Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации для студентов




 

Логика является наукой с очень высоким уровнем абстракции. Поэтому первой проблемой, которую придется решать студенту, является отвыкание от конкретно-образного мышления. При таком мышлении человек постоянно стремится мысленно нарисовать «картинку», заменить абстрактные формулы наглядными образами. От такой привычки необходимо избавляться. Для этого можно рекомендовать многочисленные тесты интеллекта, разработанные А. Г. Айзенком. При подготовке к занятиям, необходимо изучить рекомендованную литературу, внимательно прочитать учебник, просмотреть материалы лекций и предыдущих практических занятий. Все эти источники взаимно дополняют друг друга. Следующее, на что необходимо обратить внимание – каждая тема связана с предыдущими разделами и является, в свою очередь, базой для последующих тем курса. Например, если студент не овладеет темой «Понятие», или просто забудет этот материал, то он будет совершенно беспомощен при определении правильности построения силлогистических умозаключений и в нахождении ошибок в доказательствах. Современная логика обычно называется «символической логикой», но в работах математиков её называют «математической логикой» и иногда прямо включают под таким названием в учебники математики. А такой поход четко указывает – логика есть решение задач. Только постоянно и систематически решая задачи можно освоить эту дисциплину.

 

Методические рекомендации преподавателям

 

Методологической основой данного курса является соединение традиционной логики с современной математической или символической логикой. В научной практике конечно необходимо умение владеть словом, молниеносно оборачивать мысли противника против него самого. Этому искусству большое внимание уделялось в логике античности и средневековья. Но это требует овладения специфическим языком традиционной логики, который в данном отношении сильно уступает современным европейским языкам. Другая проблема заключается в очень слабой математической подготовке студентов гуманитариев. Математика закладывает основы логического мышления. К сожалению, именно в этом вопросе наши студенты очень слабы. Необходимо привлекать наглядные средства – отрывки из кинофильмов, диспутов и тому подобные материалы. Первые шаги в этом направлении сделаны и они будут продолжены.

 

8. Тест-вопросы для контроля текущего, промежуточного

Уровня знаний

1. Кто создатель логики?

1.Авиценна.

2.Аристотель.

3.Лейбниц.

4.Кант.

2. Какая фигура категорического силлогизма соответствует описанию: «средний термин в каждой посылке расположен на месте предиката»?

1.Четвёртой фигуре.

2.Второй фигуре.

3.Первой фигуре.

4.Третьей фигуре.

3.Определить какому выводу соответствует следующее рассуждение и записать его в символической форме:

«Если закрыть окно, то сквозняка не будет».

«Окно закрыто».

Следовательно, «сквозняка нет».

4.Суждение «Он вошёл и сел» является:

1.Условным.

2.Разделительным.

3.Соединительным.

4.Простым.

5. В логике знаком «Ù» обозначается:

1.Конъюнкция.

2.Строгая дизъюнкция.

3.Равносильность.

4.Отрицание.

6 Предмет логики это:

1- чувство прекрасного,

2 – способность разума,

3 – формы мышления,

4 - отличие человека от животных.

7. Классическое определение понятия это:

1 – определение путём указания на предмет,

2 – определение через род и видовое отличие,

3 – путём описания предмета.

8. Какое отношение категорических суждений выражает условие: «Два категорических суждения, которые не могут быть одновременно ни истинными ни ложными, если одно истинно, то второе обязательно ложно»?

1 – субконтрарности,

2 – подчинение,

3 – противоречие,

4 – противоположности.

9. К какой фигуре относится силлогизм, если в каждой посылке средний термин находится на первом месте?

1. Четвёртой фигуре.

2. Второй фигуре.

3. Первой фигуре.

4. Третьей фигуре.

10.Понятия по объёму делятся на:

1 – единичные и собирательные,

2 – общие и отрицательные,

3 - пустые, единичные, общие.

11. Правильно ли осуществлено деление понятий, если неправильно, то указать какие правила деление нарушены:

1 – глаза бывают умные и глупые, карие и синие.

2 – объединения граждан могут быть политические и неполитические, последние делятся на организованные объединения и объединения по интересам.

3 – яблоки бывают: антоновка, мельба, сладкие, незрелые, вкусные и невкусные.

12. В логике знаком «®» обозначается:

1 Дизъюнкция.

2 Конъюнкция.

3 Импликация.

4 Отрицание.

13. Суждение «Всякая необходимость принуждает» символически обозначается:

1. SOP

2.SIP

3.SAP

4.SEP

14. Отрицанием суждения «Мы получили не то, что хотели» является суждение:

1. «Мы получили то, что не хотели»

2. «Мы не получили, то что хотели»

3. «Мы получили то, что не хотели»

15. Всякое отрицательное суждение имеет в своей структуре 1) субъект, 2) предикат, 3) связку:

1. 1)

2. 2), 3)

3.1), 2), 3)

4. 1), 3).

16. Перейти от понятия с меньшим объёмом, но с большим содержанием к понятию с большим объёмом, но с меньшим содержанием значит:

1. ограничить понятие.

2.обобщить понятие.

3.разделить понятие.

4.определить понятие.

17. Всего имеется фигур силлогизма:

1. три

2. четыре

3. пять

4. сколько угодно

18. Заключением называется суждение:

1. из которого делается вывод;

2. сложное суждение;

3. суждение отношения;

4. являющееся выводом умозаключения.

19. Назовите отношения между суждениями по схемам логического квадрата:

 

1. A – O, E – I

2. A – I, E – O

3. A – E

4. I – O

20.Перечислите основные законы логики.

21. Как называются следующие формулы:

1.А º А

2.ù (А Ù ù А)

3.А Ú ù А

22.Назовите следующие схемы индуктивных умозаключений:

1. ABC – причина d

MBF – причина d

MВC – причина d

LBD – причина d

Во всех наборах присутствует В

B причина d

 

 

2. ABCL причина d

ABC не вызывает d

 
 

L причина d

 

3. ABC причины xyz

A причина x

B причина y

C причина z

 

Ключ:

1.2.

2.2.

3. ((А→В) /\ А) →В

4.3.

5.1.

6.3.

7.2.

8.3.

9.4.

10.3.

11.1. –неправильное, разные основания.

11.2. – правильное дихотомическое.

11.3.– неправильное, разные основания.

12.3.

13.3.

14.2.

15.3.

16.2.

17.2.

18.4.

19.1 – противоречие.

19.2. – подчинение.

19.3. – противоположность.

19.4. – субконтрарность.

20.1. – метод единственного сходства.

20.2. – метод единственного различия.

20.3. – метод остатков.

 

 

Вопросы для контроля остаточных знаний

1. Являются ли данные понятия конкретными или абстрактными:

«Точка», «прямая линия», «вечный двигатель», «наука логика», «высота».

А) – конкретные, Б) – абстрактные.

2. Какое отношение между понятиями изображено на схеме:

 
 

 

 


 

А) – подчинение,

Б) – пересечение,

В) – эквивалентность,

Г) – соподчинение.

3. Умозаключение по логическому квадрату выражает отношение:

Всё разумное – просто.

Ни одно разумное не является простым.

А) – подчинение,

Б) – противоречие,

В) – противоположность

Г) – субконтрарность.

4. Проверьте силлогизмы:

4.1. Все моржи ластоногие.

Это животное ластоногое.

Это животное морж.

А) – первая фигура,

Б) – вторая фигура,

В) – третья фигура,

Г) – четвертая фигура.

В данном силлогизме нарушено правило:

А) – правило терминов,

Б) – правило посылок,

В) – правило фигуры.

Г) – все правила соблюдены

 

4.2. Все металлы тяжелее воды.

Ртуть суть металл.

Ртуть тяжелее воды.

А) – первая фигура,

Б) – вторая фигура,

В) – третья фигура,

Г) – четвертая фигура.

В данном силлогизме нарушено правило:

А) – правило терминов,

Б) – правило посылок,

В) – правило фигуры.

Г) – все правила соблюдены

4.3. Материя вечна.

Ситец материя.

Ситец вечен.

А) – первая фигура,

Б) – вторая фигура,

В) – третья фигура,

Г) – четвертая фигура.

В данном силлогизме нарушено правило:

А) – правило терминов,

Б) – правило посылок,

В) – правило фигуры.

Г) – все правила соблюдены

4.4. Ни один страус не летает.

Эта птица – страус.

Эта птица не летает.

А) – первая фигура,

Б) – вторая фигура,

В) – третья фигура,

Г) – четвертая фигура.

В данном силлогизме нарушено правило:

А) – правило терминов,

Б) – правило посылок,

В) – правило фигуры.

Г) – все правила соблюдены

 

5. Определите вид умозаключения:

5.1 Если начинается лето, то пчелы собирают мед.

Началось лето.

Все пчелы собирают мед

А) – условно-категорическое, модус утверждающий,

Б) – условно-категорическое, модус отрицающий,

В) – чисто условное умозаключение,

Г) – разделительное умозаключение.

5.2. Если человек хорошо образован, то он найдет место в жизни.

Этот человек не нашел места в жизни.

Этот человек не имел хорошего образования.

А) – условно-категорическое, модус утверждающий,

Б) – условно-категорическое, модус отрицающий,

В) – чисто условное умозаключение,

Г) – разделительное умозаключение.

5.3 Летом можно или купаться в реке, или собирать в лесу ягоды.

Я купаюсь в реке.

Я не собираю в лесу ягоды.

А) – разделительное, модус утверждающе-отрицающий

Б) – Разделительное, модус отрицающее-утверждающий

В) – чисто условное умозаключение,

Г) – условно-категорическое умозаключение.

 

 

Ключ:

1. Б).

2. Б).

3. В).

4. 1. Б), В).

4. 2. А), Г).

4. 3. А), А).

4. 4. А), Г).

5. 1. А).

5. 2. Б).

5. 3. А).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...