От манифеста 17 октября 1905 Г. К третьеиюньскому перевороту 1907 Г. 8 глава
За два века, когда император не только по духу, но и по букве закона считался главою и государства, и церкви, граница между гражданскими и церковными делами размылась. С появлением Думы нужда в ее более точном определении увеличилась. И в споре о том, где лежит эта граница, обе стороны явно заходили на чужую территорию. Указ 17 апреля 1905 г. несколько ослабил гнет над неправославным населением страны. Теперь нужно было оформить эти уступки законами. Православная церковь и ее светские союзники видели в этом угрозу. Церковь обессилена, считали они, и расширение прав «иноверия» «потрясет в корне церковь русскую»,130 хотя речь шла прежде всего о расширении прав русских же старообрядцев. Из этого делался вывод: законы о положении инославных церквей должны приниматься только с согласия православного Синода, а если правительство будет действовать иначе — «пришлось бы искать иных, новых путей».131 Подразумевалось неофициальное влияние на Николая II с целью пол- 128 Всеподданнейший отчет за восемь лет управления Кавказом генерал-адъютанта графа Воронцова-Дашкова. СПб., 1913. С. 36. 129 П. А. Столыпин—П. П. Извольскому. 29 ноября 1908 г.; П. П. Извольский—П. А. Столыпину. 11 декабря 1908 г. (РГИА. Ф. 821. Оп. 10. Д. 40. Л. 84—87, 89—90). 130 Государственная Дума: Третий созыв. Сессия II. Ч. 4. Стб. 1391. 131 Там же. Стб. 788—790. ностью изъять вероисповедные вопросы из ведения Совета мини стров. Столыпин решительно отвергал «мнение, что все вопросы, связанные с церковью, подлежат самостоятельному единоличному вершительству церкви». Церковь, говорил он, автономна в канонических вопросах и в делах своего внутреннего устроения. Здесь решения Синода нуждаются только в одобрении монарха. Но государство оставляет именно за собой «полную свободу в деле определения отношения церкви к государству».132 На практике светская власть активно вмешивалась и в сугубо церковные дела Церковь в России, писал министр просвещения А. Н. Шварц, — это всего лишь «особое духовное ведомство» в составе государства. А раз так — нет такого предмета церковного права, «по коему законодательные учреждения могли бы быть лишены права голоса».133 По сути дела то же считал и министр юстиции И. Г. Щегловитов, защищавший право власти развивать «общее законодательство империи», попутно задевая и церковные учреждения.134
Нечеткость границы между церковным и гражданским правом и разница целей, которые ставили перед собой церковная и гражданская власть, помешали решить задачу, не менее важную для церкви, чем восстановление патриаршества, — реорганизовать православный приход. По крайней мере с середины XIX в. приход находился в очень тяжелом положении. В городах нарастало безразличие значительной части населения к религии. В деревне на первый план выступали денежные отношения между крестьянами и клиром. Духовенство не получало казенного содержания и жило за счет платы прихожан за требы. Обе стороны чувствовали себя обиженными. Из-за этого у прихожан росла подозрительность и относительно судьбы денег, собираемых в пользу храма. И действительно, значительная часть их уходила «наверх», на содержание епархиальных учреждений. Верующие были недовольны и тем, что их не спрашивали при поставлении священника в приход. Это делалось единоличной властью епископа, хотя когда-то на Руси прихожане называли желательных им кандидатов. Эти «нестроения» воспринимались тем болезненней, что в других христианских церквах, а также у старообрядцев и мусульман верующие гораздо активнее участвовали в жизни прихода. Последователи господствующей церкви оказывались в этом отношении наиболее бесправными. Не случайно, как только Совет министров начал в 1906 г. обсуждать закон о старообрядцах, который разрешал им легальное создание общины, Извольский заговорил о том, что у православных возникает «недоумение», если такое право будет дано не «верным сынам церкви», а отпавшим от нее.135
132 Там же. Стб. 1755—1757. 133 А. Н. Шварц—Н. В. Плеве. 27 ноября 1908 г. (РГИА. Ф. 1276. Оп. 4. Д. 837. Л. 20). 134 Особый журнал Совета министров 18 марта 1908 г. (Там же. Л. 231). 135 Особый журнал Совета министров 5 сентября и 13 октября 1906 г. (Особые журналы Совета министров царской России: 1906 год. М., 1982. Вып. 3. С. 486—487). Возникла парадоксальная ситуация. Именно светские министры горячо поддержали идею широкой реформы прихода. Устранение прихожан от управления приходом, писал Столыпин, «заставляет их безучастно относиться к делам церкви», а обложение приходов на епархиальные нужды ведет к их обеднению и полной беспомощности. Это особенно опасно, когда увеличивается активность старообрядцев и сектантов, сила которых «в прочно сложившейся общине», и следует пойти на «приобщение мирян к управлению церковным имуществом».136 И наоборот, нельзя и дальше требовать, чтобы административная власть, полиция охраняли незыблемость православной веры, ибо «участие полиции в делах веры не отвечает прямому назначению ее».137 Еще более резким в выражениях был преемник Столыпина в Министерстве внутренних дел А. А. Макаров. Он подчеркивал, что отстранение прихожан от управления церковным имуществом вызывает «полное безразличие к вере и озлобление по отношению к пастырям». Предложенные Синодом проекты, считал он, сохраняют полное подчинение приходской жизни влиянию священника и епархиального начальства. Как и Столыпин, Макаров не хотел, чтобы церковь перекладывала на светскую власть обязанность «предписывать прихожанам, чтобы они следовали всем религиозно-нравственным наставлениям священника». «Это, — писал он, — дело церкви, а не государства».138 Однако Синод не был готов к столь значительным переменам. В представленных им в 1908 и 1910 гг. проектах допускалось создание приходского совета из духовных и светских лиц. Но все руководство советом сохранялось не только за приходским священником, но и за епархиальным начальством, что обосновывалось ссылками на каноническое правило, по которому приход составлял неразрывную часть епископии (правило восходило ко времени раннего христианства, когда епископия и была приходом). Реально за этим стояла боязнь, как бы самостоятельность прихода не привела к разномыслию верующих и к расколу церкви.139 Трудным был и вопрос о церковном имуществе. Провести границу между собственностью храма и прихода было нелегко, а допускать мирян к заведованию церковным имуществом Синод не хотел, ссылаясь на заботу о сельском духовенстве, которое прихожане могут обездолить. На самом деле его больше волновала судьба тех денег, которые местные церкви посылали на нужды епархии.140 С назначением на пост обер-прокурора бывшего помощника Победоносцева В. К. Саблера Синод стал выдвигать и еще один аргумент. Взгляд на общину как на собственницу церковного имущества, подчеркивал он, не православный, а протестант-
136 П. А. Столыпин—С. М. Лукьянову. 3 октября 1909 г. (РГИА. Ф. 1276. Оп. 4. Д. 837. Л. 33—37). 13' П. А. Столыпин— С. М. Лукьянову. 10 октября 1909 г. (Там же. Ф. 821. Оп. 10. Д. 40. Л. 92—93). 138 А. А. Макаров— Н. В. Плеве. 15 апреля 1912 г. (Там же. Ф. 1276. Оп. 4. Д. 837. Л. 170—175). 139 С. М. Лукьянов— П. А. Столыпину. 20 октября 1909 г. (Там же. Л. 53). 140 В. К. Саблер— В. Н. Коковцову. 30 апреля 1913 г. (Там же. Л. 196). ский.141 Синод не соглашался и на то, чтобы епископ назначал священников только из кандидатов, о которых просят прихожане Попутно Синод попытался использовать реформу прихода для того, чтобы подчинить своему влиянию дело, явно не принадлежавшее церкви. По проекту 1908 г. во всех школах, расположенных на территории прихода, воспитание должно было вестись на началах православной веры. Министерство просвещения вынуждено было напомнить: на этой территории могут находиться школы последователей и других религий.142 Со своей стороны Министерство просвещения добивалось передачи под его контроль церковноприходских школ. Синод специальным постановлением («определением») отверг стремление Министерства создать единую сеть начальных школ и настаивал на праве церкви «иметь собственные начальные школы, вполне отвечающие не только государственным целям, но чисто церковным».143 Этот спор имел две стороны: церковь отстаивала свое право влиять через школу на народ и защищала то, что считала своей собственностью, хотя получала на эти школы постоянные ассигнования из казны.
Разногласия из-за надвигавшейся приходской реформы, громкие столкновения в Думе из-за церковных школ, недовольство Синода шагами правительства в сторону веротерпимости — все это оживляло тяготение церкви к изменению формы своих отношений с государством. В 1912 г. Синод создал в узком составе Предсобор-ное совещание, надеясь этим напомнить о необходимости собрать Собор. Правительство не отреагировало на намек. Весной 1913г., параллельно с юбилеем дома Романовых, в необычно короткие сроки была проведена канонизация патриарха Гермогена (предшественника Филарета Романова). Церковь напоминала этим о своей роли в событиях Смутного времени, не всегда даже вспоминая при этом о Романовых. Не удивительно, что Николай II вообще не принял участия в канонизации Гермогена.144 Зато на канонизацию прибыл патриарх Антиохийский Григорий IV, и это усилило настроения в пользу восстановления патриаршества и в России.145 Газеты сообщали, что в 1913 г. на осенней сессии Государственной Думы ряд членов Синода выражал резкое недовольство правящей бюрократией; они даже заявляли, что в сложившихся условиях нет пользы от союза церкви и государства.146 Слухи эти, скорее всего, были преувеличены, но некоторые епископы действительно выступили в прессе с напоминанием, что надо избрать патриарха и этим оградить церковь от вмешательства светских властей. 141 Объяснительная записка к проекту устава православного прихода (Там же. Л. 272—273). 142 А. Н. Шварц— Н. В. Плеве. 27 ноября 1908 г. (Там же. Л. 22). 143 Церковные ведомости. 1910. № 12. С. 59—70. 144 Фриз Г. Церковь, религия и политическая культура на закате старого ре~ жима // Реформы или революция? Россия 1861 — 1917. СПб., 1992. С. 35—37. 145 русская православная церковь: 988—1988. Вып. 2: Очерки истории 1917— 1988 гг. М., 1988. С. 6. 146 Речь. 1913. 4 окт. На этом фоне обострился спор о том, где проходит граница, которую светская власть не должна переступать. Так и не договорившись с остальными министрами, каким должен быть приход, Саблер попробовал оградить законотворчество Синода от их вторжения. Он стал доказывать, что ст. 65 Основных законов освобождает от контроля гражданских властей не только внутреннее управление церковью, но и все законодательство о ней, если только оно не связано с новыми расходами из казны (на деле в ст. 65 не было указания на это). Больше того, он не хотел показывать не только Думе, но и Совету министров законопроекты, касающиеся церкви, в полном виде, собираясь представлять в правительство только разделы проектов, относящиеся к ведению других министерств, лишая Совет министров и Думу возможности понять существо дела в целом. Николай II, радовавшийся любому случаю урезать ненавистную ему конституцию, поддержал Саблера. Совет министров был вынужден принять требования обер-прокурора.147 Но он решил не публиковать постановление о новом порядке церковного законодательства и запретил ссылаться на него, предложив Саблеру в случае неизбежных объяснений с Думой излагать это постановление лишь как собственное мнение.148 Это объяснялось и стремлением не дразнить Думу новым нарушением Основных законов, и раздражением светских министров против обошедшего их обер-прокурора.
Опираясь на новые правила, Саблер представил два отдельных проекта — о церковном управлении приходом (сугубо канонический) и о приходской общине. Синод по-прежнему настаивал на праве епископа вмешиваться в жизнь общины и на том, что миряне не могут участвовать в управлении церковным имуществом. Поэтому, соглашаясь на создание приходской общины, он пытался провести четкую границу между принадлежащим ей и храму. Пожалуй, это был максимум того, на что в тот момент могла пойти церковь. Но тут обнаружилось, что у правительства и значительной части Думы изменилось представление о том, какую роль должен играть приход в жизни страны. Когда Столыпин говорил о самоуправляющемся приходе, он имел в виду общину верующих и укрепление самой церкви. В 1913—1914 гг. после провала волостной реформы приход стали рассматривать как возможную нижнюю территориально-административную ступеньку. Весной 1913 г. Саблер уже доказывал, что превращение прихода в мелкую земскую единицу отодвинет на задний план его церковные задачи.149 Но тогда он отбивался от думских предложений. В январе 1914 г. ему пришлось столкнуться с такими же идеями в Совете министров. Совет министров признавал, что связь между причтом и прихожанами «ныне почти вовсе не ощущается» и это вызывает опасения за «будущие судьбы православия» (Саблер добился некото- 147 Особый журнал Совета министров 4 сентября 1913 г. (РГИА. Ф. 1276. Оп. 9. Д. 830. Л. 38—46). 14S И. Л. Горемыкин— В. К. Саблеру. 29 апреля 1914 г. (Там же. Л. 79). 149 Записка В. К. Саблера. 16 марта 1913 г. (Там же. Д. 822. Л. 130). рого смягчения этих убийственных для церкви оценок). С другой стороны, именно на этом шатком фундаменте собирались возводить систему власти на местах. Для этого Совет министров предлагал ввести обязательную связь всех проживающих в пределах прихода с приходским храмом «не одним лишь авторитетом ду. ховной власти, но также прямым указанием закона». Для всех принудительно приписанных к приходу (в том числе и для неверующих, ибо в России не было внеконфессионального состояния) предлагалось ввести «самообложение» на поддержание храма, благотворительных и просветительных учреждений.150 Саблер внес в проект предложенные изменения. Но одновременно он вновь заменил более или менее мирское определение прихода чисто каноническим. Оно настолько не сочеталось с административным принуждением, появившимся в главе о приходских повинностях, что из-за одного этого шансов пройти через Думу у проекта не было. Понимая это, А. Д. Самарин, сменивший Саблера на посту обер-прокурора Синода, в августе 1915 г. взял проект назад. Но после его отставки Синод вновь внес его в Думу,151 где он и остался похороненным в комиссии. До Февральской революции приходская реформа так и не состоялась. И наверху, и внизу церковь была поражена тяжким недугом, порожденным ее зависимостью от власти. Связь между этой зависимостью и внутренним нестроением церкви ощущали обе стороны, но продолжали держаться друг за друга. На каждом историческом повороте власть в России упускала шанс решительной и последовательной реформой укрепить, приспособить к новым временам существующий режим. 1905-й, а затем и 1917 год показали, как много в стране зависит от рабочего класса, не такого уж многочисленного, но сконцентрированного в нескольких крупнейших городах, принявшего (если говорить о его наиболее активном ядре) идеи социализма и революции. Ни власть, ни буржуазия не сделали практически ничего, чтобы совлечь рабочее движение с революционного пути, создать условия для успеха умеренной реформистской агитации. Своей неуступчивостью они сами подталкивали рабочих под знамена большевиков. Поднимающие голову национальные движения многочисленных народов России, со своей стороны, расшатывали устои империи. Наспех и кое-как сколоченное третьеиюньское здание приютилось, как Помпеи, на склоне огнедышащего вулкана, в любой момент готового извергнуть смертоносную лаву. Этого нельзя было не замечать. И среди российских политиков, от самых левых до самых правых, не было ни одного, кто не твердил бы постоянно о грядущей новой революции. Казалось бы, мысль о союзе всех, кто не хочет этой революции, кто видит в социализме угрозу своим идеалам и интересам, должна была взять верх. Но слишком новы для недавних хозяев жизни — поместных дворян — оказались и прорыв буржуазии к экономическим высотам, и политические перемены 1905 г. Психологически дворянская реакция не могла увидеть в новой силе, возникшей в стране, своего союзника. И набиравшая вес буржуазия, и говорившая о новом политическом строе либеральная интеллигенция по-прежнему оставались для дворян главными врагами, тем более опасными, что они сумели проникнуть внутрь обреченного здания, и было совершенно непонятно, как с ними бороться. Н. Е. Марков 2-й был искренен, говоря, что предпочел бы социал-демократическое земство кадетскому, ибо с первым скорее «можно было бы расправиться путем веревки и штыка».152 В то же время шоры старой психологии мешали правым увидеть, как глубоко проникло в народные массы недовольство существующим положением. В сутолоке повседневной политической борьбы они готовы были объявить «скрытыми революционерами» робких сторонников куцых реформ — октябристов — и убежденно считали открытыми революционерами кадетов. «Народ наш, — говорил Марков в мае 1914 г., —теперь гораздо довольнее, чем когда-либо», и рабочие бастуют лишь потому, что «кучка смутьянов и революционеров» заставляет их делать это «бомбами и угрозами».153 Для борьбы же с кучкой смутьянов и революционеров нужна была полиция, а не союз с либералами, строгость, а не реформы. Политическое ослепление правых, застарелая привычка искать не причины недовольства, а зачинщиков усугубляли экономический и политический антагонизм внутри третьеиюньской системы, делали объединение j всех цензовых элементов против общей угрозы невозможным. На самом же верху господствовало полное непонимание происходящего. Николай II всегда видел мир таким, каким ему хотелось, а не таким, каков он был в действительности. Неизбежная изолированность вознесенного над страной монарха дополнялась самоизоляцией человека, внутренне неприемлющего свою эпоху. Человек XVII в., вынужденный жить в XX-м, он прятался в себя, как в раковину. 1905 год заставил Николая II, вероятно, пережить одно из самых сильных потрясений: он отказался, хотя бы внешне, от полноты своих самодержавных прав. Но затем, как имел возможность убедиться Коковцов, «переживания революционной поры 1905—1906 годов сменились наступившим за семь лет внутренним спокойствием и дали место идее величия личности государя и вере в безграничную преданность ему, как помазаннику Божию, всего народа, слепую веру в него народных масс, рядом с верой в Бога. Во всяком случае в ближайшее окружение государя, несомненно, все более внедрялось сознание, что государь может сделать все один, потому что народ с ним».154 Но если «государь может сделать все один» — не нужны навязанные ненавистным Витте 150 Особый журнал Совета министров 23 января 1914 г. (Там же. Оп. 4. Д. 837. Л. 301—307). 151 А. Н. Волжин—М. В. Родзянко. 13 декабря 1915 г. (Там же. Ф. 1278. Оп. 7. Д. 1179. Л. 2). 152 Государственная Дума: Третий созыв. Сессия IV. Ч. 1. Стб. 491. 153 Государственная Дума: Четвертый созыв. Сессия Н. Ч. 3. Стб. 1799—1800. 154 Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Т. 2. С. 156. Дума и объединенное министерство, быстро стал ненужным «За слонивший» Николая II П. А. Столыпин, оказался ненужны удерживавший российскую денежную систему Коковцов. Зато вс более нужными становились умеющий развлечь Маклаков и умеющий успокоить Григорий Распутин. Иногда умышленно — По~ пытками ликвидировать законодательную Думу, иногда неумышленно — своим поведением попустительствуя подрыву авторитета официальной государственной машины, Николай II расшатывал и без того несбалансированную конструкцию, которую в 1905-~ 1907 гг. бюрократия, как могла, сколотила для того, чтобы продлить жизнь монархии. Мастер политической интриги, но не политического маневра, Николай II оказывался плохой опорой для тех, кто ему служил. В полной мере это пришлось испытать Столыпину. Глава 2 РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА Аграрная реформа. — Проекты реформ, местного самоуправления. Сопротивление дворянской оппозиции. — Реорганизация местной администрации и проекты учреждения административной юстиции. — Реформа местного суда и вероисповедания. Итоги реформаторского курса П. А. Столыпина. — Преемники П. А. Столыпина. «Новый курс» в экономической политике. Какие бы грозные формы ни принимало революционное рабочее движение в 1905 г., судьба России решалась в деревне. И все реформы, которые собирался осуществить Столыпин, чтобы расширить социальную опору монархии, были так или иначе нацелены на деревню. Самой важной из этих реформ была земельная, получившая название столыпинской, хотя ее проект был в основном разработан еще до него. Суть ее заключалась в том, что правительство отказывалось от прежней политики насильственной консервации общины и переходило к ее насильственной ломке. Община во многих отношениях была выгодна крестьянам. Она была их хозяйственным объединением в пользовании общим лесом, выгоном и водопоем, союзом в отношениях с властями, своего рода социальной гарантией на случай стихийных бедствий и семейных несчастий. Но общинное землепользование задерживало естественный процесс расслоения крестьянства и придавало ему искаженные формы. Оно ставило преграду на пути образования класса мелких крестьянских собственников. Между тем противники общины в правящих кругах, оглядываясь на Запад, не без оснований видели в существовании такого класса «источник экономического процветания страны» и «опору гражданского порядка».1 Быстро нараставший к концу XIX в. упадок крестьянского хозяйства делал необходимым переход к его более современным формам. И здесь община оказывалась одной из преград, хотя, может быть, и не главной (главные преграды можно было убрать только вместе с существовавшим политическим строем). Неотчуждаемость надельных земель делала невозможным получение ссуд под их залог. Во многих районах страны чересполосица и периодические переделы земли препятствовали переходу к более продуктивным формам ее использования. Таким образом, предоставление крестьянам права свободно выходить из общины было давно назревшей экономической необходимостью. При этом, однако, сторонники отказа от консервации общины и в XIX, и в начале XX в. исходили из представления, что процесс перехода к личной кре- 1 Журнал Государственного совета в общем присутствии 30 мая 1889 г. (РГИА. ф. 592. Оп. 44. Д. 188. Л. 7). стьянской собственности будет медленным и растянется на несколько поколений. Главной же особенностью столыпинской земельной реформы было стремление быстро разрушить общину. Это было возможно осуществить только с помощью принуждения. Решающей причиной такого резкого поворота в отношении власти к общине были аграрные беспорядки 1905—1906 гг. «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боящаяся, действуя миром, никакой ответственности, —делал Столыпин вывод из недавних событий, — всегда будет представлять собой горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу». Поэтому следовало не только ликвидировать общинное землевладение, но и расселить крестьян «хуторами или мелкими поселками».2 Выдвигая, таким образом, на первый план политические цели борьбы с общиной, власть с самого начала имела в виду и экономические цели. Авторы и главные исполнители реформы исходили в основном из опыта западных губерний, где уже существовала и доказала свою пригодность к местным условиям хуторская система хозяйства.3 Кроме того, российская бюрократия, привыкшая думать, что все в стране зависит от ее воли, искренне считала, что община существует только благодаря поддержке власти и рухнет, как только лишится этой поддержки/ Реформу начинали проводить в момент, когда финансы России были подорваны, сельское хозяйство прошло через очередной ряд неурожайных лет, а промышленность не оправилась после кризиса начала XX в. К тому же Столыпин, а особенно А. В. Кривошеий вообще считали, что поддержка промышленности была ошибкой С. Ю. Витте и потраченные на это деньги «не принесли ни малейшей пользы».5 «Первейшую задачу правительства и законодательства» Кривошеий видел в увеличении производства хлеба. За счет этого предстояло «кормиться, оплачивать всю нашу внутреннюю промышленность, закупать иноземные товары, платить наши долги». При этом прежде всего нужно было повысить производительность крестьянского хозяйства, что, как полагал Кривошеий, было достижимо «не сегодня-завтра», если только крестьянин станет собственником земли.6 Но для этого надо было и «не сегодня-завтра» нанести решающий удар по общине. Указ 9 ноября 1906 г., которым была начата реформа, разрешал свободный выход из общины. Наделы, находившиеся в пользовании крестьян со времени последнего передела, укреплялись в 2 Пит. по: Сидельников С. М. Аграрная реформа Столыпина. М., 1973. С. 166—167. 3 Зырянов П. Н. Петр Столыпин: Политический портрет. М., 1992. С. 61. 4 См.: Зырянов П. Н. Крестьянская община Европейской России 1907— 1914 гг. М., 1992. С. 6, 99. 5 См. подробнее: Дякин В. С. Деньги для сельского хозяйства: (Выбор пути экономического развития России 1892—1914 гг.) //История СССР. 1991. № 3. С. 73—75. 6 Государственная Дума: Стенографические отчеты. Третий созыв. Сессия II. СПб., 1908. Ч. 1. Стб. 1028—1029. собственность независимо от изменения числа душ в семье. Такой приманкой правительство надеялось вызвать уход из общины тех, кому грозило уменьшение надела при ближайшем переделе. Побудительным мотивом для укрепления земли в собственность становилась и появившаяся возможность продать ее. Уже только одно укрепление наделов в собственность части общинников должно было внести в нее раскол и чувство неуверенности. Но главным было другое — укрепивший в собственность свой чересполосный надел получал право потребовать выделить ему землю в одном месте. Чтобы желание «наиболее энергичных и развитых лиц» не оставалось при этом «в полной зависимости от соглашения с обществом», Министерство внутренних дел предписало проводить такие выделы не только во время очередных переделов, как говорилось в указе 9 ноября, но и в промежутках между ними. Это значило, что ради выдела даже одного домохозяина можно было ежегодно требовать передела всех земель в общине. Хозяйствование в таких условиях становилось невозможным. Такая перспектива, рассчитывало Министерство внутренних дел, сделает общины более «уступчивыми» и приведет к «добровольным соглашениям» о полном разверстании всех домохозяев.7 Указ 9 ноября был превращен затем в постоянно действующий закон 14 июня 1910 г., который предусматривал дополнительные меры для ускорения выхода крестьян из общины. И сразу же Столыпин очередным циркуляром предписал губернаторам «иметь неустанное наблюдение» за быстрым удовлетворением ходатайств об укреплении наделов в личную собственность.8 Наконец, закон 29 мая 1911 г. устанавливал, что в случае проведения землеустроительных работ для ликвидации чересполосицы внутри общины ее члены впредь считаются собственниками земли, даже если они об этом не просили. И правительство, и поддерживавшее его большинство Думы и Государственного совета не скрывали, что собираются именно заставить крестьян выйти из общины. Особенно откровенно это сформулировал М. В. Красовский, представлявший законопроект в Государственном совете. «Мы, — говорил он, — стоим за решение принудительное, насильственное, навязанное».9 Не удивительно, что понукаемые сверху власти на местах оказывали на крестьян такой нажим, который иногда и Столыпина заставлял беспокоиться о взятом «чрезмерно усиленном темпе».10 Но при всей важности политических мотивов столыпинской земельной реформы разрушение общины не было для власти самоцелью. С самого начала имелось в виду, что формирование широкого слоя мелких собственников-крестьян и улучшение их хозяйства создаст тем самым массовую социальную опору режи- 7 Циркуляр Министерства внутренних дел губернаторам 14 июня 1908 г. (РГИА. Ф. 1291. Оп. 119. 1906 г. Д. 67. Л. 26). 8 Циркуляр Министерства внутренних дел губернаторам 19 июня 1910 г. (Там же. Д. 74. Л. 34). 9 Государственный совет: Стенографические отчеты. 1909—1910 годы. Сессия пятая. СПб., 1910. Стб. 1279. 10 П. А. Столыпин—Н. П. Муратову. 17 августа 1908 г. (РГИА. Ф. 408. Оп. 1. Д. 153. Л. 112). ма. При этом власть не хотела ни образования крупного фер. мерского землевладения, которое стало бы конкурировать с дворянским, ни чрезмерной парцелляции крестьянских хозяйств Еще не начав реформу, Министерство внутренних дел в мае 1906 г. говорило о необходимости установить предел и сосредоточению надельных земель в одних руках, и дроблению крестьянских участков. 26 января 1907 г. эта идея была поддержана Советом министров. Речь шла об опоре на середняка: разработанный к 1912 г. законопроект устанавливал желательные размеры недробимых участков в 5—10 десятин.11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|