Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Система источников финансового права.





Конституция РФ - базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

К источникам финансового права этого класса относятся конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды; правовые нормы, устанавливающие налоговую и бюджетную системы области, регламентирующие разработку и утверждение областного бюджета, определяющие денежно-кредитную политику области.

Международные договоры (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 07.09.2000 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов от 07.12.2011 "О налогообложении дохода от инвестиций Договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений; Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Саудовская Аравия от 11.02.2007 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал").

Федеральные конституционные законы (Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О Правительстве Российской Федерации").

Федеральные законы и законы субъектов РФ. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ - закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них. (Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016); Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Счетной палате Российской Федерации"; Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016); Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О валютном регулировании и валютном контроле"; Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год"; Налоговый кодекс; Бюджетный кодекс).



Указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие Указы: (Указ Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808; Указ Президента от 15.01.2016 N 12 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации", от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере").

Конституции и уставы субъектов Федерации (Конституция Республики Крым, Конституция Чеченской Республики, Конституция Республики Тыва, Конституция Республики Дагестан).

Законы субъектов РФ (Областной закон Ростовской области от 11 июня 2013 г. №1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области»; Областной закон Ростовской области от 3 сентября 2014 г. №222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»; Областной закон Ростовской области от 4 мая 2016 г. №511-ЗС «О предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт отдельным категориям граждан»).

Постановления Правительства РФ - это наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона "О лотереях" конкретизированы Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях".

Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются правила.

Правила - это наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы (Постановление Правительства РФ от 30.04.2015 N 433 "О мерах по реализации Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; Правила предоставления в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Московской области на реализацию мероприятий региональной программы Московской области в сфере дорожного хозяйства утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2016 N 952.).

Ведомственные нормативные акты регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нормативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведомства.

Главное место среди них занимают инструкции Минфина России, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать Приказ Минфина России от 11.04.2016 N 116 "Об утверждении форм ежеквартальной и годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, представляемой в Правительство Российской Федерации, перечня таких форм, а также рекомендаций по формированию некоторых форм"; Инструкция Банка России от 01.09.2014 N 156-И (ред. от 10.08.2016) "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций"; Приказ Банка России от 15.06.2016 N ОД-1860 (ред. от 13.09.2016) "О распределении обязанностей по контролю и надзору за деятельностью субъектов рынка коллективных инвестиций в Банке России")

Нормативный финансовый договор -взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.