№
| Тема и содержание
| Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
| Количество часов аудиторной работы
| Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка)
| Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач
| Количество часов самостоятельной работы
| Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лек/пз
| | |
| | Текущий контроль:
1) опрос;
2) контрольная работа;
3) тестирование;
4) проверка эссе;
5) проверка подготовленности к интерактивным занятиям.
6) проверка конспектов научной литературы.
Форма промежуточной аттестации – зачет
|
| Тема 1. Теория прав человека
- понятие «права человека» с точки зрения различных правовых концепций
- сущность, содержание и особенность прав человека и основных свобод
- принципы прав человека
- социальная ценность и юридическая сущность прав человека
- история развития прав человека
| лек/пз
| 1\0,5
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: 1,2,3
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2)Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
|
| Тема 2. Глобализация и права человека. Международные стандарты в области прав человека
- поводы и причины становления единых международных стандартов в сфере прав человека.
- виды и формы глобализации в сфере прав человека
- документы, входящие в Международный Билль прав человека
- возможность использования международных актов в правоприменительной практике РФ
-понятие и значение стандартов прав человека в современном мире и в развитии государства
| лек/пз
| 1\0,5
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: 1,2,5
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) проверка эссе
|
| Тема 3. Классификация прав человека
-критерии классификации
- содержание и структура гражданских прав;
-содержание и структура политических прав;
- содержание и структура экономических,
-социальных и культурных прав;
-абсолютные и относительные права;
-права человека и гражданина;
-процессуальные и материальные права;
- классификация по времени возникновения и закрепления прав и т.д.
| лек/пз
| 1\0,5
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: 1,2,4
| 1. изучение вопросов содержания темы;
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) контрольная работа;
3) тестирование;
|
| Тема 4. Понятие и субъекты правозащитной деятельности. Международный механизм защиты прав человека
-Понятие механизма защиты прав человека; основные элементы и уровни механизма защиты прав человека.
-Понятие механизма защиты, структура и основные элементы. Внутригосударственный и международный уровень защиты прав человека.
-Роль ООн в защите прав человека.
-Структура ООН: уставные органы. Роль, структура и компетенция.
-Основные органы ООН по правам человека: Совет по правам человека. Конвенционные (органы, созданные для контроля за выполнением соглашений «договорные») органы в ООН. Роль, структура и полномочия. Общая характеристика документов, за исполнением которых они осуществляют контроль.
-Порядок обращения в конвенционные органы с индивидуальными жалобами. Требования к жалобам и порядок их рассмотрения.
-Специализированные учреждения ООН: МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ и т.д.
| лек/пз
| 0,5\0,5
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: 2,3,4
| 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям.
.
|
| Тема 5. Региональный механизм защиты прав человека
-Европейская система защиты прав человека и основных свобод. Совет Европы и Европейский Союз (история создания, структура, цели и задачи).
-Европейские стандарты в области прав человека: Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод (значение и общая характеристика. Контрольный механизм). Европейская Социальная Хартия (значение и общая характеристика. Контрольный механизм). Европейская конвенция против пыток (значение и общая характеристика. Контрольный механизм) и т.д.
-Европейский суд по правам человека. Процедура подачи, условия приемлемости и этапы рассмотрения жалоб. Понятия исчерпанности и эффективности внутригосударственных способов защиты нарушенного права. Практика Европейского Суда по правам человека. Особенности рассмотрения жалоб, поступающих от российских граждан.
-В рамках данной проблематики целесообразно также рассмотреть такие вопросы как: Межамериканская конвенция о правах человека; Африканская Хартия прав человека и народов; Исламская декларация прав человека; Арабская Хартия прав человека и т.д.
| лек/пз
| 0,5\
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: 5
| 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) контрольная работа;
|
| Тема 6. Национальный механизм защиты
-Российское законодательство о правах человека. Законодательство Республики Башкортостан о правах человека. Российское законодательство о правах человека и нормы международного права.
-Президент РФ как гарант прав человека.
-Административно-правовые (внесудебные) способы защиты прав человека. Обращение граждан в вышестоящую инстанцию.
-Судебные способы защиты прав человека: право на доступ к правосудию. Конституционное правосудие в механизме защиты прав человека. Защита прав человека в Верховном Суде РФ (в судах субъектов РФ). Суды общей юрисдикции и мировые судьи.
-Правозащитная функция прокуратуры.
-Уполномоченный по правам человека в РФ. Порядок назначения, специфика деятельности и полномочия. История создания института омбудсмана в России.
-Роль адвокатуры и неправительственных правозащитных организаций в защите прав человека.
-НПО и государственные органы власти: формы взаимодействия в сфере защиты прав человека
| лек/пз
| \
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: 1,2,4
| (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
|
| Тема 7. Право на жизнь и личную неприкосновенность. Запрет пыток
-Жизнь человека – как неотъемлемое естественное право и объект правовой охраны.
-История законодательного закрепления права на жизнь. Широкий и узкий подход к пониманию права на жизнь. Права человека, обеспечивающие жизнь и ценность человеческой личности. Абсолютность права на жизнь. Элементы права на жизнь.
-Международные стандарты о праве на жизнь. Право на жизнь в национальном законодательстве Российской Федерации.
-Проблема законодательного определения начала и окончания права на жизнь в юридической доктрине и законодательтсве. Репродуктивные права.
-Право человека на свободное распоряжение жизнью. Проблема эвтаназии и сметной казни. Право на жизнь нерожденного ребенка. Позитивный характер права на жизнь.
-Практика Европейского суда по правам человека по ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- Право на личную неприкосновенность. Понятие и элементы права. Практика Европейского суда по защите данного права.
- Запрет пыток, бесчеловечного, унижающего человеческое достоинство обращения. Понятие и элементы права. Ст. 3 Европейской конвенции и ее толкование в практике Европейского суда.
| лек/пз
| \
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: 1,2
| 4. Выполнение заданий в рабочей тетради
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
|
| Тема 8. Право на свободу совести и вероисповедания
-Понятие и элементы права на свободу совести и вероисповедания.
- Международные стандарты в области свободы совести и вероисповедания.
- Особенности закрепления и гарантирования данной свободы в законодательстве Российской Федерации.
- Европейский суд по правам человека о свободе совести и вероисповедания.
| лек/пз
| \
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: 3,5
| 1. изучение вопросов содержания темы;
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
|
| Тема 9. Право на доступ к правосудию и квалифицированную юридическую помощь
- Развитие идей о доступности правосудия.
-Понятие и элементы права на доступ к правосудию. Соотношение права на доступ к правосудию и судебную защиту.
-Европейский суд по правам человека о праве на доступ к правосудию (ст. 6 Европейской конвенции). Практика Конституционного суда РФ.
-Факторы, мешающие осуществлению правосудия и достижению справедливого, состязательного и открытого процесса.
-Обеспечение прав человека и гражданских свобод в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном и административном судопроизводстве.
-Конституционное право на юридическую помощь. Квалифицированная юридическая помощь: понятие, содержание.
-Международные стандарты о праве на юридическую помощь.
-Оказание бесплатной юридической помощи населению.
- Функция оказания юридической помощи в деятельности прокуратуры, Уполномоченного по правам человека и т.д. Оказание юридической помощи населению нотариатом. Обеспечение квалифицированной юридической помощи как главная публично-правовая функция адвокатуры.
-Европейский суд по правам человека о праве на квалифицированную юридическую помощь. Практика Конституционного суда РФ.
| лек/пз
| \
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: 1,5
| 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
Контроль самостоятельной работы обучающихся:
- проверка конспектов научной литературы
|