Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Финансовое право как самостоятельная отрасль права.





Финансовое право – это самостоятельная и относительно замкнутая часть системы российского права, которая представляет совокупность правовых норм и отличается определенным юридическим своеобразием, регулирующая общественные которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Финансовое право состоит из нормативных предписаний, которые определяют поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности - в сфере финансовой деятельности государства.

Формальная определенность - важнейший признак финансового права, благодаря которому лица, осуществляющие финансовую деятельность, четко знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права и обязанности, несут ответственность.

Системность - высокая степень ее внутренней организации, спаянности всех финансово-правовых норм в единое целое и вместе с тем их деление на подсистемные образования: подотрасли и правовые институты.

Внешняя форма финансового права выражена в его законодательстве. Финансовому праву, как и другим отраслям российского права, присуща специфическая форма выражения - финансовое законодательство - весь комплекс нормативных актов, издаваемых органами как законодательной, так и исполнительной власти, содержащих нормы финансового права. Важнейшими из этих актов являются федеральные законы: БК РФ, НК РФ, Закон о Банке России и другие законы.

Обязательность финансового права. Нормативные предписания в области финансовой деятельности государства обязательны для тех, кому они адресованы, хотя в большинстве случаев граждане и юридические лица подчиняются им добровольно.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в бюджетные и во внебюджетные фонды, их использованию в интересах общества и государства.



Существуют группы денежных отношений, регулируемых иными отраслями права. Например, денежные отношения по поводу купли-продажи имущества регулируются нормами гражданского права; взыскание административного штрафа - нормами административного права; оплата труда работников - нормами трудового права.

Таким образом, не все денежные отношения входят в предмет финансового права, а только те, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Конкретные группы общественных отношений, являющихся предметом финансового права - эмиссионные, налоговые, бюджетные и банковские (публичные) отношения, в правовой регламентации которых любое государство заинтересовано в первую очередь.

В ходе финансовой деятельности государства возникают другие группы общественных (финансовых) отношений:

- по государственному кредиту;

- складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий и учреждений;

- страховые;

- возникающие в процессе валютного регулирования;

- финансово-контрольные;

- другие, в том числе общественные отношения в области бухгалтерского учета.

Метод финансового права.

В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль.

Способ (метод) властных предписаний является основным способом финансового права. Его преобладание объясняется тем, что большинство финансово-правовых норм сформулированы как обязывающие нормы и обязывание, таким образом, доминирует как способ регулирования в финансовом праве.

Властность предписаний государственных и муниципальных органов в процессе финансовой деятельности выражается в том, что они принимают решения (законы, подзаконные акты), строго обязательные для другой обязанной стороны правоотношения.

Властной стороной является государственный орган (Государственная Дума, Минфин России, ЦБ РФ), обязанной - сторона, противоположная государственному органу: налогоплательщик, коммерческий банк и т.д. Вторая сторона выполняет свои обязанности в случаях, установленных законом, подзаконным актом. Права же этой стороны вторичны, производны от обязанностей.

Запретительный способ регулирования обусловлен запрещающими нормами права, которые также имеются в составе финансового права. Запреты (запрещения) в праве - это юридические обязанности пассивного характера, предписывающие субъекту воздерживаться от определенных действий и ограничивающие его деятельность. // Для эффективного выполнения ЦБ РФ названных функций государство запрещает ему предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, а также для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Дозволительный способ регулирования обусловлен наличием в составе финансового права норм, имеющих в известной мере диспозитивный характер и создающих основу для возникновения соглашений определенного рода. // В соответствии с N 138-ФЗ «О лотереях» государство разрешает каждому гражданину быть участником лотереи и оформлять договорные отношения с организатором лотереи (например, с федеральным органом) путем приобретения лотерейного билета.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.