Тема: «Приспособительные и компенсаторные процессы организма».
Перед решением заданий: Студент должен иметь представление: ü О приспособлении, как широком биологическом понятии включающем филогенез, онтогенез, эволюцию и наследственность. ü О формах регуляции функций организма, как в нормальных условиях, так и в патологии. ü О биологическом смысле приспособления. ü О компенсации, как форме приспособления. ü О компенсации, как совокупности реакций организма, возникающих при повреждении или болезни. ü Об основных формах приспособления и компенсации. ü О роли адаптации и компенсации в организме. Студент должен знать: ü Определение понятий приспособление и компенсация. ü Отличие приспособления от компенсации. ü Механизмы, стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций организма. ü Основные формы приспособления и компенсации (регенерацию, атрофию, гипертрофию). Определение понятий, причины, механизмы развития, виды. ü Клинико-морфологические проявления. ü Значение защитно-приспособительных процессов для организма.
Задания к теме: «Приспособительные и компенсаторные процессы организма». Задание № 1. Составить глоссарий по теме. Задание № 2. Дополните: 1. Назовите основные процессы, которые относят к компенсаторно- приспособительным: 1.______________________ 4._______________________ 2. ______________________ 5.______________________ 3._______________________ 2. Дайте определение атрофии:_______________________________________________________________ 3. Что такое физиологическая атрофия?________________________________________________________ 4. Что такое патологическая атрофия?__________________________________________________________ 5. Перечислите виды патологической атрофии, учитывая распространенность процесса: 1._______________ 2._______________
6. Назовите главные причины общей патологической атрофии (этиологическая классификация): 1.____________________ 4.____________________ 2.____________________ 5._____________________ 3.____________________ 7. Перечислите формы (виды) местной атрофии в зависимости от этиологии: 1.__________________ 4.__________________ 2.__________________ 5.__________________ 3.__________________ 8. Дайте определение гипертрофии:___________________________________________________________ 9. Назовите, какие выделяют виды патологической гипертрофии: 1._______________________ 2._______________________ 3. _______________________ 4.________________________ 10. Что такое гиперплазия? __________________________________________________________________ 11. На основании, каких микроскопических изменений можно поставить диагноз гипертрофии? 1.________________________ 2.________________________. 12. Какие структурные изменения происходят при так называемых гипертрофических разрастаниях? 1.________________________ 2.________________________ 3.________________________ 13. Какие фазы различают в развитии компенсаторного процесса? 1._______________ 2._______________ 3._______________ 14. Какие морфологические изменения сердца в секционном материале позволяют говорить о фазе декомпенсации? 1.___________________________ 2.___________________________ 3.___________________________ 4.___________________________ 15. Дайте определение организации:__________________________________________________________ 16. Что такое инкапсуляция?__________________________________________________________________ 17.Что такое перестройка ткани?______________________________________________________________ 18. Приведите примеры перестройки ткани: 1._______________________________________ 2._______________________________________ 3._______________________________________ 19. Дайте определение метаплазии:___________________________________________________________ 20. Дайте определение дисплазии:____________________________________________________________ 21. Дайте определение регенерации:__________________________________________________________
22. На каких уровнях может осуществляться регенерация? 1.__________________________ 4.____________________________ 2.___________________________ 5.____________________________ 3.___________________________ 23. Перечислите виды регенерации: 1. ________________________ 2.________________________ 3.________________________ 24. Что такое репаративная (восстановительная) регенерация?____________________________________
25. Назовите виды репаративной регенерации: 1._______________________ 2._______________________ 26. Что такое полная регенерация (реституция)?_________________________________________________ 27.Что такое неполная регенерация (субституция)?______________________________________________ 28. Перечислите ткани человека, регенерирующие путем реституции: 1._______________________ 2._______________________ 3._______________________ 4._______________________ 29. Приведите пример тканей, регенерирующих путем субституции: 1._______________________ 2._______________________ 30. Что такое регенераторная гипертрофия?____________________________________________________ 31. Что такое патологическая регенерация?____________________________________________________ 32. Приведите примеры патологической регенерации: 1._________________________________ 3._________________________________ 2._________________________________ 4._________________________________
33. Что такое грануляционная ткань?__________________________________________________________ 34. Перечислите основные структурные особенности грануляционной ткани: 1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________ 4._______________________________ 35. Какие структурные особенности характерны для зрелой соединительной (рубцовой) ткани? 1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________ 36. Перечислите виды заживления ран: 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 37. Дайте определение склероза______________________________________________________________ 38. Что такое цирроз? _______________________________________________________________________ 39. Что такое рубец? ________________________________________________________________________ 40. Назовите варианты склеротических процессов, руководствуясь их этиологией и патогенезом: 1._____________________________________________ 2._____________________________________________ 3._____________________________________________ 4._____________________________________________ 5._____________________________________________ 41. Назовите основные механизмы морфогенеза склероза: 1.____________________________________________ 2.____________________________________________ 3.____________________________________________ 42. Какими могут быть склеротические процессы с точки зрения обратимости: 1.__________________________ 2.___________________________ 3.___________________________ Задание № 3. Решите задачи: Задача 1. В операционном материале почка, увеличенная в размерах, на разрезе чашечки и лоханка резко расширены, заполнены прозрачной жидкостью, в устье мочеточника камень, затрудняющий отток мочи. Корковый слой и мозговой слои почки истончены (атрофированы).
1. Укажите вид местной атрофии, развившейся в почке. 2. Объясните патогенез этой атрофии. 3. Как можно назвать патологический процесс с накоплением жидкости в почке? 4. Какие гистологические (микроскопические) изменения развиваются в веществе почки при этом? 5. Оцените нарушение функции такой почки. Задача 2. На вскрытии труп ребенка, перенесшего несколько лет назад гнойный менингит. Обращало внимание резкое расширение желудочков головного мозга с накоплением в них прозрачной жидкости. Вещество головного мозга с признаками атрофии. У ребенка кахексия (общая атрофия). 1. Укажите вид местной атрофии головного мозга. 2. Объясните патогенез ее развития. 3. Как называется патологическое скопление жидкости в желудочках головного мозга при этой ситуации? 4. Что такое кахексия (общая атрофия)? 5. Оцените значение патологии головного мозга в смерти ребенка. Задача 3. У умершего запущенная стадия рака пищевода. На вскрытии: резкое исхудание (резкое снижение веса), кожа с коричневатым оттенком (гипермеланоз), объем жировой клетчатки резко уменьшен, уменьшение размеров внутренних органов, в том числе сердца, на разрезе миокард с коричневым оттенком. Имеется также характерное изменение печени. 1. Что такое атрофия? 2. К какому виду патологической атрофии следует отнести описанную атрофию? 3. Какова этиология этой атрофии? 4. Какой пигмент вызвал изменение цвета миокарда? 5. Как можно назвать описанную патологию сердца? 6. Какие морфологические изменения должны быть в печени? Как называется такая патология печени? Задача 4. На патологоанатомическое вскрытие доставлен труп умершего от хронической сердечной недостаточности, связанной с приобретенным пороком сердца. Сердце резко увеличено в размерах и весе, толщина миокарда левого желудочка превышает норму. Полости желудочков и предсердий расширены (дилатация). 1. Какой вид патологической гипертрофии развился в сердце? 2. Объясните патогенез гипертрофии сердца при пороке.
3. Какая фаза гипертрофии сердца у больного (фаза компенсации или декомпенсации) и почему? 4. Какие гистологические (микроскопические) изменения можно увидеть в миокарде? 5. Укажите вид нарушения кровообращения в органах большого и малого кругов кровообращения. 6. Дайте название патологии легких, почек, селезенки, образное название печени, а также название патологии больших серозных полостей, кожи. Задача 5. На вскрытии умершего пожилого мужчины резкое увеличение предстательной железы (гипертрофия), мочевой пузырь растянут, стенка его утолщена (гипертрофия), в просвете мочевого пузыря большое количество мутной мочи. 1. Назовите вид патологической гипертрофии предстательной железы. 2. Укажите причину гипертрофии предстательной железы. 3. Назовите вид гипертрофии стенки мочевого пузыря. 4. Объясните патогенетическую связь гипертрофии стенки мочевого пузыря с увеличением предстательной железы. 5. Почему больным с гипертрофией предстательной железы показано оперативное лечение? Задача 6. Женщина 53-х лет обратилась к гинекологу в связи с жалобами на обильные нерегулярные маточные кровотечения, произведено диагностическое выскабливание полости матки. После гистологического исследования биопсийного материала (соскоба эндометрия) сделан вывод о наличии железистой гиперплазии эндометрия. 1. Что такое гиперплазия? 2. Что такое гипертрофия? 3. К какому виду гипертрофии следует отнести патологию эндометрия у пациентки? 4. Укажите причину развития гиперплазии эндометрия. 5. Опишите гистологические изменения эндометрия в соскобе. Задача 7. Больному, длительное время страдающему хроническим бронхитом, произведена бронхоскопия с биопсией. При гистологическом исследовании биоптата, взятого из слизистой оболочки долевого бронха, обнаружена выраженная гиперплазия железистого эпителия, участки метаплазии железистого эпителия в многослойный плоский, очаги дисплазии многослойного плоского эпителия. 1. Что такое гиперплазия эпителия? 2. Что такое метаплазия эпителия? 3. Что такое дисплазия эпителия? 4. Оцените значение дисплазии эпителия у данного больного. 5. Почему больному с длительно текущим хроническим бронхитом показана бронхоскопия с биопсией? Задача 8. Больному в связи с тяжелой травмой печени пришлось удалить значительный объем органа, в оставшейся части должна развиться регенерация, ожидается, что проявлений нарушений функции печени не будет. 1. Дайте определение регенерации. 2. Какой вид регенерации разовьется в печени (репаративная, патологическая)? 3. Как осуществляется регенерация печени (путем реституции или путем субституции)?
4. Возможны ли в ходе регенерации гиперплазия и гипертрофия гепатоцитов? Что это такое? 5. Перечислите органы и ткани, регенерирующие путем реституции и путем субституции.
Задача 9. У больного в области кожи и подлежащих мягких тканей стопы глубокая рана, в дне ее ткань темно-красного цвета зернистого (гранулярного) вида. 1. Как называется ткань в дне раны? 2. Почему она имеет красный цвет и зернистый вид? 3. Опишите гистологическое (микроскопическое) строение этой ткани. 4. Объясните, как происходит ее созревание и какая ткань должна сформироваться в исходе. 5. Что может происходить при отклонении хода этого процесса?
После изучения темы «Приспособительные и компенсаторные процессы организма»: Студент должен иметь представление: ü О приспособлении, как широком биологическом понятии включающем филогенез, онтогенез, эволюцию и наследственность. ü О формах регуляции функций организма, как в нормальных условиях, так и в патологии. ü О биологическом смысле приспособления. ü О компенсации, как форме приспособления. ü О компенсации, как совокупности реакций организма, возникающих при повреждении или болезни. ü Об основных формах приспособления и компенсации. ü О роли адаптации и компенсации в организме. Студент должен знать: ü Определение понятий приспособление и компенсация. ü Отличие приспособления от компенсации. ü Механизмы, стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций организма. ü Основные формы приспособления и компенсации (регенерацию, атрофию, гипертрофию). Определение понятий, причины, механизмы развития, виды. ü Клинико-морфологические проявления. ü Значение защитно-приспособительных процессов для организма. Студент должен уметь: ü Использовать медицинскую терминологию по теме. ü Определять признаки и морфологические изменения тканей и органов при протекании процессов приспособления и компенсации. ü Решать задания итогового уровня. ü Решать ситуационные задачи и приводить примеры заболеваний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|