Вам нравится заставлять людей смеяться?
Вы игнорировали попытки учителей закрыть вам рот с тех пор, как вы пошли в детский сад? Вас увольняли за то, что вы пародировали начальника? Вы все еще используете прикуриватели?
Если вы ответили на любой из этих вопросов, вы можете принять эту реальность: вы один из шутко-зависимых. Вы – шуткоголик. Но вам могут оказать помощь в Клоунском центре для хронически смешных. Вы можете подумать: «Как великолепны эти профессиональные комики!». Это так, но между ними и вами нет такой разницы, которую не могло бы поправить незначительное количество опыта и знаний. В свое время они были совсем, как вы. Как и все успешные люди любой профессии, они достигли того, что имеют, благодаря упорному труду. Однако, у вас есть преимущество – это незаменимое руководство, которое поможет вам шаг за шагом сделать карьеру в комедийном жанре. Итак, если делать смешным любое живое существо, – это то, что вам интересно, тогда читайте…
Секреты структуры шутки
Что такое шутка? Смешная штука, скажете вы. Многие определили бы шутку как что-то, что кто-то говорит или делает, и это заставляет других смеяться. Это утверждение хотя и верно, но в действительности не отражает того, чем же является шутка на самом деле. Оно просто описывает желаемый эффект. Как быть с шутками, которые в одной ситуации вызывают бурный смех, а в другой – гробовое молчание? Если шутка не вызывает смеха, она внезапно перестает быть шуткой? Люди часто распознают шутку по тому, смеются они или нет. Почему? Потому что существует логичная, характерная структура, которую все определяют как шутку. До настоящего времени никто не представил эту структуру в понятной форме. Однако эта ситуация изменится. В данной главе речь пойдет именно о структуре шутки.
Начало и кульминация Давайте начнем с того, что уже всем известно о шутке. Традиционно шутка состоит из двух частей: начала и кульминации. Возьмем в качестве примера шутку А. Уитни Брауна:
Я видел на днях бабушку…наверное, в последний раз….Не то, чтобы она была больна или что-то в этом роде, она просто до черта мне надоела.
Чтобы понятнее объяснить структуру шутки, я использовал визуальный прием, который назвал «диаграмма шутки». Давайте расположим вышеупомянутую шутку на диаграмме 1, чтобы вы могли четко определить, где начало, а где кульминация:
Диаграмма 1
Я видел на днях бабушку…наверное, в последний раз…. Не то, чтобы она была больна или что-то в этом роде,
Начало
она просто до черта мне надоела.
Кульминация
Начало и кульминацию можно определить следующим образом:
Начало – первая часть шутки, которая подготавливает к смеху. Кульминация – вторая часть шутки, которая заставляет вас смеяться.
Великолепно, если бы не одна маленькая проблема: это ничего не объясняет. Давайте посмотрим, сможем ли мы дать лучшее объяснение.
Что делает шутка: ожидание и удивление
Начало и кульминация напрямую соотносятся с ожиданием и удивлением. Возьмем шутку Стива Мартина. Обратите внимание, как начало заставляет вас ожидать чего-то определенного:
Секс – самое прекрасное, полезное и естественное…
Затем посмотрите, как кульминация удивляет вас:
…что можно купить за деньги.
Здесь вы можете подумать: «Ну да, ожидание и удивление? И в чем же глубинный смысл?». А глубинный смысл вот в чем: чтобы работать, шутка должна удивлять. Уловка состоит в том, что вы не удивитесь, если сначала не будете ожидать чего-то иного. Вот что делает шутка: она заставляет вас ожидать одного, а удивляет совсем другим. Поэтому приводим обновленное определение:
Начало создает ожидание. Кульминация раскрывает удивление.
Теперь, когда вы это поняли, вы можете придумать отличную шутку, правда? Нет. Не достаточно только знать, что делает шутка. Вам необходимо знать, как она это делает.
Как шутка работает: 1-й Сюжет и 2-й Сюжет
В статье «Шутки» (Psychology Today, October 1985) Виктор Раскин предложил «семантическую теорию юмора на основе сценария», согласно которой «шутка-высказывание» состоит из двух сценариев. Однако, так как это семантическая теория, которая рассматривает только слова и их значения, ее применение к эксцентрической и невербальной комедии ограничено. Я изменил термин Раскина со «сценария» на «сюжет», что дало мне возможность применять эту концепцию ко всем формам юмора, а не только к вербальным шуткам. Благодаря открытию Раскина, я нашел первую часть структуры шутки. Формирование Диаграммы шутки началось с этого открытия.
Начало шутки создает в нашей голове 1-й сюжет, который заставляет нас ожидать чего-либо, затем кульминация удивляет нас 2-м сюжетом, который соответствует, однако в какой-то мере отличается от того, чего мы ожидали. Например, представьте мужчину-комика, который выглядит совершенно подавленным, произнося следующее:
(ГРУСТНО) Моя жена только что сбежала с моим лучшим другом… Боже, как я по нему скучаю!
Начало создает 1-й сюжет: мужчина несчастен, потому что скучает по своей жене. Мы ожидаем, что история продолжится в соответствии с этой темой, поэтому мы удивлены, когда кульминация приводит к развитию 2-го сюжета: мужчина несчастен, потому что скучает по своему приятелю.
Диаграмма 2 дает вам визуальное представление, как начало и кульминация создают и развивают данные сюжетные линии:
Диаграмма 2
(ГРУСТНО) Моя жена только что сбежала с моим лучшим другом.
Начало 1-й сюжет: Он несчастен, потому что скучает по жене.
2-й сюжет: Он несчастен, потому что скучает по приятелю.
Боже, как я по нему скучаю!
Кульминация
Если в шутке отсутствует две сюжетные линии, это не шутка. Поэтому, если кульминация не раскрывает 2-ю сюжетную линию, у вас просто есть история с одним сюжетом, но не шутка. Например,
(ГРУСТНО) Моя жена только что сбежала с моим лучшим другом. Боже, как я по ней скучаю!
Это совсем не смешно. Она начинается, как история о мужчине, который скучает по своей жене, и так же заканчивается. Отсутствует вторая сюжетная линия, отсутствует неожиданность. А так как нет элемента неожиданности, нет и шутки.
Начало и 1-й сюжет
В чем разница между сюжетом 1-м и началом? В действительности, данные элементы выполняют совершенно разные функции в структуре шутки. Будучи первой частью шутки, начало - это слова и / или действия, которые формируют у публики определенные ожидания. Больше ничего. Далее, на основе начала появляется 1-й сюжет – детальная картина того, что публика ожидает. Позвольте показать это на одной старой шутке.
Сорок лет я женат и люблю одну и ту же женщину. Если моя жена узнает, она меня убьет.
Когда комик говорит «Сорок лет я женат и люблю одну и ту же женщину», это и только это является началом. Затем, слыша это начало, публика представляет более детальный 1-й сюжет. Так как 1-й сюжет возникает в голове у зрителей, я не могу с точностью сказать, каким он будет у каждого отдельного зрителя, поэтому вот моя версия:
Этот мужчина хвастается своей сильной любовью к жене. За сорок лет совместной жизни они построили богатые и полноценные отношения, смогли преодолеть различия и остаться счастливыми. Он никогда ей не изменял и хотел оставаться с ней всю жизнь.
Это более или менее правдоподобный 1-й сюжет, который могут представить большинство зрителей. Как вы видите, в сюжете содержится намного больше деталей, чем в начале. Откуда же взялись все эти детали? Этот более развернутый сюжет построен на восприятии информации, данной в начале. Восприятие позволяет нам разобраться в чем-либо, имея недостаточную информацию. Основываясь на нашем собственном жизненном опыте, мы постоянно делаем подобные умозрительные заключения. Поэтому естественно, что 1-й сюжет содержит гораздо больше информации, нежели начало.
Кульминация и 2-й сюжет
Различия между кульминацией и 2-м сюжетом подобны различиям между началом и 1-м сюжетом. Будучи второй частью шутки, кульминация – это слова и /или действия, используемые для того, чтобы вызвать у публики изумление. И больше ничего. Далее на основе кульминации появляется детальный 2-й сюжет, который соотносится с началом, однако при этом не ожидаем. Поэтому применяя кульминацию все той же шутки «Если моя жена узнает, она меня убьет», вот моя версия:
Несмотря на ужасный брак, мужчина никогда не пытался развестись. Чтобы быть счастливым, он влюбился, завел себе любовницу и смог так наладить с ней отношения, что она прожила с ним все эти сорок лет, несмотря на то, что он оставался женатым человеком. Он живет в постоянно страхе, что жена узнает о его отношениях и сделает их жизнь еще ужаснее, чем она есть на самом деле.
И опять, 2-й сюжет - это более детальная картина, чем кульминация. Вы можете представить несколько иную картину, однако суть истории будет одинаковой для всех. Я хочу подчеркнуть то, как много информации содержится в шутке, которая не отражена в начале и кульминации и которую мы добавляем, исходя из собственного восприятия.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ВОСПРИЯТИЕ»?
Простите, я думал, вы знаете. Восприятием или предположением может быть любая мысль, основанная на том, что принимается как должное, основанная на допущениях, догадках, домыслах, прогнозах, теориях, спекуляциях или на мнении, что какое-то явление всегда остается без изменений.
Все, что вы не можете видеть, слышать, чувствовать, пробовать на вкус или понюхать, существует только в восприятии. Шанс, что это все существует, есть, но так как у вас нет прямых доказательств, вы предполагаете. Мы так поступаем, потому что, как правило, людям жизненно необходимо понять смысл происходящего. Если что-то не имеет смысла, мы наполним его информацией, чтобы появился смысл. И мы сделаем это, выстраивая предположения на основании нашего предыдущего опыта. Подобного рода занятие – это не плохо. Фактически, это абсолютно необходимо. Представьте мир без предположений. Вам бы пришлось тщательно выверять каждый шаг, который вы делаете, чтобы убедиться, что пол выдержит ваш вес. Вам бы пришлось заглядывать за каждую вещь, чтобы убедиться, что задняя поверхность все еще на месте. Вам бы пришлось постоянно смотреть в зеркало, чтобы убедиться, что вы все еще человек. Вам бы пришлось каждый год звонить в налоговую службу и узнавать, нужны ли им ваши деньги? Вам понятна мысль?
То, что наш кругозор ограничивает количество информации, которую мы можем узнать напрямую, и мы заполняем оставшуюся пустоту предположениями, позволяет нам удивляться тому, что мы не могли предположить. Это тот ментальный феномен, который дает шутке возможность существовать.
Как я и упоминал, начало и 1-й сюжет и кульминация и 2-й сюжет – это различные, однако необходимые элементы структуры шутки. Все это показывает, как шутка работает. Итак, сейчас вы точно знаете, как придумать шутку, правда? Ну, нет…не совсем. Чтобы придумать шутку, вам необходимо знать три механизма построения и соединения 1-го и 2-го сюжетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|