Экономическое обоснование тарифов ЖКХ
Сегодня очень актуальны темы тарифного регулирования, бюджетных взаимоотношений, управления многоквартирными домами. Многое изменил Жилищный кодекс - вопросы управления домом, решений по содержанию и ремонту жилья переданы непосредственно жильцам, собственникам помещений. На общем собрании собственников многоквартирного дома теперь принимаются все основные решения, в том числе и главное - о выборе способа управления домом. Это может быть непосредственное управление, создание ТСЖ или выбор управляющей компании. Высший орган власти в доме - общее собрание собственников, оно и утверждает расценки на виды работ по обслуживанию дома, которые должна предоставить обслуживающая жилищная организация (управляющая компания). На основе этих расценок собрание собственников принимает решения о том, какова будет плата за содержание общего имущества дома, за текущий и капитальный ремонт. Новое законодательство предполагает переход к практике установления расценок по каждому многоквартирному дому. В случае, если жилье предоставлено по договору социального найма и его собственником является муниципалитет, наймодатель (МО) устанавливает плату за жилье исходя из платы, утвержденной на собрании собственников того или иного многоквартирного дома. В домах со смешанной собственностью муниципалитет выступает как собственник определенной части жилья, и соответственно, имеет право голоса, пропорционально общей площади квартир, предоставленных им по договору социального найма. Сегодня от активности самих жильцов, собственников квартир зависит если не все, то очень многое - в каком доме жить, как им управлять, как его будут ремонтировать и содержать, и сколько за это платить. И задача ближайшего времени для организаций, обслуживающих жилье - заняться ценообразованием, составить расценки по каждому дому, и выйти с предложением своих услуг к потребителям. Проведенный прикладной бюджетный анализ является прецедентом независимой экспертизы решений органов власти по социально значимому вопросу. ЖКХ оказывает населению широкий спектр услуг, среди которых горячее, холодное водоснабжение и канализация составляют 31% от полной стоимости всех услуг на 1 кв. м. (см. Рисунок 1.1). Другими словами, большая часть расходов населения на оплату услуг ЖКХ приходится на сектор отопления, водоснабжения и канализации. Однако качество этих услуг оставляет желать лучшего и, прежде всего, из-за хронического дефицита финансирования.
Рисунок 1.1 - Структура полной стоимости ЖКУ на 1 кв. м. жилой площади
Поскольку сектор водоснабжения и канализации ЖКХ не является самоокупаемым и устойчивым в финансовом отношении, то основными источниками его финансирования служат бюджетные дотации, а также средства потребителей этих услуг: предприятий и населения. Любые меры, которые помогли бы водоканалам и ЖКХ достичь финансовой жизнеспособности, сэкономили бы бюджетные средства, а также оздоровили бы государственное финансирование. Таковыми на данный момент и в перспективе являются меры по увеличению финансирования данного сектора ЖКХ в основном со стороны пользователей. Поэтому, согласно "Концепции реформы ЖКХ в РФ" (одобренной Указом Президента РФ "О реформе ЖКХ в РФ" от 28.04.1997 г) население России должно перейти на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что неизбежно повлечет за собой в том числе и повышение тарифов на воду. Учитывая низкий уровень доходов граждан, перспектива - не обнадеживает. Необходимость увеличения финансирования сектора водоснабжения и канализации ЖКХ очевидна, чему можно дать обоснование как с экономической так и с социальной точек зрения. Основные фонды водоснабжения и водоотведения требуют обновления и капитального ремонта. Экономическим же обоснованием увеличения финансирования служит несоответствие экономически обоснованных тарифов и стоимости услуги для населения, что влечет за собой рост дефицита финансирования данного сектора ЖКХ. Существует два основных пути уменьшения дефицита, и первым является резкое увеличение финансирования за счет повышения тарифов для потребителей услуг, а также за счет привлечения дополнительных денежных средств из других источников. Главная проблема состоит в том, что без существенного роста доходов населения никакие программы достижения самоокупаемости и финансовой устойчивости ЖКХ не будут осуществимыми, и уровень коммунальных услуг будет продолжать снижаться. Поэтому альтернативным решением проблемы дефицита финансирования сектора водоснабжения и канализации является уменьшение спроса на воду через установку счетчиков. Данный путь менее затратен, т.к основан на совместной экономии потребителей услуг и ЖКХ. Следующим шагом здесь является убеждение населения в выгодности установления приборов учета воды, а также совершенствование их устройства во избежание различных махинаций в этой области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|