Тема: 3. Литосфера и биосфера.
Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний о литосфере и биосфере. Задачи: 1. Изучить земную кору, горные породы, горы и долины, камни и песок. 2. Рассмотреть значение рек в формировании рельефа. 3. Изучить структуру биосферы, круговорот веществ в природе. 4. Изучить пищевые цепи и сети, иерархию уровней организации биосферы. 5. Рассмотреть среду обитания человека, биологические основы общественной жизни людей. Студент должен знать: 1) до изучения темы: понятие литосферы и биосферы, пищевая цепь. 2) после изучения темы: факторы, влияющие на литосферу, структуру биосферы, пищевые цепи и сети. Студент должен уметь: Составлять пищевые цепи и сети. Содержание занятия: 1. Вводный контроль. Решение ситуационных задач. 2. Беседа по теме занятия.
3. Практическая работа. «Составление пищевых цепей». Цель работы: Научиться составлять пищевые цепи и сети. Ход работы: Предлагаются карты с изображением определенной экосистемы. Студенты должны предложить как можно больше вариантов пищевых цепей и сетей по данной экосистеме. Результаты: Оформляются в тетрадь. Выводы: Подводятся итоги о тесной взаимосвязи элементов экосистемы, Ситуационные задачи для разбора на занятии Выхлопные газы автомобилей содержат токсичные вещества. Какие это вещества? Назовите пути обезвреживания этих веществ.
Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.
Дополнительная литература:
Тема: 4. Общие принципы адаптации. Адаптация к низким температурам. Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний по адаптации. Задачи: 1. Изучить понятие об адаптации и акклиматизации человека. 2. Рассмотреть общие закономерности адаптивного процесса. 3. Изучить механизмы образования адаптивных черт и временную динамику адаптивных типов. 4. Изучить биологическую характеристику адаптации к действию низкой температуры. Студент должен знать: 1) до изучения темы: понятие адаптации, закаливание. 2) после изучения темы: адаптогены, фазы адаптивной реакции, адаптивные типы и черты, понятие «плата за адаптацию». Студент должен уметь: определять и оценивать свои адаптивные возможности по отношению к низким температурам. Содержание занятия: 1. Вводный контроль. Тестовые вопросы. 2. Беседа по теме занятия.
3. Практическая работа.
«Исследование физиологических механизмов адаптации организма к низким температурам». Цель работы: Определить и оценить свои адаптационные возможности по отношению к низким температурам. Ход работы: В начале у испытуемого, который спокойно сидит на стуле, измеряют температуру тыльной поверхности кисти и температуру тела, а также через каждую минуту частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД) до тех пор, пока показания не станут стабильными. Затем руку испытуемого погружают до кисти на 1 мин в холодную воду со льдом 0°С. После того, как руку вынут из воды, делают измерения через каждую минуту до тех пор, пока все измеряемые величины не вернутся к исходному уровню. Отмечают изменение цвета рук и лица испытуемого, а также его субъективные ощущения. Сравнить полученные результаты температурной пробы у разных испытуемых (3-4), родившихся в разных климатических условиях. Результаты: Оформляются в тетради в виде таблицы:
У молодых людей систолическое давление может повышаться на 20-30 мм рт. ст. Люди, привыкшие к холодному климату, показывают менее значительную реакцию и испытывают менее сильную боль. Выводы: Подводится итог о влиянии климато-географических и социальных факторов на адаптивные возможности организма. Ситуационные задачи для разбора на занятии. Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.
Дополнительная литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|