Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: 14. Экология питания. Пищевые и непищевые компоненты продуктов питания.




Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний о компонентах пищи.

Задачи: 1. Изучить балластные соединения.

2. Рассмотреть вкусовые и ароматические вещества.

3. Изучить антипищевые и защитные компоненты пищи.

4. Раскрыть компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм.

5. Изучить пищевые добавки.

Студент должен знать:

1) до изучения темы: калорийность некоторых пищевых продуктов, режим питания.

2) после изучения темы: важность не только пищевых веществ, но и некоторых непищевых компонентов пищи, а также знать антипищевые вещества, компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм, пищевые добавки.

Студент должен уметь: определять обеспечение организма витаминами и макроэлементами.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Фронтальный опрос.

2. Беседа по теме занятия.

Классификация пищевых веществ. Белки, аминокислоты, жиры, углеводы, витамины, витаминоподобные и минеральные вещества как компоненты пищи.

Балластные соединения. Вкусовые и ароматические вещества. Антипищевые компоненты. Защитные компоненты пищевых продуктов.

Компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм. Пищевые добавки. Пищевые отравления и биологическое загрязнение пищи.

3. Практическая работа.

«Определение обеспечения организма витаминами и макроэлементами»:

Цель работы: Определить обеспеченность организма витаминами и макроэлементами

Ход работы: Ответьте на вопросы тестов.

Результаты: Оформляются в тетради.

Выводы: Подводятся итоги об обеспеченности организма витаминами и макроэлементами.

Ситуационные задачи для разбора на занятии.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.

  1. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011 г.
  2. Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011 г.

Дополнительная литература:

  1. Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010 г.
  2. Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.
  3. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009 г.



Тема: 15. Экология и здоровье человека.

Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний об экологическом аспекте здоровья человека.

Задачи: 1. Раскрыть основные вопросы экологии человека.

2. Раскрыть понятия «здоровье», «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность».

3. Изучить антропогенные факторы.

4. Ознакомить с факторами здорового и нездорового образа жизни.

Студент должен знать:

1) до изучения темы: понятие экология, структуру экологии как науки.

2) после изучения темы: понятия «здоровье», «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность», антропогенные факторы, факторы здорового и нездорового образа жизни.

Студент должен уметь: оценивать свое здоровье и образ жизни.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Составить рассказ по теме.

2. Беседа по теме занятия.

Экология человека. Антропогенные факторы.

Понятия «здоровье», «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность».

Смертность населения. Факторы здорового и нездорового образа жизни.

Практическая работа.

«Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья»

Цель работы: оценить свой образ жизни и сформировать убеждения о пользе здорового образа жизни.

Оборудование: анкеты, инструкции.

Ход работы: 1. Внимательно ознакомьтесь с анкетой, выберите ответ, определите количество баллов.

1. Можете ли вы расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю, курению или таблеткам: да 10; редко, но это мне удается 5; нет 0.

 

2. Насколько ваш реальный вес превышает адекватный:

превышает более чем на 50% -10

на 25 - 49% -2

на 15-24% -3

на 4-10% 6

не более чем на 3% 8

ниже чем на 4 - 10% 10

на 11 - 19% -3

на 20 - 25% -2

более чем на 25% -10

 

3. Применяете ли вы в повседневной жизни какой-нибудь метод оздоровления:

да, регулярно – 10; да, но нерегулярно – 5; нет – 0.

 

4. Сколько раз в неделю вы занимаетесь физической культурой в течение 20 минут и более:

5-6раз – 10; 3 раза – 6; 2 раза – 4; ни разу – 0.

 

5. Насколько продолжителен ваш сон (в сутки):

менее 5 часов – 0; 5 - 6 часов – 4; 7 - 8 часов – 8; 9-10 часов – 4; более 10 часов – 0.

 

6. Как часто вы питаетесь в течение дня:

3 - 4 раза – 6; 2 раза – 3; 1 раз – 1.

 

7. Сколько раз в неделю вы завтракаете:

ни разу – 0; от случая к случаю – 2; ежедневно – 6.

 

8. Как часто вы пропускаете занятия из-за болезни:

болею очень редко, в несколько лет раз 1 0

болею 1 - 2 раза в год 7

болею 1 раз в полгода 5

болею 1 раз в месяц 2

болею 1 раз в одну, две недели 0

 

9. Как часто вы курите:

никогда 10

очень редко, не больше 1 - 2 раз в месяц 6

иногда (за компанию) 3

каждый день до 5-6 сигарет 0

каждый день 0,5 - 1 пачку сигарет 8

 

10. Как часто вы употребляете алкоголь:

не употребляю вообще 10

50 - 70 г сухого или крепленого вина 1 раз в неделю 6

очень редко, не больше (50 г крепких напитков) 1- 2 раз в месяц 8

ежедневно, но не более 40 - 50 г в день 4

несколько раз в месяц, но в большом количестве 8

ежедневно более 150 - 200 г 10

Суммируйте все очки и дайте оценку своему образу жизни по следующей шкале:

88 - 60 очков: возможно не задумываясь, но вы ведете здоровый образ жизни.

59 - 50 очков: ваше отношение к здоровому образу жизни можно оценить как хорошее.

49 - 35 очков: ваше отношение к здоровому образу жизни можно оценить как удовлетворительное. Задумайтесь над тем, что можно изменить.

30 и меньше очков: ваши привычки и поведение далеки от здорового образа жизни, вы пренебрегаете своим здоровьем.

Сделайте вывод.

 

2. Проведите визуальную самооценку по ногтевым пластинкам (рис. 1). Посмотрите на форму, размер, окраску, поверхность и очертания своих ногтей и сделайте диагностику по таблицам 1,2, 3.

 


Таблица 1

Диагностика по окраске ногтевых пластинок

 

№ п/п Описание окраски Состояние здоровья
  Ноготь розовый, гладкий Ноготь здорового человека
  Белый цвет Анемия
  Желтизна ногтей Слабость или патология печени
  Ярко-красная окраска Эритмия (хроническое заболевание кроветворной системы). Лейкоз
  Синюшность ногтей Слабость сердечно-сосудистой системы и легких
  Голубовато-фиолетовая Врожденный порок сердца

 

Таблица 2

Диагностика по поверхности ногтевых пластинок

 

№ п/п Описание поверхности ногтя Состояние здоровья
  Белые пятна на одном, двух ногтях Нарушение деятельности центральной нервной системы
  Вертикальные рубцы (линии) на ногтях Плохая всасываемость пищи в системе пищеварения. Несбалансированность питания
  Белые пятна на всех ногтях Переизбыток сахара в крови или верхних конечностей состояние напряжения углеводного обмена
  Белые крапинки на ногтях Недостаток кальция и цинка
  Желтые крапинки на ногтях Нарушение жирового обмена
  Желтоватые пятна Признак некоторых нарушений функций мозга
  Расщепление концов ногтей или их неровность Плохая работа яичников, болен тот яичник, с какой стороны наблюдаются изменения

 

 

Рис. 1. Форма, размер и очертания ногтевых пластинок.


Таблица 3

Диагностика по форме ногтевых пластинок (в соответствии с рисунком)

 

№ п/п Описание ногтя Состояние здоровья
  Нормальная форма Человек здоров
  Короткий, плоский Органическое заболевание сердца
  Большой размер полумесяца Тахикардия
  Отсутствие полумесяца Невроз сердца
  Большой выпуклый Туберкулез легких
  Выпуклый большим полумесяцем Врожденная форма туберкулеза
  Плоский искривленный Бронхиальная астма, бронхит (врожденные формы)
  Трубковидный высокий Рак
  Булавовидная ногтевая фаланга Врожденные формы психических нарушений, жестокость, агрессивность, бешенство
  Вогнутый Наследственные формы алкоголизма
  Сплющенно-раздробленный Глистная инвазия
  Ломкие желобки Отложения извести
  Шлаковые (солевые) слои Острые заболевания желудочно- кишечного тракта
  Удлиненный Сахарный диабет
  Ноготь безымянного пальца в виде полукруга Патология почек
  Миндалевидные прожилки (волны) Ревматизм, тиф
  Обгрызенный Неврозы, гастриты, половые дисфункции у женщин
  Полоски и вкрапления Заболевания селезенки и тонкой кишки
  Полоски Заболевания кишечника
  Треугольный Заболевания позвоночника и спинного мозга
  Дырчатый Патология селезенки
  Плоский с возвышением на указательном пальце Патология селезенки

Выводы: подводится итог о состоянии своего здоровья.

Практическая работа.

«Определение состояния здоровья по косметологическим признакам»

Цель работы: Определить состояние здоровья по косметологическим признакам.

Ход работы:

1) прочитайте теоретические положения;

2) изучите признаки определения отклонений в состоянии здоровья по косметологическим признакам;

3) проведите оценку состояния здоровья собственного организма

Язык всегда несёт на себе отпечаток болезни того или иного органа. Поэтому опытный специалист, разглядев его, с большой точностью может поставить диагноз, выяснить, как чувствуют себя печень, лёгкие, почки, селезёнка, в каком в каком психофизиологическом состоянии человек находится в данный момент.

Тонкий налёт на языке скажет о начале заболевания, более выраженный - криз, а не бархатистый, как полагается, язык пациента наведёт врача на мысль об анемии, синюшный и - о сердечной недостаточности. Если язык пурпурно-красный, сухой, шершавый - организму не хватает витамина В2. Если кроваво-синюшный, отёчный - витамина В3. Если язык часто кровоточит, срочно требуется витамин С.

Нос может дать очень важную информацию о состоянии здоровья. Побледнение отдельных участков носа и бледные крылья носа помогут вовремя диагностировать пневмонию. Бледность кожи носа и окружающей его зоны указывает на гастрит, спазмы желудка, острую пневмонию. Красный багровый нос в прожилках говорит о высоком артериальном давлении, тогда как сине-красный указывает на низкое артериальное давление. Красно-синяя окраска носа (цианоз) - признак астмы и бронхита. Стойкое покраснение носа указывает на алкоголизм, хотя этот же признак может говорить и о гастрите.

Покраснение кожи вокруг носа может служить признаком недостатка магния в организме. А вот если на коже вокруг носа видны кровеносные сосуды, то велика вероятность застоя крови, воспалений вен и образования тромбов. Если нос имеет бронзовую окраску в особенности в сочетании с тёмными точками на его коже, то вероятны заболевания печени, нарушение функций желчного пузыря, повышение нагрузки на желудок или поражение селезёнки. Частые носовые кровотечения заставляют думать о заболеваниях лёгких или расстройстве функции печени.

Можно присмотреться и к переносице. Поперечные морщинки в её верхней части свидетельствуют о неполадках с щитовидной железой. Припухлость в зоне переносицы указывает на полипы и воспалительные процессы.

Кроме этого внешний вид человека может рассказать опытному клиницисту практически всё - от физического до психологического здоровья. Ниже указаны несколько подтвержденных врачебной практикой проявлений разных болезней на лице:

1) Много поперечных морщин на лбу (лоб гармошкой), манера поднимать как бы удивлённо брови - характерна для людей, склонных к алкоголизму;

2) Блестящие глаза слегка навыкате - признак заболеваний щитовидной железы;

3) Желтизна склер глаз - говорит о больной печени;

4) Мешки, тёмные круги под глазами - больные почки или мочевой пузырь;

5) Морщинистое лицо даже у молодого человека - эндокринные расстройства;

6) Упругая кожа лица - признак здоровья. А дряблость говорит о преждевременном старении кожи. Это случается при болезнях обмена веществ и желудочно-кишечного тракта;

7) Жирные волосы - признак эндокринных проблем, заболеваний желудка и кишечника;

8) Ломкие волосы - обменная недостаточность, авитаминоз;

9) Сухие губы с заедами в уголках сигналят о гастрите или язве желудка;

10) Появление желтовато-коричневых пигментных пятен на лице говорит о почечной патологии.

11)

где что меры
В полости рта в целом Неприятный запах Больные зубы и десны - лечить
Газы из-за нарушения пищеварения – лечить, добавить в меню кисломолочные продукты
Недостаток вит В12 – принимать витамины
язык «Географический» язык покрыт складками и бороздами Недостаток всех вит группы В – принимать витамины
Пурпурный или цвета фуксии Недостаток вит В2 – принимать дополнительно
Алый или кроваво красный Гиповитаминоз РР – принимать дополнительно
Увеличенный, т.н. «бычий» Недостаток пантотеновой кислоты – принимать дополнительно
Гладкий и блестящий Недостаток фолиевой кислоты и вит В12 – принимать дополнительно
Обметанный язык Присутствие большого количества болезнетворных бактерий в организме, поразивших также стенки кишечника – обследоваться, поставить диагноз, лечиться
Горло и ротовая полость Жжение Первый признак нехватки вит В6 – принимать дополнительно
Слизистая рот. пол., горла и пищевода Воспаление, раздражение Длительная недостаточность фолиевой кислоты– принимать дополнительно
Слизистая (рот. пол.) Язвочки (стоматит) возникают часто Дефицит аскорбиновой кислоты– принимать дополнительно

 

Результаты: Оформляются в тетради.

Выводы: Подводятся итоги о состоянии здоровья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...