Тема: 14. Экология питания. Пищевые и непищевые компоненты продуктов питания.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний о компонентах пищи. Задачи: 1. Изучить балластные соединения. 2. Рассмотреть вкусовые и ароматические вещества. 3. Изучить антипищевые и защитные компоненты пищи. 4. Раскрыть компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм. 5. Изучить пищевые добавки. Студент должен знать: 1) до изучения темы: калорийность некоторых пищевых продуктов, режим питания. 2) после изучения темы: важность не только пищевых веществ, но и некоторых непищевых компонентов пищи, а также знать антипищевые вещества, компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм, пищевые добавки. Студент должен уметь: определять обеспечение организма витаминами и макроэлементами. Содержание занятия: 1. Вводный контроль. Фронтальный опрос. 2. Беседа по теме занятия. Классификация пищевых веществ. Белки, аминокислоты, жиры, углеводы, витамины, витаминоподобные и минеральные вещества как компоненты пищи. Балластные соединения. Вкусовые и ароматические вещества. Антипищевые компоненты. Защитные компоненты пищевых продуктов. Компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм. Пищевые добавки. Пищевые отравления и биологическое загрязнение пищи. 3. Практическая работа. «Определение обеспечения организма витаминами и макроэлементами»: Цель работы: Определить обеспеченность организма витаминами и макроэлементами Ход работы: Ответьте на вопросы тестов. Результаты: Оформляются в тетради. Выводы: Подводятся итоги об обеспеченности организма витаминами и макроэлементами. Ситуационные задачи для разбора на занятии. Рекомендуемая литература: Основная литература:
1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.
Дополнительная литература:
Тема: 15. Экология и здоровье человека. Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний об экологическом аспекте здоровья человека. Задачи: 1. Раскрыть основные вопросы экологии человека. 2. Раскрыть понятия «здоровье», «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность». 3. Изучить антропогенные факторы. 4. Ознакомить с факторами здорового и нездорового образа жизни. Студент должен знать: 1) до изучения темы: понятие экология, структуру экологии как науки. 2) после изучения темы: понятия «здоровье», «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность», антропогенные факторы, факторы здорового и нездорового образа жизни. Студент должен уметь: оценивать свое здоровье и образ жизни. Содержание занятия: 1. Вводный контроль. Составить рассказ по теме. 2. Беседа по теме занятия. Экология человека. Антропогенные факторы. Понятия «здоровье», «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность». Смертность населения. Факторы здорового и нездорового образа жизни. Практическая работа. «Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья» Цель работы: оценить свой образ жизни и сформировать убеждения о пользе здорового образа жизни. Оборудование: анкеты, инструкции. Ход работы: 1. Внимательно ознакомьтесь с анкетой, выберите ответ, определите количество баллов. 1. Можете ли вы расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю, курению или таблеткам: да 10; редко, но это мне удается 5; нет 0.
2. Насколько ваш реальный вес превышает адекватный: превышает более чем на 50% -10 на 25 - 49% -2 на 15-24% -3 на 4-10% 6 не более чем на 3% 8 ниже чем на 4 - 10% 10 на 11 - 19% -3 на 20 - 25% -2 более чем на 25% -10
3. Применяете ли вы в повседневной жизни какой-нибудь метод оздоровления: да, регулярно – 10; да, но нерегулярно – 5; нет – 0.
4. Сколько раз в неделю вы занимаетесь физической культурой в течение 20 минут и более: 5-6раз – 10; 3 раза – 6; 2 раза – 4; ни разу – 0.
5. Насколько продолжителен ваш сон (в сутки): менее 5 часов – 0; 5 - 6 часов – 4; 7 - 8 часов – 8; 9-10 часов – 4; более 10 часов – 0.
6. Как часто вы питаетесь в течение дня: 3 - 4 раза – 6; 2 раза – 3; 1 раз – 1.
7. Сколько раз в неделю вы завтракаете: ни разу – 0; от случая к случаю – 2; ежедневно – 6.
8. Как часто вы пропускаете занятия из-за болезни: болею очень редко, в несколько лет раз 1 0 болею 1 - 2 раза в год 7 болею 1 раз в полгода 5 болею 1 раз в месяц 2 болею 1 раз в одну, две недели 0
9. Как часто вы курите: никогда 10 очень редко, не больше 1 - 2 раз в месяц 6 иногда (за компанию) 3 каждый день до 5-6 сигарет 0 каждый день 0,5 - 1 пачку сигарет 8
10. Как часто вы употребляете алкоголь: не употребляю вообще 10 50 - 70 г сухого или крепленого вина 1 раз в неделю 6 очень редко, не больше (50 г крепких напитков) 1- 2 раз в месяц 8 ежедневно, но не более 40 - 50 г в день 4 несколько раз в месяц, но в большом количестве 8 ежедневно более 150 - 200 г 10 Суммируйте все очки и дайте оценку своему образу жизни по следующей шкале: 88 - 60 очков: возможно не задумываясь, но вы ведете здоровый образ жизни. 59 - 50 очков: ваше отношение к здоровому образу жизни можно оценить как хорошее. 49 - 35 очков: ваше отношение к здоровому образу жизни можно оценить как удовлетворительное. Задумайтесь над тем, что можно изменить. 30 и меньше очков: ваши привычки и поведение далеки от здорового образа жизни, вы пренебрегаете своим здоровьем. Сделайте вывод.
2. Проведите визуальную самооценку по ногтевым пластинкам (рис. 1). Посмотрите на форму, размер, окраску, поверхность и очертания своих ногтей и сделайте диагностику по таблицам 1,2, 3.
Таблица 1 Диагностика по окраске ногтевых пластинок
Таблица 2 Диагностика по поверхности ногтевых пластинок
Рис. 1. Форма, размер и очертания ногтевых пластинок. Таблица 3 Диагностика по форме ногтевых пластинок (в соответствии с рисунком)
Выводы: подводится итог о состоянии своего здоровья.
Практическая работа. «Определение состояния здоровья по косметологическим признакам» Цель работы: Определить состояние здоровья по косметологическим признакам. Ход работы: 1) прочитайте теоретические положения; 2) изучите признаки определения отклонений в состоянии здоровья по косметологическим признакам; 3) проведите оценку состояния здоровья собственного организма Язык всегда несёт на себе отпечаток болезни того или иного органа. Поэтому опытный специалист, разглядев его, с большой точностью может поставить диагноз, выяснить, как чувствуют себя печень, лёгкие, почки, селезёнка, в каком в каком психофизиологическом состоянии человек находится в данный момент. Тонкий налёт на языке скажет о начале заболевания, более выраженный - криз, а не бархатистый, как полагается, язык пациента наведёт врача на мысль об анемии, синюшный и - о сердечной недостаточности. Если язык пурпурно-красный, сухой, шершавый - организму не хватает витамина В2. Если кроваво-синюшный, отёчный - витамина В3. Если язык часто кровоточит, срочно требуется витамин С. Нос может дать очень важную информацию о состоянии здоровья. Побледнение отдельных участков носа и бледные крылья носа помогут вовремя диагностировать пневмонию. Бледность кожи носа и окружающей его зоны указывает на гастрит, спазмы желудка, острую пневмонию. Красный багровый нос в прожилках говорит о высоком артериальном давлении, тогда как сине-красный указывает на низкое артериальное давление. Красно-синяя окраска носа (цианоз) - признак астмы и бронхита. Стойкое покраснение носа указывает на алкоголизм, хотя этот же признак может говорить и о гастрите. Покраснение кожи вокруг носа может служить признаком недостатка магния в организме. А вот если на коже вокруг носа видны кровеносные сосуды, то велика вероятность застоя крови, воспалений вен и образования тромбов. Если нос имеет бронзовую окраску в особенности в сочетании с тёмными точками на его коже, то вероятны заболевания печени, нарушение функций желчного пузыря, повышение нагрузки на желудок или поражение селезёнки. Частые носовые кровотечения заставляют думать о заболеваниях лёгких или расстройстве функции печени.
Можно присмотреться и к переносице. Поперечные морщинки в её верхней части свидетельствуют о неполадках с щитовидной железой. Припухлость в зоне переносицы указывает на полипы и воспалительные процессы. Кроме этого внешний вид человека может рассказать опытному клиницисту практически всё - от физического до психологического здоровья. Ниже указаны несколько подтвержденных врачебной практикой проявлений разных болезней на лице: 1) Много поперечных морщин на лбу (лоб гармошкой), манера поднимать как бы удивлённо брови - характерна для людей, склонных к алкоголизму; 2) Блестящие глаза слегка навыкате - признак заболеваний щитовидной железы; 3) Желтизна склер глаз - говорит о больной печени; 4) Мешки, тёмные круги под глазами - больные почки или мочевой пузырь; 5) Морщинистое лицо даже у молодого человека - эндокринные расстройства; 6) Упругая кожа лица - признак здоровья. А дряблость говорит о преждевременном старении кожи. Это случается при болезнях обмена веществ и желудочно-кишечного тракта; 7) Жирные волосы - признак эндокринных проблем, заболеваний желудка и кишечника; 8) Ломкие волосы - обменная недостаточность, авитаминоз; 9) Сухие губы с заедами в уголках сигналят о гастрите или язве желудка; 10) Появление желтовато-коричневых пигментных пятен на лице говорит о почечной патологии. 11)
Результаты: Оформляются в тетради. Выводы: Подводятся итоги о состоянии здоровья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|