От попыток реформ без введения представительства
(указ 12 декабря 1904 г.) К ИДЕЕ СОВЕЩАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ Осень 1904 г. — «правительственная весна». — Всеподданнейший доклад П. Д. Святополк-Мирского и указ 12 декабря 1904 г.— 9 января 1905 г. и реформаторский процесс. Традиционное представление, согласно которому между реформами и революционным процессом существовала прямая связь, состоявшая в том, что революционные события подталкивали реформы, приостанавливавшиеся, как только натиск революции ослабевал, в общих чертах правильно, применительно, в частности, к периоду 1905—1907 гг. Однако если в предыдущие десятилетия дело далеко не всегда обстояло таким образом, то и в годы первой российской революции общая реформаторская программа существовала, разрабатывалась, дополнялась и воплощалась в действительность отнюдь не только под влиянием текущих политических событий. Влияние это было велико и ощутимо. Однако было бы опасным упрощением видеть в нем единственный и исключительный побудительный мотив действий сановников, придерживавшихся реформаторских убеждений. Одним из таких государственных деятелей был кн. П. Д. Свя-тополк-Мирский, назначенный министром внутренних дел вместо убитого в июле 1904 г. В. К. Плеве. До того Святополк-Мирский занимал пост виленского генерал-губернатора. Мемуарист, живший в виленский период Мирского в соседнем Ковно, обращал внимание на его связи с либерально настроенными представителями ковенской администрации. К ним принадлежал тогда правитель канцелярии губернатора С. П. Белецкий, впоследствии директор Департамента полиции, и особенно сам ковенский губернатор Э. А. Ватаци, которого Мирский, став министром, назначил директором Департамента общих дел (они оставались в дружеских отношениях и позже). Ватаци был соседом по имению С. Н. Про-коповича и Е. Д. Кусковой, не упускал случая получать номера парижского «Освобождения» через знакомых, не желая обращаться за этим в Департамент полиции. К своим связям с общественностью Ватаци приобщал и Святополка-Мирского.1
На следующий день после убийства Плеве Мирский встречался с одним из еврейских общественных деятелей, которому сказал, 1 Фрумкин Я. Г. Из истории еврейства (воспоминания, материалы, документы) // Книга о русском еврействе. N. Y., 1960. С. 52—54.
что на место Плеве, вероятно, будет назначен С. Ю. Витте, уже вызванный царем из Берлина, где он вел переговоры о торговом соглашении.2 Витте действительно стремился получить место более влиятельное, чем то, которое он занимал, председательствуя в Комитете министров. А пост министра внутренних дел при Плеве оказался таким же важным в определении правительственной политики, каким был пост министра финансов, когда его занимал Витте. Это положение наиболее влиятельного среди министров — неофициальное, основанное на расположении царя и соотношении сил в «верхах», было следствием отсутствия в стране объединенного правительства. Как и Александр III, Николай II избегал собирать Совет министров, не допуская объединения его членов даже под своим председательством. В российской правовой науке учрежденный в 1861 г. Совет министров рассматривался как особая форма коллективного доклада, но царь, как и его отец, предпочитал принимать всеподданнейшие доклады каждого из министров с глазу на глаз. После смены И. Л. Горемыкина Д. С. Сипягиным на посту министра внутренних дел у Николая II появилось намерение восстановить в правах, принадлежавших прежде начальнику III отделения С.Е.И.В. канцелярии, должность независимого от министра внутренних дел шефа жандармов для связи между министрами и контроля за ними. Против этого дружно восстали все министры, и прежде всего Сипягин, видевший себя «ближним боярином».3
Получалось так, что в ряду назревавших преобразований государственного устройства проблема создания объединенного правительства стояла рядом с гораздо чаще и громче звучавшим требованием учреждения народного представительства. Связывала же их, особенно в глазах противников преобразований, перспектива превращения объединенного правительства с министром-председа-и телем во главе в подобие европейского кабинета министров: eej требований ответственности правительства не только перед мона] хом, но и перед представительством исключить было нельзя. 4 августа 1904 г. А. С. Суворин занес в дневник переданный ему разговор министра юстиции Н. В. Муравьева с царем, состоявшийся на второй или третий день после убийства Плеве. «Муравьев сказал царю откровенно о положении России, — записал Суворин. — Оно отчаянное. Нельзя управлять без общества, нельзя управлять через министров при их очных докладах и при том обычае, когда министры выпрашивают у царя его самодержавную подпись и это является законом. — „Что ж Вы хотите, чтоб я кабинет учредил с г-ном Витте?" — „Не кабинет, а у нас есть Совет министров, который совсем не собирается". — „Значит, по моей вине? Как мне председательствовать по всяким пустякам?". — „Ваше величество 2 Там же. 3 Крыжановский С. Е. Воспоминания. Берлин, [1929]. С. 192, 204—206; Га-нелин Р. Ш. «Битва документов» в среде царской бюрократии // ВИД. Л., 1985. Т. 17. С. 231—232. и бы назначить особое лицо от себя". — „Управлять при помо-М«Петоункевичат — это преступник, место которого в ссылке". — ||1И * * * " li m •• Пока он не в ссылке, и с ним приходится управлять.... Муравьев "ыказал мужество и относительно Плеве, которого он представил государю деспотом, пользовавшимся именем государя, чтоб делать невозможные вещи. И он представил доказательства. Государь плакал, и Муравьев также. Слезливые люди! В следующий очередной доклад все было ординарно: точно Плеве не убивали, никакого разговора не происходило, точно все забыто основательно».4 Витте, записал Суворин далее, считает, что «его шансы будто бы быть первым министром вырастают,... он якобы уже приготовил программу. А Столыпин (А. А., сотрудник «Нового времени», брат П. А. — Авт.), обедавший вчера с братом своим, губернатором, говорил, что, напротив, Витте им никогда не будет, что он раздражает государя бравадами о Плеве, о том, что так ему и следовало, и т. п. — то же самое, что и мне он говорил».5
Сведения о надеждах Витте на пост премьера Суворин получил от И. И. Колышко (Баяна), который был и наперсником издателя «Гражданина» кн. В. П. Мещерского, и литературным агентом Витте. Председатель Комитета министров использовал его как посредника в переговорах с Мещерским о содействии. Впоследствии в своих эмигрантских воспоминаниях Колышко перечислил тех, к помощи которых Витте тогда прибегнул. Кроме Мещерского, это были граф Д. М. Сельский и князь Н. Д. Оболенский, управляющий кабинетом царя, пользовавшиеся у него значительным доверием, а также князь Г. Д. Шервашидзе, состоявший при вдовствующей императрице Марии Федоровне. Правда, Колышко в своих воспоминаниях говорил о стремлении Витте стать преемником Плеве в кресле министра внутренних дел, а не занять еще не существовавший пост премьера.6 Но, по-видимому, сведения, полученные Сувориным от А. А. Столыпина, были верны, и имя Витте при поисках преемника убитому министру не называлось, хотя и Плеве, который приложил много усилий в борьбе с Витте, и Мирский считали его главным претендентом на руководство именно ведомством внутренних дел. Одним из претендентов был Б. В. Штюрмер, директор Департамента общих дел Министерства внутренних дел, который уже представлялся царю, был уже готов указ о назначении Штюрмера министром. Он пользовался репутацией твердого консерватора, а У царя было в течение некоторого времени после убийства Плеве убеждение в том, что существенных изменений курса не требуется. «Если б интеллигенты знали, с каким энтузиазмом меня принимает народ, они так бы и присели», — сказал он П. А. Столы- 4 Суворин А. Дневник. М., 1992. С. 374—375.
5 Там же. В разговоре после убийства Плеве, на который ссылается Суворин, Витте говорил о свободе печати. «Воображаю, какую свободу он даст! Будет подкупать, как подкупал он зафаничную печать, которая его прославляла и называла гением», — записал Суворин (Там же. С. 372). 6 Баян. Ложь Витте. «Ящик Пандоры». Берлин, б. г. С. 17. пину. Запись об этом в дневнике Суворин сопроводил саркастическим: «Понял!».7 Императрица-мать, по-видимому, не разделяла успокоенности сына, потому что воспрепятствовала назначению Штюрмера, настояв на Святополк-Мирском, хоть царь и затянул назначение до конца лета. Оно состоялось 25 августа. Лишь тогда Витте, остававшийся все это время в Петербурге, уехал в Сочи взяв с собой курс государственного права (по возвращении он, по словам И. В. Гессена, «был ориентирован во всех основных вопросах», хотя до того не отличал пассивного избирательного права от активного, и Гессен тщетно старался растолковать ему основы конституционного устройства8). Мирский сразу после своего назначения изложил Николаю II программу реформ, упомянув веротерпимость, расширение самоуправления, признание политическими преступниками лишь террористов, изменение политики по отношению к окраинам и предоставление ббльших прав печати. Царь как будто со всем соглашался, но когда новый министр назвал себя «человеком земским», царь с готовностью заметил, что он и сам всегда поддерживал земских начальников. Это было неблагоприятным для Мирского предзнаменованием, за ним последовали и другие. Когда министр предложил не преследовать рабочих за сходки, царь откликнулся на это: «Конечно, это так, но кажется как-то странным». Мирский, пытаясь осторожно довести до царя преимущества западного парламентаризма, говорил ему, что это «только кажется» странным, ссылался на Англию, где «социальное движение совершенно не стесняется, а права собственности несравненно лучше охраняются, чем у нас». Мирский, по его словам, «главным образом... напирал на развитие самоуправления и призыв выборных в Петербург для обсуждения как на единственное средство, которое может дать возможность России правильно развиваться», но добиться реакции царя на предложение о «призыве выборных» не удалось.9 И хотя общее впечатление Мирского от беседы сводилось к тому, что политика предыдущих лет «начинает тяготить» царя, на вопрос директора Департамента полиции А. А. Лопухина, почему он не добился тут же определенного согласия на свою программу, Мирский ответил: «По характеру Николая II это нисколько не обеспечило бы программе ее исполнения».10 К тому же Мирскому пришлось столкнуться с попыткой назначить товарищем министра внутренних дел Штюрмера.
Первые же шаги нового министра вызвали недовольство царя и сопротивление противников его курса, получившего название «весны Святополка-Мирского». Помимо прекращения давления на некоторые земства, шаги эти заключались в интервью газетным корреспондентам, в том числе иностранным, и во вступительной 7 Суворин А. Дневник. С. 374. 8 Гессен И. В. В двух веках: жизненный отчет // АРР. Берлин, 1937. Т. 22. С. 177—178. 9 Дневник кн. Е. А. Святополк-Мирской за 1904—1905 гг. // ИЗ. М., 1965. Т. 77. С. 241—249. 10 Лопухин А. А. Отрывки из воспоминаний. М.; Пг., 1923. С. 43. оечи перед чинами министерства с нашумевшими словами о необходимости доверия к общественным и сословным учреждениям, которую считали близкой по тону к записке И. Л. Горемыкина 1899 г., где тот, ссылаясь в полемике с Витте на самобытность российского самодержавия, доказывал его совместимость с местным самоуправлением. Петербургские салоны и бюрократические круги встретили курс Мирского враждебными ироническими откликами, сравнивая его с лорис-меликовской «диктатурой сердца». Если с самого начала против этого курса выступил с открытым забралом лишь подавший в отставку с поста тверского губернатора кн. А. А. Ширинский-Шихматов, то вскоре и генерал Д. Ф. Тре-пов, московский обер-полицмейстер, правая рука вел. кн. Сергея Александровича, назвал «эрой попустительства» то, в чем московские земцы видели «эру доверия к общественным силам».11 С другой стороны, назначение Мирского и его первые шаги оказались толчком к активизации и известной радикализации различных групп либеральной оппозиции. «Союз освобождения» в лице П. Н. Милюкова, П. Д. Долгорукова, П. Б. Струве и В. Я. Богучарского принял участие в состоявшейся в сентябре в Париже конференции «оппозиционных и революционных партий».12 В составленном Милюковым проекте резолюции говорилось о замене самодержавия «свободным демократическим режимом», который, как писал Милюков в своих воспоминаниях, «мог означать и конституционную монархию земцев, и республику, которой требовали социалисты, — и даже независимость, которой добивались поляки и которая была принята в отдельном, третьем, пункте резолюции под осторожным названием самоопределе- ния».13 Оживление наступило и на других флангах либерального движения. Бюро общеземских съездов, фактически не функционировавшее со времени своего создания в 1902 г., приняло решение о созыве общеземского съезда. Д. Н. Шипов, наиболее авторитетный и влиятельный среди земских лидеров того времени, прямо указывал в своих воспоминаниях на ожидания земцев, что теперь, при новом министре и его курсе, съезд удастся легализовать.14 Шипов был едва ли не самым умеренным среди земских лидеров, которые в своем большинстве отстаивали созыв народного пред- ставительства.
В октябре «освобожденцы» выработали — хотя и не обсуждавшийся Союзом в целом — проект конституции, статьи которого перемежались с комментариями. Россия должна была стать конституционной монархией с законодательной Государственной Думой из двух палат — земской палаты и палаты народных представителей с введением в конституцию декларации прав человека. В доказательство неизбежности конституции авторы ссылались на записку Витте о земстве, изданную в свое время «Освобождением». Всеобщее избирательное право в проекте рассматривалось как средство предотвращения «„смуты", которую самодержавно-бюрократический режим так преследовал в проявлениях и так усердно питал и поддерживал в существе», воспитав «даже и в умеренных кругах русского общества полное недоверие к легальным путям борьбы и сочувствие к революционным средствам». С другой стороны, составители сетовали на «нарекания, высказываемые против русской либеральной партии со стороны более крайних элементов, будто эта партия стремится на место самодержавия бюрократического поставить самодержавие буржуазно-дворянское». Тем не менее проект предусматривал вторую палату, которая исправляла бы «слишком поспешные, принятые под влиянием политических страстей решения первой», предотвратила бы «режим якобинской централизации» (это был ответ «крайним элементам») и пагубную манию «управлять всем из Петербурга».15 За царем сохранялось право вето на законопроекты, прошедшие через обе палаты, назначение министров, объявление войны и мира, высшее командование вооруженными силами, право созыва Думы и закрытия ее сессии, роспуска палаты представителей с созывом ее в новом составе не позднее чем через 6 месяцев тем же указом, которым произведен роспуск. Предлагалось учредить Верховный суд для охранения Основного государственного закона с правом отмены правительственных распоряжений и актов властей, несогласных с законами. Предусматривалось создание объединенного правительства с председательствованием в Совете министров одного из его членов, который носил бы звание канцлера и представлял бы к назначению министров, осуществлял бы программно-политическую солидарность правительства с Думой и общую его ответственность перед ней. Объяснительная записка к проекту содержала язвительный выпад против неославянофильских воззрений в земско-либеральной среде: «Беспощадная действительность раскрыла всю тщету славянофильского воззрения, которое видело в будущем русского народа возможность всех форм свободы при сохранении абсолютной политической власти. Горькой насмешкой звучат теперь уверения, будто свобода слова и печати, совести и исповеданий, союзов и собраний может существовать в государстве, где власть безответственна, где она не терпит никакой легальной оппозиции и постепенно привыкает жертвовать всеми правами и интересами для сохранения в неприкосновенности своего могущества и престижа». Хотя проект «освобожденцев» был для сановников-реформаторов за гранью допустимого, он послужил для них вскоре, когда начался процесс государственных преобразований, одним из -ис-г точников. Проект этот при его левизне отражал довольно широкое распространение конституционалистских идей в земской среде» Им противостояла концепция Шилова, считавшего, что в случае | 15 Основной закон Российской империи: Проект русской конституции, выработанный группой членов «Союза освобождения». Paris, 1905. С. 50—51. педоставления гарантированных гражданских прав «будет постепенно вытравлена религиозно-нравственная идея, которая теперь еше сильна в русском народе».16 На состоявшемся в Петербурге в начале ноября 1904 г. земском съезде, который был проведен в качестве частного совещания, потому что добиться у царя его легализации Мирскому не удалось, пункт о представительстве был принят в двух редакциях — большинства и меньшинства, причем вторая открывала возможность трактовать представительство как законосовещательное. Переговоры, которые вел министр с Шиповым, И. И. Петрункевичем и кн. Г. Е. Львовым как руководителями земского движения, дополнялись беседами с Петрункевичем директора Департамента полиции Лопухина. При всех разногласиях между обеими сторонами, нашедших отражение и на съезде в среде самих земцев, объединяющее начало состояло в общем стремлении обеспечить развитие «государственной жизни... без острых потрясений», как выразился Шипов.17 Однако содержавшееся в решениях съезда осуждение существовавших в стране порядков и инициатива земцев в деле государственных преобразований, несмотря на то что они уступали почин их проведения самодержавию, оказывались несовместимыми с самодержавным принципом. Он требовал, чтобы уступки были пожалованными, а не выпрошенными. Мария Федоровна, сторонница Мирского и его курса, тем не менее заявила ему в дни работы съезда: «Это ужасно, они дают советы, когда никто их об этом не просит».18 Знаменательным было и то обстоятельство, что идеи, несовместимые с прерогативами самодержавия, зарождались в среде, не только близкой Мирскому в социальном отношении, но и связанной с ним служебно-бюрократическими и личными узами. Так, князья Сергей и Евгений Николаевичи Трубецкие, игравшие видную роль в оппозиционном движении в Москве (С. Н. Трубецкой — известный философ, профессор Московского университета), были не только родными братьями московского губернского предводителя дворянства кн. П. Н. Трубецкого, но и двоюродными — директора Департамента полиции Лопухина. На их сестре был женат московский губернатор Г. И. Кристи, а их племянник — на дочери московского обер-полицмейстера Д. Ф. Трепова, которому предстояло после 9 января 1905 г. играть влиятельнейшую роль в административной системе страны. В родстве с Трубецкими состояли и князья Алексей и Николай Дмитриевичи Оболенские. Первый из них, служивший при Горемыкине и некоторое время при Сипягине товарищем министра внутренних дел, был осенью 1904 г. товарищем министра финансов, впоследствии в правительстве Витте он стал обер-прокурором Синода, а второй — управляющий кабинетом Николая I — считался самым близким ему человеком. Оба они выступали перед Мирским как его единомышлен- 16 Шипов Д. Н. Воспоминания и думы о пережитом. С. 268—269. 17 Там же. С. 271. См.: Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905—1907 гг. М., 1985. 18 Дневник кн. Е. А. Святополк-Мирской... С. 252. ники, а А. Д. Оболенский, находясь в очень близких отношения с С. Н. Трубецким, держал его в курсе всех петербургских дел и настроений. Вероятно, эти обстоятельства были в числе причин, по которым Мирский еще в дни работы петербургского земского съезда рещил выступить перед царем с собственной программой преобразований, которая, будучи предложена не публично, могла бы иметь шансы на успех у Николая II как исходящая от него самого. Действия министра разворачивались на фоне проявившейся активности представителей неославянофильского направления, которые испугались нового курса как воплощения западнических начал. В бумагах Мирского сохранились записки — К. Ф. Головина, датированная 8 ноября 1904 г.,19 и С. Ф. Шарапова, откликнувшегося на решения земского съезда.20 И тот и другой порицали бюрократию, но с особенной силой обрушивались на оппозиционность земцев, которая вела к западному парламентаризму. А он был и для того и для другого воплощением всяких зол и бедствий. Шарапов к тому же, упрекая земский съезд в отказе от принципов самодержавия и православия, обвинял его в том, что своим требованием равенства личных и гражданских прав он потворствует еврейству.21 К. Головин предлагал для организации сотрудничества власти с земством введение выборных земских представителей в Государственный совет. А С. Ф. Шарапов требовал бюрократической децентрализации, с тем чтобы самодержец правил «не посредством бюрократии, а посредством стройного, живого и совершенного земского аппарата».22 * * * По рекомендации А. Д. Оболенского Мирский поручил составление всеподданнейшего доклада «с программой преобразования 19 ГАРФ. Ф. 1729. Оп. 1. Д. 14. 20 Там же. Д. 142. 21 Единодушному принятию съездом резолюции об уравнении в правах всех граждан предшествовало обсуждение в числе прочего и еврейского вопроса. Витте, объясняя еврейской делегации причины его нерешенности, сказал о необходимости того, чтобы земская Россия высказалась, что она не боится наплыва евреев, иначе он не может двинуть еврейский вопрос. На замечание одного из делегатов, что, в сущности, земская Россия уже это сделала на ноябрьском совещании, Витте ответил, что это было выражено слишком неопределенно, а необходимо, чтобы было ясно указано, что речь идет о евреях, тогда и еврейский вопрос будет решен (Айзенберг Л. М. На словах и на деле (по поводу мемуаров Витте и Лопухина) // Еврейская летопись. Л.; М., 1924. Сб. 3. С. 33—34). Несколько забегая вперед, отметим, что поводом к заданному Витте делегацией вопросу послужило отсутствие в указе 12 декабря 1904 г. (а готовил указ именно Витте) упоминания о правах евреев, как, впрочем, и об уравнении в правах всех граждан. Витте, по словам Л. М. Айзенберга, сослался на сопротивление сановников, которые, не зная ни евреев, ни черты еврейской оседлости, заявляют, что тамбовские мужики и так пухнут от голода, а если к ним «пустить жидов», они совсем пропадут. «Не понимают они, — говорил Витте, — что, пусти евреев, и мужики-то пухнуть перестанут». Вопреки обыкновению, он не упоминал о своих опасениях, что это вызовет погромы, и не ссылался на этот раз на участие евреев в революционном движении (там же). 22 ГАРФ. Ф. 1729. Оп. 1. Д. 142. Л. 10. внутреннего строя империи» помощнику начальника Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел С. Е. Крыжановскому. Крыжановский окончил юридический факультет Петербургского университета, где был близок с братьями Ф. Ф. и С. Ф. Ольденбургами, В. И. Вернадским, И. М. Грев-сом и другими членами так называемого «Приютинского братст-ва»1 в деятельности которого не без основания усматривают один из истоков кадетской идеологии. Пойдя на государственную службу, он стал одним из основных авторов едва ли не всех государственных реформаторских проектов, из которых доклад Мирского был первым. Вице-директор Департамента общих дел Министерства А. Д. Арбузов, принимавший участие в работе над рядом преобразовательных проектов, считал доклад Мирского «одним из важнейших произведений нашей реформаторской литературы последних годов». «Если бы тогда меры, в нем проектируемые, увидали свет, то многое пошло бы иным ходом, чем случилось в действительности», — писал он в своих послереволюционных воспоминаниях.23 Значение программы Мирского для государственных реформ 1905 г. тогда же подчеркивали и их современники.24 Крыжановский сообщал в своих воспоминаниях, что в 1906 г. председатель Совета министров И. Л. Горемыкин потребовал у него копию доклада Мирского. Эту или другую копию со своими подчеркиваниями и пометами царь вручил П. А. Столыпину, когда тот сменил Горемыкина. Крыжановский видел в столыпинских реформах, в разработке которых принимал активное участие, осуществление многих из предложений Мирского,25 Сам Мирский считал момент представления своего всеподданнейшего доклада, датированного 23 ноября 1904 г., «торжественной минутой вступления русского царя после долгих столетий вновь в живое общение со своим народом».26 Как бы то ни было, программа Мирского означала вторую попытку приступить к всестороннему реформированию всех сторон государственной жизни, предпринятую через 40 лет после реформ 1860-х годов. Оценивая характер полученного им от Мирского поручения, Крыжановский вполне обоснованно считал, что царь никаких определенных указаний министру не давал, хоть тот и ссылался на «высочайшие предначертания».27 Оставаясь на почве «доверия», Мирский решительно отказывался от «мер к усилению аппарата власти», которые, по мнению Крыжановского, «должны были идти параллельно с расширением общественных свобод и снятием стеснений с самодеятельности общества».28 Министр хотел, чтобы в докладе была «заранее отражена» возможность нападок на него и «было проявлено самое 23 Арбузов А. Д. Из близкого прошлого// РНБ. Отдел рукописей. Ф. 1000. Оп. 2. Д. 54. Л. 15. 24 «Мы продвигаемся вперед и все благодаря Вам»,— писал Мирскому 11 мая 1905 г. лейб-медик Бертенсон (ГАРФ. Ф. 1729. Оп. 1. Д. 386. Л. 6). 25 Крыжановский С. Е. Воспоминания. Берлин, [Б. д.]. С. 27. 26 ГАРФ. Ф. 543. Оп. 1. Д. 513. 27 Крыжановский С. Е. Воспоминания. С. 15, 19. 28 Там же. С. 16. осторожное отношение к существующему порядку вещей». «це_ однократно упоминал» он, подчеркивал Крыжановский, и о необходимости «избегать слов, которых не любит государь. К числу последних он относил и ходячий термин „интеллигенция", который, по его словам, государь не любил еще по преемству от императора Александра III и который поэтому следовало заменить каким-либо другим выражением. Приказано было также не касаться без крайности сословного строя, и в особенности дворянства и земских начальников».29 Крыжановский чувствовал себя «едва ли не новым Сперанским», хотя сам признавал, что в докладе не было ничего оригинального, а были лишь сведены предложения Мирского, которые сами по себе носились в воздухе. Исключение составляла, по мнению Крыжановского, впервые решительно высказанная в документах такого рода мысль о политической опасности дальнейшего сохранения поземельной общины и необходимости замены ее полной крестьянской собственностью на землю. Как считал Лопухин (он был составителем раздела «Пересмотр законов о предупреждении и пресечении преступлений»), в «записке этой сильны были не ее пожелания, а их мотивировка». «Пожелания эти, —продолжал он, —даже будучи облечены в закон, при той робкой форме, которая рекомендовалась для допущения народного представительства, не могли не остаться только пожеланиями, ибо не от административной же власти, воспитанной в произволе, можно было ожидать деятельного применения и защиты законов об этих „вольностях"».30 Мирский постарался придать своим реформаторским предложениям славянофильский характер, считая, что это увеличит шансы на их успех у царя. Проект доклада начинался историческим экскурсом, в котором содержалось упоминание о конституционалистских учениях 60-х годов, заслонивших будто бы течения славянофильские. Хоть оно и было сделано «очень осторожно», Мирский, боясь гнева царя, приказал упоминание это «совсем затушевать».31 Доклад открывался рассмотрением реформ Александра II и их последствий. При этом фигурировали и такие вполне объективные категории, которые стали впоследствии привычным инструментарием советской историографии, связанные с капиталистической эволюцией сельского хозяйства и формированием капиталистической промышленности как факторами революционизирования общества. «Первое место в этом отношении, — говорилось в докладе, — занимают несомненно условия промышленности, преимущественно фабричной. Скопление в фабричных центрах все больших и больших масс населения, отрываемого от земли и ничем не обеспеченного на случай житейских бедствий и всякого рода превратностей судьбы, в связи с сложными явлениями экономической зависимости, в которых протекает их жизнь, создали в фабричной де почву, на которой работа мысли стала проявляться с особым апряжением».32 Напомним, что о рабочем движении как политиче-н ом факторе Мирский заговорил с царем при первой их встрече. Но помимо социально-экономических последствий реформ 60-х годов, —а весь смысл реформ объяснялся «требованиями государственной необходимости», состоявшей в том, чтобы обеспечить стране «соответствующее место в ряду соседних быстро развивавшихся и крепнувших государств», — в докладе отмечался «наряду с повышением уровня благосостояния народа» и «рост мыслящих его классов». В этом росте, обозначившемся, по словам авторов доклада, еще с 1840-х годов, также усматривалось «неизбежное следствие развития и необходимое условие дальнейшего преуспеяния государственности». «Шестьдесят лет тому назад, — говорилось в докладе, — образование и мысль были достоянием ничтожных по численности классов населения, исключительно почти дворянства, высших слоев духовенства и некоторых кругов вышедшего из других сословий чиновничества; остальная его масса продолжала жить в понятиях, сложившихся еще в бессознательном прошлом народной жизни, и если в ней оказывались сильные и исторически устойчивые умственные течения, то лишь в области религиозной».33 Связывая распространение «образования и мысли» в «самых низших слоях населения» с «развитием производительных сил страны», составитель доклада утверждал, что это развитие, «сдвигая народные массы с их привычных устоев земледельческого труда и поставляя их в новые условия тяжелой экономической борьбы, не могло не пробудить в них умственной работы, настойчиво и с мучительным усилием мысли стремившейся к разрешению новых, выдвигаемых жизнью вопросов». Помимо рабочего класса, о чем уже говорилось, и других городских сословий, стремление к образованию отмечалось в докладе и «в среде сельского населения, где из прежнего безразличия успели за последние десятилетия отложиться обширные классы лиц, вступивших на путь умственного развития». Этот общий для разных стран исторический процесс и в России сопровождался, отмечалось в докладе, «общественной неурядицей» 60—70-х годов. Причины ее усматривались в «извращенном понимании» конституционалистских принципов без учета российских «исторических и бытовых оснований народной жизни», «вере в политические идеи, занесенные с Запада в связи с крайними противогосударственными учениями», а с другой стороны — в «диких и уродливых течениях революционной мысли, накоплявшейся в фанатических тайниках односторонне развивавшихся общественных слоев». Однако «движение, направленное против правительства», возникало прежде всего на той основе, что «течения эти находили известный отклик и в более широких кругах населения, лишенных возможности открыто высказывать свои взгляды на многие вопросы внутреннего управления, а потому недовольных». 29 Там же. С. 18. 30 Лопухин А. А. Отрывки из воспоминаний. С. 45. 31 Крыжановский С. Е. Воспоминания. С. 24. 32 ГАРФ. Ф. 543. Оп. 1. Д. 513. Л. 2. 33 Там же.
Весьма критично оценивался в докладе внутриполитически" курс после 1 марта 1881 г., направленный «с одной стороны v укреплению на местах авторитета государственной власти, а другой — к ограничению общественной деятельности и подавлению всякого более или менее свободного движения общественной мысли, не подходившего под понятие благонадежности». «Это направление нашей внутренней политики, невзирая на.то, что оно с большей или меньшей последовательностью применялось в течение двадцати с лишним лет, нередко людьми крупных талантов и большого государственного опыта, не дало тех результатов, на которые было рассчитано», — констатировалось в докладе.34 Что же в нем предлагалось? В сущности, это была попытка реформирования государственного строя страны на таких основаниях, которые удовлетворили бы неославянофилов и не допускали аналогий с западным конституционализмом. Упоминавшиеся записки С. Ф. Шарапова и К. Ф. Головина могли служить здесь ориентиром, а проект освобожденцев — предостережением. В докладе совсем по-славянофильски проводилась разница между царским периодом русской истории, когда самодержцы советовались «по делам государственного управления с служилыми людьми и представителями общин и городов, нарочито для того созываемыми», и императорским, характеризовавшимся господством бюрократической иерархии, которая осведомляет верховную власть о «потребностях и нуждах населения» «в зависимости от взглядов и образа мыслей чиновничества». В качестве средств борьбы с бюрократией как «пагубным средостением, отделяющим государя от живого и непосредственного общения с его народом», предлагались уже известная нам именно с этой стороны децентрализация, развитие деятельности общественных учреждений, а также «меры к устранению административного произвола и насаждению в массах населения начал законности и уважения к чужому праву и имуществу».35 «Никто в наши дни не сомневается в том, что основой действительной силы нашего государства, — говорилось в докладе, — какова бы ни была форма его правления, является развитая и окрепшая в самодеятельности личность». Автор доклада исходил из того, что это вполне совместимо с самодержавием. «Никто не станет теперь утверждать, что гласный суд и равенство всех перед законом несовместимы с самодержавным строем или что отмена телесного наказания является ограничением прав самодержца», — гласил доклад.36 Это утверждение сопровождалось отрицанием связи с конституционализмом таких понятий, как упрочение законности, децентрализация управления, и даже самой декларации прав человека и гражданина. Все это было представлено как впол^ не совместимое с самодержавием («Начала эти приобрели служ< ное государственное значение и чуждые всякой политической раски являются надежным средством для достижения цели обще жития»). И месяца не прошло, как «освобожденцы» в свое» 34 Там же. Л. 5. 35 Там же. Л. 10. 36 Там же. Л. 10—12. екте «Основных законов» назвали уверения, будто конститу-"ионные свободы совместимы с самодержавием, «горькой насмеш-"ой»- Однако если говорить о земской платформе в ее общем виде, особенно с учетом позиции ее неосла
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|