Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние европейских образовательных фондов: медиаполитический аспект




 

Участие в экспорте образовательных услуг предоставляет большие возможности российским учебным заведениям для расширения их деятельности и совершенствования профессионального уровня подготовки специалистов, продвижения образовательных технологий и программ на международный рынок образования.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества можно также выделить подготовку и реализацию целевых программ участия в международных проектах и программах.

В настоящее время российские образовательные учреждения принимают активное участие в реализации более 70 проектов и программ. В качестве основных программ оказания содействия модернизации российской системы образования могут быть выделены следующие: программа технического содействия ТАСИС и программы межуниверситетского сотрудничества ТЕМПУС-ТАСИС (Европейская Комиссия); программы российско-британского сотрудничества в области общего среднего и профессионального образования (Британский Совет); программы российско-нидерландского сотрудничества (Бюро КРОСС); рабочая программа сотрудничества с Советом Европы.

Основные положения Концепции модернизации российского образования учитываются как при оценке и мониторинге действующих программ и проектов, так и при инициировании новых. Встречи и переговоры, проведенные с основными партнерами (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совет Европы, Европейская Комиссия, Британский Совет, Совет государств Балтийского моря, Баренц-Евроарктический Совет, Форум АТЭС, национальные Министерства образования Нидерландов, Франции, Австрии, Финляндии и др.), продемонстрировали их поддержку новым подходам российской стороны к вопросам реализации международного сотрудничества.

В целях содействия процессу модернизации российского образования и успешной реализации реформ были проведены переговоры по созданию международной стратегической группы экспертов (МСГЭ) из числа зарубежных и российских специалистов в области проведения крупномасштабных реформ в сфере образования. Одной из целей создания МСГЭ является оказание поддержки по различным аспектам наиболее важных направлений модернизации образования.

Российская Федерация выражает большую заинтересованность в развитии Болонского процесса как движения, направленного на гармонизацию европейских образовательных систем и создание общеевропейского образовательного пространства.

В условиях нарастающей академической мобильности сотрудничество с европейскими партнерами становится неотъемлемой частью российской образовательной системы. Система образования Российской Федерации за последние годы претерпела ряд изменений, существенно приближающих ее к модели, предусмотренной Болонской декларацией.

В настоящее время российские университеты активно взаимодействуют в мировом образовательном пространстве с ведущими научными и образовательными центрами США, Европы, стран Азиатского региона, Латинской Америки: создаются совместные образовательные программы, выполняются научно-исследовательские проекты с использованием возможностей российских и зарубежных научных фондов.

С 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, войдя в качестве полноправного члена в общеевропейскую систему высшего образования и получив возможность активного влияния на ее развитие. Переход на многоуровневое образование со всеми элементами, обусловленными Болонскими требованиями, должен осуществляться эволюционно с сохранением лучших традиций высшего образования России.

Долгосрочные национальные геополитические интересы России, многовековые традиции культурного взаимодействия ставят задачу сохранения функции лидера на постсоветском образовательном пространстве.

Интеграция России в мировое образовательное пространство в условиях присоединения к ВТО должна сопровождаться формированием цельной внешнеэкономической политики, охватывающей как экспорт образовательных услуг, так и их импорт, а также защищающей некоммерческий характер деятельности в сфере образования внутри России.

Экспорт образовательных услуг в разных формах (развитие образовательных связей, международных обменов, привлечение на учебу в российские вузы, создание филиалов за рубежом, дистанционное обучение, развитие гуманитарного сотрудничества, имеющего большое влияние на широкие слои населения) обеспечивает расширение сферы долговременного влияния России на зарубежье и интеграцию страны в мировое образовательное пространство, способствует сохранению и распространению влияния русского языка. Особое значение имеет расширение экспорта образовательных услуг в страны СНГ. В настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету), что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся.

Большая часть средства рассчитанных на поддержку образования в Российской Федерации проходят правительственные структуры по линии международной технической помощи и в рамках программ двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Значительная часть средств всегда расходовалась на оплату высококвалифицированных консультантов по таким вопросам, как макроэкономическая стабилизация, либерализация, приватизация и разработка нового законодательства.

Но про эти программы широкой общественности известно еще меньше, чем про программы благотворительных фондов. Впрочем, сложилось устойчивое мнение, что поддержка эта, несмотря на ее огромный масштаб, оказалась не слишком эффективной. Причем, так считают не только в России. Тот же Джордж Сорос, например, в своих "Тезисах о глобализации" пишет: "Иностранная помощь печально известна своей слабой эффективностью. Но это не является поводом для отказа от нее, напротив, это свидетельствует о насущной необходимости сделать ее более эффективной".

С одной стороны такая оценка связана с тем, что сама структура подобных официальных программ предусматривает использование в самой России лишь части (иногда меньшей) бюджета программы. Остальные средства остаются в странах, оказывающих помощь. Случается, что по некоторым программам прямых денег Россия вообще не получает. Вот только один небольшой пример. Программа Комитета руководителей Европейской конференции министров регионального планирования по внедрению в некоторых российских регионах 10 основополагающих принципов устойчивого пространственного развития европейского континента финансируется правительством Германии. В частности, этот проект действует в Московской и Ленинградской областях. Но деньги, выделяемые немцами, в большей степени идут на поддержание работы зарубежных экспертов, а Московская и Ленинградская области должны сами изыскивать финансовые ресурсы для оплаты труда своих специалистов.

С другой стороны, средства, выделенные в рамках межправительственных программ, часто слабо контролируются фондом. Между тем, официальные структуры вряд ли способны их эффективно использовать. И, прежде всего потому, что критерием успешной работы чиновника в первую очередь является точное исполнение указаний руководства, а не достижение результативности.

Проанализируем некоторые результаты многочисленных грантовых программ, которые использовали как частные, так и правительственные средства и были направлены на развитие в России науки, образования, культуры, здравоохранения, а также структур и инициатив гражданского общества.

Отметим несколько важнейших положительных факторов влияния иностранной помощи на развитие образования в стране.

Фонды привнесли в страну новые подходы и модели, новую идеологию работы с финансами, новую проектную культуру. Правила работы фондов, менеджмент, грант, прозрачность, социально ответственный бизнес, социальное проектирование, попечительские советы, социальные работники - это лишь небольшая часть незнакомых ранее понятий, появившихся у нас в огромной степени благодаря зарубежным фондам.

Иностранные фонды начали работу в России в трудное время, когда была разрушена прежняя патерналистская система государства, и не было средств и сил, чтобы заменить ее чем-то другим. Они сыграли роль амортизатора, смягчившего негативные социальные последствия переходного периода. Вот только несколько примеров. Международный научный фонд, созданный Джорджем Соросом в 1993 году для поддержки фундаментальной науки в странах бывшего Советского Союза, оказал материальную помощь десяткам тысяч наиболее активно работающих ученых, способствовал реализации нескольких тысяч научных проектов. С 1992 года помощь ученым-практикам и финансирование исследований осуществляет московское представительство Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, не одно десятилетие американская организация IREX поддерживает в нашей стране программы обмена и научные исследования. Программы УВКБ ООН и Международной Организации по Миграции (МОМ) обеспечили международную помощь для решения неожиданно свалившейся на Россию проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. Масштабная Международная Программа поддержки образования в области точных наук (ISSEP), начатая Соросом в 1994 года, выплатила за несколько лет десятки тысяч индивидуальных грантов лучшим учителям, студентам, аспирантам, доцентам и профессорам. А многочисленные гранты на поездки, разнообразные обменные программы, инициированные благотворительными фондами, позволили российским специалистам в трудный переходный период сохранить научные связи, представить достижения наших ученых на международных научных форумах.

Конечно, усилий фондов в поддержке российской науки, культуры, образования было явно недостаточно. Они могли лишь смягчить суровые последствия революционных перемен в стране, но не устранить их. Тысячи ученых и молодых специалистов все же выехали за границу в поисках лучшей доли, но многим удалось сохранить себя и свое дело, благодаря вовремя полученной помощи.

Программы международных фондов и фондовых организаций способствовали активному внедрению в российскую практику новых моделей и эффективных технологий. Еще в конце 80-х годов фонд Сороса поставлял в различные (в том числе и правительственные) структуры непривычную тогда копировальную и факсимильную технику, потом пришла очередь компьютеров, телекоммуникационного и медицинского оборудования. Крупный проект по созданию в 33 университетах России центров открытого доступа к ресурсам сети Интернет, осуществленный совместно с Правительством Российской Федерации, дал мощный толчок развитию информационных технологий в провинции России, активному применению их в образовании.

Средства Всемирного банка и крупнейших частных фондов во многом способствовали трансформации гуманитарного образования в стране, появлению в школах России новых методик, масштабному изданию инновационной учебной литературы. В области здравоохранения именно зарубежные фонды (в том числе и Фонд Сороса), а также международные организации активно работали в сфере снижения вреда от применения наркотиков, противодействия распространению ВИЧ-инфекции, СПИДа, лекарственно-устойчивой формы туберкулеза. Этот перечень можно легко продолжить.

Понятно, что не любой западный опыт, не любые привнесенные модели годились для российских условий и успешно укоренялись в стране. Случалось, что западные фонды недооценивали достаточно большой образовательный и культурный потенциал России и пытались работать по моделям, более подходящим для развивающихся стран Азии и Африки. Но зато некоторые, наиболее важные и удачные инициативы нередко подхватывались правительственными структурами или местными властями.

К примеру, многие программы Международного научного фонда после его закрытия были подхвачены и развиты РФФИ. Благодаря поддержке Сороса, помогавшего на протяжении многих лет изданию толстых литературных журналов, удалось сохранить для России это уникальное культурное явление и донести до читателя через тысячи публичных библиотек лучшие произведения российских и зарубежных авторов. Когда помощь прекратилась, толстые литературные журналы, стали получать поддержку от двух министерств - культуры и печати. Бедственным положением сельских библиотек, которые ранее получали поддержку от американских фондов, в 2002 году озаботились и отечественные структуры. В результате Министр культуры Михаил Швыдкой и региональная общественная организация "Открытая Россия" подписали двусторонний протокол о сотрудничестве в создании многофункциональных просветительских центров на базе сельских библиотек.

Каждый зарубежный фонд, работавший в России, может вспомнить немало успешных начинаний, инноваций и пилотных проектов, которые теперь, доказав свою эффективность, широко применяются в стране.

Наконец, программы и проекты, поддержанные зарубежными фондами, способствовали укреплению деловых и культурных связей с зарубежными партнерами, формированию опытных российских кадров, взращиванию отечественных экспертов и специалистов, готовых и умеющих работать в новых условиях. С помощью различных фондов открывались новые школы и колледжи, проводились многочисленные тренинги и семинары для журналистов и управленцев, для менеджеров культуры, учителей и социальных работников, для судей и юристов.

Пожалуй, особую роль сыграла зарубежная помощь в становлении и развитии гражданского общества в России. И об этом стоит поговорить отдельно.

Нельзя сказать, что в Советском Союзе не было элементов гражданского общества. Конечно, власти всячески пытались с ними бороться, но полностью задавить независимую творческую мысль и свободное гражданское сознание им оказалось не под силу. В стране существовало инициативное правозащитное движение, формировались неофициальные группы, в том числе и оппозиционные, складывались сетевые взаимодействия между ними. Однако, в то время не было ни идеологических, ни правовых, ни материальных условий для массового формирования структур гражданского общества. Наступившая в середине 80-х годов перестройка и последующие демократические преобразования в стране открыли возможности для создания независимых неправительственных организаций (НПО), для разнообразных проявлений общественных инициатив. Началось формирование гражданского общества, которое в нормальных условиях и естественным путем заняло бы, наверное, десятилетия. Но почти сразу зарубежные фонды стали поддерживать гражданскую активность в стране, стимулировали создание и укрепление новых организаций. И эта очень важная и существенная помощь не могла не оказать серьезного воздействия на развитие гражданского общества в России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...