Бюджетная система РФ: понятие и структура. Бюджетное устройство в РФ. Принципы бюджетной системы и бюджетного устройства.
Действующие на территории РФ федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты в своей совокупности составляют бюджетную систему РФ Бюджетная система определяется федеративным устройством самой РФ и в совокупности с принципами построения бюджетной системы образует бюджетное устройство РФ.
· принцип единства – означает единое бюджетное законодательство, документация, форма бюджетной отчетности, бюджетная классификация и т.д. · принцип самостоятельности бюджета – определяет самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении сбалансированности бюджетов соответствующих территориальных уровней, в том числе самостоятельность установления налогов и сборов в соответствии с НК РФ · принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – закрепляется единые требования к определению полномочий органов государственной власти субъектов федераций, органов местного самоуправления и к правилам формирования доходов и расходов.
14. Правовое регулирование денежного обращения.
Под правовым регулированием денежного обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного обращения государства, адекватное потребностям хозяйствующих субъектов национальной экономики. Главными задачами правового регулирования денежного обращения в России являются:
§ обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между Президентом РФ, законодательной и исполнительной властями; § поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны; § обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами, позволяющими оперативно регулировать и контролировать денежное обращение в стране. Распределение полномочий в сфере регулирования денежного обращения закреплено в Конституции РФ. Так, в ст. 71, п. «ж» отмечено, что такие вопросы, как «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение данных вопросов субъектами РФ рассматривается как нарушение государственной целостности. В ст. 106 Конституции за Советом Федерации и Государственной Думой закреплены их исключительные законодательные полномочия «по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии». Важная роль в организации денежного обращения в России отведена Конституцией Президенту РФ, который в соответствии с п. «г» ст. 83 «представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ», что позволяет ему через персоналии проводить определенную политику в денежной сфере.
четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ: § прогнозирование; § лимитирование; § системное банковское контролирование; § ответственность за невыполнение лимитов.
15. Финансы: понятие, признаки, виды. Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом. Признаки финансов: 1. денежное отношение; 2. распределительное отношение; 3. безэквивалентное отношение. Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах: 1. экономический аспект. Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений; 2. материальный аспект. Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения. Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций. Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования. Содержание финансов - денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. Виды финансов: 1. централизованные - используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Централизованные финансы включают денежные средства, которые аккумулированы: а) в бюджете государства; 2. децентрализованные - денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.
К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собственности, учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды; 3. местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов на территории муниципальных образований. Функции финансов: 1. распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход; 2. контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.
16. Производство по делу о налоговом правонарушении.
Производство по делам о налоговых правонарушениях — это особый процессуальный порядок деятельности налоговых органов по выявлению, расследованию, пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, а также привлечению виновных к ответственности, возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба. Задачами производства по делам о налоговых правонарушениях являются: § охрана финансовых интересов государства; § своевременное, полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; § рассмотрение и разрешение дел в строгом соответствии с законодательством; § изобличение нарушителей и неотвратимое наказание виновных; § выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений;
§ предупреждение нарушений; § воспитание граждан в духе соблюдения законодательства о налогах и сборах; § укрепление законности в сфере налогообложения. Производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных Налоговым кодексом и подразделяется на: § производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами; § производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях различен в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст. 100.1 Налогового кодекса). Если налоговое правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), то производство происходит в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса. Если же налоговое правонарушение установлено в ходе иных мероприятий налогового контроля, то производство по нему осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 Налогового кодекса. Следует отметить, что такие налоговые правонарушения, как: § грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ); § неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ); § невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123 НК РФ), могут быть обнаружены только в ходе налоговых проверок. Производство по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок, содержит в себе ряд последовательных этапов: 1-й этап — представление налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки; 2-й этап рассмотрение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа акта налоговой проверки и других материалов проверки, в том числе возражений налогоплательщика; 3-й этап — принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки; 4-й этап — вручение решения, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, налогоплательщику (его представителю); 5-й этап — направление налогоплательщику требования об уплате налога по результатам налоговой проверки.
17. Понятие и виды бюджета.
Понятие бюджет можно рассматривать в трех смыслах: 1. в юридическом бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
2. в экономическом бюджет - совокупность экономических отношений по распоряжению государственным централизованным денежным фондом; 3. как правовой акт бюджет - государственный финансовый план по распоряжению государственным централизованным денежным фондом. Роль бюджета: 1. в бюджете сконцентрированы все финансовые ресурсы соответствующего государственного (Российской Федерации или ее субъекта) или муниципального образования; 2. при помощи бюджетных средств осуществляется финансирование выполнения государственными органами и органами местного самоуправления своих функциональных обязанностей; 3. наличие контрольной функции, осуществляемой в процессе финансового, в том числе бюджетного контроля за использованием бюджетных средств. Структура бюджета: 1. доходная часть - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; 2. расходная часть - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В идеале доходная часть бюджета должна равняться расходной части. В случае их неравенства образуется дефицит (превышение расходов над доходами) или профицит бюджета. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. В случаях, если Бюджетным кодексом РФ предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо акта-ми о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Классификации бюджетов: 1. по территории: а) федеральный бюджет; 2. консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
18. Общая характеристика федеральных налогов.
К федеральным налогам действующие нормы Закона РФ «Об основах налоговой системы» (ст. 19) отнесены: · налог на добавленную стоимость; · акцизы на отдельные группы и виды товаров; · налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; · налог с биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операции с ценными бумагами; · подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; подоходный налог с физических лиц; · налоги, зачисляемые в дорожные фонды (это налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение автотранспортных средств); · налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; · налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; · налог на игорный бизнеса; · налог на отдельные виды транспортных средств. Кроме налогов к федеральным отнесены несколько сборов и иных платежей: · государственная пошлина; таможенная пошлина; гербовый сбор; · платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в бюджеты разных уровней в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации о недрах; · отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный Федеральный (бюджетный) фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; · сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; сбор за пограничное оформление; плата за пользование водными объектами; · сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Часть платежей из приведенного перечня зачисляются в федеральный бюджет: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина и др. (с возможными отчислениями в нижестоящие бюджеты). Подоходный налог с физических лиц, закон предписывает использовать для регулирования бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты, которым его поступления передаются в виде отчислений. Другая часть налогов, иных платежей (государственная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения) предназначена для зачисления в местные бюджеты, или в бюджеты разных уровней в соответствии с установленным законодательными актами РФ порядком (налог на покупку иностранных денежных знаков, налог на игорный бизнес). Таким образом, федеральные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами Российской Федерации. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. К налогам субъектов Федерации отнесены: · налог на имущество предприятий, который закон обязывает зачислять равными долями в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по месту нахождения плательщика; · лесной доход; · сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц и используемый через бюджет целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений. В 1998 г. этот перечень дополнен еще двумя налогами: · налог с продаж;единый налог для определенных видов деятельности. Часть платежей данной группы (налог на имущество предприятий, лесной доход), как и федеральные налоги, устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Однако их конкретные ставки определяются органами государственной власти субъектов Федерации, если иное не будет установлено законом Российской Федерации. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.
19. Принципы бюджетной системы РФ.
Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Состав бюджетной системы: 1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3. местные бюджеты. Принципы бюджетной системы: 1. принцип единства - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; 2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ - закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими органами; 3. самостоятельность бюджетов: а) право соответствующих органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; 4. полнота отражения доходов и расходов – все доходы, расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме; 5. сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; 6. эффективность и экономность использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов нужно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; 7. общее (совокупное) покрытие расходов – все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; 8. принцип гласности: а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; 9. достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета; 10. адресность и целевой характер бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
20. Понятие, сущность и признаки налога.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Роль налогов: 1. фискальная - налоги и сборы входят в состав основных доходов государства, за счет которых происходит финансирование бюджетной сферы общества, деятельность государственных и муниципальных органов власти, реализация государством и муниципальным образованием возложенных на них задач; 2. регулирующая - налоги и сборы являются универсальным регулятором общественных отношений в экономической среде, влияя на процессы воспроизведения и распределения продукта. Роль сборов - покрытие расходов государственных и муниципальных органов, иных уполномоченных органов и должностных лиц, возникших у них в связи с совершением действий (или бездействий) в пользу физического или юридического лица. Методы взимания налогов: 1. равное налогообложение - сумма налога и сбора, взимаемого с юридического или физического лица, равна для любого налогоплательщика; 2. пропорциональное налогообложение - для каждого налогоплательщика устанавливается одинаковая ставка налога, сумма налога при этом может не совпадать (например, налог на прибыль организаций); 3. прогрессивное налогообложение - ставка налога растет вместе с ростом налогооблагаемой базы. Выделяют несколько подвидов прогрессивного налогообложения: а) простая поразрядная прогрессия - сумма налога равна при налогооблагаемой базе от одного предела до другого. Например, налог в размере 100 рублей устанавливается при доходе от 100 000 до 500 000 рублей. При доходе от 500 000 до 800 000 рублей налог составит 200 рублей и т. д.; При этом виде прогрессии применяется наиболее высокая ставка: если доход 600 000 - 10 % взыскивается со всех 600 000; 4. регрессивное налогообложение - с увеличением налоговой базы уменьшается ставка налога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|