Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В результате освоения дисциплины (МОДУЛЯ)




Рабочая программа дисциплины (модуля)

Права человека и правозащитная деятельность

Б1.В.ОД.14 Вариативная часть

 

 

Направление подготовки

40.03.01 – Юриспруденция (уровень бакалавриата)

 

Профиль подготовки

Государственно-правовой

 

Квалификация (степень) выпускника

Академический бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная, заочная (на базе высшего образования)

 

Разработчик (составитель) к.ю.н., доцент Тулупова Е.О.        

 

 

Уфа - 2015

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной

образовательной программы…………………………………………………................3

 

2. Объем учебной дисциплины (модуля) …………...……………………….........3

 

3. Цели освоения учебной дисциплины (модуля) …………...…………………...3

 

4. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины (модуля)…………………………………………...3

 

5. Содержание рабочей программы для очной формы обучения………………..6

 

6. Содержание рабочей программы для заочной формы обучения …………….25

 

7. Содержание рабочей программы для заочной формы обучения (на базе высшего)………………………………………………………………………………… 46

 

8. Учебно-методическое обеспечение

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)……………..66

 

9. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной

аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) ………………………………….66

 

10. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой

для освоения дисциплины (модуля) …….............................................................70

 

11. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети

«Интернет», необходимой для освоения дисциплины (модуля) …………………….77

 

12. Перечень информационных технологий, необходимых

для освоения дисциплины (модуля) …………………………………………………..81

 

13. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) ……………………………………………………………………………………………81

 

14. Методические рекомендации для преподавателя…………………................88

 

15. Материально-техническая база для осуществления образовательного

процесса по дисциплине (модулю) ……………………….…………………..….…….89

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б1.В.ОД.14 Вариативная часть» ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010г. № 464.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Римское право», «Конституционное право».

Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для изучения таких дисциплин, как «Муниципальное право», «Международное право», «Политические и правовые учения», «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Уголовно-исполнительное право», «Прокурорский надзор» и т.д.

 

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В целом общая трудоемкость дисциплины (модуля) «Права человека и правозащитная деятельность» составляет 2 зачетных единиц, 72 часов, из них:

- для очной формы обучения: лекций - 18, практических занятий - 18, КСР - 2, самостоятельная работа студентов – 34.

- для заочной формы обучения: лекций -4, практических занятий - 4, КСР - 2, самостоятельная работа студентов – 58.

- для заочной формы обучения: (на базе высшего образования): лекций - 4, практических занятий - 2, КСР - 2, самостоятельная работа студентов – 24.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Целями изучения дисциплины «Права человека и правозащитная деятельность» являются получение обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности юриста для применения нормативных правовых актов Российской Федерации, разрешения правовых ситуаций, связанных с правами человека через призму правовых позиций Конституционного Суда РФ и решений Европейского Суда по правам человека; понимания теоретических и методологических проблем формирования прав человека; сущности и содержания прав человека; доминирующей роли прав человека в развитии правовой системы в современной России и в деятельности государственных и муниципальных служащих; ознакомление с основными концепциями прав человека, деятельностью наднациональных и национальных механизмов защиты прав человека..

Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины (МОДУЛЯ)

Учебная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010г. № 464, которыми должен обладать выпускник:

общекультурных (ОК):

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)

ü способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

ü способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

общепрофессиональных (ОПК):

ü способностью неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации (ОПК-1);

ü способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2);

ü способностью противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, общества, физических и юридических лиц (ОПК-3);

ü способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);

ü способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6).

нормотворческая деятельность:

ü способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);

правоприменительная деятельность:

ü способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

ü способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

ü способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

ü способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

правоохранительная деятельность:

ü готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

ü способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

ü способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11)

ü способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

экспертно-консультационная деятельность:

ü готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК 14)

ü способностью толковать различные правовые акты (ПК-15);

ü способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

В результате освоения дисциплины «Права человека и правозащитная деятельность» обучающийся должен:

Знать: приоритет прав человека; комплексный, общегуманитарный характер прав человека; теоретические и методологические проблемы формирования прав человека; сущность и содержание прав человека; основные концепции прав человека; динамичные закономерности развития прав человека; проблемы нормативного и правоприменительного регулирования прав человека; проблемы нигилистического отношения к правам человека, значение глобализации в области прав человека; основные закономерности функционирования и развития государства и права; механизм и средства правового регулирования, роль государства и права в политической системе общества и реализации прав человека; особенности конституционного обеспечения прав человека, правового положения граждан; различать юридическую сущность и социальную ценность прав человека, классификацию и принципы прав человека; проблемы гендерного равноправия; правовые основы действия международных организаций и договоров; систему прав человека; деятельность наднациональных и национальных механизмов защиты прав человека; компетенцию органов федеральной законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по защите и соблюдению прав человека; правозащитную функцию прокуратуры; доминирующую роль прав человека в развитии правовой системы в современной России; основные позиции Конституционного Суда РФ по вопросам соблюдения прав человека; тенденцию поданных жалоб гражданами России в Европейский Суд по правам человека.

Уметь: оперировать основными категориями прав человека, анализировать юридические факты и правовые отношения с точки зрения нарушения прав человека; выявлять теоретические проблемы прав человека; формулировать проблемы прав человека в конкретной области правоотношений и в конкретной правовой ситуации; принимать решения и выбирать элемент механизма защиты прав человека наиболее эффективный для каждого случая; ориентироваться в информационном, правовом и политическом пространстве, выявляя нарушения или соблюдение прав человека; давать оценку нормативно-правовым актам и принимать решения о целесообразности их применения.

Владеть: навыками поиска и работы с международными договорами, резолюциями ООН и документами иных международных организаций; навыками поиска и работы с национальными правовыми актами; разрешения коллизий между ними; навыками составления правоприменительных и процессуальных документов; навыками защиты прав человека; составлять жалобы в Европейский Суд по правам человека, иные соответствующие международные организации, запросы и жалобы в Конституционный Суд РФ, в иные соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления; навыками составления судебных документов, владеть навыками анализа социально значимых проблем и процессов.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Для очной формы обучения

 

по дисциплине Права человека и правозащитная деятельность

1 курс 1 семестр

 

 

Рабочую программу осуществляет:   Лекции: к.ю.н. доцент Тулупова Е.О., к.ю.н.доцент Ларинбаева И.И.   Практические занятия: к.ю.н., доцент Тулупова Е.О. к.ю.н.доцент Ларинбаева И.И. Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2   Учебных часов - 72 лекций - 18, практических занятий - 18 КСР - 2 самостоятельная работа студентов - 34 Зачет

 

№   № Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) Количество часов аудиторной работы Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач Количество часов самостоятельной работы Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
               
1.   лек/пз         Текущий контроль: 1) опрос; 2) контрольная работа; 3) тестирование; 4) проверка эссе; 5) проверка подготовленности к интерактивным занятиям. 6) проверка конспектов научной литературы. Форма промежуточной аттестации – зачет
  Тема 1. Теория прав человека - понятие «права человека» с точки зрения различных правовых концепций - сущность, содержание и особенность прав человека и основных свобод - принципы прав человека - социальная ценность и юридическая сущность прав человека - история развития прав человека лек/пз 1\2 Основная литература: 1, 2, 3.   Дополнительная литература: 1,2,3 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) опрос; 2)Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;  
  Тема 2. Глобализация и права человека. Международные стандарты в области прав человека - поводы и причины становления единых международных стандартов в сфере прав человека. - виды и формы глобализации в сфере прав человека - документы, входящие в Международный Билль прав человека - возможность использования международных актов в правоприменительной практике РФ -понятие и значение стандартов прав человека в современном мире и в развитии государства   лек/пз 1\2 Основная литература: 1, 2, 3.   Дополнительная литература: 1,2,5 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка эссе
  Тема 3. Классификация прав человека -критерии классификации - содержание и структура гражданских прав; -содержание и структура политических прав; - содержание и структура экономических, -социальных и культурных прав; -абсолютные и относительные права; -права человека и гражданина; -процессуальные и материальные права; - классификация по времени возникновения и закрепления прав и т.д.   лек/пз 1\2 Основная литература: 1, 2, 3.   Дополнительная литература: 1,2,4 1. изучение вопросов содержания темы;   Текущий контроль: 1) опрос; 2) контрольная работа; 3) тестирование;  
  Тема 4. Понятие и субъекты правозащитной деятельности. Международный механизм защиты прав человека -Понятие механизма защиты прав человека; основные элементы и уровни механизма защиты прав человека. -Понятие механизма защиты, структура и основные элементы. Внутригосударственный и международный уровень защиты прав человека. -Роль ООн в защите прав человека. -Структура ООН: уставные органы. Роль, структура и компетенция. -Основные органы ООН по правам человека: Совет по правам человека. Конвенционные (органы, созданные для контроля за выполнением соглашений «договорные») органы в ООН. Роль, структура и полномочия. Общая характеристика документов, за исполнением которых они осуществляют контроль. -Порядок обращения в конвенционные органы с индивидуальными жалобами. Требования к жалобам и порядок их рассмотрения. -Специализированные учреждения ООН: МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ и т.д.   лек/пз 2\2 Основная литература: 1, 2, 3.   Дополнительная литература: 2,3,4 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;   Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям. .
  Тема 5. Региональный механизм защиты прав человека -Европейская система защиты прав человека и основных свобод. Совет Европы и Европейский Союз (история создания, структура, цели и задачи). -Европейские стандарты в области прав человека: Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод (значение и общая характеристика. Контрольный механизм). Европейская Социальная Хартия (значение и общая характеристика. Контрольный механизм). Европейская конвенция против пыток (значение и общая характеристика. Контрольный механизм) и т.д. -Европейский суд по правам человека. Процедура подачи, условия приемлемости и этапы рассмотрения жалоб. Понятия исчерпанности и эффективности внутригосударственных способов защиты нарушенного права. Практика Европейского Суда по правам человека. Особенности рассмотрения жалоб, поступающих от российских граждан. -В рамках данной проблематики целесообразно также рассмотреть такие вопросы как: Межамериканская конвенция о правах человека; Африканская Хартия прав человека и народов; Исламская декларация прав человека; Арабская Хартия прав человека и т.д.   лек/пз 2\2 Основная литература: 1, 2, 3.   Дополнительная литература: 5 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы   Текущий контроль: 1) опрос; 2) контрольная работа;  
  Тема 6. Национальный механизм защиты -Российское законодательство о правах человека. Законодательство Республики Башкортостан о правах человека. Российское законодательство о правах человека и нормы международного права. -Президент РФ как гарант прав человека. -Административно-правовые (внесудебные) способы защиты прав человека. Обращение граждан в вышестоящую инстанцию. -Судебные способы защиты прав человека: право на доступ к правосудию. Конституционное правосудие в механизме защиты прав человека. Защита прав человека в Верховном Суде РФ (в судах субъектов РФ). Суды общей юрисдикции и мировые судьи. -Правозащитная функция прокуратуры. -Уполномоченный по правам человека в РФ. Порядок назначения, специфика деятельности и полномочия. История создания института омбудсмана в России. -Роль адвокатуры и неправительственных правозащитных организаций в защите прав человека. -НПО и государственные органы власти: формы взаимодействия в сфере защиты прав человека лек/пз 2\4 Основная литература: 1, 2, 3.   Дополнительная литература: 1,2,4 (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;   Текущий контроль: 1) опрос;
  Тема 7. Право на жизнь и личную неприкосновенность. Запрет пыток -Жизнь человека – как неотъемлемое естественное право и объект правовой охраны. -История законодательного закрепления права на жизнь. Широкий и узкий подход к пониманию права на жизнь. Права человека, обеспечивающие жизнь и ценность человеческой личности. Абсолютность права на жизнь. Элементы права на жизнь. -Международные стандарты о праве на жизнь. Право на жизнь в национальном законодательстве Российской Федерации. -Проблема законодательного определения начала и окончания права на жизнь в юридической доктрине и законодательтсве. Репродуктивные права. -Право человека на свободное распоряжение жизнью. Проблема эвтаназии и сметной казни. Право на жизнь нерожденного ребенка. Позитивный характер права на жизнь. -Практика Европейского суда по правам человека по ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. - Право на личную неприкосновенность. Понятие и элементы права. Практика Европейского суда по защите данного права. - Запрет пыток, бесчеловечного, унижающего человеческое достоинство обращения. Понятие и элементы права. Ст. 3 Европейской конвенции и ее толкование в практике Европейского суда. лек/пз 2\2 Основная литература: 1, 2, 3.   Дополнительная литература: 1,2 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) опрос;
  Тема 8. Право на свободу совести и вероисповедания -Понятие и элементы права на свободу совести и вероисповедания. - Международные стандарты в области свободы совести и вероисповедания. - Особенности закрепления и гарантирования данной свободы в законодательстве Российской Федерации. - Европейский суд по правам человека о свободе совести и вероисповедания.   лек/пз 2\2 Основная литература: 1, 2, 3.   Дополнительная литература: 3,5 1. изучение вопросов содержания темы;   Текущий контроль: 1) опрос;
  Тема 9. Право на доступ к правосудию и квалифицированную юридическую помощь - Развитие идей о доступности правосудия. -Понятие и элементы права на доступ к правосудию. Соотношение права на доступ к правосудию и судебную защиту. -Европейский суд по правам человека о праве на доступ к правосудию (ст. 6 Европейской конвенции). Практика Конституционного суда РФ. -Факторы, мешающие осуществлению правосудия и достижению справедливого, состязательного и открытого процесса. -Обеспечение прав человека и гражданских свобод в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном и административном судопроизводстве. -Конституционное право на юридическую помощь. Квалифицированная юридическая помощь: понятие, содержание. -Международные стандарты о праве на юридическую помощь. -Оказание бесплатной юридической помощи населению. - Функция оказания юридической помощи в деятельности прокуратуры, Уполномоченного по правам человека и т.д. Оказание юридической помощи населению нотариатом. Обеспечение квалифицированной юридической помощи как главная публично-правовая функция адвокатуры. -Европейский суд по правам человека о праве на квалифицированную юридическую помощь. Практика Конституционного суда РФ. лек/пз 1\2 Основная литература: 1, 2, 3.   Дополнительная литература: 1,5 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;   Текущий контроль: 1) опрос; Контроль самостоятельной работы обучающихся: - проверка конспектов научной литературы  

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...