Ситуационные задачи для разбора на занятии.
Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.
Дополнительная литература:
Тема: 9. Биоритмология. Задаватели ритмов. Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний по биоритмологии. Задачи: 1. Изучить временные параметры организма и его систем. 2. Рассмотреть внешние задаватели времени. 3. Изучить биоритмы – эндогенные осцилляции. 4. Рассмотреть связь времязадавателей с биоритмами. Студент должен знать: 1) до изучения темы: понятие ритм, режим труда и отдыха, некоторые биоритмы. 2) после изучения темы: понятие о цикличности процессов в организме, внешние и внутренние задаватели ритмов. Студент должен уметь: определять свой хронобиологический тип. Содержание занятия: 1. Вводный контроль. Тестовый контроль. 2. Беседа по теме занятия.
Практическая работа. «Определение хронобиологического типа». Цель работы: определить свой хронобиотип, с помощью предлагаемого теста (Московченко О.Н., 1999)
Ход работы: При выполнении тестового задания придерживайтесь следующих рекомендаций: 1. Прежде чем ответить, добросовестно прочитайте каждый вопрос. 2. Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности. 3. На каждый вопрос надо ответить независимо от другого вопроса. 4. Для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой. Выбрать необходимо только один ответ. 5. На каждый вопрос просьба ответить как можно откровеннее. 1. Когда Вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами (выберите только одну клеточку)?
2. Когда Вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами (выберите только одну клеточку)? Часы суток:
3. Какова степень Вашей зависимости от будильника, если утром Вы должны вставать в определенное время: Совсем независим……....4 В большой степени зависим ……2 Иногда зависим…………3 Полностью зависим ……………..1 4. Как легко Вы встаете утром при обычных условиях:
Очень тяжело ………......1 Сравнительно легко……………...3 Относительно тяжело….2 Очень легко…………………….....4 5. Как Вы деятельны в первые полчаса после утреннего вставания: Большая вялость………..1 Относительно деятелен………….3 Небольшая вялость……..2 Очень деятелен…………………...4 6. Какой у Вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса: Совсем нет аппетита……1 Сравнительно хороший аппетит...3 Слабый аппетит…………2 Очень хороший аппетит ………....4 7. Как Вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания: Очень усталым…………..1 Относительно бодр………………3 Небольшая усталость……2 Очень бодр………………….........4 8. Если у Вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда Вы ложитесь спать по сравнению с Вашим обычным временем отхода ко сну: Всегда или почти всегда в обычное время…….4 Позднее обычного менее чем на 1 час…………3 На 1 –2 часа позднее обычного…………………2 Позднее обычного больше чем на 2 часа ……...1 9. Вы решили заниматься физкультурой (физзарядкой, физической тренировкой). Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю, по 1 часу утром, между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятным временем для вас? Мне это время очень благоприятно…………….4 Для меня это время относительно приемлемо…3 Мне будет относительно трудно………………...2 Мне будет очень трудно………………………….1 10. В какое время вечером Вы так сильно устаете, что должны идти спать? (выберите только одну клеточку). Часы суток:
11. Вас собираются нагрузить 2-часовой работой в период наивысшего уровня Вашей работоспособности. Какой из четырех данных сроков Вы выберете, если Вы совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами? 8.00-10.00……………..6 11.00-13.00……………4 15.00-17.00……………2 19.00-21.00……………0 12. Если Вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень Вашей усталости?
Очень усталый………………...5 Относительно усталый………..3 Слегка усталый………………..2 Совсем не усталый…………….0 13. Какие-то обстоятельства заставили Вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для Вас время. Какой из четырех указанных возможных вариантов будет соответствовать вашему состоянию? Я просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать………………4 Я просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать……….3 Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю……………..2 Я просыпаюсь позднее, чем обычно……………………………………...1 14. Вам предстоит какая-либо работа или отъезд ночью, между 4 и 6 часами. На следующий день у Вас нет никаких обязанностей. Какую из следующих возможностей Вы выберете? Сплю сразу после ночной работы………………………………………….1 Перед ночной работой дремлю, а после нее сплю………………………..2 Перед ночной работой сплю, а после нее дремлю………………………..3 Полностью высыпаюсь перед ночной работой…………………………...4 15. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы Вы выберете, если у Вас полностью свободный график дня и Вы можете руководствоваться только личными чувствами? 8.00-10.00………………4 11.00-13.00……………..3 15.00-17.00……………..2 19.00-21.00……………..1 16. У Вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по 1 часу, между 22 и 23 часами. Как Вас будет устраивать это время? Да, полностью устраивает. Буду в хорошей форме………………………..1 Буду в относительно хорошей форме……………………………………….2 Через некоторое время буду в плохой форме……………………………....3 Нет, это время меня не устраивает……………………………………….….4 17. Представьте, что Вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5-часовой непрерывный график работы Вы выберете, чтобы работа стала для Вас интереснее и приносила большее удовлетворение (перечеркнуть крестиком пять клеточек).
18. В какой час суток Вы чувствуете себя «на высоте» (выберите только одну клеточку)? Часы суток:
19. Иногда говорят: «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу Вы себя относите? Четко к утреннему типу – «Жаворонок»……………..6 Скорее к утреннему типу, чем к вечернему………….4 Индифферентный тип – «Голубь»……………………3 Скорее к вечернему типу, чем к утреннему………….2 Четко к вечернему типу – «Сова»…………………….0 Результаты: Подсчитайте сумму баллов и, пользуясь схемой оценки, определите, к какому хронобиологичскому типу вы относитесь: «Голубь», «Сова», или «Жаворонок».
Выводы: Подводится итог о существовании хронобиологических типов. Практическая работа. «Определение длительности индивидуальной минуты». Цель работы: Определить длительность индивидуальной минуты. Ход работы: Длительность индивидуальной минуты (ИМ) определяют по методу Халберга (1969). Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счет секунд про себя (от 1 до 60). Цифру 60 испытуемый произносит вслух. Истинное время фиксируют при помощи секундомера. Для надежности определяют ИМ 2-3 раза. Средний показатель заносится в протокол. Определите длительность ИМ в начале и в конце занятия. Результаты: Сопоставьте ваши показатели со среднестатистическими по таблице. Сделайте вывод о соответствии длительности ИМ возрастной норме и о степени адаптации к учебным нагрузкам, судя по ее изменению к концу занятия.
Примечание: Р1 - достоверность различий детских величин по сравнению со взрослыми; Р2 - достоверность межполовых различий.
Выводы: Подводится итог о соответствии величины вашей ИМ половозрастной норме и об адаптивных возможностях организма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|