Основные направления международного сотрудничества
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется по межправительственным соглашениям или по неправительственным программам, которые организуются общественными движениями и учеными («Международное сотрудничество…», 2000). Это важнейшее условие создания общества УР, так как существует множество экологических проблем глобального характера: повышение концентрации диоксида углерода в атмосфере и изменение климата под влиянием парникового эффекта, разрушение озонового слоя, загрязнение мирового океана, экспорт токсичных отходов из богатых стран в бедные и т.д. Весьма характерно, что международное сотрудничество начиналось примерно 100 лет назад с заключения договоров и конвенций об охране тех или иных видов животных (например, соглашение, заключенное между Россией, Японией и США о совместном использовании и охране морских котиков, конвенция об охране дикой природы Африки). Однако в середине ХХ века стало очевидно, что нельзя сохранить отдельные виды и все биоразнообразие, не сохранив среду их обитания. После этого на первый план выходит сотрудничество по предотвращению загрязнения и разрушения окружающей природной среды. Только после Стокгольмской конференции (1972) до наших дней было подписано в общей сложности 170 различных договоров и соглашений по охране окружающей среды, которые должны регламентировать использование природных ресурсов и загрязнение биосферы. Важную роль сыграла Базельская конвенция о контроле над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989). Эта конвенция наложила запрет на вывоз и ввоз опасных отходов и содействовала координации действий правительственных организаций, промышленных предприятий и других учреждений, связанных с перемещением отходов. Конвенция требует письменных уведомлений на право трансграничного переноса опасных и других отходов.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991) охватила широкий круг проблем, связанных с трансграничным переносом загрязняющих веществ в воздушной и водной среде. Сходный круг вопросов регулируется и Соглашением по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992). Соглашение делает обязательным предупреждение, контроль и сокращение загрязнения трансграничных вод на основе принципа «загрязняющий платит». Оно способствовало улучшению системы мониторинга за состоянием континентальных водоемов. Более подробно рассмотрим международное сотрудничество в деле охраны атмосферы, мирового океана и биологического разнообразия.
Охрана атмосферы
Главными проблемами охраны атмосферы, которые решает мировое сообщество, являются уменьшение трансграничных переносов веществ, загрязняющих атмосферу (в первую очередь оксидов серы и азота, вызывающих кислотные дожди), снижение выбросов диоксида углерода и сохранение озонового слоя атмосферы. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979) положила начало международному сотрудничеству в деле охраны атмосферы. Подписавшие ее страны обязались сотрудничать при организации мониторинга атмосферного загрязнения и обмениваться информацией, консультациями и результатами научных исследований в этом направлении. Проблема ограничения выброса парниковых газов. В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Целью Конвенции было ограничение выброса парниковых газов. Важным документом, конкретизирующим Конвенцию и регламентирующим выбросы диоксида углерода, является «Киотский протокол» (1997), который предлагает странам ограничить выбросы диоксида углерода и повысить его сток за счет увеличения площади лесов. Те страны, у которых выбросы превышают сток (большинство стран), должны компенсировать это соответствующими платежами странам, у которых величина стока превышает выбросы (Австралия, Канада, Бразилия). Документ создал предпосылки для торговли квотами на выбросы.
Страны Европейского Союза обязались сократить выбросы в среднем на 8%, США – на 7%, Япония – на 6%. России, Украине, Новой Зеландии, Норвегии на первом этапе (2002-2012 гг.) предстояло не превышать уровень базисного 1990 г. Австралии, Исландии, Португалии, Греции, Ирландии разрешено увеличить выбросы. В целом в процессе нормализации круговорота углерода России как обладательнице больших площадей естественных экосистем отводится особое место. В «Протоколе» было предложено увеличить налоги на использование ископаемых углеродистых энергоносителей и на выбросы в атмосферу диоксида углерода: сумма этих налогов должна соответствовать степени негативного влияния выбросов диоксида углерода в окружающую среду. Такие экологические налоги уже введены в Дании, Финляндии, Нидерландах, Норвегии, Швеции. В большинстве развитых стран введены льготы для производителей энергии из нетрадиционных источников (снижены налоги, выделяются льготные кредиты на приобретение электрических элементов и ветроэнергетических установок и т.д.). Киотское соглашение многократно изменялось и дополнялось, в частности, менялись квоты на выбросы. По мнению К.Флейвина и С.Данна (1999), «Киотский протокол» позволил за последние годы достичь значительных положительных результатов, которые подготовили почву для серьезных успехов в последующий период. И тем не менее, пока ежегодное общее количество выбросов диоксида углерода в атмосферу продолжает нарастать. США вообще вышли из «Киотского протокола», заявив, что он наносит ущерб национальным интересам страны, а доля ее выбросов диоксида углерода составляет 23%, причем в период 1990-1995 гг. количество выбросов возросло на 6,2%. Колоссальное увеличение выбросов этого газа в атмосферу наблюдается в странах третьего мира: Индонезия – на 38,8%, Китай – на 27,5%, Индия – на 27,7%. При этом особенно опасен вклад Китая, т.к. его доля в глобальных выбросах составляет 13,3% (вклад России – 7,2%). За этот период сократили выбросы диоксида углерода только Германия (на 10,2%) и Россия (на 27,4%). Хотя последнее было связано с уменьшением объема производства. В последние годы выбросы диоксида углерода промышленностью России вновь увеличиваются.
У «Киотского протокола» есть принципиальные противники, которые считают, что это соглашение дает преимущества богатым странам покупать квоты и уходить от необходимости модернизации технологии и уменьшения выбросов в атмосферу диоксида углерода. Оппоненты утверждают, что «Киотский протокол» не ориентирует мировое сообщество на развитие альтернативной энергетики, не сопровождающейся выбросами диоксида углерода. Особенно активно выступают против этого документа представители общественных экологических движений в ФРГ. В частности, известный эколог Г.Шеер оценивает этот протокол как капитуляцию перед угрозой потепления климата. В этой стране принят соответствующий закон, стимулирующий развитие энергетики на основе ВИЭ (см. 4.3). Проблема защиты озонового экрана. Главными международными документами, имеющими задачи защиты озонового слоя Земли, являются Венская конвенция об охране озонового слоя (1985) и «Монреальский протокол» (1987), который подписали 150 стран (через 10 лет их число увеличилось до 163). В основе протокола лежит гипотеза М.Молина о том, что главными разрушителями озона в атмосфере являются хлорфторуглеродистые соединения (ХФУ). Уже в начале 80-х гг. в США, Швеции, Норвегии и Канаде было запрещено использование ХФУ в аэрозольных упаковках. Согласно соглашению стран-участниц «Монреальского протокола», они разделены на три уровня по производству озоноразрушающих веществ (ОРВ) на душу населения: первая группа – страны, производящие не более 0,3 кг; вторая группа – страны, производящие более 0,3 кг; третья группа – страны, не подписавшие «Монреальский протокол».
Соглашение запрещает какие-либо торговые операции с ОРВ между странами, подписавшими и не подписавшими протокол. Развитые страны должны были прекратить производство ОРВ до 1 января 1996 г., а развивающиеся – на 10 лет позже. Развитые страны должны делать взносы в специальный многосторонний фонд, который финансирует проекты развивающихся стран по снижению негативного воздействия на озоновый слой. Для контроля над выполнением принятых решений утвержден специальный Комитет. Встречи участников Протокола на уровне министров проходят ежегодно. Все страны-участницы Протокола ищут приемлемую альтернативу ОРВ. Практически она уже найдена при производстве аэрозолей и вспененных полимерных материалов. Наибольшие трудности внедрения озонобезопасных веществ – при производстве холодильного оборудования, хотя ряд немецких, швейцарских и некоторых других европейских фирм с успехом заменили ХФУ на изобутан. России оказывается помощь: в 1995 г. Совет Глобального экологического фонда (ГЭФ) и Совет Международного банка реконструкции и развития (МБРР) приняли решение о выделении гранта в 60 млн. долларов США для поэтапного сокращения потребления ОРВ в России. Предусматривалось за счет этих средств реализовать проекты по выведению из потребления ОРВ на ряде предприятий, где они производятся или используются. Однако имеются значительные сложности с получением этих средств (строгие требования к оформлению заявок), и потому к началу 1998 г. сумма уменьшилась до 17 млн. долларов. Все получаемые средства должны расходоваться на приобретение оборудования в странах-донорах. «Монреальский протокол» содержит элементы нелогичности и политизированности (Соловьянов, 1998). В частности, страны второй группы могут продолжать наращивать производство ОРВ (в Китае и Индии с момента подписания Протокола до 1995 г. производство ОРВ утроилось). Кроме того, от реализации программы Протокола в первую очередь выигрывают мощные химические магнаты, которым легче перестроить свое производство, чем более мелким предприятиям. Есть мнение, что полная реализация «Монреальского протокола» нанесет мировой экономике ущерб в 3-5 триллионов долларов. Тем не менее, этот документ является одним из наиболее эффективных. По данным ООН, с 1986 по 1998 гг. потребление ХФУ сократилось с 1,1 млн. т до 156 тыс. т.
Контрольные вопросы 1. Какие международные соглашения были приняты для контроля уровня выбросов диоксида углерода в атмосферу? 2. Как выполняются эти соглашения? 4. Что такое «Монреальский протокол»?
Охрана мирового океана
Мировое сообщество осознает опасность дальнейшего разрушения экосистем мирового океана. Международное сотрудничество в этой важнейшей области началось с принятия Международной конвенции по регулированию китобойного промысла (1946 г.), включившую правила, регулирующие охрану и использование популяций китов, численность которых была истощена хищническим промыслом. В дальнейшем текст этой Конвенции неоднократно уточнялся. Можно говорить, что этот документ оказался эффективным и обеспечил сохранение важнейшего компонента биоты океана. В 1969 г. была подписана Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, в 1992 г. в нее были внесены уточняющие изменения. Важную роль для снижения уровня загрязнения мирового океана сыграла «Брюссельская международная конвенция о создании международного фонда для компенсации от загрязнения нефтью» (1971 г.), «Лондонская конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.), «Лондонская международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ)» (1978 г.) В 1982 г. разработана Конвенция ООН по морскому праву, хотя ее ратифицирование затянулось, и только в 1994 г. ее подписали всего 60 стран. В результате этой Конвенции океанские ресурсы в пределах 200 морских миль от берегов соответствующих стран официально поступили под их национальную юрисдикцию, и лишь открытое море осталось открытым для всех. Вместе с привилегией контролировать доступ в свою зону Конвенция вменяла странам-владетельницам морских богатств ответственность за охрану и сбережение морских ресурсов. В 1996 г. принята Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ. Был принят также целый ряд других международных и национальных документов, призванных сохранить морские территории. Проблемы защиты Черного моря отражены в Программе по охране окружающей среды Черного моря (1992) и Конвенции о защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992). В 1974 г. была принята Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря, которая содержала ряд ограничений на проникновение в район опасных и вредных веществ (составлен их список). Особое внимание уделено предотвращению загрязнения от морских судов. Была утверждена специальная Комиссия по охране морской среды Балтики. Однако, к сожалению, переломить тенденцию повышения уровня загрязнения и истощения биологических богатств мирового океана пока не удалось. Достижение целей, поставленных мировым сообществом, «…начинается с одной задачи, технически простой, но политически очень трудной – преодоление тысячелетних традиций варварства» (Макгинн, 2000, с. 137).
Контрольные вопросы 1. Перечислите основные международные конвенции, направленные на защиту мирового океана. 2. Какая часть морей находится под юрисдикцией конкретных государств? 3. Что делает мировое сообщество для снижения экологического риска загрязнения океана нефтью?
Охрана биоразнообразия
В основе международного сотрудничества в деле охраны биоразнообразия лежит признание суверенитета каждой отдельной страны над ее природными ресурсами, однако, поскольку распределение многих видов организмов не зависит от государственных границ, их сохранение возможно только при международном сотрудничестве. В современном международном праве четко прослеживается позитивная тенденция перехода от рамочных соглашений, в которых декларативно определяются цели сотрудничества, к достаточно жестким договорам, обязательным для соблюдения. С каждым годом все более четко формулируются приоритеты охраны биоразнообразия в регионах и отдельных странах. К настоящему времени список действующих Международных конвенций, касающихся охраны биоразнообразия, очень велик. Он включает более 10 глобальных и региональных конвенций и многосторонних соглашений, не считая многочисленных двусторонних соглашений между отдельными странами. Наиболее важная из них, так называемая Вашингтонская конвенция, – «Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения» (Вашингтон, 1973). До марта 1986 г. к конвенции присоединилось 91 государство, включая и СССР. Конвенция включает три списка видов по опасности исчезновения, эти списки постоянно пополняются. Важную роль играет «Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц» (1972 г.). В результате реализации этой конвенции был составлен список национальных участков ветландов, которые необходимо взять под охрану с целью сохранения мигрирующих птиц. Конвенция содействовала формированию взаимодействия правоохранительных органов, таможенных служб и неправительственных природоохранных организаций. Примерно такой же круг вопросов регламентируется Конвенцией об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция, 1979). Соглашение об охране белых медведей (1976 г.) наложило запрет на добычу этого животного за исключением случаев, связанных с решением научных и охранных задач. Скоординированы усилия стран, на территории которых обитает этот вид. Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей (1992) координирует усилия Германии, Швеции и Великобритании по сохранению популяций этих животных. Сохранение биоразнообразия проводится также в рамках Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), которая стала стимулом координации усилий по охране особо ценных природных объектов. Россия участвует во всех глобальных конвенциях по охране биоразнообразия. Она выполняет международные обязательства по охране дикой природы, вытекающие из двухсторонних договоров и региональных соглашений («Антарктический договор», «Конвенция об охране китов»). Россия не участвует в Боннской конвенции «Об охране мигрирующих видов диких животных», но как правопреемник СССР ответственна за соблюдение нескольких двусторонних соглашений об охране перелетных птиц. Важную роль в международном сотрудничестве играет создание межгосударственных ОПТ (Тишков, 2001). Так, многие пограничные заповедники и национальные парки России в перспективе могут получить статус международных. Первым таким заповедником в 1989 г. стал резерват «Дружба» на границе России и Финляндии. Соглашение, заключенное между Россией, Монголией и Китаем в 1994 г., предусматривает создание международного резервата, в который войдут заповедники Даурский (Читинская область), Монгол Дагуур (Монголия) и Далайнор (КНР). Решением правительств России и Китая в 1996 г. основан международный заповедник на озере Ханка, в его состав входят заповедник Ханкайский (РФ) и озеро Ханка (КНР). Планируется создание международных заповедных территорий на границе России с Украиной, Азербайджаном, Грузией, Казахстаном. Зоной сотрудничества должен стать Алтай-Саянский район, где планируется создание российско-китайско-казахстанской ОПТ.
Контрольные вопросы 1. Какие международные соглашения направлены на охрану биологического разнообразия? 2. Расскажите об участии РФ в международных конвенциях по охране биологического разнообразия. 3. Какие международные ОПТ созданы при участии РФ?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|