/ В, В) – А ≡ В, Г) – А → В. 5. Каждый студент нашего курса способен и трудолюбив. А) – А /\ В, Б) – А \/ В, В) – А ≡ В, Г) – А → В. 6. Вкусно и дешево. А) – А /\ В, Б) – А \/ В, В) – А ≡ В, Г) – А → В. 7. Если не вкусно, то дешево. А) – А /\ В, Б) – А \/ В, В) – А ≡ В, Г) – А → В. 8. Дом может стать и адом и раем. А) – А /\ В, Б) – А \/ В, В) – А ≡ В, Г) – А → В. 9. Весь мир – театр, и люди в нем актеры (Шекспир). А) – А /\ В, Б) – А \/ В, В) – (А ≡ В) \/ С Г) – А → В. 10. На свете счастья нет, но есть покой и воля. А) – А /\ В, Б) – А \/ (В \/ С), В) – (А ≡ В) \/ С Г) – А → В. Задание 3. Доказать табличным методом равносильность формул: 1) ØØ А Û А двойное отрицание 2) А Ù В Û В Ù А коммутативность конъюнкции. 3) А Ù (В Ù С) Û (А Ù В) Ù С ассоциативность конъюнкции. 4) А Ú В Û В Ú А коммутативность дизъюнкции. 5) А Ú (В Ú С) Û (А Ú В) Ú С ассоциативность дизъюнкции. 6) А Ú (В Ù С) Û (А Ú В) Ù (А Ú С) дистрибутивность дизъюнкции относительно конъюнкции. 6.1) (В Ù С) Ú А Û (А Ú В) Ù (А Ú С) дистрибутивность конъюнкции относительно дизъюнкции 7) А Ù А Û А идемпотентность конъюнкции 8) А Ú А Û А идемпотентность дизъюнкции 9) Ø (А Ù В) Û ØА Ú ØВ законы де Моргана 10) Ø (А Ú В) Û ØА Ù ØВ законы де Моргана
Задание 4. Найти основание и следствие в условных посылках, сделать вывод и построить его схему. Пример: «Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а следовательно, становится рабом ситуации». Первая посылка: Если лобная кора головного мозга повреждена (основание А), то взаимодействие личности с внешней средой нарушается (следствие В). Вторая посылка: В этом случае (основание В) человек утрачивает реальное восприятие действительности (следствие С). Следовательно: Если лобная кора головного мозга повреждена (основание А), то человек утрачивает реальное восприятие действительности (следствие С). Формула: ((А →В) /\ (В → С)) →А →С
Согласно расчету истинностных значений данная формула является законом логики, так как при всех наборах переменных принимает на выходе истинностное значение «Истина». 1. Вузовская наука способна играть созидающую роль, если она встанет на путь прогресса и развития. Если наука будет играть созидательную роль, то она будет определять ход общественного развития. 2. Если гражданин признан несменяемым, то он подлежит психическому лечению. Если гражданин подлежит психическому лечению, то меры наказания по уголовному кодексу к нему неприменимы. 3. Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если горные реки выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги будут размыты, то многие населенные пункты окажутся без снабжения. 4. Не было гвоздя – подкова пропала. Подкова пропала – лошадь захромала.. Лошадь захромала – командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя. Задание 5. Условно-категорические умозаключения. Модус утверждающий – modus ponens. В условной посылке указать основание и следствие, построить схему вывода. По таблице истинности рассчитать будет ли эта схема законом логики. Пример: «Если цветок стоит на столе(основание А), то явка провалена(следствие В). Цветок стоит на окне (Подтверждение основания). Следовательно, явка провалена (следствие В)». Формула: ((А→В)/\ А) →В. Расчет формулы:
Расчет формулы доказывает, что эта формула является законом логики, так как всегда принимает истинностное значение «истина». 1. Если туман не рассеется, то вылет будет задержан. Туман не рассеялся, следовательно, вылет был задержан. 2. Если туман не рассеется, то вылет будет задержан. Вылет был задержан. Следовательно, туман не рассеялся. 3.Если изменяются экономические отношения, то меняется правосознание. Экономические отношения изменились, следовательно? 4.Приговор не может быть оставлен в силе, если изменились свидетельские показания. Приговор оставлен в силе, следовательно? Задание 6. Модус отрицающий – modus tollens. Пример: «Если цветок стоит на окне(основание А),то явка провалена (следствие В). Явка не провалена, следовательно, цветок не стоит на окне». Формула: ((А →В)/\ В)→А Расчет формулы
Расчет формулы показывает, что эта формула является законом логики, так как принимает истинностное значение «истина» при всех наборах переменных. 1. Если вина обвиняемого доказана, то он признаётся преступником. Обвиняемый не признан преступником, следовательн,? 2. Если будет засуха, то посевы погибнут. Посевы не погибли, следовательно? 3. Если суд придет к выводу о подложности документа, то документ не будет рассматриваться. Документ был рассмотрен, следовательно? 4. Если не наловишь рыбы, то не сваришь ухи. Рыба наловлена, следовательно? Задание 7. Разделительно-категорические суждения Модус утверждающе-отрицающий – modus ponendo-tollens. Пример: «Трудовой договор заключается либо на определенный срок(А), либо на неопределенный срок(В). Данный трудовой договор заключен на определенный срок, следовательно трудовой договор не заключен на неопределенный срок(В)». Формула: ((А\//В)/\ а) →В. Расчет формулы:
Расчет формулы показывает, что эта формула есть закон логики, так как при всех истинностных наборах принимает истинностное значение «истина». 1. Суждение может быть простым или сложным. Суждение «Иванов есть студент» – простое. Следовательно? 2. Планеты Солнечной системы делятся на планеты земного типа и планеты-гиганты. Юпитер относится к планетам земного типа. Следовательно? 3. Выдвинутая гипотеза либо доказывается либо опровергается. Эта гипотеза доказана. Следовательно? 4. Науки делятся на естественные и общественные. Юриспруденция - общественная наука. Следовательно? Задание 8. Модус отрицающе-утверждающий – modus tollendo ponens. Решите вышеприведенные примеры по отрицающее-утверждающему модусу по следующему образцу: «Трудовой договор заключается либо на определенный срок(А), либо на неопределенный срок(В). Данный трудовой договор не заключен на определенный срок(А), следовательно трудовой договор заключен на неопределенный срок(В)». Формула: ((А \// В) /\ А) →В Расчет формулы:
Данная формула является законом логики. Так как при всех наборах переменных принимает истинностное значение «истина».
Контрольная работа № 4 Задание 1. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции: 1.Все граждане Афин имеют равные права в семейных отношениях. 2. Счастливые часов не наблюдают. 3. Все произведения И. Канта изучаются философами мира. А) – да. Б) – нет. Задание 2. О каких видах индукции идет речь в следующих примерах: 1. «Допустим, что необходимо проверить рабочую дисциплину в отделах правоохранительного органа. Известно, что в его состав входят 10 отделов. Способ проверки — анализ деятельности 10 отделов. Если ни в одном из них нет нарушений рабочей дисциплины, то будет следовать заключение, что все отделы правоохранительного органа соблюдают рабочую дисциплину». А) – полная индукция, Б) – популярная индукция, В) – неполная индукция, Г) – Научная индукция. 2. «В таможенной практике при определении кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности для получения необходимых данных о показателях больших партий некоторых видов товаров используют заключения по отдельно взятым пробам». А) – полная индукция, Б) – популярная индукция, В) – неполная индукция, Г) – Научная индукция. 3. «Допустим, что некоторый социолог, интервьюируя по очереди всех студентов заочного отделения института, установил, что все они являются сотрудниками каких-либо правоохранительных органов. В этом случае заключение: «Каждый студент-заочник является сотрудником правоохранительного органа» получено как результат обобщения посылок: «А. является таким сотрудником», «Б. является таким сотрудником», «В. является таким сотрудником...» А) – полная индукция, Б) – популярная индукция, В) – неполная индукция, Г) – Научная индукция. Задание 3. Определить метод научной индукции в следующих рассуждениях: 1. Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важных предпосылок быстрого развития производства. Значит, от плотности населения зависит ускорение или замедление темпов развития производства. А) – метод сходства, Б) – метод различия, В) – соединенный метод сходства и различия, Г) – метод сопутствующих изменений, Д) – метод остатков. 2. Сотрудники ГАИ преследовали угнанную машину. Угонщики заехали в парк и машину бросили. Двое из них были задержаны. Но в процессе следственного эксперимента было установлено, что они не владеют навыками вождения автомобиля. Значит, у задержанных был соучастник, владеющий такими навыками. А) – метод сходства, Б) – метод различия, В) – соединенный метод сходства и различия, Г) – метод сопутствующих изменений, Д) – метод остатков. 3. При установлении причин дорожно-транспортных происшествий установлено, что, несмотря на все различия таких происшествий (марка машины, возраст водителя, опыт…), большинство из них происходит по причине алкогольного опьянения. А) – метод сходства, Б) – метод различия, В) – соединенный метод сходства и различия, Г) – метод сопутствующих изменений, Д) – метод остатков. 4. Чем больше воздуха проникает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воз
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|