Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Географическая разминка. 1. Границы, их типы и виды.. 2. Государственная территория. Признаки государственности. Непризнанные




Географическая разминка

 
Вспомните из предыдущего курса географии, как вы определяли гео- графическое положение материков, океанов, стран, других географиче- ских объектов. Приведите примеры природных объектов, особенности которых зависят от их географического положения. Почему изучение любой территории – материка, страны – начинается со знакомства с географическим положением?

 

 
План

1. Границы, их типы и виды.

2. Государственная территория. Признаки государственности. Непри- знанные государства.

3. Виды и уровни географического положения.

4. Экономико-географическое положение Луганской Народной Респуб- лики.

5. Геополитические приоритеты Луганской Народной Республики.

 


1. Границы, их типы и виды.


  Государственная граница – ли- ния и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, опре- деляющие пределы государствен- ной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суве- ренитета. Делимитация границы (лат. delimitatio «разметка») – опреде- ление общего положения и на- правления государственной гра- ницы между сопредельными госу- дарствами путем переговоров. Демаркация – проведение линии государственной границы на мест- ности и обозначение ее соответ- ствующими пограничными знака- ми.
Роль пространственного (территори- ального) фактора в жизни общества нельзя ни преуменьшать, не преувеличивать. Го- сударственные границы определяют пре- делы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Вся обитаемая часть суши (т. е. все материки, кроме Антарктиды) и прилегающие к ней обширные                           морские       пространст- ва разделены политическими границами.

По основной классификации границы делят на:

сухопутные – линии, отделяющие сухопут- ную территорию одного государства от со- предельной территории другого государст- ва;

морские – линии, отделяющие территори- альные воды от вод открытого моря; воздушные – воображаемая  поверхность,

проходящая по линии государственной


границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей пространства соот- ветствующего государства.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными госу- дарствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установ- ления государственной границы – делимитация и демаркация.

По другой классификации, границы делятся на сухопутные и морские (по при- родным признакам), прямолинейные и извилистые (по морфологии), колониальные,

«воссоединенные» (установленные в результате воссоединения земель определен- ного народа), компенсационные (установленные в результате обмена территориями между соседними государствами), восстановленные, навязанные в одностороннем порядке сильным соседом; установленные односторонним актом без сопротивления соседа (в соответствии с историческими условиями и последовательностью возник- новения). Наконец, по свойству легитимности (законности) все государственные гра- ницы делятся на договорные и недоговорные.

Любая граница выполняет три основные функции: разделительную (барьер- ную), соединительную (контактную), фильтрующую.

Разделительная (барьерная) функция. Она отделяет территорию одного госу- дарства от другого или одного народа от другого с помощью границы.

Контактная функция служит сближению двух регионов, через границу регионы поддерживают связи.

С помощью фильтрующей функции регион производит отбор товаров, людей, культурных ценностей, регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир.

 

2. Государственная территория. Признаки государственности. Непризнанные

  Страна – отдельная географиче- ская территория с населением оп- ределенной национальности и свое- образной культурой. В термине «страна» заключены географиче- ский, культурный, исторический ас- пекты. Страна характеризуется та- кими категориями, как численность населения, религия, язык, ментали- тет. Сюда же стоит отнести клима- тические особенности, рельеф, по- лезные ископаемые и т. д. Государство – автономная едини- ца, существующая на какой-либо территории и обладающая сувере- нитетом и собственной системой управления. Под «государством» понимается общность людей, объ- единенных территориально, и управление населением с помощью власти. Государство создается именно в целях политической орга- низации жизни людей.
государства.

Государственная территория – это часть территории земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Государственную территорию образуют:

1. Сухопутная территория – вся суша, рас- положенная в пределах границ государства

2. Водная территория – водоемы, располо- женные на сухопутной части и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам.

3. Воздушная территория – всё воздушное пространство, расположенное над сухопут- ной и водной территориями.

4. Недра – пространство под сухопутной и водной территориями.

Существует такое понятие как «услов- ная государственная территория». К ней от- носятся морские, воздушные и космические корабли, находящиеся вне пределов госу-


дарственной территории, трубопроводы, ис- кусственные острова. Государственной тер- риторией считаются (условно) также мор- ские суда, воздушные и космические кораб- ли, носящие флаг соответствующего госу- дарства, подводные кабели одного трубо- проводы в открытом море, если они не со- единяют две части одного и того же госу- дарства, здания посольств и некоторых дру- гих представительств за рубежом.

Чтобы называться государством, необ- ходимы определенные признаки, такие как территория, население, публичная власть и суверенитет (Рис. 2). Государству принад- лежит право владения, пользования и рас- поряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.

Современное международное право за- прещает насильственное изменение госу-

дарственной территории. Территория госу- дарства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других на- сильственных действий. Не признаются ни- какие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой. Если же о принадлежности какой-то части терри- тории возникает спор между двумя или  бо-

лее государствами, то современное международное право выработало один способ его решения – мирное урегулирование.

Территория государства может изменяться в результате разделения сущест- вующего государства, выхода части территории из состава государства, объедине- ния двух или нескольких государств; национально-освободительной борьбы и реа- лизации права на самоопределение; обмена государственными территориями по со- глашению сторон.


О непризнанных государствах редко пишут в учебниках, большинства нет на картах. Однако они реально существуют, в них живут люди, работают правительст- ва, президенты, принимаются конституции. Непризнанные государства появляются, как правило, в районах действия сепаратистских движений в многонациональных странах или как результат изменения государственных границ, «разрезавших» ареа- лы проживания этносов. К непризнанным государствам относятся ДНР и ЛНР, рас- положенные на Донбассе и когда-то считавшиеся украинскими областями. «Непри- знанность» сказывается на всех аспектах жизни республик. Она ощущается даже в гуманитарных отраслях – образовании, медицине, культуре. Минусы такого положе- ния: непризнанность дипломов об образовании в других странах (дипломы и атте- статы ЛНР признаны РФ), отток квалифицированного персонала из республик из-за отсутствия работы, небольшое количество торговых партнеров (Беларусь, РФ, Абха- зия, Южная Осетия). На протяжении последних лет была проделана огромная рабо- та, отражающая последовательное становление и укрепление Луганской Народной Республики как демократического, правового и социального государства: норматив- но закреплены базовые принципы народовластия, запущены механизмы, обеспечи- вающие соблюдение прав и свобод человека, гарантирующие выполнение социаль- ных обязательств перед населением. Тем не менее, на фоне непрекращающегося внутреннего государственного строительства многое еще предстоит сделать. Осо- бенно это касается признания Луганской Народной Республики как субъекта между- народных отношений международным сообществом.

Признание нового государства или правительства – это акт, который могут со- вершить или отказаться совершить только другие государства и правительства. Как правило, этот акт означает готовность установить дипломатические отношения. Ор- ганизация Объединенных Наций не является ни государством, ни правительством и поэтому не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство. Будучи организацией, объединяющей независимые государства, она может принимать в свои члены новые государства или принимать полномочия представителей нового правительства. Согласно Уставу Организации Объединен- ных Наций, прием в члены Организации «открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязатель- ства выполнять». Прием государств, в члены Организации Объединенных Наций, производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопас- ности. Принятие государства в члены ООН проходит следующим образом:

1) Государство направляет Генеральному секретарю заявление и письмо, в котором оно официально принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе.

2) Заявление рассматривается Советом Безопасности. Рекомендация о приеме счи- тается принятой, если за нее проголосовали 9 из 15 членов Совета и при этом никто из 5 постоянных членов – Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Франция – не проголосовал против.

3) Если Совет выносит рекомендацию о приеме, она представляется на рассмотре- ние Генеральной Ассамблее. Для приема нового государства необходимо большин- ство в две трети голосов членов Ассамблеи.


4) Членство вступает в силу с даты принятия резолюции о приеме.

Независимость государств определяется их реальным суверенитетом – спо- собностью самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать или расторгать союзы, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства и т. д. История многократно перерисовывала государ- ственные границы, а между людьми-то их как не было, так и нет – единые народы, этносы формируются тысячелетиями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...